О том, что 12 апреля – День космонавтики знают в России, наверное, все. А вот о том, что 12 апреля — это пять праздников в одном, знают немногие.
1. День космонавтики. Еще 26 марта 1962 г. летчик-космонавт СССР Герман Титов обратился в ЦК КПСС с предложением учредить новый праздник – День космонавтики в Советском Союзе. Мы не знаем, сам Герман Степанович додумался до этой идеи, или ему подсказали люди из соответствующих органов. Так или иначе, но Президиум Верховного Совета СССР отреагировал стремительно – уже 9 апреля 1962 г. был выпущен Указ Президиума и официально учрежден новый праздник – День космонавтики в СССР. (Вот интересно, на любые обращения простых советских граждан Президиум Верховного Совета так оперативно реагировал?) С тех пор вот уже 52 года (сначала в Советском Союзе, а потом в России) мы празднуем День космонавтики – светлый весенний праздник, когда с первыми теплыми деньками девушки радуют на улицах яркими нарядами, а мужчины доказывают, что они могут пронзать пространство.
Первая шестерка советских космонавтов: Ю.А. Гагарин, А.Г. Николаев, В.В. Терешкова, П.Р. Попович, В.Ф. Быковский, Г.С. Титов. На прогулке в Звездном городке, 1963 г.
2. Всемирный день авиации и космонавтики. Позже 30 ноября 1968 г. Федерация авиационного спорта СССР на заседании 61-ой Генеральной конференции Международной авиационной федерации (FAI) в Лондоне предложила учредить уже не только советский, но и международный праздник – Всемирный день авиации и космонавтики. Праздник было предложено приурочить к годовщине первого полета человека в космос – к 12 апреля. Естественно, это имело огромное идеологическое значение для СССР.
Международная авиационная федерация – это же не Президиум Верховного Совета СССР. Быстро отреагировать FAI не захотела. Решение вопроса было затянуто, и положительное решение было принято лишь спустя пять месяцев – 30 апреля 1969 г. Таким образом, FAI помешала СССР отпраздновать уже в 1969 г. 12 апреля, как Всемирный день авиации и космонавтики. Но так или иначе, начиная с 1970 г. 12 апреля весь мир отмечает Всемирный день авиации и космонавтики. И так продолжается уже 44 года.
3. Международный день полета человека в космос. Далее 7 апреля 2011 года уже по инициативе России, а не СССР, Генеральная Ассамблея ООН провозгласила, что 12 апреля – это Международный день полета человека в космос. Соавторами этой резолюции ООН стали более 60-ти стран – членов ООН, что характеризует авторитет России в ООН. И конечно, не случайно Международный день полета человека в космос был приурочен к 50-летию полета Юрия Гагарина.
4. Юрьева ночь (Yuri’s Night). Десятью годами ранее, в 2001 г., по случаю 40-летия полета Юрия Гагарина, был учрежден международный праздник Юрьева ночь (Yuri’s Night).
«Этот праздник впервые отметили в США в 2001 году. Именно тогда три энтузиаста Триш Гарнер, Джордж Вайтсайдс и Лоретта Идальго (Loretta Hidalgo, George T. Whitesides, Trish Garner) решили организовать Мировую Космическую Вечеринку «Ночь Юрия», которая прошла Лос-Анджелесе и еще 64 странах.
С тех пор Мировая космическая вечеринка проходит в мире ежегодно с 4 по 12 апреля и завершается в день полета Гагарина в космос. В США 12 апреля отмечается также как годовщина начала полетов космических шаттлов (первый полет был 12 апреля 1981 года) и открытие космического центра НАСА им Годдарда.
В эти дни проводятся грандиозные ночные представления, дискотеки с лучшими диджеями и декорациями. Кроме вечеринок, организовываются образовательные программы в музеях и культурных центрах, проводятся тематические выставки, музыкальные, театральные и дизайнерские шоу.
Традиционно на Yuri’s Night организаторы разыгрывают призы, книги по космической тематике, подборки музыкальных дисков различных диджеев». Источник: infopass.ru
5. День рождения. «В этот день ветераны авиапрома отмечают ещё одно памятное событие: 12 апреля 1937 года родился Герой Советского Союза, космонавт-испытатель Минавиапрома СССР, командир отряда космонавтов-испытателей ОК «Буран», заслуженный лётчик-испытатель СССР Игорь Петрович Волк». (Рекомендуем посмотреть страницу в Интернете «Пилоты Бурана», на которой выложен видеоролик: Космонавт-испытатель Игорь Петрович Волк у себя дома рассказывает об истории создания ОК «Буран».)
Вот такие пять праздников мы отмечаем 12 апреля!
Место приземления Юрия Гагарина в Саратовской области на поле колхоза «Ленинский путь» (по одной из исторических версий). Это место позже люди стали называть Гагаринским полем.
«До сих пор идут споры о том, на поле какого колхоза приземлился космический аппарат: терновского «Ленинский путь» или узморского имени Шевченко. По еще одной версии настоящим местом был находящийся чуть севернее полигон у села Подгорное. Так что, можно считать, что поле, где установили обелиск является формальным местом приземления».
«Приземление первого космонавта мира на Саратовской земле не планировалось, его ожидали в районе Казахстана. Но поскольку орбита Гагарина оказалась выше расчетной на 40 километров, изменились дальность и время полета. На высоте 7 тысяч метров Юрий Алексеевич катапультировался из кабины корабля и на парашюте стал опускаться на Землю. В официальной печати сообщалось, что Ю.А. Гагарин приземлился «в заданном районе» в кабине корабля «Восток». На самом деле Юрий Алексеевич автономно приземлился на парашюте».
«- Больше всего я боялся упасть в Волгу! — сказал Гагарин после приземления Демьяну Смилевцу — в 1961 году он был начальником ракетного училища ПВО. В том случае если бы Гагарин приземлился на месте, где стоит монумент, в 20 километрах от реки, никаких оснований для тревоги возникнуть не могло. Ведь именно в этом районе он проходил парашютную подготовку.
— Когда спускаемый аппарат стал входить в атмосферу, обшивка загорелась, — говорит историк Валерий Ковляр, председатель организации «Гагаринцы Поволжья». — На высоте 7 тысяч метров космонавт катапультировался. Когда до земли оставалось меньше километра, он понял, что вполне может искупаться в студеной воде. Гагарин начал скидывать с себя тяжелые предметы: рацию, аптечку, набор инструментов… И смог дотянуть до берега.
Получается, он приземлился в другом месте. У берега Волги, возле села Подгорное, примерно в 15 километрах от памятника, стоят развалины на месте бывшего дивизиона ракетно-зенитной воинской части № 40218. До сих пор было известно лишь то, что отсюда первый космонавт звонил в Куйбышев после полета. 10 лет назад дивизион расформировали. Сегодня этот некогда суперсекретный стратегический объект встретил нас унынием разрухи. В солдатском туалете местные жители разводят кур, а на земле, рядом с ракетными шахтами, пасутся коровы. Эта версия мне кажется весьма правдоподобной…»
27 марта 1968 г. Юрий Гагарин выполнял учебный полет на истребителе МиГ-15УТИ с лётчиком-инструктором, командиром полка, Героем Советского Союза Владимиром Серёгиным. Они погибли в авиационной катастрофе вблизи деревни Новосёлово Киржачского района Владимирской области. В СССР был объявлен общенациональный траур. Это был первый случай в истории СССР, когда день траура был объявлен в связи со смертью человека, не являвшегося на момент смерти действующим главой государства.
Трагическая гибель первого космонавта в мире породила множество официальных и неофициальных версий:
1. Официальная версия гибели Гагарина. «К 50-летнему юбилею полёта Гагарина в космос были рассекречены выводы госкомиссии о возможных причинах его гибели. Наиболее вероятной причиной падения самолёта, согласно данным архива президента РФ, является резкий манёвр уклонения от шара-зонда или, что менее вероятно, для предотвращения схода в верхний край облачности. Манёвр в результате привёл к попаданию самолёта в закритический режим полёта и к падению».
2. Версия генерал-лейтенанта С. М. Белоцерковского и космонавта А. А. Леонова. «В 2013 году А. А. Леонов, ссылаясь на рассекреченные документы следственной комиссии, расследовавшей гибель Гагарина, сообщил, что это уже «не версия, а истинная причина гибели первого космонавта»: в зоне полёта Гагарина и Серёгина несанкционированно оказался самолёт Су-15, выполнявший полёт с аэродрома Жуковский. Уходя на форсаже на свой эшелон, он прошёл на расстоянии 10—15 метров от самолёта Гагарина и тем самым вогнал последний в спираль, выйти из которой лётчики не успели».
3. Версия Н. Ф. Кузнецова. «По утверждению начальника Центра подготовки космонавтов в 1963—1972 годах, Серёгину в те времена нездоровилось: его часто рвало и он жаловался на сердечные боли. Во время выполнения виражей Серёгину снова стало плохо, очевидно, произошёл сердечный приступ. Он расстегнул ремни кресла и ремни парашюта. Гагарин, выполняя пилотаж, не сразу заметил состояние инструктора. Тело Серёгина, перемещаясь по кабине, сдвинуло из нейтрали органы управления и это заблокировало некоторые из них. Бросать друга в беде и сразу катапультироваться Юрий не стал. Боролся до конца и почти 10 минут ходил кругами над Новосёлово, пытаясь эволюциями самолёта привести в чувство Серёгина, а когда шансов на спасение не осталось — погиб вместе с ним».
4. Версия Игоря Кузнецова. «В последние годы широкое распространение в СМИ получила версия бывшего сотрудника НИИ эксплуатации и ремонта авиационной техники, полковника ВВС в отставке Игоря Кузнецова. В соответствии с его анализом, в самолёте МиГ-15УТИ мог остаться полуоткрытым один из вентиляционных кранов. Нарушение герметичности кабины было обнаружено только на высоте в 3—4 тысячи метров. Чтобы предупредить кислородное голодание, лётчики резко попытались снизить самолёт до рекомендованного инструкцией уровня в 2 тысячи метров, но быстрый перепад давления вызывал у них потерю сознания».
5. Версия космонавта Владимира Аксёнова. «В день гибели Юрия Гагарина, 27 марта 1968 года, Аксёнов проходил вместе с ним на аэродроме предполётное медобследование, но полетел на другом самолёте. Версия Аксёнова сводится к тому, что экипаж Гагарина и Серёгина, совершив ошибку в сложных метеоусловиях, не сориентировался в обстановке, что и привело к падению и гибели самолёта».
6. Версия Э. А. Шершера. «Инженер-полковник в отставке, ветеран ВВС Эдуард Александрович Шершер по результатам проведённого им исследования пришёл к выводу, что вероятной причиной катастрофы явилось столкновение самолёта с землей в результате несвоевременного выхода из пикирования при выполнении фигур высшего пилотажа, не указанных в полетном задании. Катастрофе способствовали сложная метеообстановка (сплошная многослойная облачность с нижней кромкой на высоте около 600 м), многочисленные нарушения требований «Наставления по производству полётов» и «Курса боевой подготовки истребительной авиации», в том числе выполнение пилотажа с подвесными баками». Источник
Анна Тимофеевна Гагарина (мать Юрия Гагарина) на аллее Космонавтов в Москве (ВДНХ) кладет цветы к памятнику сыну. Энтузиасты-москвоведы утверждают, что первоначально памятник Гагарину, к которому приходила Анна Тимофеевна находился совсем в другом месте. Памятник был перенесен в связи с реконструкцией аллеи Космонавтов. Анна Тимофеевна Гагарина пережила своего сына на 16 лет.
Автор-составитель Лариса Ширяева. Фотографии из архива московского фотографа и архивиста Артема Задикяна.
Интернет-СМИ «Интересный мир». 09.04.2014
На свои личные деньги мы покупаем фото и видео аппаратуру, всю оргтехнику, оплачиваем хостинг и доступ в Интернет, организуем поездки, ночами мы пишем, обрабатываем фото и видео, верстаем статьи и т.п. Наших личные денег закономерно не хватает.
Если наш труд вам нужен, если вы хотите, чтобы проект «Интересный мир» продолжал существовать, пожалуйста, перечислите необременительную для вас сумму по номеру телефона +79162996163 по СБП на карту Сбербанка: Ширяева Лариса Артёмовна или по другому номеру телефона +79162997405 по СБП на карту Сбербанка: Ширяев Игорь Евгеньевич.
Также вы можете перечислить деньги в кошелек ЮMoney: 410015266707776.
Это отнимет у вас немного времени и денег, а журнал «Интересный мир» выживет и будет радовать вас новыми статьями, фотографиями, роликами.