Предисловие к циклу публикаций о личной коллекции значков
В советские времена многие мальчишки в детстве собирали значки. Я тоже собирал. Случайно большая часть моего детства прошла в городе Жуковском Московской области.
Жуковский — наукоград, город авиаторов. Город, устремленный в небо. Город, где профессия летчика-испытателя была сродни профессии моряка в портовом городе. Обычная легендарная профессия. Золотые самолеты до сих пор украшают многочисленные могилы погибших летчиков-испытателей на кладбище в Жуковском. Улицы названы их именами.
Неудивительно, что подростки собирали значки, в основном, по темам космос и авиация. Тем более, что возможности позволяли. Некоторые значки выпускали небольшими тиражами, некоторые были массовыми. Потом значки привозили в тематический город на продажу, на память или в подарок. Со значками по темам авиация и космос в то время в Жуковском не было проблем.
Моя жизнь сложилась так, что во взрослом возрасте я к авиации и космонавтике не имел никакого отношения. А значки из детской коллекции сохранились. Сейчас некоторым значкам из моей коллекции 50 и более лет. К сожалению, они находятся в плачевном состоянии. Вместе со мной они пережили распад СССР, лихие 90-е, многочисленные перемещения по стране и необходимость выживать. Значки битые и тёртые, как и я сам. Кроме того, многие значки изначально были изготовлены небрежно, они кривые и с потёками эмали. Так тогда делали значки.
Я подумал, что сейчас уже даже эти потёртые и битые значки имеют ценность – ценность памяти. Я переснял большинство своих значков на фотокамеру. Некоторые фотографии получились не очень хорошими – где-то блики, где-то недостаточно резко. Но это съёмка для себя, а не для музейного каталога. Так что, пусть будет так.
Постепенно я буду публиковать фрагменты своей коллекции с краткими комментариями.
Предыдущие старые публикации по теме:
«Значки, которым почти полвека. Космос»,
«Значки из детства. Авиация».
Также читайте и смотрите метки:
значки – о моей коллекции значков,
Жуковский – о городе Жуковском Московской области,
Быково – о Быково, в том числе о кладбище, где похоронены многие известные лётчики,
авиа и космос – тематические публикации об авиации и космонавтике,
архивы и коллекции – о самых разных архивах, коллекциях, исторических документах и свидетельствах.
Самолёты Ан на значках СССР
Главный конструктор транспортных самолётов Ан, академик Олег Константинович Антонов прошёл непростой жизненный путь. Его называли «отцом» транспортной авиации в СССР.
Олег Антонов родился ещё при монархии в 1906 году в семье дворянина. Ещё в детстве он увлёкся авиацией. Уже при советской власти в 1921 году Олег Антонов подал заявление в авиашколу. Получил закономерный отказ: слишком юный возраст, дворянское происхождение, и вообще в авиашколу принимали только командиров Рабоче-крестьянской Красной армии (РККА).
Будущий академик и главный авиационный конструктор не сдался. Он старался при малейшей возможности быть около авиации: построил свой первый планер, организовал кружок любителей авиации, принял участие во всесоюзных испытаниях планеров в Коктебеле, создавал всё новые и новые конструкции планеров.
Стране нужны были самолёты и нужны были люди, готовые их создавать. Упорного и талантливого Антонова поддержали, несмотря на его дворянское происхождение. Олег Константинович Антонов фактически с нуля создал транспортную авиацию в СССР, стал главным конструктором самолётов Ан.
ОКБ Антонова было расположено в Украине, которая тогда была частью СССР. В ОКБ Антонова были созданы легендарные самолёты:
— биплан Ан-2 («кукурузник»), такой же многоцелевой, лёгкий, легендарный и незаменимый, как автомобиль УАЗ Буханка, он экспортировался в 26 стран мира и до сих пор используется,
— военно-транспортный самолёт Ан-8, предназначенный для перевозки войск, оружия, раненых и для десантирования бойцов ВДВ,
— Ан-22 «Антей», первый в мире широкофюзеляжный и на тот момент самый большой турбовинтовой самолёт,
— Ан-124 «Руслан», тяжелый транспортный самолёт для дальних перелётов,
и многие другие.
После смерти Олега Константиновича Антонова и распада СССР, ОКБ Антонова стало украинским. Современное украинское предприятие на базе бывшего советского ОКБ Антонова переживает непростые времена. Конфликт между Россией и Украиной привёл к разрыву научных, конструкторских и производственных связей. С 2016 по 2018 гг. предприятие не произвело ни одного серийного самолёта. Дело жизни Олега Константиновича Антонова разрушено политиками, делящими власть. Есть слухи, что бывшее ОКБ Антонова пытается купить Боинг, но этой информации мы не нашли строгого документального подтверждения.
В серии «Жизнь замечательных людей» (ЖЗЛ) есть интересная книга: «Олег Антонов», автор Василий Захарченко.
Ан-2 — легендарная «Аннушка»
Ан-2 и его многочисленные модификации, прозвища «Кукурузник», «Аннушка». Сверхлёгкий биплан, который может взлететь с колхозного поля, с автомобильной дороги, с большой лесной поляны, с заснеженного поля. Ан-2 имеет фантастическую управляемость. Ан-2 может оставаться в воздухе всего на скорости около 40 км/ч, словно он зависает на одном месте.
Ан-2 занимал уникальную нишу в авиации СССР. Ан-2 имел много модификаций, использовался в освоении Крайнего Севера, в геолого-разведывательных экспедициях, в армии, в сельском хозяйстве, в обучении и тренировке пилотов. Ан-2 экспортировался из СССР в 26 стран мира. Ни один самолёт в мире не мог делать то, что способен был вытворить в воздухе Ан-2 в руках умелого пилота. Например, Ан-2 мог летать хвостом вперед. Например, Ан-2 мог пролететь много километров при закончившемся топливе. В Википедии список вооружённых конфликтов, в которых принимал участие Ан-2, достигает 60 пунктов. В этом списке есть даже Вторая Карабахская война 2020 года.
Ан 2 занесён в книгу рекордов Гиннеса, как единственный самолёт, который выпускается более 70 лет. В 2017 году, в результате глубокой модернизации Ан-2, был разработан новый самолет ТВС-2, в котором поршневой двигатель заменен на турбовинтовой, но по сути своей это старый добрый Ан-2, созданный Олегом Антоновым в 1940-х. Потребность в Ан-2, пусть и глубоко модернизированном, сохраняется. Ан-2 уникален, как УАЗ Буханка – простой, лёгкий, ремонтопригодный и востребованный в определённых ситуациях.
Ан-12 — гордость ВДВ и скорбный «Чёрный тюльпан»
Ан-12 и его многочисленные модификации, военно-транспортный самолёт. Он имел большое значение для становления воздушно-десантный войск (ВДВ) СССР. Ан-12 был первым военно-транспортным самолётом, который позволял производить массовое десантирование бойцов ВДВ вместе с сопутствующей военной техникой. История Ан-12 и ВДВ неразрывно связаны друг с другом.
Ан-12 чрезвычайно удобен в погрузке и выгрузке. Ан-12 может работать в очень сложных погодных условиях. Ан-12 может взлетать с грунтовых, заснеженных и ледовых площадок. Благодаря этим качествам Ан-12 использовался в спасательных работах при чрезвычайных ситуациях, с помощью Ан-12 искали и спасали участников экспедиций, экипажи потерпевших бедствие кораблей и самолётов, искали приземлившихся космонавтов.
Ан-12 принимал участие в военных действиях в Чехословакии и в Афганской войне 1979–1989 гг. Именно Ан-12 «Чёрный тюльпан» вывозил с территории Афганистана тела погибших советских воинов – так называемый, Груз-200. Ан-12 участвовал в Третьей Индо-Пакистанской войне 1971 года. Ан-12 участвовал в многочисленных военных конфликтах в Африке и на Ближнем Востоке. Ан-12 — не менее легендарный самолёт, чем Ан-2.
Ан-14 — неудавшаяся замена Ан-2
Ан-14 – лёгкий транспортный самолёт, который по замыслу Антонова должен был заменить Ан-2, но не смог этого сделать. Ан-12, как и Ан-2, мог взлетать и садиться в неподготовленных для этого местах. Во время испытаний Ан-12 Олег Константинович Антонов наугад выбрал на карте 68 населённых пунктов, не узнавая есть ли там рядом хоть какая-то площадка для посадки и взлёта. Потом Антонов поручил лётчику-испытателю приземлить и поднять в воздух самолет Ан-12 не далее, чем в 300 метрах от крайнего дома в каждом из этих 68 населённых пунктов. Лётчик и самолёт справились! Но Ан-2 превзойти не удалось…
Последний, восстановленный из музейного экспоната, лётный экземпляр Ан-14 «Пчёлка» взлетел 9 декабря 1999 года с испытательного аэродрома Арсеньевского авиазавода «Прогресс» в Приморском крае. Погода ухудшилась, началась метель. Последний Ан-14 разбился.
Ан-22 — гигантский «Антей»
Ан-22 «Антей», тяжёлый, транспортный, первый в мире широкофюзеляжный и на тот момент самый большой турбовинтовой самолёт. Он мог перевозить по тем временам колоссальное количество груза – 80 тонн, и при этом Ан-22 мог взлетать с грунтовых аэродромов. Ан-22 «Антей» участвовал в авиасалоне Париж-Ле-Бурже в 1965 году.
Ан-22 применялся при ведении боевых действий в Афганистане, при ликвидации аварии на Чернобыльской АЭС, при ликвидации последствий Спитакского землетрясения в Армении в 1988 году, при перевозке войск и беженцев.
Ан-22 «Антей» — уникальный гигантский самолёт с несчастливой судьбой. В 1989 году в грузовую кабину Ан-22 загрузили другой самолёт МиГ-25 и дали команду на взлёт. Таковы были возможности Ан-22! Но при этом Ан-22 преследовали неисправности и административные проблемы. Серийно произведено всего 69 экземпляров Ан-22.
Ан-24 — самый большой ресурс использования!
Ан-24 имел пассажирскую и транспортную модификации. Самолёт оказался настолько успешным, что экспортировался из СССР в 25 стран мира. Ан-24 мог пролетать без дозаправки до 1000 км и продолжать полёт даже при отказе одного из двигателей. Ан-24 имел самый большой ресурс использования из всех самолетов СССР в то время – он доходил до 50 тысяч часов полёта.
Ан-26 – массовый самолет труженик
Ан-26 – модификация исходной модели Ан-24. Это самый массовый самолет в своём классе, всего было произведен более 1400 экземпляров.
Ан-26 – это массовый самолет труженик, он эксплуатируется до сих пор. Помимо пассажирской, существуют модификации:
— санитарно-транспортная,
— самолёт ледовой разведки,
— для исследования физических свойств атмосферы,
— для борьбы с грозовыми облаками,
— летающая лаборатория,
— пожарный самолет,
— самолет разведки для обнаружения ядерного излучения,
— для применения в условиях высокогорья.
Ан-26 – это неприхотливый, надёжный, прагматичный самолёт для выполнения самых разнообразных военных и гражданских задач.
К сожалению, Ан-26 фигурировал в истории авиакатастроф. В 1985 году штабной Ан-26, на борту которого находилось практически все командование ВВС Закарпатского военного округа, столкнулся в воздухе с пассажирским Ту-134. Причина – ошибка авиадиспетчера львовской зоны управления воздушным движением. Погибли 94 человека.
Предыдущие старые публикации по теме:
«Значки, которым почти полвека. Космос»,
«Значки из детства. Авиация».
Также читайте и смотрите метки:
значки – о моей коллекции значков,
Жуковский – о городе Жуковском Московской области,
Быково – о Быково, в том числе о кладбище, где похоронены многие известные лётчики,
авиа и космос – тематические публикации об авиации и космонавтике,
архивы и коллекции – о самых разных архивах, коллекциях, исторических документах и свидетельствах.
Игорь и Лариса Ширяевы
Интернет-СМИ «Интересный мир». 19.12.2021
На свои личные деньги мы покупаем фото и видео аппаратуру, всю оргтехнику, оплачиваем хостинг и доступ в Интернет, организуем поездки, ночами мы пишем, обрабатываем фото и видео, верстаем статьи и т.п. Наших личные денег закономерно не хватает.
Если наш труд вам нужен, если вы хотите, чтобы проект «Интересный мир» продолжал существовать, пожалуйста, перечислите необременительную для вас сумму на карту Сбербанка: Visa 4276400051181130 Ширяева Лариса Артёмовна или MasterCard 5469400010332547 Ширяев Игорь Евгеньевич.
Также вы можете перечислить деньги в кошелек ЮMoney: 410015266707776.
Это отнимет у вас немного времени и денег, а журнал «Интересный мир» выживет и будет радовать вас новыми статьями, фотографиями, роликами.