1. Индийский танец
О классическом танце можно сказать, что это – идеальный танец, продуманный в каждой детали, образцовый, для всех последующих стилизаций. «Три кита» классики – русский балет, испанский и индийский танцы. У каждого из них – свои неповторимые лицо и характер. Но при этом системы принципиально схожи.
Почему эти системы классические? Потому, что есть КЛАСС — программа тренировки, обучения и воспитания артиста, где, помимо физических упражнений, существует ещё целая уйма предметов. Иначе ничего не выйдет. Это и отличает классический танец от народных, салонных, уличных и прочих видов танца, где достаточно выучить движение, поймать драйв, приправить харизмой – и вперёд! С классическим танцем так не пройдёт. Представьте, как бы выглядело «Лебединое озеро», если бы его танцевали балерины, год назад вставшие на пуанты? Как минимум, это выглядело бы скучно.
Сразу поясню, что индийский классический танец и танец из индийских кинофильмов (он же танец в стиле Болливуд) – это две принципиально разные вещи. Я пришла в классику без периода увлечением индийским кино — хотя, по наблюдениям, таких как я немного. Болливуд создавался в 20 веке, как индустрия развлечения и зарабатывания, его цель – доставить зрителю удовольствие, удовлетворить потребности в зрелище. Мода на кино-танцы меняется часто. И если в ретро-Болливуде можно увидеть танцовщиц, имеющих очень серьёзную классическую подготовку, таких как Падмини и Виджаянтимала, то в современных фильмах это уже редкость. Вовсю используются заграничные течения, танец стал глобализованным, превратившись в микс всего, что есть на свете.
Классический же танец живёт и развивается на протяжении огромного промежутка времени более 2000 лет. При этом он остаётся актуальным и интересным, он всегда контемпорари, как я бы сказала. Это – стиль, а не мода.
Индийский танец вырос из храмового ритуала. Поэтому он ставит себе главной целью образовывать людей, заставлять думать и доносить вечные ценности из мифов и легенд. Очень важно делать это в красивой, привлекательной форме. Сейчас классическими признаются Бхаратанатьсям, Одисси, Мохиниаттам, Катхакали, Катхак, Кучипуди, Манипури и Саттрия. Хотя идут диспуты о включении в список ещё нескольких танцев.
2. Мохиниаттам
Моя судьба, ради чего я поехала в Индию, — это танец Мохиниаттам, южно-индийский стиль, который происходит из штата Керала. Его исполняют традиционно женщины, в характерных для Кералы белых одеждах. Белый – это цвет богини Сарасвати, покровительствующей искусствам и наукам, символизирует чистоту и мудрость, а практически – самый комфортный в носке при жарком климате и обилии воды.
Отличительная внешняя черта танцовщиц Мохиниаттам – причёска: тяжёлый пучок сбоку, с левой, женской, стороны головы, — это дань придворной моде, золотому веку Мохиниаттам, когда стилю покровительствовала правящая династия, и выступления танцовщиц в резиденциях были частым зрелищем (начало 19 века, особенно правление махараджи Свати Тируналя, поэтический и музыкальный дар которого, вдохнул в Мохиниаттам новую жизнь). Стиль считается воплощением чистой Ласья (есть два характера танца: Тандава – мужской и Ласья — женский), а доминирующей эмоцией этого танца является Шрингара — любовь. Кстати, именно любовь, настоящую, искреннюю, показать сложнее всего – это самая сложная и многогранная эмоция!
Движения в танце Мохиниаттам зачаровывают плавными цикличными волнами, чрезвычайной мягкостью, женственностью, неземной грацией, напоминающей о божественной чаровнице Мохини, способной увлечь за собой любого.
3. Унниарча
Образ Унниарчи, героини баллад Северного Малабара, женщины, достигшей совершенства в боевом искусстве Каларипаятту, давно привлекал моё внимание. Женщина-воин вообще чрезвычайно интересный феномен. Особенно в современной Индии, где женщины борются за выход из подчинённого положения.
Унниарча – дочь наставника Каларипаятту, обучалась боевому искусству с детства, наравне с братьями. Разгоняла в одиночку хулиганов, которые нападали на девушек. Но её собственный брат был убит отвергнутым и озлобленным ухажёром. Кто скажет, сколько таких «Унниарчей» было и есть в Керале… Женщин, осваивающих боевые искусства, немало, особенно на юге, куда мусульманские стереотипы не дотянулись. Я видела 70-летнюю бабульку, которая, подоткнув сари, так орудовала уруми – гибким мечом из тонкой полосы стали, что глаза на лоб вылезали. Другое дело, что обычно подобные занятия прекращаются после замужества.
4. Чхау
Но мой второй стиль – не Каларипаятту, а Чхау, танец, основанный на боевом искусстве Восточной Индии (территории современных штатов Орисса, Джаркханд, Западная Бенгалия). В отличие от Калари, Чхау – это адаптированное для сцены действо, где элементы воинской подготовки сочетаются с актёрской пантомимой, драматической составляющей. На Чхау оказали влияние показательные выступления, плац-парады, отборных гвардейцев махараджей и традиционный народный театр.
Существует три региональные разновидности Чхау: Серайкела, Маюрбханж и Пурулиа. В Серайкела и Пурулиа используются маски. С одной стороны – театральные. Но не всё так просто! За масками скрывались, то принцы крови — им по рангу не полагалось выступать на сцене, то профессиональные убийцы, наподобие японских ниндзя, которым по роду деятельности требовалось не быть узнанными. На мне вы видите две женские маски. Характеры могут быть и мужскими, и женскими. Но в Чхау женские роли зачастую играют мужчины. Не из-за какой-то особенной дискриминации, а просто потому, что немного женщин, способных физически вынести требуемые нагрузки. Танцевать в маске по получасу без перерыва, где не хватает воздуха и ничего не видно — отверстия только для зрачка и те иногда предательски маленькие… Да как танцевать?! Выполнять прыжки и кульбиты, бегать по сцене, каждое движение должно быть подчёркнуто выразительным и энергичным! Однако в последнее время девушек в Чхау становится больше с каждым годом, и, по моим наблюдениям, они бывают намного прилежнее и целеустремлённее парней!
5. Деваяни
Маска Деваяни. История о Деваяни и Шармиштхе – притча из эпоса Махабхарата. Как и большинство сказаний, эту историю нужно прочитать несколько раз, что бы постигнуть мудрость и тонкость сюжета. Кратко дело обстояло так.
Шармиштха – это дочь царя асуров Вришапарвы, а Деваяни – это дочь наставника асуров Шукры, который особо почитался последними за науку быть непобедимыми и не знал ни в чём отказа. Причиной ссоры подруг стали козни Индры – он перемешал одежду купающихся девушек, потом Шармиштха просто схватила её с того места, где и оставила, а Деваяни накинулась на подругу с упрёками, на что Шармиштха разразилась оскорблениями, в добавок принцесса асуров была сильнее. В результате Деваяни была сброшена в лесной колодец Шармиштхой. Темпераменты обеих не сулили безоблачной жизни. В наказание за покушение на жизнь Деваяни, Шармиштха была вынуждена стать её служанкой.
Когда позже Деваяни выходит замуж за царя Яяти, Шармиштха, отправляется вместе с ней. Но живёт не во дворце, а в отдельно построенном доме со служанками, потому что наставник Шукра, отец Деваяни, строго наказал Яяти не приглашать на ложе дочь царя асуров. Когда у Деваяни рождаются сыновья, Шармиштха решает отыграться и соблазняет царя Яяти, в результате чего против двух сыновей Деваяни, у неё рождается трое! Причём долгое время ей удаётся скрывать, кто отец её сыновей.
Оскорблённая Деваяни снова жалуется отцу, и Шукра налагает на царя Яяти проклятие – тот превращается в дряхлого старика. Яяти в отчаянии предлагает своё царство и все возможные почести тому из сыновей, кто согласится обменять свою юность на его старость и дать «отгулять» положенное время. Сыновья Деваяни скривились и не захотели, в результате чего они лишились права на престол и были изгнаны. А вот младший сын Шармиштхи оказался добрее, и Яяти, всё-таки, удалось насладиться жизнью.
Вернув младшему сыну позаимствованную молодость, Яяти провозгласил его своим наследником, в обход всех старших сыновей. И все жили долго и счастливо. Сын Шармиштхи, а не Деваяни, стал царём. Каждый получил по заслугам. Мораль истории – отвечать оскорблением на оскорбление не мудро, и обидные слова лучше пропускать мимо ушей.
6. Путь танцовщицы
Путь танцовщицы – это всегда поиск баланса, умение улаживать внутренние — персональные, и внешние — общественные, противоречия. Так, мягкая с виду женщина должна быть крепче стали внутри, если хочет достичь успеха в классическом танце. Как Богиня Дурга…
Имя Дурга переводится, как «неприступная», «непобедимая». Дурга — богиня-воительница, которая побеждает демонов, защитница, стоящая на страже миропорядка, это такой индийский Георгий-Победоносец. Дурга изображается в виде привлекательной молодой женщины, что может ввести в заблуждение, но в руках она держит страшное оружие, «передовые разработки» всех богов.
С 29 сентября по 8 октября в Индии отмечался Наваратри – важнейший праздник, посвящённый Богине. «Нава» — девять, «ратри» — ночь. Итого девять ночей, в которых в разных формах почитается женская ипостась божественного. Самой могущественной считается Дурга. Во время Наваратри оружие также является предметом культа, повсеместно разыгрываются сценки сражения богини со злом. Мне хотелось создать воинственные, но женственные образы, сильные, но грациозные, и таким способом отдать дань Великой Богине и её празднику.
Текст: Александра Водопьянова (Мохана). Фотографии: Игорь и Лариса Ширяевы. Модель: Александра Водопьянова (Мохана).
Интернет-СМИ «Интересный мир». 14.10.2019
На свои личные деньги мы покупаем фото и видео аппаратуру, всю оргтехнику, оплачиваем хостинг и доступ в Интернет, организуем поездки, ночами мы пишем, обрабатываем фото и видео, верстаем статьи и т.п. Наших личные денег закономерно не хватает.
Если наш труд вам нужен, если вы хотите, чтобы проект «Интересный мир» продолжал существовать, пожалуйста, перечислите необременительную для вас сумму по номеру телефона +79162996163 по СБП на карту Сбербанка: Ширяева Лариса Артёмовна или по другому номеру телефона +79162997405 по СБП на карту Сбербанка: Ширяев Игорь Евгеньевич.
Также вы можете перечислить деньги в кошелек ЮMoney: 410015266707776.
Это отнимет у вас немного времени и денег, а журнал «Интересный мир» выживет и будет радовать вас новыми статьями, фотографиями, роликами.