Воронежская область. Белогорский монастырь. Правильное полное название – Воскресенский Белогорский мужской монастырь. У туристов это место больше известно, как Белогорье. Хотя это не совсем корректно. Белогорье – это также одноименное село недалеко от монастыря. И ещё Донское Белогорье – это нестрогое название обширной территории в Воронежской области.
Метки: Воронежская область, Белогорье, храм. Предыдущая ЧАСТЬ 3.
ЧАСТЬ 4. Пещеры Воскресенского Белогорского мужского монастыря
Белогорский монастырь – самый крупный пещерный монастырь в России. И, возможно, самый интересный. Сочетание исполинских размеров и драматичной истории делает монастырь уникальным. Гостеприимство обитателей Воскресенского Белогорского мужского монастыря является дополнительным аргументом для посещения этого места. Прекрасная природа вокруг не может оставить сердце равнодушным. Читайте предыдущие ЧАСТЬ 1, ЧАСТЬ 2, ЧАСТЬ 3 и смотрите фотографии.
Пещеры Воскресенского Белогорского мужского монастыря
Иеромонах Сергий провёл нас в пещеры Воскресенского Белогорского мужского монастыря через наземную часть храма князя Александра Невского. Название храма неслучайно. Так пожелала назвать этот храм Мария Шерстюкова, первая и самая известная копательница Белогорских пещер, стоящая у истоков создания Белогорской обители.
Обычно в действующих храмах фотографировать не разрешают. Пользуемся небольшой привилегий для журналистов. Нам разрешили снимать.
Тёплый свет свечей делает обстановку храма похожей на чудо.
Спускаемся при свете фонарей. Многоуровневые подземные помещения: ходы, кельи монахов, подземный храм. И вот здесь самое время рассказать историю возникновения Белогорского пещерного монастыря.
Знаменитые Белогорские пещеры начала копать Мария Константиновна Шерстюкова в 1796 году. Копала она их около 26 лет до самой своей смерти на 82 году жизни. И тому были причины.
Мария Шерстюкова (в девичестве Босая) родилась на Воронежской земле в 1740 году. Есть легенда, что с юности она мечтала уйти в монастырь и служить Богу.
После смерти отца Мария вышла замуж за местного пьяницу и гуляку Самуила Шерстюкова. Постепенно она сама втянулась в этот образ жизни. После смерти мужа Мария раздала своих детей добрым людям и пустилась во все тяжкие. Среди односельчан Мария прославилась беспробудным пьянством и бесконечными загулами. Она пропила своё имущество и дом, жила с разными мужчинами, стала падшей публичной женщиной. Но тут Марии пошел шестой десяток лет, и поддерживать такой образ жизни ей стало уже трудно. А выживать как-то надо. И стала Мария ворожить, колдовать, составлять разные снадобья и заниматься приворотами. Заработанные деньги закономерно тратила на алкоголь. С местными жителями отношения ухудшились. Если раньше односельчане относились к Марии, как к пьянице и публичной женщине, то теперь стали относиться, как к старой опасной колдунье. К 55 годам от Марии отвернулись многие люди, да и сама она не стремилась к общению. Целыми днями бродила она по меловым горам и окрестным лесам, отталкивая и пугая своим видом случайно встретившихся людей. Выживать ей стало совсем трудно.
Ходоком Мария была неплохим, и пошла она пешком в Киев – в те места, где люди её ещё не знали, а у киевских христианских святынь можно было попробовать вымолить себе лучшую жизнь. Вернулась оттуда Мария совсем другим человеком.
В 1796 году на склонах Белогорских меловых гор над Доном Мария Шерстюкова стала копать пещеры, которые позже стали Белогорским пещерным монастырем. Современному мирскому человеку трудно в полной мере осознать, зачем Мария это делала. Бежала ли она от общения с односельчанами, будучи фактически изгоем? Или пыталась убежать от самой себя? Пыталась тяжелым трудом заглушить воспоминания и страсти? Таким способом удерживала себя от пьянства и потребности в распутстве? Действительно хотела основать пещерный храм и монастырь? Было ли ей какое-то видение или откровение? Вымаливала лучшую загробную жизнь? Ловко перестроилась под менталитет местных жителей, чтобы кормили и помогали выжить в старости? Точного ответа у мирского человека, привыкшего опираться на факты, а не на домыслы и легенды, сейчас нет. А Белогорский пещерный монастырь есть. И это прекрасно!
Люди по-разному отнеслись к деятельности Марии Шерстюковой. Кто-то считал её авантюристкой, кто-то безумной, но были люди, которые стали добровольно помогать Марии копать пещеры и подкармливали её. Местные власти испугались, что вокруг Марии образуется секта. Деятельность запретили. Дело передали в суд. Дело получилось резонансное и дошло до царя Александра Первого. Царь не нашел в деятельности Марии Шерстюковой никакого преступления, повелел выделить ей денег и оказывать ей содействие. Так и появился Белогорский монастырь. Мария Шерстюкова пожелала, чтобы наземный храм был освящён в честь Александра Невского. Все понимали, что она имеет в виду царя Александра, что это прямой намёк на царя. Марию попытались отговорить, т. к. царь не одобрял культа личности, но она настояла на своём. А царя Александра Первого в этих местах уже в нашем 21 веке до сих пор называют Александр Благословенный.
Официальную подробную историческую версию можно прочитать на сайте монастыря: «Мария пещерокопательница».
Кельи монахов.
Белогорский пещерный монастырь считается самым крупным пещерным культовым сооружением на территории России. Пишут, что протяженность пещер и ходов между ними раньше была больше двух километров, но сейчас в доступе осталось меньше половины. Нижний ярус, затапливаемый Доном, сейчас закрыт. Часть пещер засыпаны или тоже закрыты. Но всё равно чуть менее километра, которые сейчас можно пройти по Белогорским пещерам, производят очень сильное впечатление.
Схемы пещер взяты с сайта Белогорского монастыря.
Подземный храм Святого Духа.
Иконы, которые «плачут» по причине сырости в помещениях. Если присмотреться к фотографиям, на некоторых иконах видны капли.
Многочисленные храмовые помещения, проходы, кельи, иконы, хозяйственные помещения. Десятки метров вглубь в толщу отвесной меловой горы над Доном.
Здесь люди жили, молились, прятались от врагов. И сейчас здесь бывают…
Люди приходят прикоснуться к истории своей земли и помолиться Богу.
Мы благодарим отца Сергия за потрясающий духовный опыт и поднимаемся наверх.
Воскресенский Белогорский мужской монастырь в Воронежской области однозначно рекомендован нами к посещению!
Продолжение ЧАСТЬ 5.
Метки: Воронежская область, Белогорье, храм.
Игорь и Лариса Ширяевы
Интернет-СМИ «Интересный мир». 29.10.2021
На свои личные деньги мы покупаем фото и видео аппаратуру, всю оргтехнику, оплачиваем хостинг и доступ в Интернет, организуем поездки, ночами мы пишем, обрабатываем фото и видео, верстаем статьи и т.п. Наших личные денег закономерно не хватает.
Если наш труд вам нужен, если вы хотите, чтобы проект «Интересный мир» продолжал существовать, пожалуйста, перечислите необременительную для вас сумму по номеру телефона +79162996163 по СБП на карту Сбербанка: Ширяева Лариса Артёмовна или по другому номеру телефона +79162997405 по СБП на карту Сбербанка: Ширяев Игорь Евгеньевич.
Также вы можете перечислить деньги в кошелек ЮMoney: 410015266707776.
Это отнимет у вас немного времени и денег, а журнал «Интересный мир» выживет и будет радовать вас новыми статьями, фотографиями, роликами.