Шатур
Шушмор — территория площадью примерно 400-500 кв. км на границе Шатурского района Московской области с Владимирской областью. Точные границы Шушмора не определены, т.к. Шушмор – не географическое и не политическое понятие, а культурно-психологическое. Некоторые считают, что Шушмор – паранормальная зона. Якобы здесь были найдены древние языческие капища, происходили таинственные пропажи людей, и здесь возможны контакты с инопланетным разумом.
Многое, конечно, преувеличено народной фантазией. Однако мистическое притяжение Шушмора, несомненно, существует. Шушмор хочется изучать, сюда хочется возвращаться, а в Шушморские тайны хочется играть (даже если они придуманы под воздействием болотных газов). Так или иначе, но количество легенд касательно Шушмора действительно выделяет его среди окружающих довольно скучноватых территорий, а трудности достижения делают интересным объектом для пеших походов и джипперских покатушек.
В предыдущих главах 1, 2 и 3 мы рассказывали о метеоритном озере Смердячее (Смердячье) на границе паранормальной зоны Шушмор. В главе 4 мы рассказывали о том, что такое Шушмор, где он находится, и почему Шушмор называют паранормальной зоной. Также в главе 4 мы рассказывали о непростых дорогах Шушмора. Всю тему можно отслеживать по метке Шушмор.
В этой и следующей главах мы расскажем вам об очередном интересном месте вблизи таинственной зоны Шушмор. Представляем вашему вниманию материал про заброшенное село Шатур и его окрестности.
История села Шатур: от погоста к селу и обратно…
1. Самый глухой уголок Подмосковья
Вы никогда не задумывались, откуда произошло название города Шатура? Шатура — город современный, он начал свое становление как поселок лишь в 1919 г. (статус города получил в 1936 г.) в связи со строительством Шатурской ГРЭС (работавшей на местном торфяном топливе) в рамках ленинского плана ГОЭЛРО. Так вот, название нового поселка и будущего города Шатура – явно нетипичное для того времени: не Комсомольск, не Энергетик и даже не Ильичевск, а странное слово Шатура. Что это? Почему?
Так вот, есть все основания предполагать, что город Шатура получил название от маленького села Шатур поблизости, находящегося примерно в 15-20 км от современного города Шатура. По данным 2010-го г., постоянное население села Шатур равно… ноль человек.
Ранее в 1990-х гг. корреспондент «АиФ» в поисках самого глухого уголка Подмосковья открыл для читателей «АиФ» подмосковное село Шатур, в котором нет ни газа, ни электричества, ни постоянных жителей, а временные жители прожили здесь август 1991 г., так и не узнав, что такое Августовский путч и ГКЧП. Вот в этот «самый глухой уголок Подмосковья», в село Шатур мы и отправимся.
Нас встречает село среди торфяных болот, куда не ведет ни одна нормально проезжая дорога (есть извилистая грунтовка, иногда(!) доступная для серьезного внедорожника, и есть гать через болота для пешего путника). Однако в селе есть два знака «Выезд на главную дорогу» — видимо, временные жители села Шатур обладают хорошим чувством юмора. Ну, и заодно по-деревенски тащат в дом всё, что где-либо плохо лежит, например, дорожные знаки.
Постоянных жителей в селе Шатур, действительно, нет. Последний постоянный фактический житель уехал из села Шатур в 1986 г. В 2006 г. умерла последняя старушка, формально постоянная жительница села Шатур – в селе она имела постоянную регистрацию, но фактически давно жила в городе.
На сегодняшний день временными жителями села Шатур являются всего несколько человек «дачников» — людей, иногда приезжающих в Шатур в теплое время года или на выходные… ну, если проехать удастся. Электричества нет, газа нет, продуктового магазина нет, аптеки нет, медицинской помощи нет. Но есть хорошее кладбище. Так что положение временных жителей села Шатур не безвыходно.
Около года назад рухнул ветхий мостик через реку Поля, и даже зыбкая пешеходная гать через болота теперь отсечена от села Шатур руслом лесной реки. Впрочем, мостик был тем еще аттракционом, и хорошо, что он упал в реку сам по себе, никого из живых людей с собой не прихватив.
До «большой земли» через болота можно было бы добраться по руслу реки Поля на лодке (так в далеком прошлом и делали), но советская власть, перестройка, капитализм и торжество высоких технологий… В общем, лодки в селе Шатур нет, и, вероятно, уже никогда не будет. А людям свойственно хотеть кушать и даже иногда болеть и умирать (как обычно, некстати). А магазина, аптеки и врача нет и не предвидится. Чудом есть сигнал мобильной сети и можно позвонить на экстренный номер 112, но вряд ли вертолет МЧС будет поднят в воздух по причине сердечного приступа или аппендицита у местного старика или небогатого энтузиаста возрождения села в России. Поэтому старинное кладбище села Шатур постепенно разрастается, правда не слишком быстро потому, что энтузиастов попробовать пожить в селе Шатур тоже не слишком много.
Как-то приезжали представители местной администрации и батюшка. Долго собирались приехать, но всё дорога не позволяла. Наконец в сухую погоду чудом проехали на истинно русском автомобиле УАЗ Буханка по прозвищу «Букаша» (так и было написано на зеленом капоте). Поговорили «служилые люди» о возрождении России, вот крест поставили на месте разрушенной церкви, и уехали. Ничего больше пока особо не изменилось. Крест остался. Говорят, каждый человек несет свой крест. Вот и село Шатур тоже несет свой крест.
2. История села Шатур
Когда возникло первое поселение на месте нынешнего села Шатур, точно никто не знает. С происхождением названия Шатур тоже не всё ясно. Предполагают, что Шатур – слово финно-угорского происхождения. Некоторые краеведы считают, что слово Шатур образовано от слияния двух древних корней слов: «Шат» — небольшая горка, и «Ур» — Змеиный Царь, Змеиный Бог. Энтузиасты нашли недалеко от села Шатур нетипичный для этих мест большой камень со странными извивающимися узорами и уверяют, что они нашли древнее капище змеиного бога Ура и ритуальный камень для жертвоприношений с изображениями змей. Выглядит эта гипотеза фантастично (мало ли в округе необычных камней!) и одновременно правдоподобно (необычный камень есть, и болото, кишащее змеями тоже есть) – так что дискуссии кипят. Впрочем, о Змеином камне мы вам расскажем (и покажем!) чуть позже, так что наберитесь терпения.
У местных жителей существует своя легенда происхождения названия села Шатур. Якобы здесь регулярно охотился на лебедей царь Петр Первый. Якобы неподалеку стояли шатры царя Петра, и вот именно от слова «шатёр» и произошло название села Шатур. В доказательство в местной церкви якобы долгое время хранилась какая-то реликвия – дар царя Петра. Но церкви в селе Шатур были разрушены, разграблены и сожжены – так что достоверно ничего не известно.
Впервые село Шатур упомянуто в духовной грамоте великого князя Василия Дмитриевича (сына Дмитрия Донского), согласно которой князь дарит село Шатур своей жене княгине Софье Витовтовне (дочери литовского князя). Эта духовная грамота датирована 1423 г., вот с этого года и начинается более-менее строгая письменная история села Шатур.
3. От погоста к селу и обратно…
Интересно, что село Шатур чаще называли не селом, а погостом Шатур. Историки и сейчас называют Шатур погостом. Связано это с тем, что собственно крестьянских хозяйств здесь было мало, и как село Шатур нетипичен. В основном, в древности погост Шатур был административным и духовным центром, где, вероятно, собирали дань и подати, где находились церковь и дома священнослужителей, и, конечно же, кладбище. Пожалуй именно это старинное кладбище лучше всего сохранилось в селе (или погосте) Шатур до сегодняшнего дня. Впрочем, об интереснейшем кладбище села Шатур мы расскажем чуть позже.
Единственными каменными (или кирпичными) сооружениями в селе Шатур были колокольня (которая вероятно служила одновременно одним из входов в храмово-административный комплекс), ограда вокруг церкви и кладбища, а еще фундаменты некоторых домов. Причины понятны – дефицит камней среди торфяных болот и отсутствие дорог, чтобы эти камни привезти.
Именно то, что храмы в селе Шатур с древнейших времен строили исключительно из дерева (и, следовательно, их регулярно уничтожали пожары) явилось основной причиной того, что из старинных построек до наших дней сохранились лишь развалины кирпичной колокольни села Шатур, да фрагменты столбов кладбищенской ограды (ныне разбираемой на кирпичи и металл для хозяйственных нужд).
Прямо посередине старинного кладбища села Шатур стоит современная часовня из красного кирпича, вся заросшая травой и кустами. Местные утверждают, что эта часовня находится точно на месте одной из уничтоженных старинных церквей. Однако никакого фундамента, указывающего на наличие здесь в прошлом церкви, мы не обнаружили.
Согласно историческим источникам, погост Шатур имел, как минимум, две церкви: небольшую тёплую (для проведения служб в холодное время года) и большую холодную (для служб в теплое время года). За многовековую историю погоста (села) Шатур эти деревянные церкви неоднократно сгнивали от старости, разрушались или погибали в пожарах. Сейчас уже трудно сказать, где какая церковь точно находилась.
Внутри периметра разрушенной ограды, предположительно окружавшей храмово-административный комплекс с кладбищем, нам удалось обнаружить остатки каменного фундамента одной из разрушенных старинных церквей.
Несомненно фундамент очень старый. Белый камень, когда-то положенный в основание, уже после разрушения храма оказался помещенным в корни старой березы. Так что прошло уже очень много лет после разрушения храма.
Рядом лежат два проржавевших купольных креста: большой и малый. Возможно, один (большой) крест находился над куполом, а другой (малый) крест над входом в храм. К сожалению, схемы или плана разрушенного храма не сохранилось.
Существует архивная фотография развалин какого-то деревянного строения вблизи ограды, но что это, мы идентифицировать не смогли.
Сама ограда стремительно разрушается под воздействием времени и местных жителей, по всей видимости, разбирающих ограду на кирпичи.
Наилучшим образом сохранилась колокольня из красного кирпича, служившая по всей видимости, одним из входов в храмово-административный комплекс внутри ограды.
Погост Шатур, возникший в лесах и болотах еще в дохристианские времена, пережил драматичное развитие: от маленького безымянного поселения до значительного храмово-административного центра под названием погост Шатур. Деятельность в Шатуре была настолько активной и заметной, что, согласно историческим документам, «в 1713 году произошло какое-то событие, из-за чего весь причт был вызван в Москву для судебного разбирательства».
Постепенно разрастаясь, погост Шатур превратился в село Шатур, и даже отсутствие дорог его не погубило. «К началу ХХ столетия облик погоста Шатур стал более походить на облик села. Существует предание о том, что в начале ХХ столетия зимний храм погоста Шатур расписывал по холсту тогда еще юный учащийся Егорьевской мужской прогимназии, Игорь Эммануилович Грабарь. Эти росписи сохранялись и во время закрытия храма».
Погубил Шатур ХХ век. Осенью 1962 г. было принято решение местных властей о закрытии храма в селе Шатур. И тогда на берегу лесной реки Поли стали жечь иконы…
Не Октябрьская революция, не жесткие сталинские времена, а хрущевская оттепель положила конец погосту Шатур. Удивительным образом, с разрушением храмово-административного комплекса, жизнь в селе Шатур замерла. По данным 2010-го г., постоянное население села Шатур равно… ноль человек. А ведь раньше, несмотря на отсутствие дорог и более трудные условия выживания, в селе Шатур постоянно жили люди. И хотя жизнь в Шатуре всегда была нелегка, эти люди видели свою миссию в том, чтобы продолжать здесь жить и служить в храме.
Сейчас здесь остались камни, которые хранят историю. Еще осталось удивительное старинное кладбище. Но о кладбище села Шатур мы расскажем вам в следующей главе о таинственной зоне Шушмор. Следите за обновлениями!
Авторы статьи Игорь и Лариса Ширяевы. Автор фотографий 1989 г. Андрей Агафонов (Источник: СОБОРЫ.РУ). Авторы остальных фотографий Игорь и Лариса Ширяевы. При написании использовались материалы, собранные в монографии «Погост Николо-Шатур: история мещёрского прихода» (Источник: , автор С.С. Михайлов.
Интернет-СМИ «Интересный мир». 18.09.2014
На свои личные деньги мы покупаем фото и видео аппаратуру, всю оргтехнику, оплачиваем хостинг и доступ в Интернет, организуем поездки, ночами мы пишем, обрабатываем фото и видео, верстаем статьи и т.п. Наших личные денег закономерно не хватает.
Если наш труд вам нужен, если вы хотите, чтобы проект «Интересный мир» продолжал существовать, пожалуйста, перечислите необременительную для вас сумму по номеру телефона +79162996163 по СБП на карту Сбербанка: Ширяева Лариса Артёмовна или по другому номеру телефона +79162997405 по СБП на карту Сбербанка: Ширяев Игорь Евгеньевич.
Также вы можете перечислить деньги в кошелек ЮMoney: 410015266707776.
Это отнимет у вас немного времени и денег, а журнал «Интересный мир» выживет и будет радовать вас новыми статьями, фотографиями, роликами.