Индия – страна магически притягательная. Душа Индии проявляется, в том числе, в классическом индийском танце. Мохиниаттам – классический стиль индийского танца штата Керала. Танцы в этом стиле исполняются исключительно женщинами. О боги, дайте мне сил не увлечься индийской танцовщицей!
Исполнительница индийского классического танца Александра Водопьянова сделала предложение, от которого трудно отказаться полноценному мужчине. Впрочем, женщине тоже… Посмотреть классический индийский танец в правильном профессиональном исполнении – это незабываемое впечатление!
В воскресенье 9 ноября в Государственном музее искусства народов Востока состоялось «Путешествие в страну богов» — концерт-лекция, посвященный индийской культуре. О наследии дравидийской цивилизации языком индийского классического танца рассказывали: Александра Водопьянова (стиль Мохиниаттам), Наталья Бутырская и Элина Щепкина (обе представляют стиль Бхаратанатьям).
«Путешествие в страну богов» — первый концерт сезона 2014/2015 гг., открывающий ежегодный цикл «Мохиниаттам – танец чаровницы» в Государственном музее искусства народов Востока. В этот раз, в центре внимания оказались два стиля индийского классического танца, которые обычно противопоставляются друг другу: Мохиниаттам — мягкий, переливающийся, пластичный – и Бхаратанатьям — чёткий, жёсткий, точный.
«Мохиниаттам – классический стиль индийского танца штата Керала. Отличается особой пластикой, мягкостью движений и обворожительностью линий. Представляет собой чистейшее воплощение Ласьям, изящного женственного характера танца.
Мохини (др. инд. mohini, «сводящая с ума», «чаровница») – одна из аватар бога Вишну, прекрасная обольстительная женщина, героиня мифов, легенд и преданий. Согласно одному из них, Вишну принял облик Мохини, когда во время пахтания океана появился напиток бессмертия “Амрита”, и унес его, введя в исступление богов и асуров. Другая легенда рассказывает, что красота Мохини. настолько восхитила Шиву, что он упросил Вишну вновь принять эту форму. Охваченный вожделением, Шива обнял Мохини-Вишну, и в результате на свет появилось божество, названное по имени обоих богов — Вишну (Хари) и Шивы (Хары) — Харихарой. В одном из шиваитских мифов повествуется о том, что Мохини обольстила Шиву, вынудив его признать всесилие Вишну.
Именем небесной чаровницы, озорной и своевольной волшебницы и назван этот стиль, танцы в котором исполняются исключительно женщинами». Источник
Бхаратанатьям – один из древнейших стилей индийского классического танца. Некоторые предполагают, что ему около пяти тысяч лет! По-видимому, первоначально индийский танец Бхаратанатьям имел особое сакральное значение. Бхаратанатьям исполнялся храмовыми танцовщицами девадаси, которые наравне с жрецами играли важную роль в духовной жизни храма. Сюжет танца Бхаратанатьям рассказывал о подвигах божества в борьбе с демонами. Считалось, что все события в танце переживаются вновь наяву, поэтому исход битвы зависел от мастерства танцовщицы: для победы божества она должна была исполнить свой танец безукоризненно. Вот почему стиль индийского танца Бхаратанатьям довольно жесткий.
«Название стиля можно перевести как Индийский танец (Бхарата — одно из названий Индии, натьям — танец) или танец Бхараты — Бхарата назван автором трактата Натья Шастра. Также одна из интерпретаций — по слогам — Бха-бхава — чувство, Ра — рага — музыка, та — тала — ритм. Это название стиль получил во времена возрождения индийской культуры, за которыми последовали и времена освобождения Индии от власти английских колонизаторов. Предыдущие названия стиля — Дассиаттам, Садир.
Изначально танец исполнялся в храмах танцовщицами девадаси (служанки бога). При храмах существовали целые деревни танцоров, также прихожане храма часто отдавали своих дочерей в служительницы храма. Во времена расцвета культуры при храмах насчитывалось до 400 девадаси. Если танцоры храма нравились правителю, то отдельные танцовщицы или целые их деревни, и сам храм удостаивались даров, имена многих танцовщиц увековечены в записях на стенах храмовых комплексов.
Танцы девадаси выполняли разнообразные функции. Сами девадаси считались женами божества храма, поэтому одной из их обязанностей было развлекать храмовое божество, танцуя для него. Также танцовщицы исполняли свои номера в период фестивалей, когда храмовое божество (часто в храме для этого существует специальное выезжающее «мурти» — изображение божества) вывозилось за пределы храма на колеснице, сопровождаемой процессией музыкантов, браминов, танцоров и верующих. При храмах также существовал институт наттуванаров — учителей-мужчин, обучающих и тренирующих танцовщиц, а также аккомпанирующих танцовщицам во время выступления. Многие правители были покровителями храмов, науки и искусств, иногда сами также являлись авторами стихотворных или музыкальных произведений, иногда также и танцевали. Постепенно танец вышел за рамки храма, появились также и придворные танцовщицы раджадаси». Источник
Для тех, кто неравнодушен к индийскому танцу, вот страничка группы В Контакте — Мохиниаттам.
Авторы Игорь и Лариса Ширяевы
Интернет-СМИ «Интересный мир». 10.11.2014
На свои личные деньги мы покупаем фото и видео аппаратуру, всю оргтехнику, оплачиваем хостинг и доступ в Интернет, организуем поездки, ночами мы пишем, обрабатываем фото и видео, верстаем статьи и т.п. Наших личные денег закономерно не хватает.
Если наш труд вам нужен, если вы хотите, чтобы проект «Интересный мир» продолжал существовать, пожалуйста, перечислите необременительную для вас сумму по номеру телефона +79162996163 по СБП на карту Сбербанка: Ширяева Лариса Артёмовна или по другому номеру телефона +79162997405 по СБП на карту Сбербанка: Ширяев Игорь Евгеньевич.
Также вы можете перечислить деньги в кошелек ЮMoney: 410015266707776.
Это отнимет у вас немного времени и денег, а журнал «Интересный мир» выживет и будет радовать вас новыми статьями, фотографиями, роликами.