Костомарово. Костомаровский Спасский женский монастырь в Воронежской области. GPS-координаты: 50.683788, 39.750609. Начало:
«Костомарово, часть 1»,
«Костомарово, часть 2»,
«Костомарово, часть 3»,
«Костомарово, часть 4».
Также по теме пещерных монастырей в Воронежской области читайте и смотрите цикл наших публикаций про Воскресенский Белогорский мужской монастырь:
«Белогорский монастырь, часть 1»,
«Белогорский монастырь, часть 2»,
«Белогорский монастырь, часть 3»,
«Белогорский монастырь, часть 4»,
«Белогорский монастырь, часть 5».
Метки Воронежская область и Белогорье.
Блаженный старец Пётр в Костомарово
Самая дальняя пещера в монастыре в Костомарово – это пещера Покаяния. В ней жил пещерный затворник, блаженный старец Пётр – один из самых известных монахов Костомарово.
Пещера Покаяния представляет собой длинный узкий извилистый коридор, уходящий вглубь меловой горы. Чем дальше продвигался посетитель пещеры по коридору, тем ниже становился потолок пещеры. Сначала посетитель был вынужден низко склоняться, потом ползти на коленях.
На стенах узкого коридора перед вырезанными в меловой породе иконами горели тусклые лампады. Усталый путник останавливался, стоял на коленях в проходе перед иконами и молился.
Тем, кому хватало силы веры и волевых качеств доползти на коленях до конца длинного подземного хода, открывалась крошечная подземная келья. В ней жил старец Петр. Он каялся сам и учил покаянию других. Отсюда и название – пещера Покаяния.
Блаженный старец Петр оставил неизгладимый след в истории Костомарово. Рассказы о нём передаются из уст в уста, со временем превращаются в предания и легенды, а в наши дни записываются энтузиастами истории Костомарово.
По всей видимости, блаженный Петр (Еремеенко) родился в конце XIX или в самом начале XX века. Родом Петр был из села Белогорье. Кстати, там сейчас находится Воскресенский Белогорский мужской монастырь, и он тоже пещерный, как и Спасский монастырь в Костомарово.
Фото пещерного монастыря в Белогорье
Однако значительную часть своей жизни Пётр провёл не в Белогорье, а в пещере Покаяния в монастыре в Костомарово. Возможно, это связано с большей удалённостью Костомарово от людей и дорог, чем Белогорья. А Пётр искал уединения. И сейчас жизнь блаженного Петра ассоциируется именно с Костомарово.
Первые свидетельства провидческого дара блаженного Петра, которые нам удалось найти, относятся примерно к 20-м годам XX века. Петр с легкостью читал мысли людей, рассказывая им то, о чём эти люди думали или сделали тайно.
Ещё Пётр обладал даром самую скудную еду превратить в обильную и вкусную. Например, согласно преданию, которое передаётся из уст в уста, однажды блаженный Пётр взял обычную деревянную палочку, настрогал её в котелок с водой, насыпал немного крупы, бросил щепотку соли, сварил из этого вкусную уху, в которой плавали большие куски рыбы, и накормил голодных детей.
Вероятно, эта история про Петра – аналогия с евангельскими историями об Иисусе Христе. Например, в евангелии от Иоанна рассказывается история под названием «Чудо пяти хлебов и двух рыб». В той истории Иисус Христос накормил около 5000 человек пятью ячменными хлебами и двумя рыбами.
Таким образом, народная молва уподобляет блаженного Петра из Костомарово самому Иисусу. Однако официальная православная церковь воздерживается от причисления блаженного Петра из Костомарово к лику святых. Все предания о нём считаются не каноническими, и Петр почитается, не как общепризнанный святой, а как местный блаженный.
Блаженный Пётр прожил очень яркую, но в быту аскетичную жизнь. Он предсказывал судьбы людей, лечил больных, кормил голодных. Сам же предпочитал жить в уединении и скромности в пещере Покаяния в Костомарово.
Блаженный Петр предсказал свой уход из мира людей. Однажды, когда Петр уходил из Костомарово, люди спросили, когда они вновь увидят Петра? Якобы, блаженный Пётр вдруг ответил: «Когда на вербе груши будут…» — намекая на то, что никогда. То были годы репрессий. Вскоре блаженного Петра арестовали, и, по всей видимости, Петр погиб в советской тюрьме. Но народная молва утверждает, что и в наши дни люди регулярно видят блаженного Петра, бродящего по меловым горам в окрестностях Костомарово.
На вершине высокой горы над монастырём в Костомарово возвышается памятный крест. Гору называют Костомаровской Голгофой, а крест на вершине символизирует победу и власть христианства на этой земле.
На пути к вершине Костомаровской Голгофы находится небольшая часовня. По официальной версии она посвящена священномученику Петру Звереву. Внутри часовни возвышается деревянный крест, а снаружи рядом находятся несколько захоронений.
Официальная церковь утверждает, что в этой часовне на склоне Костомаровской Голгофы можно помолиться и оставить записку с просьбой священномученику Петру Звереву.
Но есть неофициальная народная версия… Народная молва окрестностей сел Костомарово и Белогорье приписывает этой часовне совсем другой смысл. Якобы, эта часовня имеет лишь видимость посвящения Петру Звереву, а на самом деле она посвящена блаженному старцу, провидцу, целителю и чудотворцу Петру. И якобы, сам блаженный Петр до сих пор бродит по окрестным горам и оврагам, и при встрече с людьми благословляет их своей традиционной, немного чудаковатой и загадочной фразой: «А подай тиби!»
Блаженный Андрей в Костомарово
Народное предание гласит, что незадолго до своего ухода из Костомарово, блаженный Петр предсказал, кто будет продолжать его дело. Якобы, однажды люди собрались вокруг Петра и спрашивали его о будущем. Вдруг Петр задумчиво произнес: «Сейчас Петрушка, а потом будет Андрюшка…» Тогда эту фразу никто не понял. Но через некоторое время после ухода Петра, в Костомарово появился новый блаженный – Андрей.
Блаженный Андрей (Андрей Васильевич Попов,) родился в селе Клеповка Бутурлиновского района Воронежской области. Пройдя ужасы и жестокость Великой Отечественной войны, раненый Андрей дал самому себе обещание, что если выживет, то посвятит свою жизнь Богу и добрым делам. Андрей выжил.
После войны Андрей решил выполнить своё обещание. Но времена были суровые и атеистические. Люди занимались подъёмом хозяйства после военной разрухи, а не верой. Своей церкви в селе не было. Незначительное количество верующих тайком от властей собирались в домах друг друга, чтобы помолиться и поговорить о Боге. Туда к ним стал приходить и Андрей. Его жена не поняла, почему её вернувшийся с войны муж не поднимает хозяйство, а ходит в дома молиться вместе с другими странными людьми и, как она считала, бездельниками. Однажды жена в сердцах сказала Андрею: «Будешь ходить туда, отрублю голову!» Андрей принял это за знак и ушел из дома. Так в пещерах Костомарово появился новый монах-затворник, которого потом стали называть блаженным Андреем.
Поначалу Андрей выглядел просто юродивым. Он жил в пещере, носил простую одежду, поверх одежды вешал несколько крестов, встречных людей благословлял, надевал им на рукава самодельные повязки из тряпок и называл этих людей избранниками божьими.
Но по мере жизни в пещере, наполненной молитвой, постом и покаянием, у Андрея стала расти духовная сила. Он стал делать пророческие предсказания и лечить людей. Также, как и Петр, Андрей стал восстанавливать разрушенный Спасский храм в Костомарово.
Жил Андрей просто и аскетично, а добра людям делал много. После разговора с Андреем люди чувствовали в себе духовную силу бороться с трудностями жизни и становились уверенными в выборе правильного жизненного пути. Постепенно люди стали называть Андрея блаженным старцем и продолжателем дела блаженного Петра. Сбылось предсказание, которое сделал блаженный Петр перед своим уходом из Костомарово: «Сейчас Петрушка, а потом будет Андрюшка!»
Не всем нравилась деятельность блаженного Андрея. Были люди просто агрессивные, а были негативно относящиеся ко всему, что противоречило идеологии советской власти. Блаженного Андрея не раз призывали вести традиционный советский образ жизни, ходить на работу и строить коммунизм, его запугивали и избивали. Андрей решил закрыться в пещере – «уйти в затвор».
Уходя в затвор, блаженный Андрей сказал:
«Дорогие братья и сестры, сегодня я ухожу от вас, и стану я в столпе на молитву, с горячей слезой молиться за весь православный мир и со врагом бороться в тяжелой борьбе!»
Если помните в предыдущей части: «Костомарово, часть 4» — мы писали о монахах-столпниках. Так вот, блаженный Андрей затворился в Костомарово в той самой пещере с иконой святого Симеона-столпника и сам стал столпником.
В этой келье блаженный Андрей провёл около 13 лет. Он проводил время в посте и молитве. Будучи столпником, Андрей никогда не ложился спать, да и негде там было лечь – слишком крохотной была его пещера-келья. Блаженный Андрей привязывал себя на ночь веревками к крючьям, вбитым в стену, и так и спал, стоя. Снаружи пещера была завалена плитами и крупными камнями из меловой породы. А еду Андрею передавали через такое окошко, вырубленное в плите.
Холодно, голодно и сыро было в пещере. Особенно тяжело приходилось зимой. В свободное время блаженный Андрей писал стихи и псалмы, рисовал картины и иконы. И хотя большая часть утеряна, но всё равно осталось огромное культурное наследие.
По истечении 13 лет затвора, блаженный Андрей счёл, что этот вид послушания для него закончен. Андрей вышел из пещеры и стал странствовать по святым местам, по пути творя добрые дела, как и обещал когда-то во время Великой Отечественной войны. Как и Петр, обретя в затворе огромную духовную силу, Андрей пророчествовал, лечил, давал духовную силу и направлял людей на верный путь в жизни.
Согласно народной молве, умер блаженный Андрей в одном из сел Лискинского района Воронежской области в 1982 году. Там же и похоронен. Его могилу мы не нашли. Когда бродишь по меловым горам вокруг монастыря в Костомарово, то иногда кажется, что где-то здесь рядом ходят блаженные Петр и Андрей и своей молитвой помогают оставшимся на земле людям в их непростой суетной жизни…
Метки Воронежская область и Белогорье.
Игорь и Лариса Ширяевы
Интернет-СМИ «Интересный мир». 14.02.2022
На свои личные деньги мы покупаем фото и видео аппаратуру, всю оргтехнику, оплачиваем хостинг и доступ в Интернет, организуем поездки, ночами мы пишем, обрабатываем фото и видео, верстаем статьи и т.п. Наших личные денег закономерно не хватает.
Если наш труд вам нужен, если вы хотите, чтобы проект «Интересный мир» продолжал существовать, пожалуйста, перечислите необременительную для вас сумму по номеру телефона +79162996163 по СБП на карту Сбербанка: Ширяева Лариса Артёмовна или по другому номеру телефона +79162997405 по СБП на карту Сбербанка: Ширяев Игорь Евгеньевич.
Также вы можете перечислить деньги в кошелек ЮMoney: 410015266707776.
Это отнимет у вас немного времени и денег, а журнал «Интересный мир» выживет и будет радовать вас новыми статьями, фотографиями, роликами.