Камни умеют говорить. В Москве они брюзжат, на Кинабалу грозятся, в Шуши плачут. В крепости Качахакаберд камни шепчут древние предания…
Эта крепость за всю историю никогда не была взята штурмом. Неприступная скала высотой 1706 метров над уровнем моря. Почти отвесные стены, созданные природой и укрепленные людьми. Вокруг лесистые горы, изрезанные руслами горных ручьев. Вдали от дорог. Вокруг горы, а в душе свобода!
«С юго-западного склона горы Геворгасар, из деревни Улупап, открывается прекрасная панорама. Вдали, напротив монастыря Сурб Акоба, на вершине горного хребта, покрытого густым лесом, расположена крепость Качахакаберд. Возвышающаяся среди сплошной зелени и белеющая в лазури неба нерукотворная крепость рождает в воображении истинно поэтические образы. Неспроста народ называет ее Качахакаберд (сорочья крепость), так как лишь птицам доступна ее вершина. В источниках это древнейшее укрепление упоминается и под названием Хаченская крепость. По сообщению Мовсэса Каланкатуаци, в IX в. одна из княгинь края, по имени Спрам, потеряв мужа, «обрела мужскую храбрость и, взяв с собой оставшуюся в живых дочь свою, преодолела трудный ночной путь и укрылась в крепости Хачена». Шаген Мкртчян
Древние постройки Качахакаберда относятся ко времени сооружения монастыря Мецараниц. Скала была укреплена и превращена в крепость в целях защиты от арабских нашествий владыками провинции Мецараниц.
«Казалось, сама природа позаботилась, чтобы крепость Качахакаберд стала неприступной. Вершина горы, с незначительным уклоном к югу, с западной, северной и восточной сторон окружена вертикальными, будто отшлифованными скалами высотой 50—60 м. Единственным слабым звеном является южный склон, где в древности находился вход. Однако и сейчас не каждому удается добраться до него, так как приходится не просто подниматься, а карабкаться по скале. Невысокие скалы южного склона были дополнительно укреплены стенами из камня на известковом растворе. Аналогичная кладка проходила и по всему периметру склона». Мкртчян Ш.М. «Историко-архитектурные памятники Нагорного Карабаха».
«Хотя издали территория крепости, и кажется небольшой, но в действительности она занимает весьма обширную площадь. Здесь сохранилось много помещений, потайных проходов, выдолбленных в скалах, специальных «бойниц» для метания камней в неприятеля.» Шаген Мкртчян
«Специального решения требовало и водоснабжение. В центре крепости сохранились два резервуара, вырытые в скале и наполняемые дождевыми и талыми водами. Пресную воду, очевидно, доставляли из родника у подножья горы.»Шаген Мкртчян
Горная страна, расстилающаяся перед путником вокруг Качахакаберд, прекрасна в любом направлении взгляда. Высота здесь небольшая (скала возвышается на 1706 м над уровнем моря), горняшка не беспокоит, обилие светлых лиственных лесов и хрустально прозрачных родников, чистый воздух, вкусная вода, съедобные травы и плоды, — наверное, именно так мог бы выглядеть Рай на земле!
«С вершины Качахакаберда на север открывается изумительная панорама — в синей мгле вырисовываются контуры высоких гор и серебряная нить реки Тартар». Мкртчян Ш.М. «Историко-архитектурные памятники Нагорного Карабаха».
Качахакаберд – это сгнах.
«Сгнах означает крепость, убежище, позднее приобрело значение военного лагеря, место сбора. В первой половине XVIII в. у каждого мелика Карабаха был свой сгнах, где мирное население в период опасности находило надежное убежище. В Дизаке сгнахом была крепость Гтич — Гороз, Джраберде — Джраберд (Чараберд), в Хачене — Качахакаберд, в Варанде — Караглух-Шош (Шуши). Кроме того, сгнах был местом сбора войска, лагерь для воинских учений и в тот период дал возможность успешно защитить край от разрушительных нашествий северокавказских племен. Сгнахи принимали значительное участие в освободительном движении XVIII в. под предводительством Давид-Бека. Вооруженными силами сгнахов распоряжался Большой Сгнах, который организовывали католикос Агванский Есаи Гасан-Джалалян и Аван Юзбаши. В начале XVIII в., когда мелики Карабаха готовились встречать российского царя Петра I, в сгнахах было дислоцировано около 30 тыс. всадников и 20 тыс. пехотинцев. В настоящее время название сохранилось в Нагорном Карабахе как топоним». Источник.
«Мелик», или «малик», означает князь, владетель, а также государь.
«Всякий раз, когда Армения, утрачивая свой престол, переживала периоды упадка, она сохраняла своих представителей, словно непогасшие искры, тлеющие в пепле былой славы. Это были преимущественно потомки древних армянских нахарарских домов. Они служили как бы звеньями, сохранявшими преемственность армянской независимости в периоды между падением одной и утверждением новой династии. Эти правители, хотя и назначались изредка чужеземцами и платили им дань, тем не менее, неизменно сохраняли свои суверенные права.
В последние века место старинных нахарарских домов заняли мелики, правление которых приняло более упорядоченную форму в дни шаха Аббаса Великого. Этот грозный персидский государь, политические взгляды которого на отношения с другими народами резко отличались от взглядов его предшественников, считал более благоразумным править подвластными ему народами через их представителей, что и позволило ему утвердить согласие в государстве. Он первый подтвердил право армянских князей на титул мелик, которым они владели с более ранних времен. Тем самым шах Аббас выразил свою признательность армянским меликам за их значительный вклад в его победоносные войны против османов. Правление меликов длилось очень долго, а в Закавказье – вплоть до утверждения русского господства.
«Хамса» по-арабски означает «пять», а «меликства Хамсы» означает «пять меликств».
«Меликства Хамсы – это пять небольших гаваров, которые, соседствуя друг с другом, образуют целую область, ныне называемую Карабах, а в нашей истории известную под именем Арцах, или Малый Сюник. В более отдаленные времена она являлась частью страны Агванк.
Эти края, которые, как я упомянул выше, когда-то являлись частью Агванского царства, впоследствии стали пристанищем армянских меликов. Неприступное расположение страны позволяло им укрыться от свирепых бурь времени. Дикая природа, высоченные горы, покрытые вековыми дремучими лесами, мрак бездонных ущелий способствовали формированию здесь народа, обладающего крепкой, подобно окружающим его скалам, грудью и бесстрашным, как у живущих в его лесах тигров, сердцем. Этот народ жил в пещерах своих любимых гор, в расселинах скал, питался дарами леса, занимался скотоводством и, как зверь из засады, выходил из своего укрытия, когда враг осмеливался нарушить его покой.
Каждый мелик был властелином своего гавара: он имел свою особую крепость и свои твердыни. Крепости меликов Хачена расположены были возле реки Хачен: одна из них находилась недалеко от знаменитого монастыря Гандзасар, на вершине высокой, покрытой лесом горы, и называется Тарханаберд (Хоханаберд). В этой крепости в начале XIII века укрывался от татарских набегов князь Хасан-Джалал. Другая крепость в том же гаваре Хачен была расположена в нескольких часах пути от упомянутой, возле монастыря св. Акопа. Эта крепость достойна своего имени: она называется Качахакаберд, ибо лишь стремительные сороки могут достигнуть ее острой вершины, пропадающей в тумане.
В этом краю рядом с монастырями отрекшихся от мира отшельников возвышались княжеские твердыни, их грозные крепости, и крест соседствовал с мечом.
Власть меликов была наследственной: после смерти отца бразды правления и титул «мелик» переходили к старшему сыну, а другие братья назывались беками. Здесь вместо закона правили воля властителя и народные обычаи, сохранившиеся в первозданном виде. Мелики обладали неограниченной властью над своими подданными, они имели право судить, наказывать и даже приговаривать к смерти».
«Мелики были связаны друг с другом, как политическими интересами, так и родственными отношениями, и, таким образом, все пять княжеств Хамсы вместе составляли единый целостный союз. Защищенные неприступными горами и дремучими лесами, они не позволяли ни одному мусульманину поселиться в своих владениях, и все население Карабаха состояло только из армян, число которых было весьма значительно».
Раффи «Меликства Хамсы».
Авторы Игорь и Лариса Ширяевы. Нагорный Карабах (Арцах). Колатак. Качахакаберд. 2009
Интернет-СМИ «Интересный мир». 17.04.2017
На свои личные деньги мы покупаем фото и видео аппаратуру, всю оргтехнику, оплачиваем хостинг и доступ в Интернет, организуем поездки, ночами мы пишем, обрабатываем фото и видео, верстаем статьи и т.п. Наших личные денег закономерно не хватает.
Если наш труд вам нужен, если вы хотите, чтобы проект «Интересный мир» продолжал существовать, пожалуйста, перечислите необременительную для вас сумму по номеру телефона +79162996163 по СБП на карту Сбербанка: Ширяева Лариса Артёмовна или по другому номеру телефона +79162997405 по СБП на карту Сбербанка: Ширяев Игорь Евгеньевич.
Также вы можете перечислить деньги в кошелек ЮMoney: 410015266707776.
Это отнимет у вас немного времени и денег, а журнал «Интересный мир» выживет и будет радовать вас новыми статьями, фотографиями, роликами.