«Давид Симонян в прошлом сапёр «The HALO Trust» — благотворительной организации, занимающейся разминированием на поствоенных территориях. А еще Давид увлеченный любитель старины, энтузиаст. Частично сам, а частично с помощью своих друзей и знакомых, Давид собрал большую коллекцию наконечников стрел и старинного оружия.
Свою коллекцию Давид начал собирать несколько лет назад с помощью металлоискателя на минных полях Нагорного Карабаха, совмещая таким образом работу и хобби. После первой случайной находки последовала вторая, третья… а потом в Давиде проснулись азарт исследователя и страсть коллекционера. Увидев это, друзья и коллеги стали помогать Давиду собирать по крупицам историю Арцаха.
Потом случился подрыв и неделя комы… Давид больше не занимается разминированием. Он жив и неплохо себя чувствует — это уже победа. Друзья и коллеги приносят Давиду свои находки. Таким образом коллекция пополняется, увеличивается и становится все интереснее. Сегодня уникальная коллекция Давида оценивается во много тысяч долларов. Но продавать эти археологические находки Давид не планирует. Во дворе своего дома он строит музей археологии Нагорного Карабаха».
Эти строки написаны и опубликованы нами в 2012 году. Тогда, зная наше увлечение Нагорным Карабахом, Давид прислал нам фотографии своих находок. В результате родилась публикация «Археологические находки на минных полях Арцаха». И вот прошло шесть лет. Счастливый случай. Мы в Арцахе в гостях у Давида Симоняна и его семьи.
Давид Симонян оказался таким, каким мы его себе и представляли: простой, естественный, гостеприимный, а в глазах остроумие и грусть, присущие жителям Арцаха.
Потрясла нас жена Давида — Ирина, похожая на светлого ангела, пропускающего через свое сердце всё горе человечества. Если бы хотя бы один из нас был художником, мы остались бы жить во дворе у Давида, чтобы рисовать Ирину. А так просто фотография, которая не передает и малой части ощущений от Ирины Симонян.
И, конечно, нас интересовала коллекция. Хотелось своими руками потрогать древность.
Огромное для частной археологической коллекции собрание наконечников, стрел, копий и фрагментов оружия. Вспоминаем слова Давида, написанные им в 2012 году:
«Почему эти наконечники остались в земле? Вопрос без ответа, можно только строить догадки, ведь оружие всегда подбиралось. У монголов за войском ходили женщины и дети, которые после боя собирали случайно не подобранные наконечники. Ведь даже сломанные всегда можно было обменять у кузнеца на что-то полезное в хозяйстве. К примеру, на базаре в те времена можно было приобрести за шесть наконечников стрел одного невольника-раба или корову, а за два наконечника — барашка.
Тот факт, что эти наконечники остались не подобранными, показывает, как туго приходилось разным завоевателям на нашей земле. Земля «горела» у них под ногами, и они бежали, оставив в земле главный залог своего успеха — свое оружие…
Коллекции, аналогичной моей, нет во всем Кавказе. В пределах бывшего Советского Союза мои поиски через Интернет выявили всего одного коллекционера, чья коллекция больше моей, но в основном он может похвастаться своими железными наконечниками, а бронзовых и каменных наконечников в моей коллекции больше. Медного же наконечника, который у меня один, больше нет не только у коллекционеров, но даже и в музеях, т.к. медный век в истории человечества был очень короток, и медных экспонатов в мире считанные единицы».
А вот, что писал Давид Симонян в январе 2010 года:
«Скифы предпочитали отливать свои трехжалые втульчатые наконечники из бронзы. Бронзовые тяжелые наконечники стрел, похожие на ультрасовременные формы реактивных самолетов или ракет — так их описывает И. Долгополов в своем каталоге «Мастера и Шедевры».
Много книг написано про скифские наконечники, и они действительно стоят того. В моей коллекции их 12 штук, по форме они все немного отличаются друг от друга, но диаметр втулки, куда насаживалось древко у всех одинаков. В этом не только их уникальность, но и их взаимозаменяемость.
Два наконечника в моей коллекции сломаны. Пять наконечников — свистуны, в них около втулки есть дырочка, через которую во время полета стрелы ветер свистит, создавая эффект давления на психику врага, а по другой версии оттуда впитывался яд.
Один наконечник с боковым шипом — когда после попадания стрелы ее вытягивали из раны, боковой шип оставлял наконечник в теле жертвы. Во втулке другого наконечника осталась частица деревянного древка. Если сделать экспертизу, можно будет точно сказать, какое это дерево, и когда точно была срублена именно эта ветка».
Вспоминаем, что писал Давид Симонян шесть лет назад:
«В моей коллекции пять наконечников стрел из обсидиана. А.О. Мнацаканян в своей книге «Говорят памятники» датирует аналогичные наконечники 20-18 вв. до н. э. Средний размер наконечника от 2,5 см до 4,5 см. Наконечник представляет собой острый косоугольник, которому шлифовкой боковых углов придана сердцевидная форма. Простота изготовления обсидиановых стрел объясняет то, что их употребление продолжалось еще долгое время после того, как мир вступил из каменного века в эпоху бронзы».
Просим у Давида свежий комментарий:
«Это обсидиановые наконечники — самое гениальное оружие человека каменного века. Обсидиановым наконечникам несколько тысяч лет, но они и сегодня готовы резать и убивать. Время не властно над обсидиановыми наконечниками. Они были настолько просты и эффективны, что даже после изобретения бронзы человек не забросил их и продолжал ими пользоваться. А в самом верхнем правом углу фотографии — это уже не обсидиановый наконечник, а отломанный бронзовый кончик кинжала».
И вот наступает эпоха бронзы…
Комментарий Давида Симоняна:
«Это два бронзовых кинжала из Гадрута, бронзовый наконечник дротика и бронзовый наконечник копья. Вот аналог тех этих бронзовых кинжалов с описанием Реслера».
Продолжаем дальше перебирать и рассматривать фрагменты коллекции.
Комментарии Давида Симоняна:
«Это древние кинжалы. Первый снизу считается одним из самых древних, если не самый древний, из кинжалов, найденных в Армении (это определяется по слою патины). Этот кинжал простой, без всяких узоров и более примитивный, чем остальные.
Второй снизу кинжал тоже древний. Ему более трех тысяч лет, он покрыт неблагородной патиной, которая разъедает его. Деминер, который нашел этот кинжал, из-за неаккуратного обращения сломал ему черешок и выбросил. Я попросил деминера найти обломок, он нашел, на черешке даже бронзовый гвоздик сохранился, которым крепилась рукоятка.
Третий кинжал великолепен! Он с ножнами и набалдашником. Подобного я ни в одном музее не видел. Этому кинжалу тоже более трех тысяч лет. Я называю его кинжал амазонки. Если его грамотно очистить от патины, то, возможно, на ножнах мы увидим рисунки или узоры, но сам я не специалист, поэтому не трогаю. Я лучше подожду, когда будет реальная помощь специалистов».
И снова кинжал, но уже намного более современный.
Комментарий Давида Симоняна:
«Я мало знаю об этом кинжале. На мой взгляд, лезвие и орнамент рукоятки старые, им лет 200 максимум, а вот сама рукоятка и гарда — новоделы. Вот фотография этого кинжала с двух сторон».
«Я называю его — кинжал милосердия. В эпоху холодного оружия меч наносил страшные раны. Кинжалом добивали раненых, чтобы они не мучились перед смертью. Отсюда и возникло название. Возможно, этим кинжалом тоже добивали…»
И вот в наши руки попадают вещи, возраст которых, предположительно, нужно оценивать не в веках, а в тысячелетиях.
Комментарий Давида Симоняна:
«Я думаю, что это орудия человека из каменного века — так называемое, рубило. Хотя на сегодняшний день, некоторые ученые утверждают, что то, которое сверху — это первый «карандаш» первобытного художника, которым он рисовал на камнях своей пещеры контуры животных, т.е. это ручка первобытного блогера. Человек, нашедший этот артефакт, отвез его в Ереван и показал иностранным археологам, которые работали у нас в Азохской пещере. Он обещал никому не продать этот артефакт и подарить его мне. Свое обещание он сдержал, и эти два экспоната самые древние в моей коллекции — им минимум 8 тысяч лет!»
А вот фрагмент коллекции, который произвел на нас самое сильное впечатление.
Комментарий Давида Симоняна:
«Я не видел аналогов этого каменного ножа, ни в живую, ни в Интернете. Поэтому я воздержусь давать строгие оценки. Скажу только, что рукоятка этого каменного ножа тоже была оружием (или, возможно, орудием). Кстати, длина рукоятки ножа точно равна длине лезвия».
Однако мы нашли, что писал Давид об этом каменном ноже в январе 2010 года:
«Земля в Арцахе (древнее название Нагорного Карабаха), почти как и во всей Армении, в основном это горы. Именно из горного камня изготовлен экспонат коллекции — каменный нож. Сколько ему лет? Возможно, это определят историки, но, глядя на него, понимаешь, что принадлежать он мог только пещерному человеку. Каменный нож представляет собой 18-и сантиметровый кусок скального белого камня, с симметрично расположенным по центру 9-и сантиметровым тщательно заостренным лезвием. Рукоятка сделана в виде обуха топора длиной девять сантиметров и шириной восемь сантиметров.
Сквозь тысячелетия трудно увидеть хозяина этого ножа, но, судя по ширине рукоятки ножа, кисть руки у пещерного человека была непомерно развита, как минимум, вдвое шире моей кисти. Судя по короткому лезвию и на многое пригодной рукоятке ножа, можно утверждать, что этот нож не предназначался для убийства, он, скорее, был удобным инструментом под рукой, годным для разделки мяса.
Каждый экспонат каменного века уникален. То, что жизнь в Арцахе началась с каменного века, подтвердили неоднократные раскопки пещерного комплекса около села Азох. Горы, богатые лесами, пещерами и пресной водой были идеальным местом для проживания человека. Непреступные пещеры надежно укрывали, лес давал пищу и топливо».
Экспонаты частной археологической коллекции Давида Симоняна можно перебирать и рассматривать бесконечно. Но радушный хозяин зовет к столу. Гостить в Арцахе и не пить коньяк — невозможно! Тут мы впервые отрываем свой взгляд от седой древности и начинаем рассматривать современность. Давид со своей семьей живет очень просто, глаз не находит огромных богатств и предметов роскоши. Заметив наш интерес, Давид несколько раз повторяет: «Мы простые. Мы такие, как есть!»
Мы слышали, что некоторые люди в Нагорном Карабахе недовольны тем, что Давид Симонян не отдал свои находки в дар государству. Тут у нас возникает несколько вопросов. Где эти недовольные люди были, когда Давид Симонян участвовал в боевых действиях и разминировал землю Арцаха? Чем они конкретно помогли Давиду и его семье, когда Давид подорвался? Как они могут гарантировать, что уникальная коллекция не будет продана за рубеж в целях личного обогащения этих самых людей, которые сейчас недовольны тем, что коллекция находится не у них, а у энтузиаста и собирателя Давида?
Поскольку на эти вопросы мы вряд ли получим внятный ответ, то считаем, что Давид, отдавший своё здоровье на благо Арцаха и сохраняющий историю Арцаха, имеет полное право сам распоряжаться своей коллекцией. Свою преданность Арцаху он уже доказал многократно. Эта семья живет очень небогато, но энтузиаст Давид и его жена Ирина, похожая на светлого ангела, сохраняют для потомков археологические находки, сделанные при разминировании Нагорного Карабаха.
Игорь и Лариса Ширяевы
— нашу публикацию 2012 года: «Археологические находки на минных полях Арцаха»
— наш видеоролик 2018 года: «Давид Симонян рассказывает…»
Интернет-СМИ «Интересный мир». 11.03.2018
На свои личные деньги мы покупаем фото и видео аппаратуру, всю оргтехнику, оплачиваем хостинг и доступ в Интернет, организуем поездки, ночами мы пишем, обрабатываем фото и видео, верстаем статьи и т.п. Наших личные денег закономерно не хватает.
Если наш труд вам нужен, если вы хотите, чтобы проект «Интересный мир» продолжал существовать, пожалуйста, перечислите необременительную для вас сумму по номеру телефона +79162996163 по СБП на карту Сбербанка: Ширяева Лариса Артёмовна или по другому номеру телефона +79162997405 по СБП на карту Сбербанка: Ширяев Игорь Евгеньевич.
Также вы можете перечислить деньги в кошелек ЮMoney: 410015266707776.
Это отнимет у вас немного времени и денег, а журнал «Интересный мир» выживет и будет радовать вас новыми статьями, фотографиями, роликами.