С культурологом Дмитрием Егоровым беседуют психологи и журналисты «Интересного мира» Игорь и Лариса Ширяевы.
«Интересный мир»:
— Дима, вот ты систематически ходишь по Нагорному Карабаху вне дорог и даже вне троп. Более того, ты водишь с собой людей – туристов. До сих пор в Карабахе существуют не обезвреженные после войны мины. Целые минные поля существуют. Ты безумно смелый человек? Или ты просто безумец? Ну, ладно, тебе своих оторванных ног не жалко, но с тобой же люди ходят. И почему ты до сих пор жив и даже не на протезах?
Дмитрий Егоров:
— Я не смелый, и я не безумец. Есть организация «The HALO Trust», они занимаются разминированием. Есть карты разминирования. Есть в конце концов, здравый смысл, знание истории территории, по которой ты ходишь, беседы с местными жителями. Это же обитаемые места, там люди живут. У местных многое можно спросить и узнать. Гарантировать, что в этом месте нет мин, невозможно, но предполагать с очень большой степенью вероятности – вполне возможно. До сих пор меня это не подводило. А туристов я веду только теми маршрутами, которые неоднократно проходил сам.
«И.М.»:
— А чего-нибудь боишься? Ведь Кавказ вообще, а Нагорный Карабах в частности – это территория, овеянная многочисленными «страшилками». Там минные поля, там страшные небритые агрессивные кавказцы, там боевики со съехавшей крышей, которые сначала стреляют, а потом думают, там насилуют и пускают по кругу любую приехавшую женщину, там мальчиков насилуют и превращают в «опущенных», там ямы в земле с «белыми рабами» — все это типичные легенды-«страшилки» в сознании запуганных москвичей.
Д.Е.:
— Нет там ничего подобного. Да, криминал есть в любой стране. Но все эти кавказские «страшилки» очень сильно раздуты. Меня не пытались убить, не грабили, не насиловали. Воровство было. Это такое явление, которое не зависит от того, в Москве ты или на Кавказе. Но было и так, что мне возвращали фотокамеру, которую я забыл в горах у ручья. Причина не в национальности, а в конкретных людях.
По поводу изнасилования. Отношение к женщине на Кавказе вообще, и в Арцахе в частности, отличается от московского. И женщины там другие, и мужчины по-другому к женщинам относятся. Если женщина одна, она в рамках того менталитета воспринимается, как некая «бесхозная вещь». Но женщина, все-таки, не вещь даже на Кавказе. Поэтому насиловать никто не будет, но будет очень-очень много настойчивого внимания. С определенной конечной целью, естественно. Но это именно внимание, а не насилие. Однако в рамках московской субкультуры это может быть трактовано, как психологическое давление или эмоциональное принуждение. А для тамошних жителей это просто настойчивое внимание и накал ухаживания.
«И.М.»:
— Предположим крайний вариант. Одинокая молодая женщина москвичка путешествует по Арцаху. Она может отказать, или за гостеприимством и вниманием неизбежно следуют пускай не насилие, но неизбежные сексуальные контакты?
Д.Е.:
— Арцах – вполне цивилизованное место. Реально все в руках самой женщины. Нужно только понимать, что отказ женщины там трактуется не как «не хочу вообще», а как «не хочу сейчас». Не надо раздражаться, если мужчина, которому женщина утром отказала в вежливой форме, вечером настойчиво предложит то же самое. И завтра, и послезавтра, и вообще всегда… По местной логике, она ведь могла передумать, верно? И ни в коем случае не нужно женщине вести себя высокомерно и хамить в ответ на настойчивые ухаживания. Потому что тогда она получит в ответ закономерную агрессивную реакцию. Высокомерие и хамство нигде не любят. И если до того был культурный конфликт, просто было взаимонепонимание, то после оскорбления в адрес мужчины, который по местным традициям ведет себя вполне адекватно, женщина получит агрессию.
«И.М.»:
— В Москве у женщин принято презентировать себя особенным образом. Достаточно пройти летом в жару по центру города, чтобы понять, что мы имеем в виду. Что будет, если типичная московская клубная девочка со всеми атрибутами сексапильности поедет в Арцах?
Д.Е.:
— Вряд ли такая поедет в Арцах. Но если поедет, то скорей всего, ничего страшного не произойдет. Оскорблять и насиловать ее не будут. Просто всю свою поездку она будет занята не тем, чтобы познавать культуру и любоваться природой, а тем, чтобы выдержать этот натиск внимания. Это, кстати, очень утомительно и неудобно будет для самой женщины. Ей просто некогда будет любоваться на горы, не дадут… А как такая женщина распорядится этим избытком внимания, опять же зависит только от нее самой. Изнасиловать могут и в московском дворе, особенно если ты сама все для этого сделала. А вообще любому человеку, прежде чем куда-то ехать, в том числе на Кавказ, я советовал бы изучить историю и культуру тех мест, куда едешь. И еще советовал бы быть открытым и доброжелательным к тем людям, в гостях у которых находишься. Тогда подобных вопросов просто не возникает. За исключением форс-мажорных ситуаций, которые могут случиться где угодно и с кем угодно.
«И.М.»:
— Что делать непьющему человеку в Арцахе?
Д.Е.:
— Закалять себя заранее! Если человек едет в Арктику, он должен заранее тренировать свой организм к холоду. Если человек едет на Кавказ, он должен заранее тренировать себя к тому, что придется пить, причем много и часто, но самое главное – придется себя прилично вести. Если вы это делать не умеете, либо надо учиться, либо не надо ездить на Кавказ вообще, и в Арцах в частности. Можно, конечно, отказываться пить, но я считаю, что без кавказского застолья с вином и коньяком ваше путешествие будет в культурном смысле неполноценным. Женщине проще – можно пить вино мелкими глотками. Это нормально. Мужчине нужно быть готовым, что поездка в Арцах – это в том числе коньяк, тутовка (самогон из шелковицы) и кизиловка (самогон из кизила).
«И.М.»:
— А вообще местное гостеприимство имеет какой-нибудь скрытый смысл, какой-нибудь подвох? Есть чего опасаться туристу? Что стоит за гостеприимством местных жителей: желание пообщаться, выгода, криминал?
Д.Е.:
— Гостеприимство – это древняя традиция, которая возникла неслучайно. Потому что это такой взаимовыгодный процесс и для хозяев и для путников. Гостеприимство не бескорыстно. Иначе бы оно давно изжило себя и умерло как явление. А гостеприимство живо, и нас с вами переживет.
Гостеприимство – это взаимные гарантии. Если завтра в горах ты окажешься в критической ситуации, тебе помогут. Потом когда-нибудь поможешь ты.
Гостеприимство – это общение, обмен информацией. Людей в горах не так много. Это новостной канал. Гостеприимство – это форма любопытства к внешнему миру.
Гостеприимство – это источник внимания. Себя показать, людей посмотреть. Не только московские клубные женщины нуждаются во внимании к себе. Люди вообще нуждаются во внимании.
Гостеприимство – это местная форма «клубной» субкультуры, форма развлечения и досуга.
Если ты идешь один по горам, то никто от тебя не ждет денег за ночлег и еду. Я благодарю иначе, не деньгами: приношу подарки, при случае нахожу для хозяев какую-нибудь информацию в Интернете, делаю фотографии. Да много есть способов обменяться добрыми делами. Но туризм, конечно, постепенно меняет культуру гостеприимства. И если ты ведешь группу туристов, то это уже деловое партнерство, и нужно хозяину компенсировать его издержки.
Если говорить о «подвохе», то он только один. Хозяева ожидают много общения и много взаимного внимания. Больше, чем привыкли ожидать люди мегаполиса. Быстро поесть и тихо уснуть не удастся. Даже мужчине не удастся, а уж женщине подавно.
«И.М.»:
— Помнится шли мы с тобой из Вагуаса в Ванк напрямую через горы. И пригласили нас пастухи в горах шашлыка поесть и красного вина выпить. И ты сказал нам: «Не надо! Пойдем отсюда быстрей! Если мы поедим мяса и выпьем красного вина, то по местным обычаем это означает, что мы все трое согласились на секс. А мужики в горах сексуально голодные! Им все равно кого и как!» Как ты это прокомментируешь?
Д.Е.:
— Ребята, ну мы же к тому времени уже неделю по горам шли. А в Ванке гостиница с душем. Очень помыться хотелось!
С культурологом Дмитрием Егоровым беседовали Игорь и Лариса Ширяевы. Фотографии: Ширяевы Игорь и Лариса.
Интернет-СМИ «Интересный мир».14.03.2012
На свои личные деньги мы покупаем фото и видео аппаратуру, всю оргтехнику, оплачиваем хостинг и доступ в Интернет, организуем поездки, ночами мы пишем, обрабатываем фото и видео, верстаем статьи и т.п. Наших личные денег закономерно не хватает.
Если наш труд вам нужен, если вы хотите, чтобы проект «Интересный мир» продолжал существовать, пожалуйста, перечислите необременительную для вас сумму по номеру телефона +79162996163 по СБП на карту Сбербанка: Ширяева Лариса Артёмовна или по другому номеру телефона +79162997405 по СБП на карту Сбербанка: Ширяев Игорь Евгеньевич.
Также вы можете перечислить деньги в кошелек ЮMoney: 410015266707776.
Это отнимет у вас немного времени и денег, а журнал «Интересный мир» выживет и будет радовать вас новыми статьями, фотографиями, роликами.