Нагорный Карабах. Монастырь Дадиванк. Церковь Арзу-Хатун, ее зала-притвор, Малая базилика и старинные церкви.
Сразу за колокольней вы видите длинную залу с аркадой. Зала упирается в церковь с конусной крышей. За залой, слева, не видимое за колокольней, находится еще маленькое строение. Все это единый архитектурный комплекс в монастыре Дадиванк. Длинная зала с аркадой называется зала-притвор церкви Арзу-Хатун. Храм с конусной крышей и есть сама церковь Арзу-Хатун, а маленькая невидимая нам постройка за колокольней – это Малая базилика. К Малой базилике вплотную примыкают две небольшие старинные церкви, обе значительно разрушенные. Вот обо всем этом архитектурном комплексе в монастыре Дадиванк мы и расскажем.
ЗАЛА-ПРИТВОР ЦЕРКВИ АРЗУ-ХАТУН
«Притвор соборной церкви представляет собой удлинённую залу, примыкающую к церкви с запада. Южная стена залы представляет собой аркаду. Зала покрыта двускатной крышей, свод которой опирается с одной стороны на южную стену малой базилики, а с другой — на аркаду. Центром интерьера является богато орнаментированный портал соборной церкви, кроме которой в залу выходят двери малой базилики.
На стенах притвора сохранились три надписи, две из которых сильно повреждены. Третья надпись является строительной, однако дата на ней была стёрта ещё в советское время. Благодаря тому, что до этого надпись была переписана Шагеном Мкртчяном, известно, что зала была построена в 1241 году Смбатом».
МАЛАЯ БАЗИЛИКА
К сожалению, из всех фотографий малой базилики, из-за проблемы с картой памяти, у нас сохранился только фрагмент входа с красивым орнаментом. Так что есть повод вернуться и переснять.
СОБОРНАЯ ЦЕРКОВЬ АРЗУ-ХАТУН
«Соборная церковь Арзу-Хатун является композиционным центром всего комплекса. Этот знаменитый и широко известный памятник армянской архитектуры XIII в. расположен в восточной части монастырского двора. Все остальные сооружения монастыря расположены к северо-западу и юго-западу от этой церкви. Посередине культовых и светских сооружений монастыря, расположенных в два ряда, начиная с главных ворот до соборной церкви, тянется широкий и длинный коридор, который в специальной литературе обычно именуется «проспектом».
Собор был основан в 1214 г. благочестивой Арзу-Хатун, супругой Вахтанга — великого князя Атерка. Длинная надпись в 19 строк подробно рассказывает об Арзу-Хатун и основании ею церкви. Начало надписи гласит: «Благодатью всемогущего бога-отца и единородного сына его Исуса Христоса и дарением наисвятейшего духа я, покорная слуга Христоса, Арзу-Хатун, дочь князя князей великого Курда и супруга владыки Атерка и всего Верхнего Хачена цареродича Вахтанга, с великим упованием построила святой собор на месте могилы мужа моего и детей моих — Хасана, первенца моего, и Григора, ушедших к богу во младенчестве…»
Церковь Арзу-Хатун до реставрации:
Церковь Арзу-Хатун весной, 2009:
«Соборная церковь Арзу-Хатун принадлежит к типу купольных залов с крестообразным изнутри и прямоугольным снаружи планом, с двухэтажными ризницами в каждом углу. Купол имеет широкий и многогранный барабан, венчающийся веерообразной кровлей. Куполоносящие арки опираются на четыре пилястры, расположенные по углам подкупольного пространства. В ризницы, расположенные на втором этаже, можно добраться по консольным лестницам. Пилястры и арки сооружены из белого и серого камня и изящно орнаментированы. Стены изнутри были покрыты штукатуркой, большая часть которой развалилась, либо потрескалась. Вследствие этого от некогда роскошных фресок уцелели лишь отдельные части. Но и в этих фрагментах видны традиционные черты армянской фресковой живописи: богатая цветовая гамма, простой стиль росписи, любовь к орнаментике, лица с ярко выраженными восточными чертами».
«Барабан его полуколонками и опирающимися на них арками разделен на 16 высоких и широких граней. Грани попеременно имеют либо треугольные ниши с арками, либо узкие окна. Подобному расчленению купола соответствует веерообразная кровля. Благодаря сильному контрасту светотени расчлененность купола бросается в глаза еще издалека. При создании общего объема купола архитектор оперировал своеобразными формами, благодаря чему, этот купол выгодно отделяется от аналогичных. Отметим, например, яркий контраст цветов, тщательно отесанные и плотно пригнанные друг к другу плиты кровли темно-серого оттенка. Барабан сделан из светло-розовых квадров, а полуколонки с арками и фриз, опоясывающий барабан, вновь из серого камня. Каждый из наличников окон имеет своеобразное решение и воспринимается, как самостоятельный элемент в декорировании купола».
«Восточный фасад церкви украшает аркатура из трех декоративных арок. Центральной части фасада соответствует срединная высокая широкая арка, включающая узкий оконный проем с, завершением в виде декоративной пилястры. Обширная площадь ниже окна покрыта надписями. Над оконным проёмом сразу под аркой помещены барельефы ктиторов. Алтарь снаружи подчеркнут двумя треугольными нишами с полукруглыми орнаментированными бровками по обеим сторонам срединной арки».
СТАРИННЫЕ ЦЕРКВИ
«Старинная церковь монастыря — однонефная базилика, расположена в северной части монастыря, на склоне холма. Северная ее стена полностью ушла в землю, а восточная — лишь частично. Сводчатое перекрытие этого большого сооружения при помощи подпружных арок опирается на три пары пилястров. План церкви, таким образом, представляет собой вытянутый прямоугольник без каких-либо членений. В северной и южной стенах имеются ниши, окаймленные отесанными квадрами. Один из двух входов находится с запада, второй — открывается с юго-востока. Строгий внешний вид церкви чуть смягчают покрытые орнаментом наличники входов.
Вторая церковь, также довольно древняя, примыкает к первой с южной ее стороны. Представляет собой базиликальное сооружение со сводчатым перекрытием и тремя парами пилястров. Однако она значительно уже и короче первой церкви. Стены составлены из неотесанных каменных блоков, отесанные квадры окаймляют лишь ниши. Кладка отдельных участков стен указывает на то, что церковь восстанавливалась, но сделано это было так бережно, что первоначальный вид сооружения остался без изменения.
Молельный зал церкви внутренней стеной разделен на две равные части, западная из которых, по всей вероятности, служила притвором. «Выбор этих двух старинных сооружений — пишет архиепископ Месроп Тер-Мовсесян, — для основания знаменитого монастыря позволяет думать, что местность эта была освящена более глубокой древностью, что и побудило князей Арцаха выбрать ее для родовой усыпальницы и создать один из крупных монастырей, обогащая (его при этом) многочисленными поместьями».
Как мы уже упоминали, обе древние церкви значительно разрушены, но, спасибо энтузиастам-реставраторам, после проведенных работ они стали выглядеть лучше.
Было:
Стало, весна 2009:
Авторы и составители Игорь и Лариса Ширяевы. 2009. Источники: Ш. Мкртчян «Историко-архитектурные памятники Нагорного Карабаха», 1988. Википедия.
Интернет-СМИ «Интересный мир». 21.04.2015
На свои личные деньги мы покупаем фото и видео аппаратуру, всю оргтехнику, оплачиваем хостинг и доступ в Интернет, организуем поездки, ночами мы пишем, обрабатываем фото и видео, верстаем статьи и т.п. Наших личные денег закономерно не хватает.
Если наш труд вам нужен, если вы хотите, чтобы проект «Интересный мир» продолжал существовать, пожалуйста, перечислите необременительную для вас сумму по номеру телефона +79162996163 по СБП на карту Сбербанка: Ширяева Лариса Артёмовна или по другому номеру телефона +79162997405 по СБП на карту Сбербанка: Ширяев Игорь Евгеньевич.
Также вы можете перечислить деньги в кошелек ЮMoney: 410015266707776.
Это отнимет у вас немного времени и денег, а журнал «Интересный мир» выживет и будет радовать вас новыми статьями, фотографиями, роликами.