Костомарово. Костомаровский Спасский женский монастырь в Воронежской области. GPS-координаты: 50.683788, 39.750609. Начало: «Костомарово, часть 1».
Метки Воронежская область и Белогорье.
Жильё в Костомарово
Костомаровский Спасский женский монастырь находится в Воронежской области. Посещение монастыря в Костомарово есть смысл совмещать с поездкой в Белогорский монастырь, который находится по пути в Костомарово, если ехать от основной трассы М4 «Дон».
Воскресенский Белогорский мужской монастырь незабываем:
«Белогорский монастырь, часть 1»,
«Белогорский монастырь, часть 2»,
«Белогорский монастырь, часть 3»,
«Белогорский монастырь, часть 4»,
«Белогорский монастырь, часть 5».
Оба монастыря: и Воскресенский мужской в Белогорье, и Спасский женский в Костомарово – легко ищутся в навигаторе Яндекс. Интернет по дороге и в самих монастырях нестабильный. Рекомендуем заранее скачать карту Воронежской области, чтобы иметь возможность прокладывать маршрут при отсутствии стабильного Интернета.
Оба монастыря имеют сайты, на которых есть вся необходимая для посещения информация: Белогорский монастырь и Костомаровский монастырь.
Если вы объединили в одной поездке два монастыря, то в селе Костомарово есть смысл переночевать. Так вы сможете всё неспешно посмотреть, ощутить в своей душе и сфотографировать. В Костомарово можно остановиться в деревенском доме у местных жителей. В Интернете это место ищется по запросу гостевой дом «Костомарово».
Полдома выделено под гостевой дом, сделанный в стиле общежития для паломников.
Если вы привыкли к дорогим комфортабельным апартаментам и номерам в гостиницах, то в гостевом доме «Костомарово» вам может не понравиться плохо работающая электроплитка для приготовления еды (это было самое неудобное для нас), туалет на улице, своеобразный интерьер комнат, и возможное соседство других людей.
Если вам нужен просто ночлег, вы хотите сэкономить деньги, вы готовы сами готовить еду и общаться с соседями, если вы цените простые, но удобные и чистые постели, а также горячую воду и возможность принять душ, то все недостатки покажутся вам несущественными.
Хозяйка доброжелательна, дом чистый, помещение очень атмосферное, во дворе можно безопасно поставить свой автомобиль.
Итоговая оценка по школьной пятибалльной системе: 5-. Минус за электроплитку, у которой из двух конфорок одна не работала, а вторая не регулировалась по силе нагрева. Еда готовится очень медленно. Если на кухне несколько человек будут готовить себе разную еду, то процесс будет очень долгим.
Телефон хозяйки: +7 904 214 79 89. Адрес: Костомарово, ул. Донская, 57. GPS-координаты: 50.690880, 39.766837.
История монастыря в Костомарово
История монастыря в Костомарово до сих пор дискуссионна. Первое письменное упоминание о Костомаровских пещерах появилось в конце XVIII — начале XIX веков. Доминирующая историческая версия, которую выдвинули исследователи Никольский и Тевяшов, гласит, что Костомаровский монастырь возник в XVII веке. Тогда в Донские степи за свободой и лучшей жизнью мигрировали разные люди: беглые крестьяне, казаки, разбойники, искатели политической и духовной свободы. Вероятно, среди них были иноки, которые и основали Костомаровский монастырь.
Однако некоторые исследователи считают иначе. Археолог и краевед Струков предполагает, что первые пещеры в меловых породах Костомарово вырубили монахи, бежавшие от гонений ещё в первые века нашей эры после зарождения христианства на планете. Донские степи для этих беглецов являлись суровыми северными регионами. Для защиты от зимнего холода и от набегов лихих людей монахи вырубили пещеры в меловых склонах гор в Костомарово.
Есть ещё одна версия. Церковный историк и богослов Карташов утверждает, что в VI–VII веках на территории Хазарского ханства посланники из Византии вели активную проповедь христианства. Результатом стало создание внутри каганата православной христианской епархии. Поскольку Костомарово входило в ту епархию, то, возможно, именно тогда в меловом склоне Костомаровской балки недалеко от берега реки Дон и зародилась обитель в Костомарово.
После X века эти места стали активно опустошаться печенегами, половцами, татаро-монголами, крымскими и ногайскими татарами. Обитель в Костомарово была разграблена, многие монахи убиты, а окрестные места получили говорящее название Дикое поле.
В 1389 году митрополит Московский Пимен проплывал по реке Дон в этих местах во время своего путешествия в Константинополь. Его спутник диакон Игнатий Смолянин в своём путевом дневнике с грустью описывал эти места, как разграбленные и опустошенные набегами кочевых народов и отрядов разбойников. Дикие были места, неспокойные, опасные, с трагичной историей. Так что, название Дикое поле было дано здешним степям неслучайно.
Но в XVII веке жизнь обители в Костомарово возродилась, как и писали об этом исследователи Никольский и Тевяшов.
Если верить версиям Струкова и Карташова, то Костомаровский монастырь может оказаться одним из самых древних оплотов христианства на Руси.
На сегодняшний день на территории монастыря в меловом склоне Костомаровской балки насчитывают восемь искусственно вырубленных пещер. Они находятся на небольшом расстоянии друг от друга и входят в состав монастырского комплекса. Поодаль от монастыря мы видели и другие пещеры. Но их происхождение нам неизвестно, и в состав монастыря они не входят.
Очевидно, что все меловые склоны Дона и его окрестностей: Дивногорье, Белогорье, Костомарово и т. п., — изрыты пещерами естественного и искусственного происхождения. Нестрогое название этой обширной территории – Донское Белогорье. Хотя это не совсем корректно. Белогорье – это село недалеко от Воскресенского мужского монастыря. Так что, небольшая путаница с названиями существует.
Часть пещер в склонах меловых гор использовалась в качестве жилища для людей, которые по тем или иным причинам предпочитали жить обособленно. Другая часть пещер становилась укрытием для бандитов и разбойников. Некоторые пещеры становились пещерными храмами и монастырями. Вся местность вдоль реки Дон в Воронежской области представляет огромный интерес для историков, археологов, краеведов, туристов.
В XX веке после революции 1917 года большинство монастырей было закрыто. Костомарово оказалось на большем отдалении от революционных событий, чем Дивногорье и Белогорье. И это одна из причин, почему в пещерах Костомарово продолжала теплиться духовная жизнь. Уцелевшие монахи и сочувствующие им местные жители продолжали совершать здесь свой молитвенный подвиг.
Через это окошко монахам-затворникам передавали еду и питьё.
После победы в Великой Отечественной войне 1945 года начались послабления со стороны власти в адрес церкви. Монахи и местные жители окрестностей Костомарово собрали уцелевшие иконы и церковную утварь. Вновь начались службы в Спасском пещерном храме.
Но уже при Хрущеве монастырь в Костомарово снова стали закрывать. Как обычно, в пещерах продолжали скрываться несогласные с линией Коммунистической партии и тайно молиться.
В 1993 году вновь произошло изменение политики государства касательно церкви. Начались работы по расчистке пещер в Костомарово и реставрации пещерного монастыря.
В 1997 году в возрождающейся обители в Костомарово появляются первые монахини, переведенные из Задонского монастыря: Серафима, Иосифа и Дионисия. Общее руководство по устройству здесь Спасского женского монастыря переходит теперь в руки матушки Серафимы.
А 1 апреля 1999 года Священный Синод Русской Православной Церкви принял Устав Костомаровского Спасского женского епархиального монастыря. С того времени и по сей день здесь в Костомарово находится действующий Спасский женский монастырь, в составе которого находятся пещерные храмы и кельи, существовавшие задолго до современного женского монастыря.
Иконы в Костомарово
Почти в каждом монастыре есть своя особо почитаемая икона. Костомаровский Спасский женский монастырь не исключение. Главная святыня монастыря – икона Божией Матери «Благодатное небо», но теперь её чаще называют «Костомаровская». По одной из исторических версий, её написал российский художник-иконописец, академик Императорской Академии художеств Василий Вячеславович Шокорев. Этой версии мы и будем придерживаться в своём описании.
Икона Костомаровской Божией Матери написана на большом листе цинка. Художник Шокорев написал традиционный для иконописи сюжет. Это ростовое изображение Божией Матери, которая держит на руках младенца Иисуса с распростертыми руками и в белом гиматии. Икону назвали «Благодатное небо».
Существует историческая версия, что эта икона была подарена Спасскому пещерному храму императором Александром Первым. Однажды он посетил Воронежскую губернию. Император благоволил к пещерным храмам и к религиозному подвигу копателей пещер. Чтобы икона не погибла в Спасском пещерном храме по причине высокой влажности в пещерах, академик Императорской Академии художеств Василий Вячеславович Шокорев написал эту икону Божией матери на заказ на листе цинка, а не на дереве.
Судьба иконы Костомаровской Божией Матери сложилась драматично. В годы Советской власти она была прострелена шестью пулями. Есть передаваемые из уст в уста воспоминания, что в икону стрелял из винтовки какой-то красноармеец, одержимый идеей богоборчества. Отверстия от пуль остались на листе цинка, и их видно на фотографии иконы.
Позже в результате бурных исторических событий икона оказалась в городе Павловск. В 1997 году эта икона Божией Матери, простреленная шестью пулями, была передана в дар возрождающемуся монастырю в Костомарово. Дар был передан из церкви Покрова Пресвятой Богородицы в городе Павловск Воронежской области. Так Костомаровский Спасский женский монастырь вновь обрёл свою святыню.
Икона Костомаровской Божией Матери «Благодатное небо» вновь вернулась в Спасский пещерный храм.
По свидетельствам очевидцев, в конце декабря 2001 года икона Костомаровской Божией Матери «Благодатное небо» замироточила (другие утверждают, что закровоточила). Тогда сестры-монахини закрыли нижнюю часть иконы стеклом, чтобы верующие могли прикладываться к иконе, не повреждая краски.
Позже оригинал иконы Костомаровской Божией Матери «Благодатное небо» кисти Шокорева перенесли из верхнего Спасского пещерного храма в наземный нижний храм иконы Божией Матери «Взыскание Погибших». В Спасском пещерном храме оставили лишь копию иконы Костомаровской Божией Матери. А нижний наземный храм обрёл две святыни: свою икону Божией Матери «Взыскание Погибших» и икону Божией Матери «Благодатное небо» кисти Шокорева.
Образ иконы Божией Матери «Взыскание Погибших» вы видите на фото нижнего наземного храма.
Ещё в этом храме есть образ «Святое семейство». Рассказывают, что в Великую Отечественную войну перед этим образом молились местные женщины, чтобы их сыновья и мужья вернулись с войны живыми. К сожалению, этот образ мы не сфотографировали.
Продолжение: «Костомарово, часть 3»
Метки Воронежская область и Белогорье.
Игорь и Лариса Ширяевы
Интернет-СМИ «Интересный мир». 03.02.2022
На свои личные деньги мы покупаем фото и видео аппаратуру, всю оргтехнику, оплачиваем хостинг и доступ в Интернет, организуем поездки, ночами мы пишем, обрабатываем фото и видео, верстаем статьи и т.п. Наших личные денег закономерно не хватает.
Если наш труд вам нужен, если вы хотите, чтобы проект «Интересный мир» продолжал существовать, пожалуйста, перечислите необременительную для вас сумму по номеру телефона +79162996163 по СБП на карту Сбербанка: Ширяева Лариса Артёмовна или по другому номеру телефона +79162997405 по СБП на карту Сбербанка: Ширяев Игорь Евгеньевич.
Также вы можете перечислить деньги в кошелек ЮMoney: 410015266707776.
Это отнимет у вас немного времени и денег, а журнал «Интересный мир» выживет и будет радовать вас новыми статьями, фотографиями, роликами.