Первый космонавт в мире Юрий Гагарин погиб 55 лет назад. Он мечтал полететь на Луну, но в погиб на Владимирской земле, не дожив две недели до семилетия своего первого полёта в космос.
Двухместный учебно-тренировочный самолёт МиГ-15УТИ с экипажем, в составе опытнейшего лётчика-инструктора полковника Владимира Сергеевича Серёгина и лётчика-космонавта СССР Юрия Алексеевича Гагарина, потерпел катастрофу и врезался в землю 27 марта 1968 года примерно в трёх километрах от деревни Новосёлово Владимирской области. Предположительно самолёт МиГ-15УТИ не вышел из штопора и врезался в землю под углом примерно 50 градусов. Экипаж погиб…
Правда о гибели Гагарина
Большинство людей вряд ли когда-нибудь узнают всю правду об обстоятельствах гибели первого космонавта в мире. Есть несколько весомых причин.
1. Гагарин и Серёгин были военными лётчиками. Обстоятельства их гибели могли считаться в СССР военной тайной. Со временем документы могут теряться или быть искажены в угоду веяниям времени. История – не самая точная наука…
2. Сразу после катастрофы для расследования причин и обстоятельств крушения самолёта МиГ-15УТИ была создана Правительственная комиссия, в работе которой участвовали специалисты КГБ СССР. Учитывая назначение и репутацию КГБ, истинные обстоятельства гибели Гагарина и Серёгина вполне могли быть засекречены, а народу была предоставлена официальная версия, не вполне соответствующая действительности.
3. Смерть первого космонавта в мире затронула интересы многих людей:
3.1. Пострадал престиж и репутация СССР в мире. Гагаринская открытая улыбка и его активная общественная деятельность способствовали тому, что образ СССР в мире стал более позитивным. Признать, что Гагарина не уберегли по причине ненадёжности советской авиационной техники или по чьему-то недосмотру или даже, например в результате преступного умысла, было бы нежелательно в политических целях. Если бы существовала неудобная правда о катастрофе, её выгодно было бы скрыть и заменить более удобной версией. В СССР подобное сокрытие правды и предоставление официальной версии было традиционным во многих случаях.
3.2. Огромное количество людей любили Гагарина. Они могли страстно желать наказать виновного или группу виновных. Профессор С.М. Белоцерковский, один из членов аварийной комиссии, так пишет об этом в своей книге «Первопроходцы Вселенной»:
«…горечь утраты, нелепость происшедшего были столь велики, что люди буквально жаждали примерного (и гласного!) наказания всех, кто хоть косвенно мог быть причастен к катастрофе. Поэтому любая версия даже с нейтральным изложением того, что могло произойти, вызывала бурные споры между заинтересованными лицами. В результате сформировался пассивный выход из трудного положения — позиция умолчания…»
3.3. Под угрозой наказания оказались люди, занимавшие важные должности, имеющие высокие воинские звания, сделавшие карьеру. Не исключено, что в документы и отчёты касательно обстоятельств и причин катастрофы были внесены изменения на любом из этапов расследования.
4. И наконец самая главная и объективная причина. В то время самолёты МиГ-15УТИ не оснащались «чёрными ящиками». Правительственная комиссия могла исследовать лишь отдельные детали и обломки самолета, которые, естественно, были повреждены ударом о землю и последовавшим за этим взрывом.
На сегодняшний день Госархив рассекретил личное дело Юрия Гагарина и опубликовал на своём сайте некоторые фотографии, сделанные на месте авиакатастрофы 28 марта 1968 года, т. е. на следующий день после гибели Гагарина и Серёгина. На этих фотографиях видны обломки фюзеляжа самолёта. Фото можно посмотреть на сайте Госархива, но вряд ли несколько фотографий низкого качества помогут обычному человеку разобраться в причинах авиакатастрофы учебно-тренировочного самолёта МиГ-15УТИ с бортовым номером 18. Более того, правительственная комиссия тоже не смогла прийти к однозначным выводам. Правительственная комиссия предоставила отчёт о своей работе, состоящий из 29 томов. В народе авиакатастрофа обросла слухами и домыслами.
Версии и слухи касательно обстоятельств и причин гибели Гагарина и Серёгина
1. Официальная версия. Генерал Н.П. Каманин писал в своих дневниках:
«…22 июля рассмотрели проект решения по катастрофе Гагарина. Окончательная формулировка выглядит так — вероятной причиной катастрофы является выполнение резкого маневра для предотвращения входа в верхний край первого слоя облачности или отворота от шара-зонда с последующим попаданием самолета в закритические режимы полета в усложненных метеоусловиях».
Это и стало официальной версией гибели Гагарина и Серёгина.
По сути, выводы правительственной комиссии намекают на ошибку в действиях экипажа. Т. е. два военных лётчика-истребителя, один из которых опытнейший лётчик-инструктор, лётчик-испытатель 1 класса, участник Великой Отечественной войны, Герой Советского Союза, полковник Серёгин, а другой первый космонавт в мире, лётчик-космонавт СССР, военный лётчик 1 класса, Герой Советского Союза полковник Гагарин столкнулись с неожиданностью. Вдруг в небе появился метеорологический шар-зонд. Или, хуже того, вдруг лётчики увидели внизу под собой облака. Один из них так испугался, что совершил неоправданный резкий манёвр и ввёл самолёт в штопор. После этого два военных лётчика не смогли вывести простой учебный самолёт из штопора и разбились насмерть. Никто из оставшихся в живых не виноват и не несёт ответственности. Репутация советской авиационной промышленности не пострадала. Политическая репутация страны тоже.
2. Ошибка показаний высотомера в условиях резкого снижения и плохой видимости. Возможно, самолёт действительно вошёл в штопор, спираль или пикирование. При резком снижении высотомер самолёта МиГ-15УТИ с запаздыванием показывает реальную высоту. Проще говоря, высотомер не успевает отображать резкое снижение и показывает высоту чуть больше реальной. И это было хорошо известно и типично.
В тот день погода была не очень хорошей. Облачность была густой и низкой. Высотомер неточен, визуальной видимости в облаках нет, земля близко… Но почему два опытных военных лётчика, один из которых (полковник Серёгин) считался одним из лучших испытателей самолётов МиГ и отлично знал их особенности, не просчитали типичную для авиации ситуацию? И как можно было свалить учебно-тренировочный МиГ-15УТИ в штопор, если самолёт был исправен, а лётчик-инструктор опытен?
3. Одному из лётчиков (предположительно, полковнику Серёгину) стало плохо с сердцем. Острый сердечный приступ с потерей сознания привёл к тому, что лётчик сдвинулся с кресла, навалился на ручку управления, и своим телом заклинил её. По этой причине второй пилот не смог контролировать самолёт. С. Х. Шамсутдинов пишет:
«Могло ли так быть? Могло. Подобные случаи в истории авиации были, и это никоим образом нельзя ставить в вину Владимиру Серегину, который прошел войну, был летчиком-испытателем, а затем командовал авиаполком, в котором проходили подготовку герои-космонавты. В пользу этой версии говорит тот факт, что Гагарин находился в пилотажной зоне всего 4–5 минут вместо положенных 15–20 минут. Возможно, В. С. Серегин успел сказать Гагарину о своем резком ухудшении самочувствия, и Юрий Алексеевич попросил разрешение вернуться на аэродром. Эта версия объясняет также, почему летчики не катапультировались. По инструкции, первым катапультироваться должен был Серегин, но он не смог это сделать, так как был в предобморочном состоянии или без сознания. Ю. А. Гагарин до самого конца пытался вывести самолет в горизонтальный полет, но ему не хватило 2–3 секунд и 150–200 метров высоты».
4. Небольшой по размерам самолёт МиГ-15УТИ попал в вихревой след другого более крупного и скоростного самолета, пролетевшего рядом. Лётчик-космонавт А. А. Леонов утверждал, что МиГ-15УТИ попал в спутную струю самолета Су-15, испытания которого проходили неподалёку. Возможно, пилот Су-15 намеренно или случайно нарушил полётное задание, увёл самолёт в другую зону полётов, снизился до рабочей высоты МиГ-15УТИ, в условиях густой облачности не увидел его и прошёл в опасной близости. Если пилот Су-15, исправляя свою ошибку в полётном задании, на форсаже уходил вверх на свою высоту и в предписанную ему зону полёта, то теоретически он мог повлиять на МиГ-15УТИ.
Естественно, эту версию проверяли, как и другие версии. Летчик ЛИИ имени Громова в городе Жуковский, профессор А. Д. Миронов писал, что действительно 27 марта 1968 г. в ЛИИ состоялись полеты двух самолетов Су-15. Один из них пилотировал заслуженный летчик-испытатель А. П. Богородский, второй Су-15 пилотировал заслуженный летчик-испытатель, Герой Советского Союза А. А. Щербаков. Отчёты о полётах гласят, что Богородский произвел посадку, когда Гагарин и Серёгин ещё только набирали высоту, а Щербаков взлетел уже после катастрофы МиГ-15УТИ. Получается, что оба эти Су-15 не могли привести к гибели Гагарина и Серёгина. Но насколько можно верить этим отчётам, учитывая затронутые интересы людей на государственном уровне?
Кроме того, заслуженный летчик-испытатель, Герой Советского Союза С. А. Микоян утверждал, что учебно-тренировочный самолёт МиГ-15УТИ очень устойчив, не склонен к сваливанию в штопор, легко из него выводится, и пролёт Су-15 рядом не мог привести к авиакатастрофе. Но тогда становится непонятно, как Гагарин и Серёгин вошли в тот злополучный штопор и почему из него не вышли? Или уважаемый Микоян погрешил против истины?
5. Самолёт был неисправен технически или получил повреждения в воздухе. Например, в результате столкновения с метеорологическим шаром-зондом или птицей. Возможно, произошла разгерметизация кабины.
Однако, отчёт правительственной комиссии гласил, что самолёт МиГ-15УТИ был изначально исправен и упал в полностью исправном состоянии. Учитывая, что обломки упавшего самолёта были разбросаны на значительной территории и далеко не все были найдены, утверждение, что самолёт упал полностью исправным, вызывает вопросы.
6. Многочисленные слухи и домыслы.
6.1. Самолёт Гагарина и Серёгина по ошибке был сбит ракетой противовоздушной обороны СССР. Виновные были строго наказаны, но с целью сохранить политическую репутацию СССР и не волновать народ, в официальном отчёте правительственной комиссии это не отражено.
6.2. Гагарин и Серёгин, как и некоторые другие известные лётчики, например легендарный Валерий Чкалов, были склонны к лихости, доходящей до воздушного хулиганства. Возможно, пилоты гоняли коров по полю на своём истребителе, и вообще они были пьяны. В результате произошла катастрофа…
6.3. Гагарина убили по личному секретному приказу Брежнева потому, что Гагарин стал депутатом Верховного Совета СССР, конкурировал с Брежневым по популярности и влиянию, пытался улучшить жизнь простого народа и мешал правительству СССР.
6.4. Гагарин погиб ранее во время испытаний космического корабля для полёта и высадки на Луну. Признать это – означало подорвать международный престиж советской космонавтики. Поэтому роль Гагарина некоторое время играл его двойник. Но потом этого двойника уничтожили в авиакатастрофе с Серёгиным.
6.5. Гагарина убили агенты ЦРУ, чтобы подорвать престиж СССР, деморализовать советских людей и помешать развитию советской космической программы. По сути, это версия спланированного террористического акта.
Эти и другие многочисленные слухи и домыслы кажутся фантастическими и вряд ли имеют отношение к действительности. Так или иначе, большинству людей вся правда об обстоятельствах и причинах гибели Гагарина и Серёгина останется неизвестной. Но, возможно, мы знаем или когда-нибудь узнаем часть этой правды.
Мемориал и храм на месте гибели Гагарина и Серёгина во Владимирской области
На месте гибели Гагарина и Серёгина возведён мемориал. Он впечатляет своей скромностью. Мы фотографировали там через несколько дней после 55-летия авиакатастрофы того МиГ-15УТИ, унесшей жизни двух лётчиков. Серая промозглая погода, сырость и снег подчёркивали трагичность произошедшего.
Мемориал был открыт 17 октября 1975 года, спустя семь лет после гибели лётчиков. Обращает на себя внимание какая-то запущенность и неухоженность места. Пустое бетонное основание, на котором должен быть установлен самолёт. Рядом стоит МиГ-29, который не имеет прямого отношения к катастрофе МиГ-15УТИ. Разъехавшиеся плиты под ногами, уложенные с нарушением технологии. Трагично и стыдно, как нам кажется…
МиГ-29, конечно, красавец, но причём здесь историческая достоверность и память о гибели Гагарина и Серёгина?
Почему за столько времени у страны не нашлось сил, желания или денег на завершение строительства мемориала? Ведь 55 лет прошло!
Рядом памятный обелиск. Пишут, что он символизирует крыло самолёта. Свежие цветы.
На территории мемориала есть часовня Георгия Победоносца. Вы видели её на фотографиях выше.
А примерно в полукилометре находится храм Андрея Первозванного, восстановленный, в том числе, на средства лётчика-космонавта А. А. Леонова. При храме местное кладбище.
И вот там рядом с храмом на постаменте стоит МиГ-15, что исторически более достоверно, чем тот МиГ-29, который рядом с пустым бетонным основанием у мемориала. На МиГ-15 написан тот самый бортовой номер 18…
Игорь и Лариса Ширяевы
Интернет-СМИ «Интересный мир». 05.04.2023
На свои личные деньги мы покупаем фото и видео аппаратуру, всю оргтехнику, оплачиваем хостинг и доступ в Интернет, организуем поездки, ночами мы пишем, обрабатываем фото и видео, верстаем статьи и т.п. Наших личные денег закономерно не хватает.
Если наш труд вам нужен, если вы хотите, чтобы проект «Интересный мир» продолжал существовать, пожалуйста, перечислите необременительную для вас сумму по номеру телефона +79162996163 по СБП на карту Сбербанка: Ширяева Лариса Артёмовна или по другому номеру телефона +79162997405 по СБП на карту Сбербанка: Ширяев Игорь Евгеньевич.
Также вы можете перечислить деньги в кошелек ЮMoney: 410015266707776.
Это отнимет у вас немного времени и денег, а журнал «Интересный мир» выживет и будет радовать вас новыми статьями, фотографиями, роликами.