Село Колатак и его окрестности – одно из самых красивых мест в Нагорном Карабахе. Место это нетуристическое, дорога не самая хорошая, больших денег сюда не вкладывали. Всё это спасло Колатак от нашествия туристов и любителей пьянок на природе. Спасло для нас с вами – людей, готовых переться к черту на рога за дуновением ветра, шепотом листьев, перестуком камней в реке, — за романтикой.
В Колатаке люди живут просто и правильно: ценят семью и дружбу, рады случайному редкому гостю, не пустят врага, пообщаются с прохожим. Живут бедно, но хозяйство крепкое. Дома ветхие, но большие. Скотины много, и она ухожена. Женщины хозяйственны, красивы, и с чувством достоинства. Правильно живут люди. Горы здесь невысокие, лесистые, изрезанные горными ручьями, поэтому дышится легко и полной грудью. Вдали на фото – неприступная крепость Качахакаберд.
Люди в Колатаке живут небогато. Поэтому дома и хозяйство сохранили свой экзотичный, почти первозданный облик. Для жителей это означает трудную жизнь, а для путешественника – возможность прикоснуться к истории, которую не успела испортить цивилизация.
Село Колатак знаменито несколькими достопримечательностями. Здесь протекает родник «Тту джур» (кислая вода), находится неприступная крепость Качахакаберд (Сорочья крепость), видна Арснакар (Скала-невеста) и расположен монастырь св. Акоба, VII в.
К югу от деревни течет одноименная речка. В переводе на русский язык слово Колатак означает «под кустом». Горы, окружающие Колатак, покрыты невероятно густым лесом.
«Чуть ниже, по течению, справа, в Хаченагет вливается маленькая речушка Колатак. Практически на всём своём протяжении берега речушки облеплены кустами, и она как бы протекает под ними. Поэтому её так и назвали Колатак, что в дословном переводе на русский язык означает “под кустами”. Точно так же называется и село, которое расположилось на левом берегу речушки, который точно так же облеплен кустами. Доподлинно неизвестно: то ли речушка получила своё название от названия села, то ли село от названия речки, но факт, что оба зовутся Колатак».
Недалеко находится питьевой минеральный источник. Его называют Тту-джур, Тто-джур или Тто-чюр, что в переводе означает кислая вода. К сожалению, мы не успели дойти до источника и попить минеральной водички. Есть повод вернуться сюда.
В Колатак мы попали ради того, чтобы увидеть крепость Качахакаберд.
[box type=»shadow»] Читайте о Неприступной крепости Качахакаберд [/box]
Изначально мы воспринимали это село просто, как перевалочный пункт. Неожиданно оказалось, что Колатак – место, в которое влюбляешься с первого взгляда. Здесь потрясающе красивая природа!
Село находится на фоне живописной скальной стены. Увлеченные скалолазанием оценили бы сразу. Но не видели мы скалолазов. У местных жителей, конечно, другие заботы (они пасут на вершине скалы скот), а туристы здесь редкость.
«Взгляд приехавших к источнику вольно или невольно останавливается на вершине горы, которую местные жители на тюркский лад называют Сыхсыхан, а все остальные Качахакаберд (Сорочья крепость). На этой вершине в старину была построена крепость, чтобы было, где укрыться от набегов иноверцев. Так как до этой вершины долетали только птицы, то и крепость назвали в честь одной из них. (Наверное, первой птицей, которую увидели на вершине, была сорока). Помню, в детстве, дедушка рассказывал, что на вершину ведёт только одна дорога, на самой вершине источников воды нет, поэтому там, в специальных резервуарах, собирали про запас воду. Однажды враг осадил крепость и перекрыл тропу, по которой на вершину доставлялась вода и продукты. Осажденные погибли, но не от рук врага, а от жажды. Когда враг ворвался в крепость, то увидел только трупы, вокруг которых вились вороны. Поэтому они назвали крепость Сыхсыхан, т.е. крепость ворон».
Рассказывают, что в ясную погоду с вершины Качахакаберд можно увидеть Куру. Насчет Куры не знаем, но виды оттуда сказочные!
«А вот другая примечательность — чуть ниже Качахакаберда удивительное творение природы Арснакар (каменная невеста). В селе рассказывают байку, что у одной женщины была злая свекровь, она так изводила свою невестку, что та постоянно плакала и от горя окаменела…
…Когда на въезде в Степанакерт поставили памятник “Мы и наши горы” (дед-баба, или татик-папик, а в мои детские годы на карабахский манер ая-апа), то жители Колатака говорили, что скульптор идею памятника “увидел” у нас в деревне. ”Дед” –это Качахакаберд, а бабушка – Арснакар. Я знаю, что скульптор С.Багдасарян у нас в деревне не был, но его работа уж точно напоминает картину, которую жители Колатак видят каждый день перед собой».
«В окрестностях Колатака много интересных памятников. На западе, где-то в лесу находится монастырь Кошик Анапат. Анапат переводится как пустыня, но, конечно же, никакой пустыни там нет, я иногда провожу аналогию с Оптиной пустынью. Так что, Анапат можно перевести, как пустынь, так будет вернее. Потому что это слово точно ассоциируется с монастырями.
А что же видят колатакцы позади деревни? Отвесную скалу, на вершине которой жители пасут скот. А на северо-востоке этой скалы стоит храм Мецараниц Сурб Акобаванк. При входе в монастырский двор висит табличка, что храм был построен в 7 веке, но о древности храма можно судить по платану (ох, сколько названий имеет это дерево в народе — чинара, явор, тнджри, соси), который растёт рядом с монастырём. Есть такое предание, что один епископ, побывав в Греции, привёз оттуда саженцы платанов и посадил их в Арцахе там, где были монастыри.
Во все времена в селе находились люди, которые добровольно, по зову сердца следили за чистотой на территории монастыря. Кто-то соорудил калитку, чтобы скот не проникал в монастырский двор и не напортачил где не положено. И вот вступаете в монастырский двор и сразу соприкасаетесь с древностью. Нет, словами это передать невозможно, тот трепет, который тебя охватывает, те мысли, которые пробегают в голове. Просто прохаживаешься по двору и гордишься тем, что являешься частью этого.
Сзади Акобаванка лес, а впереди раскрывается панорама долины реки Хачен, в хорошую погоду можно даже рассмотреть Шахбулах (Ванкасар). Но главное не это. На противоположной стороне, среди лесов, скрыто от глаз ещё одно село Улупап, это сейчас там никто не проживает, но так было не всегда. В Улупапе тоже есть монастырь Сурб Геворк, построен в 13 веке. Этот монастырь интересен тем, что оттуда видны сразу два монастыря Гандзасар и Акобаванк, он был связующим звеном между ними. Когда старики рассказывали, что эти три монастыря “переговаривались” друг с другом, я думала, что это красивая сказка: Ну, как они могли переговариваться? А сейчас понимаю: ведь если монастыри ”видят” друг друга, то можно передавать сигналы, а сигналом служил огонь.
Вокруг Акобаванка монахи, наверное, разводили виноград. Мой отец, ещё ребёнком вместе со своими старшими сёстрами, вскапывая огород под монастырскими стенами, натолкнулся на карас. Представляете, как стучало в их груди сердце, пока раскапывали карас? В голове мелькали несметные богатства! Но богатств там не было, но и пустым он тоже не был. На дне караса было вино. Как говорил отец, очень вкусное вино. Значит, пробовали его».
«В карабахской деревушке Колатак, есть священное место, почитаемое ещё с языческих пор. Пологий склон горы буквально засыпан огромными валунами, а на самом краю маленького холма стоит вяз, у корней которого лежит камень с гигантским следом ноги! Место почитается и как христианская святыня, поэтому здесь красуется древний хачкар».
Азартно приближаться к этому месту по красивейшей природе и постепенно натыкаться на выдолбленные в камнях отпечатки ступней, зная, что самый большой интересный отпечаток ждет тебя впереди! Откуда возникли эти «следы ног» в камнях, кто их выдолбил специально, или они естественное следствие эрозии более мягких частей камня, мы не знаем.
Пишут, что это место называют «Вынны Хетер», дословно «следы ног». Таких «следов» там несколько, но ярко выраженный большой след один.
Камни около культового дерева времен язычества. На одном из камней есть выемка, очень напоминающая отпечаток босой ноги гигантского размера. Повторимся: случайное это явление или действительно окаменевший отпечаток, мы не знаем.
Рядом христианский хачкар, символизирующий победу христианства над древним языческим культовым местом (возможно, капищем).
И, конечно, вас будет сопровождать местная корова и прямо под ногами у вас будет расти самая популярная в Карабахе закуска – бохи. Немного смахивающая на укроп.
Авторы Игорь и Лариса Ширяевы. Нагорный Карабах (Арцах). Колатак. 2009. Цитаты взяты из Источника.
Интернет-СМИ «Интересный мир». 19.04.2017
На свои личные деньги мы покупаем фото и видео аппаратуру, всю оргтехнику, оплачиваем хостинг и доступ в Интернет, организуем поездки, ночами мы пишем, обрабатываем фото и видео, верстаем статьи и т.п. Наших личные денег закономерно не хватает.
Если наш труд вам нужен, если вы хотите, чтобы проект «Интересный мир» продолжал существовать, пожалуйста, перечислите необременительную для вас сумму по номеру телефона +79162996163 по СБП на карту Сбербанка: Ширяева Лариса Артёмовна или по другому номеру телефона +79162997405 по СБП на карту Сбербанка: Ширяев Игорь Евгеньевич.
Также вы можете перечислить деньги в кошелек ЮMoney: 410015266707776.
Это отнимет у вас немного времени и денег, а журнал «Интересный мир» выживет и будет радовать вас новыми статьями, фотографиями, роликами.