Непальский чай на молоке с масалой сделал чудо. Выпили мы с вечера по литру на человека, и утром были вполне в форме. Ровно настолько, чтобы можно было идти. На фотомоделей не тянем.
Игорь держится вполне неплохо, за исключением одышки и слабости. Просто немного лишнего веса, возраст и пережитое. Это нормально. А вот на Ларису реально жалко смотреть. Узкие глаза-щелочки не выдерживают даже умеренного света. В полутемный туалет утром пошла в темных очках. Грешно смеяться над чужим несчастьем, но удержаться невозможно. Ржем на тему, что если бы она была мужчиной, то сослепу промахнулась бы мимо унитаза и устроила бы потоп. Лицо опухшее, красное, поросячье. Отек сильный.
Вспоминаются страшилки касательно возможного отека мозга по причине индивидуальной реакции на горную болезнь. А это нарушение мозговых функций, в лучшем случае. В худшем, летальный исход. Думать об этом не хочется. Самое поганое, что у нас нет чёткого понимания грани: когда нужно ломать себя и идти вверх на волевых качествах, а когда нужно остановиться потому, что за этой гранью болезнь и смерть. И чтение Интернета нисколько не помогает эту грань понять и почувствовать на практике. Можно спросить у других людей, но нет уверенности в их адекватности. Решаем ориентироваться на ощущения. Надеемся, что организм не дурак и сам подскажет. В конце концов, приятней отвечать за свои ошибки, чем за чужие. Тем более в случае рисков здоровьем и жизнью. Идем вверх. Погода нам пока благоприятствует.
Сразу от нашего ночного приюта начинается крутой подъём. Идем медленно. Смотрим вокруг. Приятно, что не только нам тяжело. Рядом медленно бредут задыхающиеся туристы с лёгкими штурмовыми рюкзаками, кашляют тяжело гружёные носильщики-шерпы, грузно ступают яки с разбитыми коленями и копытами. Значит, это не мы задохлики. Это объективная трудная реальность. Кто-то нам рассказывал о массовом долгожительстве в горах… Не верим…
После подъёма вправо от Намче уходит хорошая тропа без резких перепадов высот. Она огибает гору и приводит к месту следующего ночлега. Так идет большинство.
Наш проводник Сережа Гутиев ведет нас нестандартным путем. Мы должны уйти левее, спуститься немного вниз в буддийский монастырь, где лама благословит нас перед встречей с высокогорьем. Потом мы снова набираем исходную высоту и, вместо того, чтобы обходить гору, делаем траверс через гребень. Мы должны карабкаться вверх, минуя популярные тропы, продираясь по кустам и прыгая по камням, чтобы выйти на гребень высотой около 4000 метров. А потом нам надо спуститься где-то на 3800, и там заночевать. Обычные горовосходители спокойно придут туда по туристической тропе, а мы припремся усталые и вымотанные. Гутиев сказал, что так интересней и лучше для адаптации.
Уже сейчас в Москве мы понимаем, насколько прав был Сергей. Красоты, которые мы увидели, однозначно стоили затраченных усилий. Тяжелый и непривычный для городского человека труд по подъёму выгонял из организма горняшку, как горячий чай с мёдом и малиновым вареньем выгоняет из человека простуду. Небольшой спуск после гребня вниз для ночлега тоже способствовал адаптации к высоте. Ну, и буддийский монастырь, конечно… Мы как убежденные атеисты весело посмеивались, топая на благословение к гималайскому ламе. Напрасно! Потом через много дней в горах нас не раз посещала мысль, что, может быть, всё так неплохо сложилось именно потому, что нас благословили в монастыре над Намче Базар. И даже если эта мысль кажется глупой… глупость тоже иногда является ресурсом, чтобы терпеть, идти и делать ту работу, которую ты сам на себя взвалил.
Дорога к монастырю уставлена камнями с буддийскими символами и мантрами. Ощущение, что им очень много лет.
Ну, вот мы и в монастыре Намче Базар. Типичный буддийский монастырь с картинками.
Крутим огромные барабаны по часовой стрелке.
В уголочке скромно сидит лама и благословляет путников. Напротив ящик для пожертвований. Каждый оставляет столько, сколько считает нужным. Ну, а Сережа Гутиев демонстрирует свою духовную доминанту наивной туристке. Лама в углу тихо посмеивается, мы откровенно ржем. Но Серега в экстазе этого не видит.
Нас посвящают в буддизм. На шею повязывают красные ниточки, как христианам вешают крестики. И еще повязывают белый шарфик.
Это хадак – специальный шарф, используемый буддистами в ритуалах. На нем изображены священные символы и написаны мантры. Обычно его повязывают всем новообращенным. Хадак – символ чистоты, бескорыстия и гостеприимства. Ещё хадак можно встретить высоко в горах. Его там повязывают на деревья, призывая удачу в пути.
Выходим из храма и снова крутим многочисленные барабаны. Теперь уже, как посвященные в буддизм.
Интересные вещи начинают твориться в голове. С одной стороны, мы оба убеждённые атеисты с научным складом мышления. Мы этим атеизмом даже немного кичимся, т.к. для нас субъективно атеизм интеллектуальнее веры. Научные достижения, всё-таки, разнообразнее и убедительнее, чем религиозные тексты, на наш взгляд. Но с другой стороны, мы теперь типа буддисты. Нас лама в Гималаях посвятил. А с третьей стороны, культурно-исторически мы принадлежим к христианской части мира и с этой частью связаны незримыми нитями: книги, фильмы, друзья… И вот теперь в душе какой-то чудной коктейль: атеисты-христиане-буддисты… Богохульства не чувствуем, веры особой не чувствуем… чувствуем, что стали богаче, в духовном смысле.
А еще как-то совершенно естественно в заснеженных Гималаях крутить барабаны и обращаться к Будде, а в почерневших русских избах ставить свечи перед иконами и обращаться к Христу. Интересно, они там наверху сферы влияния что ли поделили? Вот будет интересно, если в мусульманских странах мы про Аллаха вспомним. Хотя в том же Сомали, если начнут резать и насиловать, на вопрос когда покормят, невольно ответишь: «Иншалла…»
Тропа карабкается вверх. После монастыря идти стало как-то легче и веселей. Крутим барабаны, бормочем «ом мани падме хум», пропускаем на тропе яков.
Долина Кхумбу, вершины Ама-Даблам, Лходзе, Нуптце – все эти названия звучат от нашего гида Сергея Гутиева постоянно весь этот день, и мы тщетно пытаемся их запомнить. Голова переполнена впечатлениями, а душа красотами.
Авторы Игорь и Лариса Ширяевы. Фотографии Игорь и Лариса Ширяевы, Сергей Гутиев.
Интернет СМИ «Интересный мир». 09.03.2012
На свои личные деньги мы покупаем фото и видео аппаратуру, всю оргтехнику, оплачиваем хостинг и доступ в Интернет, организуем поездки, ночами мы пишем, обрабатываем фото и видео, верстаем статьи и т.п. Наших личные денег закономерно не хватает.
Если наш труд вам нужен, если вы хотите, чтобы проект «Интересный мир» продолжал существовать, пожалуйста, перечислите необременительную для вас сумму по номеру телефона +79162996163 по СБП на карту Сбербанка: Ширяева Лариса Артёмовна или по другому номеру телефона +79162997405 по СБП на карту Сбербанка: Ширяев Игорь Евгеньевич.
Также вы можете перечислить деньги в кошелек ЮMoney: 410015266707776.
Это отнимет у вас немного времени и денег, а журнал «Интересный мир» выживет и будет радовать вас новыми статьями, фотографиями, роликами.