156. В Пашупатинатхе на набережной священной Багмати и живые и мертвые, — все рядом, все вместе.
157. После того, как началось сжигание умершего, его сына бреют в знак траура и начала новой жизни. Это означает, что теперь он будет совсем другим человеком. Сначала выбривают на темечке небольшое местечко, это метка, именно рядом с этим местом будет оставлена не сбритой длинная прядь волос.
158. Затем скорбящий сын моет голову в водах Багмати.
159. В Багмати, в принципе, многие моются и тусуются, причем не только из ритуальных целей. Поэтому в священной реке всегда все в куче: дети, подростки, женщины, мужчины, старики, обезьяны, собаки, коровы – все, как живые, так и умершие. Вода священной реки настолько волшебна, что очищаются все! Поэтому очень приветствуется, если турист решил из грязного стать чистым и окунуться в Багмати. Окунуться – условное понятие. Река мелкая и переполнена мусором. Поэтому чтобы окунуться, в нее нужно лечь – попой на гору мусора в русле, а лицом к небесам. Мы не рискнули. Сейчас жалеем об упущенной возможности.
160. Ритуальное обривание продолжается тут же на набережной — среди туристов, среди родственников, среди прощающихся и сжигающих умерших.
161. А теперь опять вниз к реке. Одна прядь волос остается не выбрита. Если обривание символизирует траур и новую жизнь, то оставшаяся прядь волос символизирует связь с прошлым.
162. Затем снова омовение головы в волшебных водах Багмати.
162. Через плечо надет священный шнур.
163. На набережной происходят важные события: умерший готовится к погребальному костру, а из храма семейная пара несет новорожденного ребенка. Встреча двух людей: мертвого и новорожденного. Это добрый знак для обоих. Душа ушла из мира, душа пришла в мир. Реинкарнация существует.
164. Вот он момент встречи.
165. На набережной на гхатах сидят люди и поминают своих усопших. Кто-то совсем недавно проводил близких, а кто-то давно. Меру и длительность внутренней скорби каждый определяет для себя сам. Плакать только не надо!
166. Поминки.
167. Обратите внимание: у очищающихся в Багмати ритуальный шнур перекинут через правое плечо (фото 162), а у тех, кто уже очищен и поминает умершего, священный шнур перекинут через левое плечо (фото 166, 167).
168. Кто-то поминает в одиночестве, а кто-то с родственниками и специальными людьми – поминальщиками. Эти люди за небольшое вознаграждение готовы составить компанию человеку в трауре.
169. Воды священной Багмати очищают не только мертвых и больных, но также живых и здоровых – детей и взрослых. Две женщины привели на набережную маленького мальчика и омывают ему ножки и мошонку, чтобы его мужская судьба хорошо сложилась.
170. Туристы на набережной и гхатах. Наблюдать за ними иногда тоже любопытно.
171. Вот мимо проходят восходители в Гималаи, навьюченные рюкзаками. Они не моют в Багмати мошонку (фото 169), но тоже пришли очиститься перед восхождением или поблагодарить богов после восхождения.
172. Пашупатинатх – благодатное место. Если вы побываете в этом месте, то все у вас будет хорошо. В следующей жизни вы не станете собакой. Возможно, эта туристка не будет собакой даже уже в этой своей жизни. Повезло ее мужу.
Авторы Игорь и Лариса Ширяевы
Интернет СМИ «Интересный мир». 31.08.2012
На свои личные деньги мы покупаем фото и видео аппаратуру, всю оргтехнику, оплачиваем хостинг и доступ в Интернет, организуем поездки, ночами мы пишем, обрабатываем фото и видео, верстаем статьи и т.п. Наших личные денег закономерно не хватает.
Если наш труд вам нужен, если вы хотите, чтобы проект «Интересный мир» продолжал существовать, пожалуйста, перечислите необременительную для вас сумму по номеру телефона +79162996163 по СБП на карту Сбербанка: Ширяева Лариса Артёмовна или по другому номеру телефона +79162997405 по СБП на карту Сбербанка: Ширяев Игорь Евгеньевич.
Также вы можете перечислить деньги в кошелек ЮMoney: 410015266707776.
Это отнимет у вас немного времени и денег, а журнал «Интересный мир» выживет и будет радовать вас новыми статьями, фотографиями, роликами.