Коса Долгая – «Таити» для сумасшедшего джипера
Долгая коса – это общеизвестное культовое место для кайтеров, серферов и прочих поклонников плавательно-летательных видов экстремального и спортивного досуга.
Мы решили, что только плавать и летать — это неправильно, и поехали покорять Долгую на Патриоте.
«Еж – птица гордая, пока не пнешь – не полетит!» Летать мы умеем, но не любим. А вот джипинг на Долгой – это вам не серфинг. Утопить джип – пара пустяков, т.к. мелкое Азовское море в районе косы Долгой отличается вздорным и коварным нравом.
Идея была романтична – постоять на кончике косы Долгая на семи ветрах, и чтобы с трех сторон море. Однако длина Долгой составляет 8 километров. Это самая протяженная коса Ейского полуострова, расположенного в восточной части Азовского моря. У ее основания расположена станица Должанская, там дорога проходима для любой пузотерки-недопривода. А вот дальше становится с каждым километром все интереснее.
Где-то после середины косы, вырвавшись из многолюдья, упираешься в серферский приют. Здесь рай: холодное пиво, мускулистые загорелые серферы и кайтеры, а также их веселые безбашенные подруги. Коса здесь перекопана поперек, чтобы всякие дураки типа нас не ездили. Ну и предупреждение висит.
«А нам все равно, а нам все равно, хоть боимся мы…» Включаем полный привод, понижайку и пускаем Патриота в море.
Всё! Канаву объехали по морю, не свалившись в яму с водоворотом. Вырвались на простор и жмем на газ. Колеса слегка пробуксовывают, ямы от колес тут же заполняются морской водой, но блокировки в обоих мостах делают свое доброе дело. Мы движемся вперед.
Пока Игорь рулит и матерится, Лариса выступает в роли экскурсовода:
Коса Долгая является высоко динамичным природным образованием, площадь её постоянно меняется. У самого основания косы раскинулся сосновый бор, который изобилует различными видами грибов и где можно встретить зайца, лису и даже кабана. А в геолого-литологическом строении косы основную роль играют морские отложения створок раковин моллюска Cardium. На окончании косы в составе наносов её содержатся от 80 до 100 %. Мощность отложений ракушек на илах — 5-18 м. В начале XXI века длина косы по осевой линии приближалась к 9,5 км, тогда как 50 лет назад она достигала 17 км. В последующие годы размыв привел к её сокращению более чем на 3 км. Затем фаза размыва сменилась нарастанием. В последние годы наблюдается новое отступление берегов. Ураган в марте 1914 года над Азовским морем, частично разрушил косу. На оконечности образовался пролив и остров Долгий, который, то присоединяется, то отделяется от косы.
Надо сказать, что с экскурсоводом и фотографом в одном лице, мы не прогадали.
Чем ближе к оконечности косы Долгой, тем грунт становится все более зыбким, а коса все более узкой. Недалеко от оконечности находится укатанная площадка. Здесь умные люди оставляют джипы, чтобы дальше идти пешком. Мы решили ехать дальше.
Под колесами сыпучий ракушечник и «барханы» из этого самого ракушечника. В ямах между «барханами» стоит морская вода. Коса становится настолько узкой, что местами волны перекатываются через нее. Очевидно, что если мы доедем до оконечности, то развернуться не удастся. Также очевидно, что если мы закопаемся и ляжем на мосты, то будем соревноваться с морем, кто быстрей заберет машину себе. Спасатель в униформе на вышке с ухмылкой наблюдает за нашими действиями. Спасать машины он не обязан.
Тут нас посещает здравая мысль. Если сдавать к кончику косы задом, то разворачиваться не придется. Резина у Патриота направленная, вперед она гребет лучше, чем назад. Если закопаемся, двигаясь задом к кончику косы, то есть шансы, что передом обратно выедем. Есть только одна проблема: двигаться задом на бездорожье не очень удобно, учитывая, что заднее стекло у джипа затонировано наглухо. Но и тут нашелся выход: если двигаться медленно, то вопли Ларисы, бегущей перед задницей джипа, лучше любого парковочного радара.
У нас получилось к разочарованию скучающего спасателя в будке.
Вот он остров Долгий с птичьими базарами.
Обратно выезжали легко. Оглянулись назад: а вроде и не трудно было…
Если вы надумаете повторить это мероприятие вслед за нами, имейте в виду, что коса Долгая – крайне непостоянна в своем рельефе. Место, легко проезжее сегодня, завтра может оказаться гиблым для вашей машины и наоборот. Имейте голову на плечах, т.к. море подмоет и утащит забуксовавший автомобиль очень шустро, а соленая вода – не лучшее антикоррозийное средство. И да поможет вам Богиня Джипинга, если у вас у самих башки нет.
Авторы Ширяевы Игорь и Лариса. Фотографии: Ширяев Игорь, Ширяева Лариса, Алекс-008. Должанка, 2008 г.
Интернет СМИ «Интересный мир». 14.07.2017
На свои личные деньги мы покупаем фото и видео аппаратуру, всю оргтехнику, оплачиваем хостинг и доступ в Интернет, организуем поездки, ночами мы пишем, обрабатываем фото и видео, верстаем статьи и т.п. Наших личные денег закономерно не хватает.
Если наш труд вам нужен, если вы хотите, чтобы проект «Интересный мир» продолжал существовать, пожалуйста, перечислите необременительную для вас сумму по номеру телефона +79162996163 по СБП на карту Сбербанка: Ширяева Лариса Артёмовна или по другому номеру телефона +79162997405 по СБП на карту Сбербанка: Ширяев Игорь Евгеньевич.
Также вы можете перечислить деньги в кошелек ЮMoney: 410015266707776.
Это отнимет у вас немного времени и денег, а журнал «Интересный мир» выживет и будет радовать вас новыми статьями, фотографиями, роликами.