«Я не даю советов!» — как попугаи, повторяет большинство психологов.
ЧАСТЬ 1
Их так учили. Многие психологи боятся давать советы. А вдруг это будет насилием над психикой клиента? А вдруг совет окажется неверным, и за него придется нести моральную и психологическую ответственность? А вдруг клиент после совета психолога покончит жизнь самоубийством? Страшно! В психологи часто идут тревожные люди. И кстати, хорошие психологи, в большинстве своем, тревожные и добрые. Правда не всегда умные, но это уже совсем другая тема.
Проблема только в одном. Запутавшийся в своей ситуации клиент приходит к психологу именно за тем, чтобы ему дали совет, что делать дальше. А психолог начинает юлить: «Я советов не даю. Правда могу дать рекомендацию…», «Вы сами должны найти решение, я буду только создавать условия, чтобы вы его нашли…», «Это сложная психотерапевтическая проблема. Чтобы вам ее решить нужна длительная психотерапевтическая сессия, много-много сеансов…»
Психолог должен уметь давать адекватные советы, когда клиент этого требует. Психолог должен уметь нести ответственность за свои советы перед собой и клиентом. Работа психолога немного похожа на работу адвоката. Психолог отстаивает интересы клиента, какие бы глупости и ошибки не натворил в жизни перед этим человек, пришедший к психологу. Вы когда-нибудь слышали об адвокатах, которые боятся давать советы? Зачем вообще нужны такие адвокаты?
Иногда хочется, чтобы психологов привлекали к ответственности за пустую болтовню и неоказание помощи в трудной для клиента ситуации. Как капитана корабля за оставление людей в критической ситуации.
Зачем психологи так себя ведут? Ответы простые: от трусости, от глупости, и от желания развести клиента на длительную психотерапевтическую сессию.
1. Тревожный психолог (а большинство психологов тревожны!) боится ответственности.
2. Не очень умный человек («Психологи – интеллектуальные отбросы общества!» — как-то в отчаянии произнес наш преподаватель в ВУЗе) тупо повторяет то, что сказали до него еще во времена Фрейда. Тогда не только в литературе и политике был принят эзопов язык, но и в психологическом консультировании. Но времена изменились. На прямые вопросы нужно уметь давать конкретные ответы и уметь за них отвечать своей профессиональной репутацией.
3. Расчётливый психолог с позицией трусливого менеджера, а не специалиста-психолога, лоббирует, что только объемные психотерапевтические сессии или бесконечные многоступенчатые тренинги являются эффективной помощью клиенту, а всё остальное как бы неэффективно. И попробуй только честный психолог утверждать обратное! На профессиональных форумах тебя «с говном съедят»!
Действительно, есть клиенты, которым необходима такая объемная психотерапевтическая помощь. Но их не так много. Нас не окружают сплошь психбольные и неадекватные люди. Большинство обычных клиентов психолога вполне нормальны и пришли именно за советом, как поступить в той или иной жизненной ситуации. И этот вовремя поступивший компетентный совет может направить жизнь клиента совсем по новому руслу. Иногда можно изменить жизнь человека в лучшую сторону одной вовремя сказанной верной фразой. Проверено нами на собственном профессиональном опыте!
Ведь ходили же раньше люди к мудрецам. Ходили и ходят к священникам. Ходят к адвокатам. Никто из этих специалистов, как правило, не впаривает клиентам многомесячные сессии, тренинги, курсы. Человек приходит за помощью – и уходит, получив эту помощь. И это правильно. Мы не рождены для того, чтобы бесконечно ходить к психологу. Есть в жизни занятия поинтереснее и поважнее!
Психологи – тоже люди. Они бывают неадекватны. У них может быть некачественное образование. У них могут быть ошибочные взгляды на жизнь и профессию. Это на сегодняшний день факт, и с этим фактом приходится считаться потребителю – человеку, который обращается за помощью к психологу.
ЧАСТЬ 2
Предыдущая часть 1 статьи «Я не даю советов!» вызвала противоречивые отклики. Мы не поленились и дали эту статью почитать самым разным людям. Некоторые из них далеки от психологии, от блогосферы и даже от Интернета. Некоторые наоборот буквально живут в этом.
Люди поделились примерно на две группы:
1. Потребители услуг. Их мнение однозначно: «Я плачу за услугу и хочу получить результат этой услуги: правильный совет, как жить дальше, и (или) облегчение своего некомфортного психологического состояния».
Эти люди нам глубоко симпатичны. Они ориентированы на результат. Они хотят в разумные сроки изменить свою жизнь к лучшему, а не заниматься разговорами с психологом до глубокой старости вместо того, чтобы жить и радоваться жизни. Они хотят психологически комфортно жить без психолога, но в результате эффективной работы с психологом.
2. Многие учащиеся и работающие психологи, а также некоторые близкие к теме психологии неспециалисты. Их мнение примерно таково: «Советы давать страшно. А вдруг клиенту станет хуже? Советы давать неправильно. Существуют методы консультирования, когда клиент сам в себе находит ответ».
Попробуем ответить. Да страшно! У одного из нас 20 лет стажа работы практикующим психологом, а у другого почти 25. Вы даже не представляете, сколько раз нам было страшно! Ты ни о чем больше думать не можешь, ты с близким человеком о своей работе говоришь вместо отдыха и секса, ты ночами не спишь, и воображается тебе твой суициднувшийся клиент. В профессию психолог идут в большинстве своем тревожные запуганные невротики. И пока ты этот страх и невротизм из себя не выбьешь, ты не можешь эффективно работать. Потому что не можешь взять на себя ответственность за жизнь, психическое здоровье и счастье клиента. А если не ты, то кто? Если бы в окружении клиента были такие люди, он бы к тебе за помощью не пришел! Он бы без психолога разобрался!
А если клиент потом предъявит претензию, что в результате советов психолога ему стало хуже? Вот и будем разбираться, почему стало хуже. Если клиент накосячил, сам виноват. Ну, что ж… будем дальше помогать и вытаскивать из беды. Если психолог накосячил, пусть исправляет свою работу бесплатно или возвращает деньги. Это нормальная цивилизованная традиция. Именно так работают любые сервисы по ремонту любого оборудования. Душа – тоже оборудование, только очень-очень сложное и деликатное!
А чтобы было цивилизованно и хорошо для клиента, психолог должен иметь официальную регистрацию. Тогда будет ответственность. Тогда не спрячешься. А то у нас в стране есть, как минимум, две профессии, которые не отвечают за здоровье клиента потому, что этих профессий как бы и нет – это незарегистрированные уличные проститутки и незарегистрированные практикующие психологи надомники.
А еще, дамы и господа психологи, честно скажите, у вас есть фонд возврата денег? У абсолютного большинства нет. А психолог, как автомобильный или любой другой сервис, должен быть зарегистрированным и отвечать деньгами и репутацией за свою работу. Не готовы? Тогда будьте просто милыми психологами для себя и своей семьи. Это тоже прекрасно.
Вот еще, что нам пишут: «Страна советов… Совершенно не обязательно раздавать советы, чтобы помочь человеку найти верное решение. Можно задавать вопросы, например. Эвристические беседы никто не отменял. Решение, которое человек принял сам — наиболее ценное и правильное. А те, кто приходит за советом, зачастую просто пытаются свалить на психолога ответственность за принятие решения.”
Отвечаем: И сколько на это уйдет времени? Штучная ювелирная длительная работа. А человеку сегодня-завтра решение принимать, от которого вся его жизнь зависит. Типичный случай: у клиентки муж в супружескую постель другую женщину привел. И она их застукала. И ей сегодня с ним в эту постель ложится. И таких людей много: десятки, сотни. А психологов, которые могут дать компетентный совет и нести за него ответственность мало. Большинство психологов именно такие, как мы описали. За 20 лет практики насмотрелись мы на психологов. А страны советов давно нет. Есть страна, в которой на тебя всем наплевать и посоветовать некому.
И вот здесь ключевым становится вопрос качественного образования и практической компетентности психологов. Например, мы недавно наткнулись на сайт, где 23-летняя психологиня пишет: «Я помогаю людям на основе своего богатого жизненного опыта». Люди! Будьте бдительны! Это называется феномен проекции. Об этом еще на первом курсе факультета психологии говорят. Психолог не должен переносить свой личный жизненный опыт на клиента. Тем более в 23 года. Это называется помогать другим от своих собственных проблем. Нельзя, чтобы такие психологи «давали советы». Уж они надают…
И вообще, компетентный совет – это результат глубочайшего анализа клиента и его ситуации, а вовсе не результат субъективизма и личных переживаний психолога! Вот это главное!
А вот еще интереснейший диалог в комментариях. Позволим себе процитировать вопросы и наши ответы:
— В трудной жизненной ситуации, клиент запросто может полностью положиться на авторитет психолога и слепо последовать совету. И тогда хорошо, если психолог успел уловить, как будет лучше для этого конкретного человека, а если нет?
— Вот именно этого категорически и не должен допускать честный компетентный психолог. Поэтому консультация — это диалог двух умных заинтересованных в результате людей: клиента и психолога.
— А если человек под влиянием стресса находится, он же не всегда способен адекватно мыслить?
— Если психолог-консультант видит, что клиент находится именно в таком серьезном стрессе, он обязан не консультировать и давать советы, а отправить клиента к психотерапевту. В остром случае к психиатру.
— То есть в тяжелых случаях уже надо выше по инстанциям? А депрессия? С депрессией разве не обращаются к психологу? Или все в каждом конкретном случае решается?
— Есть два вида депрессии.
Эндогенная (психиатрическая) депрессия вызвана внутренними причинами: химия и физиология мозга. Доминирующее лечение должен проводить психиатр, а психолог играет вспомогательную роль.
Реактивная психологическая депрессия — реакция человека на некомфортные условия жизни и надуманные (когнитивно ошибочные) переживания. Этим занимается преимущественно психолог.
Любой специалист: психолог или психиатр — способен определить вид депрессии на основе строгих методов психодиагностики. Честный специалист отправит к другому, если это не его случай. Нечестный или некомпетентный будет помогать и брать за это деньги.
В заключение хочется сказать, что мы не претендуем на истину в последней инстанции. Просто мы именно так работаем и считаем это правильным. Если вы клиент, и вам это не нравится или не подходит, вы можете обратиться к более подходящему для вас психологу. А если вы психолог, вы можете работать так, как вам нравится. Никто ведь не запрещает.
Авторы Игорь и Лариса Ширяевы.
Владельцы и создатели сайта интернет-СМИ «Интересный мир» — психологи и журналисты Игорь и Лариса Ширяевы. Интернет-СМИ «Интересный мир» — это информационно-аналитическое интеллектуальное издание, которое рассказывает читателям обо всём интересном в мире. Здесь же на страницах нашего сайта «Интересный мир» мы рассказываем о нашей деятельности в психологии. Наш профессиональный сайт по психологии: «Успешные мозги».
Интернет-СМИ «Интересный мир».03.04.2012
На свои личные деньги мы покупаем фото и видео аппаратуру, всю оргтехнику, оплачиваем хостинг и доступ в Интернет, организуем поездки, ночами мы пишем, обрабатываем фото и видео, верстаем статьи и т.п. Наших личные денег закономерно не хватает.
Если наш труд вам нужен, если вы хотите, чтобы проект «Интересный мир» продолжал существовать, пожалуйста, перечислите необременительную для вас сумму по номеру телефона +79162996163 по СБП на карту Сбербанка: Ширяева Лариса Артёмовна или по другому номеру телефона +79162997405 по СБП на карту Сбербанка: Ширяев Игорь Евгеньевич.
Также вы можете перечислить деньги в кошелек ЮMoney: 410015266707776.
Это отнимет у вас немного времени и денег, а журнал «Интересный мир» выживет и будет радовать вас новыми статьями, фотографиями, роликами.