Полинезийские слова «капу», «тапу», или «табу» впервые услышал капитан Джеймс Кук у аборигенов островов Тонга в Полинезии в 1771 году. В разных полинезийских племенах слова, обозначающие понятие табу, произносятся немного по-разному. Ко времени посещения Полинезии экспедицией Джеймса Кука, система табу на этих островах достигла очень высокого уровня развития. Главным создающим и управляющим элементом системы табу был вождь и вся система его власти.
Читайте предыдущую часть 5: Табу, связанные с врагами, и табу на каннибализм
Часть 6. Табу на вышестоящих
«Вождь сам был табу для окружающих, особенно священными (табуированными) считались его голова и набедренная повязка. Всё, что соприкасалось с вождем, становилось табу: его пища, его жилье, одежда и даже следы на песке. Если он, хотя бы случайно, прикасался к чужой вещи, она становилась табу для самого владельца.
В Полинезии табуация также играла роль охраны собственности и функцию политического орудия в руках вождей. Табуация заменяла королевские указы, законодательство, и меры по охране природы от чрезмерного вылова рыбы. Табу охватывала всю жизнь низших классов, а вожди и жрецы умели искусно пользоваться этим инструментом для политических целей.
Табу накладывалось на определённый срок или навсегда. Вождь мог наложить табу на что угодно, например связанное с принятием определённой пищи, с рыболовством на конкретных акваториях, с хозяйственными занятиями, с войной, с погребальными обрядами или с любой другой деятельностью.
Нарушение табу жестоко каралось «по неписанному закону», но нарушитель мог скрыться от него в особых убежищах — «святых местах». Суеверные островитяне были уверены, что нарушитель табу непременно должен умереть от сверхъестественного наказания.
Команда капитана Джеймса Кука, по незнанию, нарушила многие табу, на которых веками держалась власть вождей и вера гавайцев. Но гавайцы тщетно ждали гнева богов и природы за эти нарушения. Если грозный Камеамеа мог поддерживать старые законы, то после его смерти многие вожди окончательно разуверились в системе табу.
Табуированные места на Гавайях обозначались специальными указателями, как правило в виде воткнутых в землю перекрещенных палок с круглыми насадками на них. В настоящее время такие указатели устанавливают в исторических парках, где «проход запрещён», а частные землевладельцы вывешивают таблички «KAPU» (табу) на границах своих участков». По материалам Источника.
Табу, описанные в этой части, относятся к людям, занимающим высокое статусное положение в обществе, например в племени. Как правило, это вожди, цари или короли, жрецы или священники… В современном мире аналог этих статусов – президенты, начальники, директора и т. п.
Табу строго регламентирует правила поведения в отношении к вышестоящим. В менее развитом обществе эти персоны воспринимаются, как носители таинственной и опасной силы, передающейся и убивающей через прикосновение к простым смертным. Также вышестоящих нужно тщательно оберегать потому, что они несут благо своим подданным. В племени таких людей нужно бояться и беспрекословно им подчиняться. В более развитом обществе таких людей нужно уважать и соблюдать по отношению к ним субординацию.
Прикосновение табуированного вышестоящего может быть:
1. Смертельно, если оно происходит по инициативе нижестоящего. Шел, например, по тропе молодой охотник и увидел, что прямо перед ним валяются сорванные и брошенные кем-то сочные спелые и вкусные плоды. Он подобрал и стал есть. Навстречу охотнику вышла женщина из этого же племени. Увидела, что делает охотник, и сказала: «Что ты наделал?! Это же плоды вождя!» Охотник побледнел, бросил плоды и убежал. Тем не менее, ему не удалось избежать наказания – он заболел и через три дня умер.
2. Целебно, если оно происходит по инициативе вышестоящего. Так во все времена происходило исцеление больных через прикосновение к ним «сильных мира сего». Обычно царская особа в определенные дни выходила перед народом и касалась людей руками. Считалось, что убогие и больные излечиваются через эти прикосновения.
Однако, и в первом, и во втором случае нужна некая «стена» между обычными людьми и персоной, наделенной магической силой высокого социального статуса. Эта «стена», или социальная дистанция, нужна вышестоящим для защиты от агрессии обычных членов сообщества. Эта дистанция исключает конкуренцию за доминирование, и позиция доминирующей персоны долгое время сохраняется неизменно и в безопасности.
Также социальная дистанция в виде табу даёт возможность вышестоящему проявлять особую милость к избранным нижестоящим, тем самым, получая их любовь, преданность и поклонение.
Одним из результатов системы табу на вышестоящих стало появление института посредников между вождём и народом. Сначала это были различные колдуны, шаманы, жрецы, вооружённая охрана, вельможи, придворные, титулованные особы. Существовала строгая иерархия правил и церемоний взаимодействия строго по вертикали. В современном мире это превратилось в цепочки приближенных, состоящие из замов, секретарей, охранников и т. д.
Получается длинная цепь посредников между нижними подчинившимися и вышестоящим доминантом. Каждый посредник «заряжен магической силой» по нисходящему принципу: самые табуированные и сильные находятся вокруг верховной власти, а чем ближе к простому люду, тем менее такой представитель вождя «заряжен энергией табу».
Например, в современном мире, президент – самая сильная «магическая» фигура, его замы и министры, менее сильны, их замы еще менее и так вплоть до охранников, которые ближе всех к народным массам, следовательно, они самые менее «заряженные», но всё-таки обладающие «магией силы».
В племени самые «пустые» по магической силе табу на вышестоящих – это рабы. Они ничего не могут и не имеют никакой «магической» силы.
Продолжение ЧАСТЬ 7: Табу на мертвецов.
Авторы-составители: Игорь и Лариса Ширяевы. В написании статьи использованы труды З.Фрейда, В.Вундта, Ю.И.Семенова, А.В.Смоляк.
Фотографы Mesrop Mesropyan, Игорь Ширяев. Художник-дизайнер Лариса Ширяева.
Интернет-СМИ «Интересный мир». 01.01.2023
На свои личные деньги мы покупаем фото и видео аппаратуру, всю оргтехнику, оплачиваем хостинг и доступ в Интернет, организуем поездки, ночами мы пишем, обрабатываем фото и видео, верстаем статьи и т.п. Наших личные денег закономерно не хватает.
Если наш труд вам нужен, если вы хотите, чтобы проект «Интересный мир» продолжал существовать, пожалуйста, перечислите необременительную для вас сумму по номеру телефона +79162996163 по СБП на карту Сбербанка: Ширяева Лариса Артёмовна или по другому номеру телефона +79162997405 по СБП на карту Сбербанка: Ширяев Игорь Евгеньевич.
Также вы можете перечислить деньги в кошелек ЮMoney: 410015266707776.
Это отнимет у вас немного времени и денег, а журнал «Интересный мир» выживет и будет радовать вас новыми статьями, фотографиями, роликами.