Долгая дорога. Часть 4.
Автотуризм по России. Поездка в степи на юг России на автомобиле УАЗ Патриот по маршруту: Москва – Эльтон – Баскунчак – Азовское море – Эльтон – Москва в 2008 г. Пять с половиной тысяч км на автомобиле УАЗ Патриот одной машиной с одним водителем.
Уезжать с озера Эльтон не хотелось категорически, но нас ждала очередная жемчужина природы – соленое озеро Баскунчак, берега и дно которого состоят из чистой поваренной соли. Возьмешь корочку черного хлеба, потрешь о берег озера – вот и закуска к пиву. Хорошо!
Астраханская область. Баскунчак.
Проехать на озеро Баскунчак из Эльтона можно напрямую через степь и военный полигон Капустин Яр, а можно в объезд левым берегом Волги.
1. Путь через полигон короче раза в четыре! Формально так ездить запрещено, закрытая зона. Реально люди ездят. Но есть проблемы. Непредсказуемо, разрешат вам проехать или завернут назад, или задержат, как потенциального нарушителя и шпиона, или просто стрельнут. Возможны потери, как минимум времени, как максимум… непредсказуемо. По вторникам и четвергам у военных на полигоне были учения и стрельбы, и все для проезда ухудшалось. Ехать через полигон – это, в т.ч. около 100 км по степи без дорог по направлению. Мобильной связи нет. Ориентиров для неместного практически нет, в низинах иногда не спасает и полный привод. Если вы перерасходовали бензин, штурмуя солончаковые болотца в низинах, застряли, сломались, заблудились, вас завернули обратно военные, вы заболели, закончилась вода, — в любом случае у вас могут быть неприятности. Иногда люди проезжают легко, иногда теряют время, иногда машину, иногда жизнь… Казахи считают, что все зависит от судьбы. Мы считаем, что все зависит от ума. Один старый полковник сказал, что все зависит от боевого духа. О том, что может случиться в автомобильной поездке по степи, читайте наш рассказ «Переоценка ценностей».
А это фотографии разных видов степей, в которых с вами почти обязательно случится что-нибудь интересное.
2. Дорога через левый берег Волги длиннее раз в четыре. На ней есть все, что необходимо для жизни, кроме нормального асфальта. Страша и беспощадна эта трасса для машины, если водитель спешит. Спущенная резина и погнутые диски, разбитая подвеска, потекший радиатор, — все это вероятно. В этом варианте время вы можете провести не с военными, а с автослесарем. Или загорать не в степи с лопатой, а на дороге с гаечным ключом. Впрочем, дорога такова, что если не спешить, то сильно лучше не будет. И вероятность вышеперечисленного сохраняется. Все зависит от вашей кармы. Ну, или ума…
Наша цель: Богдинско-Баскунчакский заповедник, соленое озеро Баскунчак, гора Большое Богдо и живописные окрестности.
Странная организация — Богдинско-Баскунчакский заповедник. Предварительные договоренности по телефону и личные договоренности на месте в нашем случае не соблюдались ни в чем: ни жилье, ни маршруты, ни деньги. Все решалось на месте с нескольких попыток. Вообще там люди своеобразные. Далее всё – личное субъективное мнение, не претендующее на абсолютную истину.
Про дирекцию заповедника хочется сказать словами из фильма: “Были демоны, не отрицаем, но они самоликвидировались!” Местные рейнджеры похожи на бандитов, а бандиты на рейнджеров. Местные военные похожи на алкоголиков, а алкоголики похожи на партизан. Местные дети похожи на проституток, а проститутки, как малые дети. Люди в Баскунчаке добрые, не бывает злых людей… Стою в Баскунчаке я в лыжи обутый, то ли лыжи не едут, то ли я… Впрочем, в Интернете полно восторженных отзывов о Баскунчаке. Да и мы природой очень довольны…
Подробнее про Баскунчак читайте: «Баскунчак и окрестности. Первые впечатления» и далее несколько глав продолжения внизу по ссылкам.
Волгоградская область
Из Баскунчака мы двинулись на Кубань и Азовское море.
Ахтубинск запомнился огромным количеством рыбаков на УАЗиках. Волжский запомнился величественной плотиной через Волгу и отвратительным асфальтом. Надо сказать, что наш лифтованный УАЗ Патриот на больших колесах легко переезжает открытый на дороге люк, но ямы на разбитом вдрызг переезде через плотину в Волжском пробивали подвеску до ограничителя на скорости 30 км/час. Зато местное ГИБДД штрафует за тонировку. Объездная дорога вокруг Волгограда запомнилась огромным количеством продаваемого винограда и женщин древнейшей профессии. В соотношении примерно 50 на 50, по нашим нестрогим наблюдениям.
Далее выехали на трассу Е40-М21. Мост через Дон в районе города Калач на Дону и высокие холмы вокруг произвели неизгладимое впечатление. Еще одно место на планете, достойное отдельной поездки и неспешного созерцания. Там же в Калачевском районе слева от трассы, если ехать от Волгограда, находится мотель «Тихий Дон». Для тех мест очень дорого и пафосно. Но если не жалко денег, плюсы однозначно перевешивают. Охраняемая большая стоянка, номера люкс за неразумные деньги, ресторан с разнообразным меню и московскими ценами, живая музыка, вежливый предупредительный персонал, — все это производит особое впечатление именно после эко- и этнотуризма по степям и дорогам.
Где-то в районе Морозовска по трассе Е40-М21 есть пост ДПС, где очень жестко штрафуют за превышение скорости. Спектакль достоин отдельного описания. Степная трасса. Расстояния огромны. Формальное ограничение скорости 90 км/час, местами стоит знак 70 км/час. Тут кто-нибудь нетерпеливый вырывается вперед со скоростью 120-140 км/час. Его тут же негласно назначают «спонсором», и за ним устремляется колонна. Так все идут около часа. Камер не видно, да и откуда им взяться в степи. Потом знак о приближающемся посте ДПС. Спонсор и все за ним оттормаживаются. Знак ограничения скорости 70 км/час и камеры. Все идут 70. Выходит инспектор и останавливает всю колонну. На посту предъявляют изображение с этой самой(!) камеры у поста (виден характерный пейзаж) и цифры скорости в районе 140 км/час. Растерянность. Под этой камерой я точно шел 70, но цифра на камере 140, и 140 я действительно шел, но не здесь! Жесткое давление. Расстаемся с деньгами. Все, как по нотам. Мы предположили, что давлению подвергаются все, но реально виновные сознаются. Обратно ехали строго по правилам. Нас не остановили.
Ростовская область
По пути в ростовской области можно посмотреть Государственный музей-заповедник М.А. Шолохова, но мы туда не заезжали.
Уже тогда в преддверии олимпиады в Сочи трасса «Дон» стала совсем цивилизованной. А ведь совсем недавно, несколько лет назад, это было приключение.
Чтобы добраться до заветного придорожного туалета типа сортир, иногда было необходимо двинуть кому-нибудь по морде в духе фильма «Человек с бульвара Капуцинов». Сходить по нужде в степи у трассы «Дон» можно было без мордобоя, но с монтировкой в свободной руке.
На ночлег нам предлагали остановиться в сомнительных заведениях, где постояльцев запирали(!) в комнатке на 6-8 коек с чужими людьми без воды и туалета (хозяева уходили спать домой, а постояльцам они не доверяли), а машина оставалась без присмотра на милость Всевышнего. Так объяснили нам условия проживания добрые люди на трассе «Дон» за год до описываемой поездки 2008 г. (Можете разглядеть на фотографии ниже копирайт 2007 г.)
Дорога была в ужасном состоянии, и аварии случались регулярно. Упавшая на бок фура могла придавить парочку спешащих к морю легковушек, и курортный отдых происходил в больнице или на кладбище. Лобовые столкновения со смертельным исходом были банальностью.
Конечно, были многокилометровые многочасовые пробки. В них можно было не только безопасно (наконец-то!) справить малую нужду, но и перекусить и заняться сексом, т.к. поток машин останавливался, и девушки устремлялись к экипажам, предлагая газировку, перекус и самих себя на выбор водителю и пассажирам.
Еще были замечательные семейные маленькие кафе и стоянки.
Вся эта колоритная смесь романтики и дикости сейчас уже уходит в прошлое. Трасса «Дон» и окрестности стали цивилизованнее, но скучнее. На подъезде к Ростову на Дону в местечке Аксай вас встречает торговый центр Мега, Икеа, Ашан. Почти как в Москве на МКАД. Рядом, как воспоминание о недавних лихих временах, притулился популярный мотель «Евразия», внешне более похожий на тюрьму, чем на место отдыха. Теперь трудно поверить, что многие годы мотель «Евразия» был оазисом сервиса, комфорта и безопасности для проезжающих по трассе «Дон».
А еще мы очень рекомендуем вам заехать в зону отдыха на левом берегу Дона в пригороде Ростова. Ведь именно про это место поется в русском шансоне!
Автор Сергей Исаев. Источник фото:
Автор Милалекс. Источник фото: https://www.photographer.ru
Кубань. Краснодарский край.
Наш путь лежал в станицу Ясенская переправа Краснодарского края. Понимание, почему мы поехали именно туда, придет к вам после прочтения и просмотра цикла наших статей «Летний отдых на Азовском море»: части 1, 2, 3, 4, 5, 6.
Выкатиться на берег моря после сухих пропыленных степей Приэльтонья – это особое удовольствие!
Жить и питаться вы будете в тесном взаимодействии с местными жителями, но это общее правило эко- и этнопутешествий.
Для любителей гламура в соседней станице Ясенской есть неплохая закусочная с интересным для Кубани названием «Сибирь», где обедают дальнобойщики без галстуков и даже есть водка из холодильника.
Из станицы Ясенская переправа мы повернули обратно в Москву, заехав снова на Эльтон за шкурой волка.
На этом мы завершаем цикл рассказов о поездке 2008 г. под названием Большие Степные Покатушки. Метка цикла БСП-2008.
Пять с половиной тысяч километров, верный друг УАЗ Патриот, мы и ДОРОГА.
Авторы Игорь и Лариса Ширяевы, 2008 г.
Интернет-СМИ «Интересный мир». 21.08.2014
На свои личные деньги мы покупаем фото и видео аппаратуру, всю оргтехнику, оплачиваем хостинг и доступ в Интернет, организуем поездки, ночами мы пишем, обрабатываем фото и видео, верстаем статьи и т.п. Наших личные денег закономерно не хватает.
Если наш труд вам нужен, если вы хотите, чтобы проект «Интересный мир» продолжал существовать, пожалуйста, перечислите необременительную для вас сумму по номеру телефона +79162996163 по СБП на карту Сбербанка: Ширяева Лариса Артёмовна или по другому номеру телефона +79162997405 по СБП на карту Сбербанка: Ширяев Игорь Евгеньевич.
Также вы можете перечислить деньги в кошелек ЮMoney: 410015266707776.
Это отнимет у вас немного времени и денег, а журнал «Интересный мир» выживет и будет радовать вас новыми статьями, фотографиями, роликами.