Переходим к самой интимной части ритуала сожжения в Пашупатинатхе – это омовение трупа. Интимная она не столько для непальцев, сколько для европейцев, потому что есть некоторые стереотипы восприятия. Например, что же это такое – мужчины моют мертвую женщину, да еще и подмывают интимные места?! А для непальцев это просто правильное выполнение ритуала. Священная вода Багмати должна попасть везде!
096. Мужчины моют тело мертвой женщины в Багмати.
097. Моют тщательно и с любовью. Здесь нет брезгливого отношения к трупам, нет страха перед мертвецом. Мы уже писали, что Пашупатинатх похож на большой вокзал или аэропорт. Реинкарнация…
098. Чище, чище мой!
099. Омывая тело, снимают остатки одежды. Умерший должен быть обнаженным. Труп окоченеть не успел. Помните, мы поднимали тему, а насколько реально мертв человек, которого принесли для сожжения в Пашупатинатх? В какой момент наступает смерть? Спешно приносят сюда только что умерших, т.к. жара вынуждает простых людей спешить? Или смерть наступает естественным путем прямо на гхате, и задача родственников угадать, когда же уже пора нести на ритуал еще живого человека? Или умирающему незаметно для окружающих «помогают» умереть вовремя, чтобы он не обременял ни себя ни родственников? Увы, на эти логичные вопросы мы не нашли ответов, которые бы нас убедили и показались нам достоверными…
100. Снять нижнее белье – процесс не простой. Заодно надо обмыть лоно умершей женщины священной водой из реки Багмати. Все это требует крепких нервов и любви к ближнему. А ведь умершая может быть матерью, женой или даже дочерью участников ритуала, и это психологически может быть трудно. Представьте себя на месте этих мужчин, если на гхате лежит ваша, например, мама. И сразу все становится понятно. Но, у непальцев в Пашупатинатхе другое отношение к смерти…
101. Весь ритуал делается слаженно и не спеша.
102. Процесс раздевания и омовения завершен. Теперь тело надо отнести на особые носилки, украсить и начать последний торжественный и красивый путь к огню.
103. Нежно и дружно взяли…
104. Понесли…
105. Несет не один человек и не двое или четверо. Стараются нести все близкие и родственники. Коснуться омытого водами священной реки Багмати мертвого тела – это хорошо! Никто не толкается, не ругается и не падает. Все трезвые и спокойные. Обмытое мертвое тело считается еще не до конца очищенным, т.к. окончательное очищение дает ритуальный огонь погребального костра. Поэтому и люди, касающиеся трупа тоже становятся не очень чистыми, и после ритуала сожжения трупа им самим необходимо пройти специальный ритуал очищения, но уже для живых. Такая вот духовно-религиозная гигиена.
106. Так же дружно кладут умершую женщину на белую траурную ткань. Никто не прячется от чужих любопытных глаз. Смотреть и фотографировать не возбраняется, просто делать это нужно тактично.
107. Некоторые ракурсы комичны, а одежда родственников, мягко говоря, не к месту. Но это с точки зрения туриста. С точки зрения непальца ничего смешного, нелепого или нарушающего традиции не происходит. Все серьезны, задумчивы и даже грустны.
108. Не всегда тело умершего омывается водами Багмати. Иногда подготовленное, раздетое и украшенное тело окуривается благовониями. Это тоже способ очищения. Как мы писали раньше, разница в деталях ритуала может быть значительной. Это зависит от касты умершего (его социального положения), его благосостояния и пожелания родственников.
«В индуизме, общество традиционно делится на четыре сословия, называемые варны, что в переводе с санскрита означает «цвет, форма, внешность».
Брахманы — учителя и священники
Кшатрии — воины, правители, дворяне
Вайшьи — земледельцы, торговцы и предприниматели
Шудры — слуги и рабочие
Как среди индуистов, так и среди учёных, существует много споров о том, является ли кастовая система неотъемлемой частью индуизма, основанной на священных писаниях, или же представляет собой отживший социальный обычай. Веды, древнейшие из писаний, обстоятельно описывают и поддерживают деление общества на четыре сословия и указывают на то, что каждый человек должен реализовать себя в жизни согласно своему характеру и наклонностям (отражённым, в частности, в гороскопе), и выполнять свои предписанные обязанности как для своего собственного блага, так и для блага всего общества.» Взято отсюда.
109. Количество родственников, присутствующих на ритуале очень разное. Для подготовки тела иногда приглашаются просто знакомые или даже случайные мужчины, которые не совсем случайны. Они либо жили в том же месте, где умер этот человек, либо подрабатывают за копеечку помощниками на ритуалах. Поэтому на ритуале может быть от трех до нескольких десятков мужчин.
110. Женщины, в основном, оплакивают, кричат, украшают и прощаются с умершими. Сами они ничего не переносят и никого не укладывают.
111. После кремации рыдать уже нельзя. Это испортит умершему переход в иной мир.
112. Бросили одежду в Багмати…
Авторы Игорь и Лариса Ширяевы
Интернет СМИ «Интересный мир». 11.05.2012
На свои личные деньги мы покупаем фото и видео аппаратуру, всю оргтехнику, оплачиваем хостинг и доступ в Интернет, организуем поездки, ночами мы пишем, обрабатываем фото и видео, верстаем статьи и т.п. Наших личные денег закономерно не хватает.
Если наш труд вам нужен, если вы хотите, чтобы проект «Интересный мир» продолжал существовать, пожалуйста, перечислите необременительную для вас сумму по номеру телефона +79162996163 по СБП на карту Сбербанка: Ширяева Лариса Артёмовна или по другому номеру телефона +79162997405 по СБП на карту Сбербанка: Ширяев Игорь Евгеньевич.
Также вы можете перечислить деньги в кошелек ЮMoney: 410015266707776.
Это отнимет у вас немного времени и денег, а журнал «Интересный мир» выживет и будет радовать вас новыми статьями, фотографиями, роликами.