В Карачаево-Черкесию мы поехали автобусом. Причина выбора такого вида транспорта была прозаична. Причина – аврал с отдыхом. Ведь мы не собирались в Карачаево-Черкесию, мы собирались в Чечню. Это как в историческом анекдоте про «казнить – нельзя помиловать». Казнить – короче! Вот и Чечня – короче, чем Карачаево-Черкесия. И опасней. И есть интереснейшая военная история. Поэтому мы хотели в Чечню. Но человек, который собирался нам помочь с драйвовым проектом «Чечня», в итоге не смог. Когда мы поняли, что в этом году наш летний отдых в Чечне срывается, и мы остаемся в скучной для нас Москве, то мы решили срочно свалить хоть куда-нибудь. Куда? Как-то по ассоциации с Чечней и с войнами России на Кавказе всплыла тема Карачаево-Черкесии. Посмотрели – рядом Эльбрус. Еще кони есть. И романтический ореол Кавказа. Решено – едем!
Билеты на самолет на послезавтра стоили столько, что у нас возникло подозрение, что они хотят не билеты продать, а сам самолет. Ну, просто со скидкой за подержанный экземпляр. Билетов на поезд не было. Игорь еще с юности привык все трудные жизненные проблемы (например, если скучно, подраться хочется или с девушкой познакомиться) решать на Казанском вокзале. Лариса скептично фыркнула, покрутила пальцем у виска, но через пару часов Игорь привез с Казанского вокзала билеты на завтра на автобус Москва-Нальчик. Если выйти в определенном месте на трассе и как-то решить проблему с машиной, то до Карачаевска всего-то 140 км. Но это уже ерунда…
На следующий день мы стартовали. Два тяжелых альпинистских рюкзака на 120 и 60 литров висели у Игоря соответственно на спине и на груди, отчего он был похож на римского легионера под весом награбленных трофеев. Лариса пританцовывала рядом в брючках из танцевального бутика, но с двумя штурмовыми ранцами российского спецназа на спине и груди соответственно. В ранцах были деньги, документы, фотоаппаратура и несколько килограммов самой необходимой для женщины косметики. На головах у нас у обоих были широкополые шляпы из кожи кенгуру с револьверными патронами по периметру. Люди оборачивались нам вслед, но свистеть и улюлюкать никто не решался.
Жара стояла за 40. При посадке в автобус нам продали полностью растаявшее мороженое, но по 5 рублей штука, чтобы не выбрасывать. Мы спросили у водителя, этот ли автобус идет до Нальчика. Водитель сказал, что его дело баранку крутить, а не баранам на вопросы отвечать. Соотнеся слова «баран» и «Кавказ», мы решили, что это точно наш автобус, и не ошиблись. Асфальт реально плавился. Впервые видели, как стартующий междугородний автобус буксует по асфальту и в центре Москвы выкапывает колесами колею сантиметров 10-15 в глубину. Ну, поехали…
Работа автобусного кондиционера напоминала последний выдох господина ПэЖэ. Обещанный биотуалет был заменен на естественные запахи вспотевших пассажиров. Впрочем, после 4-х рюкзаков на двоих в такую жару мы пахли не лучше. Километров 400 автобус удалялся от Москвы в сплошном дыму. Горело все вокруг! Еще по DVD плееру крутили бесконечный сериал про жестокие бандитские разборки в Нальчике. Напоминаем, автобус идет в Нальчик. Отдаем должное чувству юмора у водителя. Правда крики мучающихся жертв с экрана телевизора ночью в автобусе мешали спать.
До нужной точки на трассе, где мы должны выйти, ехать около 25 часов. Примерно каждые 3-4 часа остановка, чтобы размять тело, превратившееся в рыболовный крючок, чтобы купить перекусить и сходить в уличный туалет. Туалет на стоянке – это тема. Страждущих – много, сортиров – мало. Сгрудившаяся толпа у очка в грязном полу достойна кисти живописца. Очередность определяется шириной задницы. Понятие мужской или женский определяется очередностью. Поскольку мы не рискнули оставлять в автобусе деньги, документы и фотоаппаратуру, то пришлось осваивать сразу три новых навыка: пробиваться к очку, отбиваться от напирающей очереди у очка и приседать над очком с зеленым штурмовым ранцем спецназа за спиной. Это было азартно! Но игры в царя сортира совершенно не оставляли времени на стояние в очередях за едой. У нас с собой были сухофрукты и орехи, что точно лучше продаваемых «пирожков с кошатиной», и мы от голода совсем не страдали.
Десантировались на трассе успешно. Здравствуй, Карачаево-Черкесия! Кстати, обратно садились на тот же автобус тоже интересно. На обратном билете стояла дата, время появления автобуса в точке Х на трассе и зачем-то телефон. Игорь предположил, что это телефон какой-нибудь милой девушки и почти не ошибся. Женский голос не удивился звонку и сообщил телефон водителя автобуса. Водитель же сообщил, что сам Черт не знает, когда автобус пройдет по трассе в нужной нам точке, и нам придется дежурить на шоссе и махать руками всем автобусам, а там, как сложится. Мы так и сделали, и бегали навстречу автобусам, размахивая руками. На нас много смотрели, иногда гудели, пару раз пригласили на шашлык и один раз позвали в гости с непонятным продолжением. И вот с какой-то там по счету попытки нам удалось отловить нужный нам автобус. Дорога в Москву сложилась благоприятно. Три сортирных навыка оказались снова востребованы. По приезду на Казанском вокзале нам зачем-то продали льготный билет на электричку. Контролер сказал, что это билет для ветеранов боевых действий. Это было забавно.
Вывод прост. Путешествовать по России на автобусах – это не то, что по Европе. Это намного прикольней. Мы бы не отказались еще раз повторить, если случай представится…
Авторы Игорь и Лариса Ширяевы
Интернет-СМИ «Интересный мир». 25.02.2012
На свои личные деньги мы покупаем фото и видео аппаратуру, всю оргтехнику, оплачиваем хостинг и доступ в Интернет, организуем поездки, ночами мы пишем, обрабатываем фото и видео, верстаем статьи и т.п. Наших личные денег закономерно не хватает.
Если наш труд вам нужен, если вы хотите, чтобы проект «Интересный мир» продолжал существовать, пожалуйста, перечислите необременительную для вас сумму по номеру телефона +79162996163 по СБП на карту Сбербанка: Ширяева Лариса Артёмовна или по другому номеру телефона +79162997405 по СБП на карту Сбербанка: Ширяев Игорь Евгеньевич.
Также вы можете перечислить деньги в кошелек ЮMoney: 410015266707776.
Это отнимет у вас немного времени и денег, а журнал «Интересный мир» выживет и будет радовать вас новыми статьями, фотографиями, роликами.