Я сижу в болоте… Я не знаю, кто я… Я не знаю, где это… Я не знаю, сколько мне лет… Я сижу в болоте, и это всё, что я знаю о себе…
Борьба бесплотного духа с человеком на болоте – это всегда путь в неизвестность…
Крепкий мужичок оказался. Тертый калач, хоть и не молод. Поумнее того медведя будет. Уперся сапогами в доски и сдюжил. Точно похож на болотника, такой же крепкий и упрямый.
Я как крикнул со всей своей силой болотной нечисти! Жуткий вой над болотом разнесся. Блондинка взвизгнула: «Собака Баскервилей!» Кто такой Баскервилей? Не знаю. Еще одна загадка. Я поднажал на мужичка – стекло в оконце лопнуло, вышка на болоте чуть не упала, а мужичок выстоял. Э-эх, не судьба-а-а…
А мужичок-то присел и начал байки травить. Заслушаешься!
«Среди заволжских народов в дореволюционные годы бытовала легенда о старце-пустыннике. Этот седовласый, с благообразным лицом, увешанный ржавыми веригами старик иногда встречался грибникам, охотникам или рыбакам и заводил с ними душеспасительную беседу о посте, безгрешной жизни и молитвах, не упоминая при этом имени Господа. Очарованный мудрыми речами путник соглашался на предложение посетить отшельнический скит, где, мол, можно прекрасно отдохнуть от мирских забот. Плутая тайными тропами через непролазную чащу и топи, старец приводил гостя на небольшую поляну, где стоял чистенький деревянный сруб. Однако только человек собирался зайти в уютный скит, как тот вдруг исчезал, а вместо почтенного старца перед замороченным гражданином появлялось страшилище с бескровным лицом, которое начинало неистово хохотать. И метался несчастный по полянке, не в силах выбраться с крохотного островка, со всех сторон окруженного непролазным болотом, и ругал себя на чем свет стоит за то, что дал себя заморочить болотнику — безжалостному хозяину смертоносной топи…»
«Частенько болотница принимает вид плачущей девушки, которая начинает умолять человека вывести ее — заблудившуюся — из лесной чащи. Бывает, что обернется белым лебедем-подранком или бьющимся на земле глухарем, которых азартный охотник принимает за легкую добычу и по своей наивности попадает в коварную трясину. Вот тут-то и является болотная ведьма в своем настоящем облике — облике страшного существа с широким, как у лягушки, ртом, полным мелких острых зубов. Увидев русальницу в ее естественном виде и не успев вовремя отвести глаза, человек, поверивший болотной ведьме, превращается в корягу, которой век суждено гнить среди болота. А нечисть, сотворив свое черное дело, с неистовым хохотом ныряет в трясину, ожидая приближения очередного незадачливого путника».
«…если нелегкая все же занесла в негостеприимные топи, необходимо внимательно смотреть вокруг, чтобы не угодить в ловушку хитрого болотника. Эффективным способом прогнать от себя болотника было крестное знамение и молитва – заслышав ее, болотник старался сгинуть, как можно дальше. Другой способ, позаимствованный, вероятно, из кельтской культуры – носить с собой предмет, отлитый из железа – топор, подкову или хотя бы рыболовный крючок; считалось, что болотник не переносит этот металл. В некоторых местах, впрочем, верили, что болотника можно изничтожить – для этого нужно было осушить болото, являвшееся ему домом, или дождаться крепких морозов».
«Верховое болото напоминает своеобразный суперорганизм, весьма устойчивый к колебаниям климата и легко залечивающий наносимые ему раны. В жизни верхового болота остается много непонятного, но в целом его существование определяется уникальными свойствами сфагнумов, древнейших высших растений. Сфагнумы выработали уникальное химическое средство защиты – фенолоподобное вещество, подавляющее активность микроскопических грибов и бактерий, которые разрушают любое мертвое органическое вещество и вызывают гниение. Кроме того, они синтезируют не менее десяти аминокислот, таких как аргинин, гистидин, лизин, глютаминовую кислоту, аланин, триптофан. Их содержание достигает 1,55% от сухого веса растений. Такие уникальные биохимические свойства способствуют сохранению практически навечно всех объектов, оказавшихся в толщах сфагновых болот. Второе уникальное свойство сфагнума его гигроскопичность – способность впитывать в себя большое количество влаги непосредственно из атмосферы (в три раза интенсивней, чем гигроскопическая вата) и, наконец, устойчивость к весьма сильному высыханию».
«Единственное дерево, способное расти на болоте при относительно небольшой его мощности и при высокой плотности торфа – это сосна. Но это не простая сосна, а болотная. У болотной сосны небольшие иголки, и сама она невысокая. Здесь на болоте есть сосны, достигающие возраста 100-150 лет при высоте всего в 5-8 метров».
«Достигнув такой высоты (5-8 метров) сосна обычно высыхает, уступая место новому поколению. Если трофность почв увеличивается в результате дополнительного грунтового питания, что характерно для окраины болота, то сосна растет лучше, и под ней может развиваться ель. Они могут образовать общий древесный полог, при этом возраст сосны может достигать 350 лет, при высоте в 30 метров».
«А начинают расти сосны и ели прямо на стволах упавших деревьев. Этой крохе уже несколько лет!»
«Плоды белокрыльника болотного, словно очищенный спелый гранат, на густо-зеленом ковре из мягкого мха».
«Лиловые листики черники тянутся к путнику из моховой шубки».
«Болотные травы красивы особой неброской красотой, как еще юная нерасцветшая девушка».
«Болото может подарить здоровье и избавление от неизлечимых недугов, может помочь омолодиться, может подать мистический знак или научить мудрости древних обрядов. Самое главное, это знать, как вести себя с таинственными силами природы».
Ах, ты черт болотный! Это не я нечисть, а ты! Отвлек самого бесплотного духа от научных интересов и самопознания. Где красивая блондинка? Нет её… Где все остальные путники? Ушли, как летучий болотный газ в небо уходит. Заболтал мужичок, закрутил, запутал… Да и сам мужик куда-то подевался. Даже ягодами не прельстился, чтобы мне его половчее было за сапог ухватить и в трясину утянуть. А ягоды-то какие! Клюква, брусника, водяника… А на ветвях калина, как медвежья кровь, багровеет. Ушел мужичок. Меня, бесплотного духа обманул и одурманил своими сказками. Э-эх, не судьба-а-а…
Я сижу в болоте… Теперь я знаю, где это: Центрально-Лесной заповедник в Тверской области. Сколько себя помню, я живу в этом болоте, и больше я нигде никогда не жил. Это Старосельское болото возрастом около десяти тысяч лет. Значит, я еще молод. Мне менее десяти тысяч лет. Наверное, я красив. Я ни разу не видел себя даже в отражениях болотных луж, но мне хочется верить, что я красив.
Теперь я знаю, что я бесплотный дух. Но мне недостаточно этого поверхностного знания. Приходите сюда на болото. У меня к вам чисто научный интерес. Рядом с тушей огромного мертвого медведя всегда найдется место. Труп в толще трясины долго не гниет, не пахнет и не разлагается. Я буду долго смотреть. Чужая смерть никогда не бывает бесполезной. Я жду гостей. Я бесплотный дух. Я сижу в болоте…
Монолог бесплотного духа пересказали Игорь и Лариса Ширяевы.
Источники:
«Духи гиблых болот»,
«Болотник»,
Центрально-Лесной заповедник, статья «Флора, растительность и ее динамика».
Интернет-СМИ «Интересный мир». 25.09.2013
На свои личные деньги мы покупаем фото и видео аппаратуру, всю оргтехнику, оплачиваем хостинг и доступ в Интернет, организуем поездки, ночами мы пишем, обрабатываем фото и видео, верстаем статьи и т.п. Наших личные денег закономерно не хватает.
Если наш труд вам нужен, если вы хотите, чтобы проект «Интересный мир» продолжал существовать, пожалуйста, перечислите необременительную для вас сумму по номеру телефона +79162996163 по СБП на карту Сбербанка: Ширяева Лариса Артёмовна или по другому номеру телефона +79162997405 по СБП на карту Сбербанка: Ширяев Игорь Евгеньевич.
Также вы можете перечислить деньги в кошелек ЮMoney: 410015266707776.
Это отнимет у вас немного времени и денег, а журнал «Интересный мир» выживет и будет радовать вас новыми статьями, фотографиями, роликами.