Продолжаем рассказывать про Пашупатинатх – храмовый индуистский комплекс в Катманду. Раздевание покойника — неотъемлемая и очень важная часть ритуала сожжения мертвого тела. Это действие – синтез религиозного символизма с житейским прагматизмом. Это первая часть подготовки трупа к сожжению. Вся подготовка состоит из этапов: раздевание, омовение, окуривание и украшение умершего перед кремацией.
073. Мертвое тело в Пашупатинатхе обычно переносят на носилках. Металлические носилки арендуют у администрации комплекса. Их посыпают порошковой растительной ярко-красной краской, отчего носилки издалека для слабонервных европейских туристов кажутся окровавленными. Прямо не носилки, а пыточный инструмент для трупа! Заодно пыточный инструмент для психики туриста. Но мы не пугливые и любопытные, мы подошли и пальцем носилки потерли. Порошковая краска! На вкус пробовать не стали. Всё-таки, трупный яд и всё такое…
А бамбуковые носилки вяжут с помощью веревок из толстых стволов бамбука. По неизвестным нам причинам их не окрашивают ритуальными красками, и они экологичного зеленого цвета. Смотрится очень позитивно, весело и расслабляюще. Словно диванчик из натуральных материалов приятного салатового цвета. Но лежать на этом «диванчике» почему-то не хочется. Успеем еще…
Ну, а когда в семье есть крепкие здоровые парни, можно покойника и на простыне нести. Это тяжело и неудобно, но дешево, быстро и тренирует мышцы кистей рук. Если покойников каждый день в простыне таскать, то рукопожатие станет крепким.
074. Лезвие бритвы на фото выше — основной инструмент для раздевания мертвых. Одежда разрезается одним уверенным движением вдоль тела, лежащего на ритуальной гхате. Обычно проводит это действие специально обученный человек – сжигальщик трупов. Родственников до этого действия стараются не допускать. Во-первых, процедура платная, и нечего у сжигальщика его нелегкий хлеб отнимать. А во-вторых, родственники – люди нервные, не дай Бог бритвой по трупу полоснут, некрасиво будет. Красное и желтое пятна на фото – это не кровь и не продукты гниения трупа, как вы могли бы подумать, а опять же растительная краска. Краска эта пахнет очень приятно (мы нюхали), но насладиться ароматом мешает запах многочисленных мертвых тел и сжигаемого поблизости человеческого мяса.
075. Тащат свой нелегкий груз потихоньку, стараются не материться и относиться к телу с уважением. Покойника обижать нехорошо!
076. Донесли и положили на гхату ногами к священной реке Багмати. Не всегда ноги умершего помещают в реку. Есть два основных способа очищения мертвого человека перед сожжением: омывание водой из священной реки Багмати (только ноги и голова или целиком вплоть до гениталий) и (или) окуривание благовониями. Иногда применяются оба способа. Выбор конкретной формы проведения ритуала зависит от многого: от кастовой принадлежности умершего (для каждой касты свой ритуал), от его истории жизни (насколько покойник в духовно-религиозном смысле чист или нечист), от материального благополучия родственников (благовония денег стоят), и от личных пожеланий родственников.
077. Тело этой женщины положили на такую же гхату, но стопы ее ног были в воде Багмати. Далее следует подождать. Багмати нужно дать время очистить душу и плоть. В это время живым можно позагорать и пообщаться.
078. Стопы ног этой женщины омываются священными водами Багмати. Тут же в реке умываются живые (им тоже не вредно очиститься) и бегают дети, которые собирают вещи умерших из воды. Вещи потом распределяют: что-то тут же надевают на себя, что-то используется повторно для ритуалов с другим трупом, а что-то при везении можно и продать. Брезгливости нет, Багмати все очистила.
079. Даже если стопы не погружаются в воду, нужно дать время на ритуал как бы омовения на расстоянии. Священные воды Багмати действуют и бесконтактно. Достаточно даже будучи еще живым, просто побывать в этом месте, и то ты очищаешься и в следующей жизни не родишься животным. А это важно. Хорошо жить всем хочется. Ритуалы в Пашупатинатхе – это своеобразная инвестиция в будущую благополучную жизнь.
080. Иногда тело вообще не омывают, а окуривают и опрыскивают водой из Багмати. Но перед этим тело умершего раздевают догола. Перед раздеванием умерший обычно накрывается траурными тканями – белой и оранжевой, чтобы не смущать зрителей обнаженным телом. А то вдруг кто-то давно без секса обходится, и у него или у нее на обнаженный труп сексуальная реакция проявится. Как-то нехорошо будет… А потом сжигальщик трупов запускает руку под траурные покрывала и одним уверенным движением, словно опытный хирург, разрезает прижизненные одежды умершего от головы до ног. Одежды вынимаются, и остается мертвый человек обнаженным перед Богом, и лишь прикрытым ритуальными покрывалами. Нагим приходит человек в этот мир, нагим и уходит… А любопытные индуисты вблизи и не слабонервные туристы в телеоптику фотокамер пытаются в этот момент заглянуть под покрывало. Вдруг у трупа в момент вытаскивания одежды из-под покрывала мелькнут какие-нибудь интимные части тела. Ведь любопытно, как у него или у нее ТАМ. Вдруг не так, как у всех?
081. Кладем покрывала.
082. Вытаскиваем разрезанную одежду.
083. Родственник кидает одежду умершего в Багмати. Кстати, разрезанная одежда не считается испорченной. При нас дети примеривали разрезанную одежду, только что выловленную из Багмати, на себя. Если хотя бы чуть-чуть подходит, можно потом и зашить.
084. Вода уносит все нечистое и плохое, и даже одежда с умершего становится чистой.
085. Все происходит без брезгливости и спешки. Наоборот поражает заботливость по отношению к трупу. Движения плавные, бережные, почти нежные. О любимом человеке заботятся: чтобы головой не ударить, чтобы ноги не ушибить. Снимают рубашку, юбку или брюки, трусы так, чтобы мертвый человек не особо был на виду у прохожих. Его наготу заботливо прикрывают, но если кто-то увидел невзначай интимные места – тоже не катастрофа. Дело житейское. Главное, чтобы не было нарочитой демонстрации обнаженного тела. Это как разница между эротикой и порнографией: грань тонкая, и определяется она нарочитостью и деталями. Как и с живыми, так и с мертвыми. Ну, а сами участники ритуала не спешат никуда потому, что спешить некуда. Все равно ведь, гуляем, общаемся, загораем…
086. Иногда мертвое тело не прикрывают сразу траурными покрывалами, а снимают одежду, как есть, у всех на виду. Обычно это происходит, когда родственники сами раздевают покойника. Все-таки, разрезать одежду под покрывалом лезвием бритвы и при этом не чиркануть по трупу, не пораниться самому и не заразиться трупным ядом от раны — это навык требуется. У сжигальщиков это получается хорошо, у них ежедневная практика, а у родственников может и не получиться. Проще труп не покрывать перед раздеванием. Кроме того, это дает возможность снять одежду аккуратно, не разрезая. Потом, выловив ее из Багмати, можно одежду не зашивать. Всё целое, очищенное священными водами и сразу готовое к новому употреблению.
087. Помогают все дружно.
088. Ну, и прикрывают тряпками по мере раздевания.
089. Занимаются этим только мужчины. Независимо от пола умершего. Такова традиция.
090. Мужчина в мокрых брюках только что лазил в Багмати. Поленился раздеться. Тела умерших украшены растительной порошковой краской, белой и оранжевой тканью и венками из оранжевых цветов. Иногда украшают до обряда омовения и раздевания, но чаще всего после этого, непосредственно перед кремацией. Как бы делая красивым самый последний этап пути перед огнем.
091. К мертвому телу относятся, как к живому. Это не просто ритуал. Это последнее общение с умершим.
092. Параллельно раздеванию проводят ритуал отверзания уст.
093. В открытый рот мертвого тела вливают воду, принесенную в ладонях из Багмати.
094. Ритуал отверзания уст проводят для того, чтобы душа умершего вышла из тела легко и без препятствий. В открытый рот кладут специальные листья растения (как правило, это листья священного базилика — тулси), льют немного воды из Багмати, чтобы душа освободилась, и зажигают ароматические палочки (рядом у головы или втыкая их в рот мертвого тела), а иногда прикрывают это белой тканью. Видимо, от чрезмерно любопытных туристов и фотографов. Пишут, что если ритуал проводится со святым человеком – аскетом или нищенствующим отшельником – то ритуал отверзания уст проводится радикальным способом. Ко всему вышеперечисленному добавляется то, что трупу на гхате мощным ударом проламывают череп. Это значительно облегчает последующий выход души из мертвого тела. Логика железная. Во-первых, душа в индуистской традиции, в отличие от христианской, выходит из тела не в момент смерти, а в момент ритуала погребения. Во-вторых, аскет или нищенствующий отшельник – это человек уважаемый и терпевший страдания при жизни. Помочь душе выйти, проломив череп трупу, это как старику руку подать при выходе из автобуса. Это дело несомненно хорошее.
095. Родственница несет в ладонях священную воду Багмати. Несколько капель воды в рот умершему – и тогда его душа сможет легче получить освобождение.
Авторы Игорь и Лариса Ширяевы
Интернет СМИ «Интересный мир». 11.05.2012
На свои личные деньги мы покупаем фото и видео аппаратуру, всю оргтехнику, оплачиваем хостинг и доступ в Интернет, организуем поездки, ночами мы пишем, обрабатываем фото и видео, верстаем статьи и т.п. Наших личные денег закономерно не хватает.
Если наш труд вам нужен, если вы хотите, чтобы проект «Интересный мир» продолжал существовать, пожалуйста, перечислите необременительную для вас сумму на карту Сбербанка: Visa 4276400051181130 Ширяева Лариса Артёмовна или MasterCard 5469400010332547 Ширяев Игорь Евгеньевич.
Также вы можете перечислить деньги в кошелек ЮMoney: 410015266707776.
Это отнимет у вас немного времени и денег, а журнал «Интересный мир» выживет и будет радовать вас новыми статьями, фотографиями, роликами.