С культурологом Дмитрием Егоровым беседуют психологи и журналисты «Интересного мира» Игорь и Лариса Ширяевы.
«Интересный мир»:
— Дима, насколько мы знаем, ты первый человек из региона Москва и ближнее Подмосковье, который так долго и основательно ходил по Нагорному Карабаху. Похоже, ты «первооткрыватель» Арцаха для обычных москвичей, которые хотели бы путешествовать, и которых привлекают нестандартные страны и направления. Это так?
Дмитрий Егоров:
— Нет, я не первый. Хотя вряд ли кто-то из Москвы или даже из средней полосы России так глубоко и долго погружался в Арцах, в его историю и культуру. Вряд ли кто-то из москвичей так долго ходил своими ногами по земле Арцаха. Но я точно не первый. Кроме меня были и другие «авантюристы и отморозки». (Смеется) Были автостопщики. Я читал о них в Интернете. Но это был просто проезд через Арцах по нитке маршрута. С соответствующим описанием: где остановиться, что и где поесть, несколько фотографий. Легкий обзор страны с позиции человека, который привык за год посещать десяток стран, путешествуя автостопом. Но погружения в Арцах у них не получилось. А у меня получилось. Поэтому каждый первый в своем. Мы разные. А так формально я, наверное, третий или четвертый. Но это не беда. Я люблю быть третьим. (Смеется)
«И.М.»:
— Не помнишь, как зовут первого автостопщика?
Д.Е.:
— Новиков. То ли Алексей, то ли Александр, точно не помню. Кстати, кроме его отчета в «Энциклопедии вольных путешествий» были еще другие статьи в Интернете об истории и культуре Арцаха. Но это не путешествие, это не связано с туризмом. Приезжает историк, например, из Ростовской губернии и пишет. Хорошо пишет, но это не путешествие. А у Новикова путешествие, но нет глубинного погружения в историю и культуру. У меня же получилось объединить историю и культуру с путешествием и туризмом. Вот в этом смысле я, наверное, первый, по крайней мере, из Московского региона. А во всех остальных смыслах – нет.
«И.М.»:
— Сколько времени ты провел в Арцахе?
Д.Е.:
— Если сложить все дни, недели и месяцы, проведенные в Арцахе, то в общей сложности получается примерно 1 год и 5 месяцев. Почти полтора года. А если считать, сколько времени прошло с первой поездки до сегодняшнего дня, то получается около 5-ти лет. Я все время уезжал и возвращался, уезжал и возвращался.
«И.М.»:
— А почему именно Арцах, а не какая-то другая страна? Молодой человек из Москвы, внешне не армянин и даже не южанин, 5 лет своей жизни посвящает Арцаху. Полтора года живет там. Почему?
Д.Е.:
— Карабах – это такая как бы terra incognita с негативной для поверхностного запуганного москвича репутацией: Кавказ, южные мужчины, горячая точка, минные поля… Съездив туда в первый раз почти случайно, я вдруг увидел там очень много интересного для себя, как для специалиста. История, археология, культура, этнография – богатейший материал для культуролога, да и вообще для любого любознательного человека. И одновременно Карабах дарит интереснейшие впечатления для самого обычного человека, для наивного туриста: кавказское гостеприимство, армянская открытость, солнце и горы, в конце концов… И тогда я, как фильме «Иван Васильевич меняет профессию», сказал себе: «Это я удачно зашел!» Зашел и остался…
«И.М.»:
— А что конкретно понравилось?
Д.Е.:
— Например, понравилось, что в Арцахе практически в каждом селе есть древние постройки. И местные жители знают, что вот это храм 15-го века, например, и бережно относятся к своей истории и культуре. Они тут же начинают много об этом рассказывать. И все это сопровождается горной романтикой, гостеприимством, тутовой водкой. В России в деревнях тоже есть старые церкви, но вот такого экзотичного для нас «кавказского коктейля» в Центральной России нет.
«И.М.»:
— Хм, тутовая водка, гостеприимство… Зная Кавказ, это много тутовой водки. Так ты культуролог или алкоголик?
Д.Е.:
— Культуроголик. (Смеется) На самом деле я считаю, что истинная культурология неполноценна без личного тесного контакта с культурой и с представителями этой культуры. Иначе это не истинная культурология, а просто буквы и картинки в академических изданиях. Разговоры о жизни во время застолья – это же интересно. Это и есть культурный контакт чужеземца с местными жителями. Это взаимопроникновение культур и взаимопонимание людей.
«И.М.»:
— Хорошо, почти убедил: ты не алкоголик. А ты кто? Может, ты просто бездельник и бродяга, который неплохо проводит время в Карабахе, пользуясь местными традициями гостеприимства? Сбежал от социальной жизни (работы и учебы), от мамы, от жены, от детей, от ответственности – и устроил себе многолетний отдых в Карабахе за счет гостеприимного местного населения. Вот кто ты?
Д.Е.:
— Как-то в Интернете я получил комментарий к своей статье об Арцахе. Меня тоже спрашивали, кто я? И перечисляли возможные варианты ответов: авантюрист, гениальный организатор, безответственный человек, сбежавший из клиники сумасшедший. Я тогда впервые всерьез задумался, кто я? Не один из предложенных вариантов мне не был близок. И предложенные сейчас варианты бездельник и бродяга тоже не кажутся близкими. Честно говоря, я до сих пор не нашел ответа на этот вопрос. Мне просто нравится. Я просто люблю Арцах, изучаю культурологию и увлекаюсь нестандартным туризмом. Мне трудно вместить это в одно слово, в стандартное социальное понятие. Москвичам я отвечаю, что я менеджер социокультурных проектов. Поскольку немногие понимают, что это такое, то дальше от терминов можно переходить к содержанию того, чем я занимаюсь в жизни.
«И.М.»:
— Если тебе так хорошо в Арцахе, почему ты каждый раз возвращаешься в Россию? Ты не купил в Арцахе домик, не женился на армянке, не завел ослика… И кстати, дома в Арцахе в селах стоят пустые, девушки красивые, а ослики привязчивые. Ты даже двойное гражданство не попробовал получить. Почему?
Д.Е.:
— Я не могу долго оставаться на одном месте. Я же не только Арцах люблю. Я и Россию люблю, центр Москвы, особенно. Но чтобы комфортно себя ощущать в мире, мне обязательно нужно мигрировать. Это часть моей сущности. Мне сложно жить и что-то делать на одном месте дольше нескольких месяцев. Я не могу и не хочу быть, как сейчас говорят, «офисным планктоном» в мегаполисе, но одновременно я не могу и не хочу вести «оседлое крестьянское хозяйство». Мне «перезагрузка» нужна. Соответственно я провожу какое-то довольно значительное время в Арцахе: исследую культуру, быт, традиции, брожу по древним крепостям и храмам, разговариваю с людьми, — а потом уезжаю в Москву, чтобы подумать и «переварить». Поскольку я много путешествую, для меня имеет огромное значение родительский дом, друзья, родная среда обитания, — все то, что называют Родиной.
«И.М.»:
— Многие даже коренные москвичи недолюбливают Москву. Ты как к Москве относишься? Москву любишь?
Д.Е.:
— Я люблю центр Москвы. Здесь бешеный ритм. И мне нравится жить с Москвой в одном ритме. Здесь развитая инфраструктура. И мне нравится быть встроенным в эту структуру, пользоваться ее возможностями. Поэтому да, я Москву люблю, и после месяцев, проведенных в горах Арцаха, Москва меня совершенно не напрягает. Наоборот здесь у меня начинают рождаться новые мысли и проекты. Здесь у меня обновление. И в Арцахе у меня обновление. Это взаимодополняющие части одного целого. Человек, который адаптивен только среди природы или только в мегаполисе, однобок, по-моему.
«И.М.»:
— Что ты делаешь с социальными достижениями, которые, как считает большинство, присущи, в основном, оседлому образу жизни? Например, образование и карьера, семья и дети, красавица-жена и дорогой автомобиль… Ты по образу жизни близок к сезонному кочевнику. Ты осознанно лишаешь себя всех этих социальных достижений?
Д.Е.:
— Вот совершенно не согласен, что социальные достижения присущи исключительно оседлому образу жизни в смысле привязанности к одной единственной точке на карте. Наоборот для успешного человека, у которого хороший бизнес и который много путешествует, понятие оседлость меняется. Есть же примеры таких людей и в истории и в современности. Для такого человека вся планета – это большой дом. Есть маленький дом – малая Родина, и есть большой дом – планета. Не секрет, что успешные люди часто много путешествуют. И это совершенно не мешает им быть образованными, иметь семью и т.п. А что касается лично меня, то я же культуролог и менеджер социокультурных проектов. Для меня объектом научного исследования, офисом и даже домом является вся планета. В силу специфики деятельности мне и не нравится и нет смысла все время сидеть на одном месте.
«И.М.»:
— У тебя есть цель в жизни?
Д.Е.:
— На данном этапе своей жизни я хочу показать людям, что взаимопонимание культур и национальностей возможно без напряженности и конфликтов, без «искр» между людьми. Просто показать на собственном примере. Для этого необходимо быть в некоем «культурном потоке», не сопротивляться ему, не плыть против течения, а наоборот сливаться с ним, использовать те возможности, которые этот «культурный поток» предоставляет.
«И.М.»:
— В успех своего мероприятия веришь?
Д.Е.:
— Конечно!
С культурологом Дмитрием Егоровым беседовали Игорь и Лариса Ширяевы. Фотографии: Ольга Шашкова , Ширяевы Игорь и Лариса.
Интернет-СМИ «Интересный мир». 06.03.2012
На свои личные деньги мы покупаем фото и видео аппаратуру, всю оргтехнику, оплачиваем хостинг и доступ в Интернет, организуем поездки, ночами мы пишем, обрабатываем фото и видео, верстаем статьи и т.п. Наших личные денег закономерно не хватает.
Если наш труд вам нужен, если вы хотите, чтобы проект «Интересный мир» продолжал существовать, пожалуйста, перечислите необременительную для вас сумму на карту Сбербанка: Visa 4276400051181130 Ширяева Лариса Артёмовна или MasterCard 5469400010332547 Ширяев Игорь Евгеньевич.
Также вы можете перечислить деньги в кошелек ЮMoney: 410015266707776.
Это отнимет у вас немного времени и денег, а журнал «Интересный мир» выживет и будет радовать вас новыми статьями, фотографиями, роликами.