САДХУ
Во время нашего путешествия по Непалу, вообще, а в особенности по храмовому комплексу Пашупатинатх, мы частенько встречались с людьми, которые называли себя садху. Это неудивительно. По результатам опросов и переписей населения, в обществах с доминированием религии индуизма (в том числе в Непале) по загадочным причинам годами и десятилетиями сохраняется постоянный процент людей, которых можно назвать садху. Их довольно много – около полпроцента от общей численности населения в стране (индуистов и не индуистов). Словно боги своей мистической силой или социальная система методами саморегуляции, — но что-то или кто-то поддерживает этот постоянный процент садху для каких-то своих загадочных целей. И знаете, какая ассоциация первой пришла нам в голову? По данным ВОЗ в мире годами и десятилетиями сохраняется постоянный процент психически нездоровых людей – около 6%. И этот процент тоже кто-то или что-то поддерживает. Ассоциация эта не случайна. Грань между садху и безумцем для неискушенного наблюдателя довольно размыта.
В переводе с санскрита слово садху означает добродетельный человек. Чем добродетелен садху? В первую очередь тем, что предпочел духовные ценности мирским, и наполнил каждый свой день духовными практиками вместо бытовых дел и забот. Садху отрекается от камы (чувственных наслаждений), артхи (материального благополучия) и дхармы (долга). Соответственно он не должен иметь влечения к сексу, он не должен стремиться к деньгам, и он вообще никому ничего не должен: ни семье, ни государству. Он свободен. Садху полностью сосредотачивается на достижение мокши – особого состояния духовного просветления и внутренней свободы. Этот путь выводит человека из круговорота рождения и смерти – сансары. Чтобы выйти из сансары нужно отработать (сжечь) свою карму – совокупность неодобряемых индуизмом поступков (грехов). Поэтому жизнь садху заполнена молитвами (мантрами) и ограничениями в бытовом комфорте. Это в теории. А на практике?
На практике внешнему неискушенному наблюдателю довольно трудно определить: занят человек духовным совершенствованием или он аскет, соблюдающий только телесные ограничения, или он бродяга и попрошайка, или больной шизофренией, выкинутый обществом на обочину жизни, или просто актер, собирающий деньги с доверчивых зрителей. Ведь садху живут подаянием. За небольшую денежку многие садху с удовольствием фотографируются с туристами.
Мы склонны думать, что сообщество садху чрезвычайно разнородно и многопланово. Среди них есть самые разные люди. В том числе актеры и мошенники выдающие себя за просветленных искателей истины. Такие стараются обитать в туристической зоне.
Обрядовая часть жизни садху чрезвычайно вариативна, т.к. в индуизме много направлений. Часто для того, чтобы стать садху, необходимо пройти обряд, символизирующий смерть человека для обычной мирской жизни. Для этого устраиваются символические похороны живого человека. Учитель (гуру) благословляет нового члена сообщества садху для новой духовной жизни и часто обривает его наголо. Далее вновь посвященному дается новое духовное имя. После этого большинство садху волосы не стригут никогда.
Садху носят красно-оранжевые одежды, символизирующие отречение от мирских благ. Также садху раскрашивают свои тела в красно-оранжевые цветет (символ отречения) и в белый цвет (символ духовной чистоты и скорби). Для этого тело покрывается охрой или иными растительными красителями (так достигается красно-оранжевый цвет) и водным раствором толченого мела или пепла из ритуального костра (так достигается белый). Краска накладывается во много слоев, и каждый слой обычно подсушивается у ритуального костра. Поэтому садху часто жгут костры.
Волосы садху часто заплетают в различные косы и дреды, но это не является обязательным каноном. В жизни садху вообще нет канонов. Во-первых, духовный путь у каждого свой и неповторимый. А во-вторых, существует множество сект садху. Некоторые живут преимущественно в горах, другие только в пещерах, иные преимущественно в погребальных комплексах, а некоторые тусят в туристической зоне.
Например, члены секты нага-садху ходят полностью обнаженными. В традиционной сумке любого садху носится весь его нехитрый скарб – одежда и косметика для декоративного макияжа. И это практически всё, что есть у садху. Так вот нага-садху минимизировали содержимое своей сумки путем отказа от одежды. Но косметику сохранили! В отличие от других садху, нага считаются очень воинственными, и частенько они участвовали в вооруженных столкновениях с мусульманами и представителями других верований. Своим садху из других сект тоже доставалось от нагов. В вооруженном столкновении наги очень опасны, т.к. абсолютно не боятся смерти.
Впрочем, некоторые садху очень благообразны, т.к. пришли к этому пути из высшей касты брахманов или из образованных монахов. Посмотрите на этого человека. Похож на философа или профессора национального университета. И он тоже называет себя садху.
А вот секта агхори-садху наоборот отвергает все приличия и даже традиционные для садху самоограничения. Члены секты агхори-садху презентируют свое «безумие», как форму одержимости божественными силами.
«Святость может быть не только «мачо», но даже «сумасшедшей», одержимой богом, как это показывают члены довольно темной и маленькой секты, Агхори. Они подражают наиболее экстремальным качествам Господа Шивы как Победителя Смерти: его любимое место это поля для кремации; он купается в пепле от погребальных костров; он носит ожерелье из черепов и костей; он держит духов и призраков как компанию; он постоянно в состоянии опьянения; и он ведет себя как безумный.
Агхори охотно нарушают все аскетические (и Индуистские) табу, убежденные, что «заменой всех ценностей на противоположные» они ускорят просветление. В то время как всем садху полагается быть вегетарианцами и трезвенниками (впрочем как и всем Индуистам), Агхори едят мясо и пьют алкоголь.
Агхори приписываются даже более отталкивающие привычки: они едят гнилую плоть трупов; едят экскременты и пьют мочу, даже собачью; они имеют ритуальные сношения с менструирующими проститутками в местах кремации, где они обычно обитают; и они медитируют, сидя на трупе.
Неизвестно, насколько регулярно все это происходит, но кажется довольно определенно, что иногда случается, и в ритуальном контексте, как способ «причастия», эти каннибальские и другие «негуманные» практики все еще имеют место.
Агхори предпочитают жить на местах кремации и окружают себя предметами смерти, такими как человеческие черепа, из которых они пьют и с которыми проводят магические ритуалы.
Тем не менее, Агхори представляют традицию, которой тысячи лет, и были времена, когда эта секта была довольно многочисленной». Источник.
Мы пошли искать агхори-садху выше по течению реки Багмати над храмовым комплексом Пашупатинатх (ниже по течению сжигались трупы людей). Не уверены, что это были агхори, но некоторые интересные личности нам на глаза попались.
Кстати, садху могут быть и женщины, но это встречается значительно реже, чем явление садху-мужчины.
Не погруженному в эту культуру человеку довольно трудно определить вид секты садху. Даже просто разобраться, кто перед тобой: крашеный актер-попрошайка, нищий аскет или искатель истины, — иногда непросто. Неоднозначно все.
Путь садху в большинстве случаев связан с практикой йоги и употреблением наркотических веществ. Традиционно курят растительные наркотики через чиллум. Это небольшая деревянная трубка со специально обточенным камнем внутри, который не дает смеси из табака с гашишем или коноплей попасть в рот. Во время курения садху наблюдают присутствие Бога в клубах дыма. Но некоторые купят обычные папиросы-самокрутки.
Периодически у садху случаются большие фестивали-сборища, на которые собираются садху со всей страны. Проезд на общественном транспорте для садху бесплатный.
Считается, что садху отрабатывает и сжигает не только свою личную карму, но и карму всего своего народа. Поэтому простые люди (особенно выходцы из сельской местности) уважительно относятся к садху. Но в крупных городах с высокой плотностью населения и с высокой конкуренцией случается иначе. Городские жители особенно скептически относятся к садху, тусующимся в публичных туристических местах. В храмовом комплексе Пашупатинатх, где сжигают трупы людей, принято давать подаяние и приносить жертвы. Но на садху это часто не распространяется. Мы наблюдали, как семья сжигаемого прогнала от себя садху, который пытался что-нибудь выпросить.
Среди садху есть достаточно известные и популярные во всем мире люди. Например, садху по прозвищу Milk Baba, ограничивший свой рацион питания до употребления исключительно молока и ничего более.
Некоторые садху занимаются духовным обучением своих последователей. В пещере над Пашупатинатхом мы встретили молодого человека европейской внешности, который познавал духовные истины у местного садху. Известны случаи, когда иностранцы были посвящены своими учителями и сами становились садху, разделяя все особенности этого стиля жизни. Некоторые погружались в это на несколько лет, а некоторые навсегда.
В храмовом комплексе Пашупатинатх садху живут обособленно в помещении с одной единственной стеной под крышей с колоннами. Здесь они спят, едят, красятся, курят наркотики. У каждого садху вместо квартиры или комнаты есть только коврик и небольшой клочок земли площадью меньше, чем приличный участок на российском кладбище. Там почти круглосуточно горит ритуальный костер, у которого садху медитирует, курит трубку-чиллум, сушит свой макияж и готовит простейшую еду. Каждое утро начинается с ритуального купания в священной Багмати и ритуального употребления наркотиков. Двери к садху всегда открыты: в буквальном и в мистическом смысле. Каждый может войти сюда и, если захочет, остаться здесь на всю жизнь.
Здесь садху едят, и прямо здесь же справляют малую и большую нужду.
Каждое утро садху в Пашупатинатхе начинают свой день с грима и одевания.
К незваным гостям садху доброжелательны, но навязчивости не любят. За навязчивость нужно платить. Или нужно становиться своим.
Духовный учитель или обычный нищий? Просветленный или сумасшедший? Верующий или мошенник? Эти вопросы редко получают бесспорные ответы, особенно в условиях Востока, где все неоднозначно, а хитрость не предосудительна.
В туристической зоне вы встретите много садху-актеров.
Они демонстрируют ритуальные жесты и всячески показывают свое желание с вами сфотографироваться. Не бесплатно, конечно. Если вы начинаете их фотографировать без денег, такие садху злятся и отворачиваются. Истинным садху этот платный театр в туристической зоне неинтересен.
Маска садху.
Все эти люди носят определенные социальные маски и играют религиозные роли. Всю правду о том, что скрывается за маской и ролью, мы с вами никогда не узнаем. Если только сами не станем садху…
Авторы Игорь и Лариса Ширяевы
Интернет СМИ «Интересный мир». 31.05.2012
На свои личные деньги мы покупаем фото и видео аппаратуру, всю оргтехнику, оплачиваем хостинг и доступ в Интернет, организуем поездки, ночами мы пишем, обрабатываем фото и видео, верстаем статьи и т.п. Наших личные денег закономерно не хватает.
Если наш труд вам нужен, если вы хотите, чтобы проект «Интересный мир» продолжал существовать, пожалуйста, перечислите необременительную для вас сумму по номеру телефона +79162996163 по СБП на карту Сбербанка: Ширяева Лариса Артёмовна или по другому номеру телефона +79162997405 по СБП на карту Сбербанка: Ширяев Игорь Евгеньевич.
Также вы можете перечислить деньги в кошелек ЮMoney: 410015266707776.
Это отнимет у вас немного времени и денег, а журнал «Интересный мир» выживет и будет радовать вас новыми статьями, фотографиями, роликами.