Воронежская область, Лискинский район, гора Шатрище, пещера Шатрище, недействующий Шатрищегорский Спасо-Преображенский пещерный мужской монастырь, примерные GPS-координаты: 50.969025, 39.426255.
Предыдущая часть: «Пещера Шатрище, части 1, 2».
Смотрите и читайте публикации по метке Воронежская область.
3. Монастырь
Шатрищегорский Спасо-Преображенский пещерный мужской монастырь давно уже не действует. До наших дней сохранились подземные проходы, монастырские помещения, вырезанные в меловых стенах иконы и кресты, многочисленные надписи на стенах, разной степени древности. Кстати, дурная привычка писать на стенах свои имена существовала и в старые времена. Некоторые люди умудрялись делать это даже в период, когда пещерные монастыри были ещё действующими. Об этом сообщают краеведы и исследователи пещер, которые иногда находят на стенах пещерных церквей и монастырей очень старые надписи.
Ректор Воронежской семинарии архимандрит Димитрий еще в XIX веке писал о пещерах в горе Шатрище: «Верхняя часть прохода вся испещрена чёрными, накопчёнными от свечей крестами. Богомольцы, особенно женщины, имеют обыкновение на память о посещении пещер накоптить держимою в руке свечой крест. Люди же грамотные из желания увековечить своё посещение пещер вырезают на стенах пещер свои имена и фамилии». В качестве примера архимандрит приводит надпись за 1751 год.
Формально считается, что монастырь в Шатрище был основан в 1652 году, хотя процесс создания монастыря занял много лет. В Российском государственном архиве древних актов историки обнаружили челобитную попа Милентия Иванова, в которой он просил царя разрешить ему постричься в монахи и поселиться в заброшенной церкви близ горы Шатрище. Чтобы царь разрешил, поп обещал сам себя содержать, денег у государства не просить, а позволить ему пахать землю, ловить рыбу и молиться за здоровье и во славу царя. Царь не отказал. Постепенно проект развивался силами многочисленных энтузиастов создания пещерных монастырей того времени. К концу XVII века Шатрищегорский Спасо-Преображенский пещерный мужской монастырь уже существовал и функционировал в полную силу. В подземном пещерном монастыре внутри горы Шатрище существовала подземная же церковь, которую называли, то Богословская церковь, то Иоаннобогословская церковь.
В книге «В стране белых гор. Поездка в Дивногорье» Евгений Львович Марков, этнограф, писатель и путешественник пишет о пещерном монастыре в горе Шатрище:
«В старых документах он называется Спасским Преображенским монастырем, вероятно, по престолу своего прежнего храма. Очень может быть, что первые основатели его были поражены некоторым сходством Шатра-горы с таким же одиноко поднимающимся среди равнины куполом Евангельской горы Фавора, и посвятили этот родной свой Фавор, как и Фавор Галилеи, памяти Преображения Господня. Из сочинения митрополита Евгения видно, что неизвестно в точности время, когда был основан Шатрицкий монастырь, ранее ли Дивногорского, или после его, а «известно только, что исстари Шатрищегорский ничем не уступал в знаменитости Дивногорскому, как по числу братии, так и по богатству».
Упоминается 1-й раз о «Шатрищах» в сохранившемся при Митрофаньевском Воронежском монастыре указе от 1690 г. царей Петра и Иоанна о приписке к архиерейскому дому Воронежского святителя Митрофана ныне упразднённого Боршевского монастыря: «Да ниже того (Дивногорскаго) монастыря у реки Дона, в горе, что слывет Шатрище, выбита в меловой горе церковь и та церковь тогда была пуста». Через 6 лет после этого боярин Шеин, посланный в Азов, плывёт с певчими дьячками Доном через Коротояк, Дивногорье и Шатрище. В напечатанной в 1 т. Воронежских актов «Записной книги, как пошли певчие дьячки под Азов» сказано между прочим: «…того же числа проплыли монастырь Шатрицы, стоит на берегу реки Дона, на правой стороне, области Воронежскаго епископа, приписной, братии в нем 4-ре человека, тут же многая пещеры каменныя из мелу…».
Шатрищегорский Спасо-Преображенский пещерный мужской монастырь был закрыт не большевиками после 1917 года, как можно было бы предположить, а значительно раньше императрицей Екатериной II в 1764 году. Екатерина Великая проводила, так называемую, секуляризационную реформу. Суть реформы – закрытие излишних небольших и бедных монастырей.
«Никакое новое государство не в силах было уже переваривать в своей полицейской и экономической системе то церковное землевладение, которое стало уже уродливым пережитком, оставшимся от древних удельных времён в организме нового централизованного государства», — объяснял намерения Екатерины II логику государства российский государственный деятель и последний обер-прокурор Святейшего правительствующего синода А. В. Карташёв. Вот в результате секуляризационной реформы в 1764 году и был официально закрыт Шатрищегорский Спасо-Преображенский пещерный мужской монастырь.
Но история пещерного монастыря в горе Шатрище на этом не закончилась. Уже цитируемый нами выше Евгений Львович Марков писал:
«Закрыт был Шатрищегорский монастырь в 1764 г. при общем закрытии Екатериною II небольших и бедных монастырей. Деревянная церковь его с колокольнею была продана в слободу Меловатку, а вырученные полтораста рублей обращены на постройку при архиерейском доме в Воронеже тёплого храма. Но вера народа не сообразовалась с предписаниями начальства, и богомольцы, как прежде, продолжали тянуть по проторенным издревле дорожкам к глубокочтимой народом древней святыне. В конце сороковых годов нашего столетия наплыв богомольцев в Шатрищенские пещеры в летнее время был ещё так велик, что не в меру ревностное епархиальное начальство из каких-то трудно понятных опасений сочло необходимым приказать местному благочинному завалить вход в пещеры. Произошла, как и следовало ожидать, та же история, что и в Белогорских пещерах. Ночью народ откопал опять пещеры и ещё усерднее стал молиться в запретном храме: кто пел там священные песнопенья, кто читал божественные книги. Тогда обратились к помощи гражданских властей. Коротоякская полиция явилась на место, чтобы завалить опять пещеры и силою разогнать народ. Но народ, прослышав про такие распоряжения начальства, со своей стороны толпами собрался в пещерах на защиту излюбленной святыни. Когда неразумные исполнители полицейских предписаний с каким-то ожесточением варваров принялись рубить иконы и уничтожать на стенах священные изображения, народная толпа, наполнявшая пещеры, пришла в неописанное негодование. Произошло жестокое побоище, и полиция должна была удалиться с уроном… Народ, можно сказать, грудью отстоял свои древние пещеры и своё право свободно молиться там, куда его влечет его вера. Шатрище приобрело после этого погрома ещё большую славу в народе и ещё сильнее стало привлекать к себе богомольцев».
И вот в 1854 году властями дано разрешение возобновить богослужение в Шатрищегорском пещерном храме. На вершине горы Шатрище был установлен большой деревянный крест. И снова потянулись люди к святыне христианской веры…
«Рассказывают случаи такого фантастического усердия, что бабы-богомолки поднимались по обету ползком на коленках на кручи Шатрища от подножия его до входа в пещеры, куда и прямо на ногах входить не особенно легко. Это лучше всего показывает, до какой степени народ чтил свою древнюю святыню».
В 1889 году афонский монах русского происхождения Диодор (Котляров) решает возродить Шатрищегорский пещерный монастырь в прежнем его величии. Он распространяет информацию, что, якобы: «некий юродивый открыл, будто в Шатрище хранятся трое святых мощей, и с восстановлением там монастыря будет… великая обитель, равная Афонской». Для возрождения пещерного монастыря энтузиасты позвали монахов из далёкого Афона.
«Как указывает современный исследователь Виталий Стёпкин, кроме крестьян, на земле которых было расположено урочище Шатрище, в Воронежской губернии возрождения монастыря никто не ждал. В глазах местного начальства афонские ходатаи могли восприниматься как потенциальная угроза видимого провинциального благополучия. Официальные российские власти не воспринимали постриг, принятый на Афоне без благословения российской церковной иерархии, как действительный, что делало их в глазах местных чиновников не монахами, а обычными крестьянами. К тому же в конце XIX — начале XX века развитие подвига подземножительства в крестьянской среде Подонья воспринималось правящей элитой как анахронизм Древней Руси. 8 августа 1891 года Воронежская консистория вынесла решение, утвержденное правящим архиереем: «…ходатайство схимонаха Тихона и крестьян Димитрия Котлярова (он же монах Диодор) и Якова Гуляева об открытии Шатрище-Горского монастыря признать не заслуживающим уважения. Но поелику из донесения Благочинного Автономова видно, что в сказанные пещеры бывает по времени значительные притечения Богомольцев и любопытствующих, то для большого порядка и отправления в пещерах молитвословий и богослужений (кроме литургии) Консистория признает благовременным и нужным поручить пещеры в заведование Дивногорского Успенского монастыря (отстающего в 7 верстах) с тем, чтобы при оных находился благоговейный старец из иеромонахов и при нем два послушника, и чтобы поступающие пожертвования записывались в церковно-монастырскую книгу особыми статьями».
Короче говоря, местные власти возрождаемый энтузиастами монастырь официально не признали, но от учёта пожертвований и, вероятно, от доли с этих пожертвований – не отказались. Обычные люди монастырь признали и свои небольшие деньги в монастырь регулярно несли. Иначе бы и не возникло такого решения от местных властей.
После революции 1917 года большевики завершили историю Шатрищегорского Спасо-Преображенского пещерного мужского монастыря. Монастырь был разграблен, а саму гору Шатрище стали регулярно взрывать, чтобы использовать в строительстве и промышленности отколовшиеся куски мела. Но пещера частично уцелела, и в наши дни она остаётся интересным объектом для неформальных неорганизованных туристов. Об этом читайте в следующей части нашего рассказа о горе и пещере Шатрище.
Продолжение: «Пещера Шатрище, часть 4».
Смотрите и читайте публикации по метке Воронежская область.
Игорь и Лариса Ширяевы
Интернет-СМИ «Интересный мир». 16.01.2024
На свои личные деньги мы покупаем фото и видео аппаратуру, всю оргтехнику, оплачиваем хостинг и доступ в Интернет, организуем поездки, ночами мы пишем, обрабатываем фото и видео, верстаем статьи и т.п. Наших личные денег закономерно не хватает.
Если наш труд вам нужен, если вы хотите, чтобы проект «Интересный мир» продолжал существовать, пожалуйста, перечислите необременительную для вас сумму по номеру телефона +79162996163 по СБП на карту Сбербанка: Ширяева Лариса Артёмовна или по другому номеру телефона +79162997405 по СБП на карту Сбербанка: Ширяев Игорь Евгеньевич.
Также вы можете перечислить деньги в кошелек ЮMoney: 410015266707776.
Это отнимет у вас немного времени и денег, а журнал «Интересный мир» выживет и будет радовать вас новыми статьями, фотографиями, роликами.