Костомарово. Костомаровский Спасский женский монастырь в Воронежской области. GPS-координаты: 50.683788, 39.750609. Начало:
«Костомарово, часть 1»,
«Костомарово, часть 2»,
«Костомарово, часть 3».
Также по теме пещерных монастырей в Воронежской области читайте и смотрите цикл наших публикаций про Воскресенский Белогорский мужской монастырь:
«Белогорский монастырь, часть 1»,
«Белогорский монастырь, часть 2»,
«Белогорский монастырь, часть 3»,
«Белогорский монастырь, часть 4»,
«Белогорский монастырь, часть 5».
Метки Воронежская область и Белогорье.
Монахи-затворники в Костомарово
Большинство монахов, живших в пещерных кельях монастыря в Костомарово, были затворниками. Слово «затворник» отражает смысл происходившего. Затворник затворялся в пещере-келье от суетного мира и там совершал свой духовный подвиг – служение Господу.
Служение монаха заключалось в трех основных видах деятельности.
1. Молитва Богу – за других людей и за себя.
2. Пост и телесные страдания – по сути, умение не замечать своё тело для концентрации на духе.
3. Покаяние – за грехи других людей и за свои.
Если оценивать в рамках христианской веры, то такой монах-затворник вносит огромный вклад в благополучие своего народа.
1. Своей молитвой монах достигает покровительства Бога делам своего народа. Ведь люди слабы, а Бог всемогущ, и помощь Бога очень нужна. Кроме того, считается, что молитва монаха-затворника имеет огромную силу по причине особого духовного пути монаха.
2. Пост и телесные страдания, уход от мирских соблазнов к духовному делают молитву монаха сильной. Кроме того, своей жизнью монах показывает пример другим людям.
3. Покаяние монаха-затворника искупает грехи народа и самого монаха перед Богом. Всем от этого хорошо.
Примерно так, очень упрощённо можно рассказать о том, что такое духовный путь монаха-затворника, который ушел в пещеру-келью, чтобы избежать соблазнов суетного мира и сосредоточиться на духовном. Сама келья называлась «затвор», и часто монах жил в ней до самой своей смерти. Иногда еду монаху приносили местные жители и передавали через узкое окошко в стене пещеры.
Монахи-столпники в мировой истории
Кроме монахов-затворников, существовали ещё монахи-столпники. Столпничество – это вид христианской аскезы, исторически уходящей корнями в житие святого Симеона-столпника.
Предположительно, будущий христианский святой Симеон-столпник жил в IV–V веках на территории, примерно соответствующей современной Сирии. Симеон прославился тем, что в 18 лет, проникшись идеями христианства, он ушёл служить в монастырь. Там он обнаружил склонность к аскезе и телесным страданиям.
В частности, Симеон обмотал всё своё тело пальмовой верёвкой от бедер до самой шеи. Причём Симеон осознанно затянул верёвку так туго, что она врезалась в тело. Симеон не снимал верёвку много дней. Закономерно на теле образовалось то, что в современной медицине называется пролежнями – незаживающие гноящиеся раны. Позже в условиях жаркого климата в ранах завелись черви. Братья-монахи пожаловались игумену на обременительного монаха и нестерпимый запах от него. Неизвестно что было дальше, но, так или иначе, Симеон покинул монастырь и избрал путь отшельничества.
Вначале Симеон поселился в пустом колодце без воды, потом стал жить в пещере. Ещё задолго до монахов-затворников в Костомарово, Симеон практиковал ту же форму служения Господу: молитва, пост и покаяние. Через это Симеон обрёл духовную силу. Его молитва стала чудотворной.
Но одновременно с духовной силой Симеона росла и его популярность. Люди потянулись к пещере Симеона с просьбами помолиться за них. Кроме того, у Симеона открылся дар пророчества.
Внимание людей отвлекало отшельника от концентрации на духовном. Тогда Симеон стал притаскивать крупные тяжелые камни и из них строить каменный столб большого диаметра. Постепенно столб вырос до значительной высоты. Симеон забрался на вершину столба, чтобы люди не докучали ему, а сам он был бы хоть чуть-чуть ближе к Богу.
Наверху столба было мало места. По сути, там можно было только стоять. Симеон сделал на вершине столба небольшое углубление-колодец. В нём годами стоял Симеон, прислонясь к стенкам колодца, чтобы не упасть с высокого столба на землю.
Симеон прожил долгую жизнь. Пишут, что около 80 лет, причём из них около 40 лет он прожил на столбе. Святой Симеон-столпник создал новый вид христианской аскезы, который получил название столпничество. А сам Симеон известен в истории христианства, как святой Симеон-столпник.
Традиции столпничества были подхвачены в христианском мире, в том числе на территории Руси и России. Из русских монахов-столпников наиболее известны:
— Святой Никита-столпник в Никитском монастыре в Переславле-Залесском,
— Савва Вишерский — основатель Савво-Вишерского монастыря в Новгородской области,
— Преподобный Серафим Саровский, который подобно Симеону-столпнику около 1000 дней молился Богу, стоя на камне.
Однако в России столпничество, всё-таки, не получило широкого распространения по причине сурового климата. Абсолютное большинство монахов-столпников просто не пережили бы на столбе российскую зиму.
Монахи-столпники в Костомарово
Какое это всё имеет отношение к монастырю в Костомарово? Самое непосредственное! Идеи христианской аскезы в виде столпничества были близки костомаровским монахам-затворникам.
Святые старцы в пещерах монастыря в Костомарово избрали путь пещерного столпничества. Они вырубали в меловых породах настолько узкие кельи, что в некоторых их них можно было только стоять. В стены вбивали крюки, к этим крюкам пещерные монахи-столпники привязывали себя на ночь, и так и спали, стоя… Неслучайно в монастыре в Костомарово есть пещерный храм преподобного Серафима Саровского, который был одним из российских столпников.
И уж совсем неслучайно в узкой пещерной келье в Костомарово есть икона святого Симеона-столпника.
Возможно, где-то здесь рядом в этой или в соседней келье пещерный монах-столпник из Костомарово привязывал себя на ночь к железным крюкам, вбитым в стену, чтобы спать, стоя. На фото современный вход в эту келью.
Продолжение: «Костомарово, часть 5».
Метки Воронежская область и Белогорье.
Игорь и Лариса Ширяевы
Интернет-СМИ «Интересный мир». 14.02.2022
На свои личные деньги мы покупаем фото и видео аппаратуру, всю оргтехнику, оплачиваем хостинг и доступ в Интернет, организуем поездки, ночами мы пишем, обрабатываем фото и видео, верстаем статьи и т.п. Наших личные денег закономерно не хватает.
Если наш труд вам нужен, если вы хотите, чтобы проект «Интересный мир» продолжал существовать, пожалуйста, перечислите необременительную для вас сумму по номеру телефона +79162996163 по СБП на карту Сбербанка: Ширяева Лариса Артёмовна или по другому номеру телефона +79162997405 по СБП на карту Сбербанка: Ширяев Игорь Евгеньевич.
Также вы можете перечислить деньги в кошелек ЮMoney: 410015266707776.
Это отнимет у вас немного времени и денег, а журнал «Интересный мир» выживет и будет радовать вас новыми статьями, фотографиями, роликами.