Полинезийские слова «капу», «тапу», или «табу» впервые услышал капитан Джеймс Кук у аборигенов островов Тонга в Полинезии в 1771 году. В разных полинезийских племенах слова, обозначающие понятие табу, произносятся немного по-разному. Ко времени посещения Полинезии экспедицией Джеймса Кука, система табу на этих островах достигла очень высокого уровня развития. Главным создающим и управляющим элементом системы табу был вождь и вся система его власти.
Читайте предыдущую часть 6: Табу на вышестоящих.
Часть 7. Табу на мертвецов
Смерть человека в племенах воспринималась неоднозначно. Она была окутана таинствами, сопровождалась верованиями и ритуалами, а также неизбежными в подобных случаях традициями и, конечно, многочисленными табу.
Смерть человека в племенах нередко таила в себе некую магическую опасность и горе одновременно.
Человек только что жил… При жизни он приносил близким и всему племени какую-то пользу, а теперь он умер. Это горе!
Но с живым человеком можно было договориться, или запугать и подчинить его, или убежать от него, а теперь мёртвый неподвластен живым. Это страшно!
Вдруг только живые не властны над мёртвым, а мёртвый может воздействовать на живых? Тогда живым становится страшно.
Все эти рассуждения, опасения и верования пропускались через сознание человека из племени. Труп воспринимался как вредоносный фетиш, излучающий магическую нечистоту. Это с одной стороны….
А с другой стороны, люди думали: может не всё так страшно? Ведь для племенного сознания человек — это такое же мясо, как например животные, птицы и рыбы… Следовательно, мёртвое тело – это пища. В голодные времена это имело значение.
Но для кого-то пища, а для кого-то умерший родной человек.
И вот весь этот сложный комплекс переживаний, мотивов, представлений и верований тугим узлом завязывался в сознании племенного человека в древности. Что победит в этом противоречии мотивов?
Победил прагматизм и желание выжить. Племенные люди на практике столкнулись с опасностями телесного контакта и, тем более, поедания мёртвого тела. Объяснить это научно древние люди не смогли. Было введено строгое табу на прикосновение к умершим людям. Без объяснений. В приказном порядке. Строгое табу. Если коснёшься мёртвого тела, то заболеешь и умрёшь или произойдёт что-то другое, но тоже очень страшное.
Кстати, многие современные люди не осознают эти древние страхи, но выполняют некоторые ритуалы, не задумываясь особо над тем, насколько они целесообразны.
В древности умершими занимались специально предназначенные для этого люди. А сейчас умершими занимаются специальные учреждения – морги и кладбища. Это делается для того, чтобы дистанцировать остальных живущих от мёртвого тела.
Вернёмся к древним племенам. Что запрещало табу на мёртвых? Мертвых людей было нельзя (табу):
— телесно касаться,
— произносить имя умершего и, тем более, плохо о нем говорить,
— погребать его родственникам (это должны делать специальные люди, а родственники могут лишь присутствовать при погребении),
— употреблять в пищу,
— иметь с ними половую близость,
— как-либо использовать части останков, например в быту.
Для современного человека некоторые из вышеперечисленных запретов могут звучать дико. Но давайте не будем забывать, что в основе поведения людей (особенно в древних племенах) лежат несколько сильнейших инстинктов: пищевой, половой и агрессивный. Все эти инстинкты распространялись не только на живые объекты, но и на неживые. Поэтому так сильно были популярны, например каннибализм, насилие над слабыми, больными и умирающими.
Кстати, помимо питания, каннибализм нёс еще символ преемственности человеческих качеств умершего. Согласно представлениям в древних племенах, съев покойного, можно было стать таким же смелым и сильным как он. А разве вы не хотели бы быть похожими на некоторых ваших славных родственников или знакомых? Разве у вас нет любимых героев, которым вы хотели бы подражать? Древний рецепт был прост: съешь того, кто нравится, и станешь таким же! Недаром говорят, что мы похожи на то, что мы едим.
Препятствием к поеданию себе подобных (тем более, умерших) явились всего лишь две причины. Первая, трупный яд и инфекции. Например, если съедался больной человек, умерший от заразного заболевания, то это было смертельно опасно. Вторая причина, уменьшение численности племен: людей стало мало и есть стало особо некого, да и нет достойных, которых хотелось съесть, чтобы перенять его качества личности.
Впоследствии сфера действия табу расширялась. Табу перешло с мертвецов на вещи и родственников умерших. Всё, что было табуировано по отношению к мёртвому телу, стало табуировано и по отношению к родственникам и личным вещам умершего. Например, их нельзя было касаться, употреблять в пищу, вступать с ними в сексуальные отношения или использовать в быту.
Дальше – больше! Многочисленные табу на мёртвых расширялись и ужесточались. Табу стали распространяться и на имя умершего человека. Его нельзя было произносить вслух. Ведь по представлениям людей из древних племён, имя — это важная часть личности, непосредственная характеристика человека. Считалось, что имя имеет материальную силу. После смерти человека имя становится табу, т. к. произнесение имени есть прикосновение к личности и духу покойника. А прикасаться к умершим нельзя – это их тревожит, они могут рассердиться и начать бродить среди живых, беспокоя их своим присутствием и навлекая великие беды.
По представлениям людей из древних племён, дух умершего становится демоном. Имя демона вслух произносить нельзя, т. к. тем самым вы этого демона призовёте. Он придёт, будет слушать разговоры живых, ему может что-то не понравиться. Тогда демон может разгневаться. Это навлечёт беду – гибель на обидчика демона и всю его родню. Поэтому об умерших нужно говорить в третьем лице иносказательно, не упоминая имени, и говорить следует только хорошо, чтобы задобрить дух умершего.
Дух умершего человека должен быть изолирован от всех и находиться в покое. Недаром говорят: «Спи спокойно!», «Покойся с миром!». Римская эпитафия — «Sit Tibi Terra Levis» —
«Пусть земля тебе будет пухом!». Или известная аббревиатура — R.I.P. или «Requiescat in pace».
Интересно, что по мнению некоторых историков, в оригинале эпитафия — «Sit Tibi Terra Levis», или «Пусть земля тебе будет пухом», в первоисточнике на самом деле звучит так: «Sit tibi terra levis, molliquetegaris harena, Ne tua non possint eruere ossa canes». По поводу этих слов существует дискуссия. Эти слова приписывают древнеримскому поэту Марку Валерию Марциалу, жившему с 40 по 104 гг. н. э. В одном из своих стихотворений он пишет:
Sit tibi terra levis
mollique tegaris harena,
Ne tua non possint
eruere ossa canes.
Пусть земля тебе будет пухом,
И мягко покрывает песок,
Чтобы не смог он
Защитить кости от собак.
Получается, что Марциал желает умершему, чтобы его кости вырыли собаки. Некоторые историки и филологи предположили, что выражение «Sit Tibi Terra Levis», или «Пусть земля тебе будет пухом», являлось надгробным проклятием в адрес умершего.
Оппоненты возражают, что хотя стихотворение Марциала сложно интерпретировать в положительном ключе, использование этих слов совсем не означает, что они сами по себе являются проклятием. Сохранившиеся надгробия тех времен с выгравированной эпитафией S.T.T.L. слишком часто встречаются, и вряд ли всех умерших проклинали. Вот такие интересные дискуссии встречаются в исторической науке!
Применительно к теме табу, можно предположить, что древние язычники не всегда выбирали путь задабривания духа умершего (демона). Возможно, иногда они его проклинали, чтобы запугать и обезвредить, как это иногда делалось с живыми людьми. Как было на самом деле, мы уже вряд ли узнаем точно.
Вернёмся к родственникам умершего в древних племенах. Родственники умершего тоже должны были находиться в социальном покое и сосредоточены на трауре. Поэтому к ним никто не должен ни подходить, ни смотреть, ни разговаривать.
Особенно подобные запреты распространялись на вдову или вдовца. Вдова и вдовец считались людьми, наводящими искушение на окружающих, т. к. после смерти партнёра они теперь свободны для выбора нового брачного партнера. В племенах были очень сильны сексуальные инстинкты, и поэтому делалось всё, чтобы овдовевшие не были внешне привлекательны. В современном мире на похоронах надевают черную длинную одежду (на Востоке белую), подчеркивающую асексуальность и горестность ситуации.
И в современном мире траур – это особая одежда и особое состояние души. Это состояние траура сопровождается определенными ритуалами до сих пор. Например, погребение на третий день, поминки на 40 дней, год, три года…
Люди, выполняющие обряды захоронения, тоже считались в племени нечистыми от нескольких месяцев до года. С ними нельзя было общаться, нельзя вместе принимать пищу или иметь половую близость.
Впоследствии подобные «магические» табу слились с моральными нормами поведения, которые сохранились до сих пор и, видимо, останутся пока живо человечество. Просто будут менять внешнюю форму.
Всё это – только самая малая часть тех многочисленных табу, которые присутствовали в жизни племенных людей, и которые косвенно оказывают влияние на жизнь современных цивилизованных людей. Нужно только внимательно присмотреться к социальной и психологической жизни современного человека, и мы сможем заметить отголоски древних табу. Например, в современных похоронных традициях. Вот пара примеров:
1. Существуют представления, что глаза умершего должны быть закрыты. Обращали внимание, что умершему человеку первым делом закрывают глаза? Якобы, глаза покойного нужно закрывать, чтобы взгляд умершего не попал на кого-то из живых. Ведь мёртвый может быть чем-то разгневан. И тогда живой человек рискует умереть и отправиться следом за умершим.
2. С кладбища ничего нельзя приносить домой. Нельзя приносить домой кладбищенские цветы, украшения и т. п. Иначе вы можете разгневать мёртвых и принести домой смерть.
На этом мы завершаем наш цикл публикаций «Табу против инстинктов», состоящий из семи частей. Если интересно, читайте весь цикл по метке!
Авторы-составители: Игорь и Лариса Ширяевы. В написании статьи использованы труды З.Фрейда, В.Вундта, Ю.И.Семенова, А.В.Смоляк.
Фотограф Игорь Ширяев. Художник-дизайнер Лариса Ширяева.
Интернет-СМИ «Интересный мир». 13.01.2022
На свои личные деньги мы покупаем фото и видео аппаратуру, всю оргтехнику, оплачиваем хостинг и доступ в Интернет, организуем поездки, ночами мы пишем, обрабатываем фото и видео, верстаем статьи и т.п. Наших личные денег закономерно не хватает.
Если наш труд вам нужен, если вы хотите, чтобы проект «Интересный мир» продолжал существовать, пожалуйста, перечислите необременительную для вас сумму на карту Сбербанка: Visa 4276400051181130 Ширяева Лариса Артёмовна или MasterCard 5469400010332547 Ширяев Игорь Евгеньевич.
Также вы можете перечислить деньги в кошелек ЮMoney: 410015266707776.
Это отнимет у вас немного времени и денег, а журнал «Интересный мир» выживет и будет радовать вас новыми статьями, фотографиями, роликами.