Home 1 Культура 1 Пашупатинатх. Конец земной жизни. Часть 12.

Пашупатинатх. Конец земной жизни. Часть 12.

Это продолжение нашего рассказа об индуистском храмовом комплексе Пашупатинатх в Катманду (Непал). Место примечательно тем, что здесь публично сжигают трупы. Предыдущая ЧАСТЬ 11. Отслеживать тему можно по метке (тэгу) Пашупатинатх.

(18+ Внимание! Данная статья предназначена для людей старше 18 лет. Если вам меньше 18 лет, немедленно покиньте страницу!)

Непал

131. Началось. Зашкворчало. Здесь под соломой лежит мертвое тело человека, одетое в погребальные одежды, присыпанное рисом и окропленное священной водой из реки Багмати. Погребальные костры горят 24 часа в сутки, но большинство сжиганий, все-таки, проводится днем. За почти двое суток, что мы провели в Пашупатинатхе, мы адаптировались к виду десятков мертвых тел, до которых можно дотронуться рукой – настолько все близко. Местные же относятся к трупам примерно также, как мы относимся к кузовам автомобилей на автосвалке. Душа, по их мнению, бессмертна, а тело – оно и есть тело… Так, кузов без водителя… У некоторых этот кузов был красивый. А вот к чему мы так и не смогли адаптироваться, так это к звуку и запаху. Тело человека состоит, в том числе, из воды и при сжигании шкворчит, как рыба на сковородке. Запах смешивается с воздухом до густого однородного состояния, и ты этим воздухом дышишь, впитываешь в себя, пропитываешься до глубин своего организма. Потом эти звуки жарящейся человечины и запахи горелых трупов, — всё это преследует тебя сутками. Неприятные ощущения. В плюсах – азартный репортаж и обновленное отношение к собственной смерти.

Непал

132. Женщины рыдают. В мешках, повязанных на поясе, находится рис, которым они посыпают умершего.

Непал

133. Рыдающие и не очень рыдающие родственники обходят сложенные для погребального костра дрова три-пять раз строго по часовой стрелке.

Непал

134. Родственник, обходя несколько кругов вокруг дров для погребального костра, дует в ракушку, издавая прощальные трубные звуки.

Непал

135. После этого умершего несут к костровищу. Иногда на руках, а иногда на носилках.

Непал

136. Умершего несут на гхату к костровищу на носилках.

Непал

137. Иногда умерший присоединяется к родственникам, обходящим вокруг будущего костра. Так они и кружатся вместе, словно в объятиях в последний раз перед расставанием…

Непал

138. Живые очень стараются для мертвого. Стараются сделать так, чтобы все было правильно, уважительно и заботливо, в строгом соответствии с ритуалом и традициями. Ведь умерший человек вернется в новом теле и может припомнить живым свои обиды на них… Поэтому все живые трудятся. Молодые родственники несут тело умершего, родственники постарше совершают физически более легкие ритуалы. Один дудит в ракушку, другой несет ароматические палочки для окуривания. И так несколько кругов вокруг дров.

Непал

139. Если ходить лениво или трудно, носилки с умершим просто вертят над будущим костром по часовой стрелке.

Непал

140. Родственники стараются в этот момент уже не плакать. Ибо всему свое время в ритуале, и «если слез слишком много, они жгут покойного». К тому же пора успокаиваться, отвлекаться от горя, ведь перерождение – это радость. Но старики, потеряв самых близких людей, иногда не выдерживают и в этот радостный момент начинают рыдать… Раньше, говорят, приглашали специальных веселых рассказчиков (что-то вроде тамады на свадьбе), чтобы развеивать печаль родственников, если она чрезмерна.

Непал

141. Последние приготовления перед дорогой в будущее. Ароматические палочки для окуривания. Белая тряпка на родственнике – это символ траура.

Непал

142. Родственники делают многочисленные круги и окуривание. Как последний взмах руки на прощание. Чтобы полет души был легким…

Непал

143. Прощание с отцом — приложить свою голову к его стопам. Во рту умершего специальные листья и первый огонь. Пока это только свеча.

Непал

144. Прощание.

Непал

145. Немного щепок для легкого возгорания. И прощание второго сына.

Непал

146. Младший сын собственноручно раскладывает щепки, чтобы быстрее загорелось тело его отца.

Непал

147. Старым людям очень тяжело даются такие ритуалы. Может быть, прожив много лет на этой планете, они боятся остаться здесь одни без ушедших друзей или, может быть, сомневаются в реинкарнации, а может быть, хотят улететь вместе… А может быть, они просто хотят жить. И чтобы никто никогда не умирал. Мы не знаем…

Непал

148. Ритуал сжигания — это не горе. Вы словно провожаете родственника на самолет, который летит в дальние страны, где очень хорошая беззаботная жизнь.

Непал

149. Приветствуем вас на борту. Задраивают входы и выходы. Пристегнитесь. Взлетаем.

Непал

150. Немного ароматического красителя в пакетиках, чтобы полет был легким и счастливым.

Непал

151. Оторвались от земли. Вместе с дымом вверх уносится душа.

Непал

152. Первые полтора часа, полет нормальный.

Непал

153. Раньше существовала традиция сжигания вдовы умершего вместе с ним. В отличие от умершего мужа, вдову сжигали заживо… Обычно это называлось традицией Сати.

«Са́ти —похоронная ритуальная традиция в индуизме, в соответствии с которой вдова подлежит сожжению вместе с её покойным супругом на специально сооружённом погребальном костре. Название произошло от имени богини Сати.

Традиция сати имеет параллели с аналогичными ритуалами в других известных культурах. Например, на похоронной церемонии в виде кремации в корабле или лодке, практиковавшейся на Руси, вместе с телом хозяина сжигалась его рабыня.

Кстати, по мнению древних греков, заведение таких порядков лишит жён потенциальной мотивации отравить своих супругов.

Добровольная смерть на похоронах описана в Северной Индии до периода Империи Гупта. Эта практика носила название «анумарама». В отличие от сати, самопожертвования были действительно добровольными, без элемента принудительности, и могли распространяться не только на вдов, но и на других родственников, слуг, идейных последователей или друзей обоего пола, тех, кто желал таким образом выразить свою преданность усопшему. Иногда эти смерти были следствием клятвы верности, данной ещё при жизни покойного.

В своей основе акт самосожжения — сати — дело сугубо добровольное. В некоторых общинах считалось естественным, что вдова должна его совершить, и все соответственно ожидали от неё этого. Достоверно неизвестно, насколько это было добровольно и какова была степень давления со стороны общины. Часто высказывалось мнение, что у вдовы будущее было слишком бесперспективным, особенно если она была бездетной. Тем не менее, были также и случаи, когда желание вдовы совершить акт сати не приветствовалось, и члены общины пытались воспрепятствовать её самоубийству.

Традиционно погребение должно было осуществляться в течение одного дня после смерти. Таким образом, решение «последовать за мужем» часто приходилось принимать в самый короткий срок. В некоторых случаях, особенно когда муж умер где-то на стороне, вдове предоставлялась та или иная отсрочка.

Узам брака между вдовой и усопшим супругом придавалось большое значение. В отличие от плакальщиц, вдовы-сати одевались на похоронах в свадебные одежды или другие праздничные наряды. Такая смерть рассматривалась как кульминационное завершение брака.

Есть сведения о самых различных формах совершения сати. В большинстве случаев вдова сидела или лежала на погребальном костре около тела мёртвого мужа. Есть также многочисленные описания, когда вдова входила или прыгала в огонь уже после того, как костёр разгорался. Описываются также случаи, когда вдова сама поджигала костёр, сидя внутри.

Существуют документально оформленные правила проведения ритуала сати. Предполагалось, что сати должно совершаться добровольно, однако часто на практике это выглядело не совсем так. Не говоря уже о факторе социального давления, во многих случаях вдову склоняли к смерти путём непосредственного применения физической силы.
Сохранившиеся рисунки и описания часто изображают сидящую на сложенном погребальном костре женщину, когда она связана или каким-то другим способом ограничена в движениях, чтобы не сбежала, когда костёр будет зажжён. На одном из них люди стоят вокруг костра с длинными шестами, чтобы не дать вдове выбраться из пламени». Источник.

Непал

154. За несколько часов, пока горит тело, родственники уже уходят. С останками остается жрец, который ворошит их, доводя до полной обугленности. По ритуалу он должен выкидывать в священную реку Багмати только полностью сгоревший труп, но на практике это не всегда соблюдается.

Непал

155. Вот кто остается с умершим до конца. Человек в белом, как ангел.

Продолжение ЧАСТЬ 13.

Авторы Игорь и Лариса Ширяевы.

Непал, Катманду, Тамель, Пашупатинатх, Гималаи, Эверест – читайте обо всём этом в «Интересном мире» по меткам (тегам): Непалнепальские дневникиГималаиПашупатинатх.

Дорогие друзья и читатели! Проект «Интересный мир» нуждается в вашей помощи. Помочь можно ЗДЕСЬ.

При возможности мы помогаем людям побывать в интересных местах, описанных в нашем журнале. В первую очередь это относится к местам, в которых побывали мы сами. Открывайте раздел «Туризм», читайте и выбирайте! Для чего и как мы это делаем, написано в нашей статье «Живите интересно!».

Электронное СМИ «Интересный мир». 31.08.2012

Дорогие друзья и читатели! Проект «Интересный мир» нуждается в вашей помощи!

На свои личные деньги мы покупаем фото и видео аппаратуру, всю оргтехнику, оплачиваем хостинг и доступ в Интернет, организуем поездки, ночами мы пишем, обрабатываем фото и видео, верстаем статьи и т.п. Наших личные денег закономерно не хватает.

Если наш труд вам нужен, если вы хотите, чтобы проект «Интересный мир» продолжал существовать, пожалуйста, перечислите необременительную для вас сумму на карту Сбербанка: Мастеркард 5469400010332547 Ширяев Игорь Евгеньевич.

Также вы можете перечислить Яндекс Деньги в кошелек: 410015266707776 . Это отнимет у вас немного времени и денег, а журнал «Интересный мир» выживет и будет радовать вас новыми статьями, фотографиями, роликами.