Полинезийские слова «капу», «тапу», или «табу» впервые услышал капитан Джеймс Кук у аборигенов островов Тонга в Полинезии в 1771 году. В разных полинезийских племенах слова, обозначающие понятие табу, произносятся немного по-разному. Ко времени посещения Полинезии экспедицией Джеймса Кука, система табу на этих островах достигла очень высокого уровня развития. Главным создающим и управляющим элементом системы табу был вождь и вся система его власти.
Читайте предыдущую часть 3: Что в жизни человека табуируется?
Часть 4. Табу на инцест
В ранней истории человеческого общества между мужчиной и женщиной нередко существовала такая форма отношений, как гарем. У одного мужчины могло быть много женщин. Причём особого значения не имело, являются эти женщинами представительницами другого рода или они являются родственницами мужчины.
Такая форма семьи порождала очень высокую агрессивность в конкуренции между мужчинами. У некоторых мужчин было много женщин, а у некоторых не было совсем. Ведь гарем мог иметь не каждый мужчина, а хотелось многим.
Агрессия, междоусобицы, убийства в племенах были типичны. Хозяин гарема пытался любыми способами свой гарем сохранить, а другие мужчины пытались его отнять. Ведь победитель получал сразу много женщин. Социальное неравенство определялось, в том числе количеством женщин у одного мужчины.
Смысл происходящего сводился к продолжению рода. Чем больше детей будет у хозяина гарема, тем шире будет представлено его потомство в будущем. У мужчин-неудачников потомства не будет, или его будет недостаточно много, чтобы кто-то выжил в условиях высокой смертности. Следовательно, неудачники не продолжат в потомках свой набор генов. Половое соперничество было неизбежно. В самом гареме также царило соперничество между женщинами, агрессия по отношению к фавориткам и чужому потомству.
Агрессия междоусобицы и убийства в рамках одного племени и даже в рамках одной семьи стали настолько массовыми, что у древнего человеческого общества появилась вынужденная идея… Возможно: запрет на гарем прекратит гибель множества людей. Предположительно, именно так в племенах появилось табу на гарем.
Табу на гаремы сплотило людей в рамках одного племени. Женщин стало хватать на всех или почти на всех мужчин. Ощущение социальной несправедливости уменьшилось.
Но желание передать свои гены максимально большому количеству потомства никуда не исчезло. На смену гарему пришло такое явление как промискуитет.
Промискуитет – это беспорядочные половые связи или групповой брак. Промискуитет помог снизить уровень агрессивности между мужчинами и агрессивность женщин по отношению друг к другу.
Теперь все могли претендовать на всех, и дети были общими. Кровавые конфликты уменьшились. Однако, промискуитет не дал той самой степени сплоченности, которая могла бы реально продвинуть древних людей на более высокую ступень цивилизации.
Кроме того, люди заметили, что на свет рождается много неполноценных детей. Существовал огромный процент врожденных уродств. Больное потомство рождалось из-за скрещивания близкородственных организмов (мама-сын, папа-дочь, брат-сестра). И через некоторое время вводится ограничительное табу на промискуитет.
Ограничительное табу означает, что есть отдельный период, когда такие половые отношения возможны. А всё остальное время – никакого карнавала, только труд, который и сделал человека человеком.
А вот на инцест было введено не ограничительное табу, а запрещающее. Это более суровая форма запрета.
Конечно, у древних людей не было знаний о генах и родстве. Поэтому для того, чтобы потомство было полноценным, табу запрещало инцест между мужчинами и женщинами одного тотема (они-то и считались близкими родственниками).
Что такое родство по тотему?
В древности люди объединялись в семьи и кланы по принадлежности к какому-либо одному тотему в соответствии со своими верованиями.
Тотем – это животное, растение, сила природы или местность, с которыми люди данного племени, клана или семьи, по их мнению, находятся в кровном родстве. Тотем может быть разным, например: земля, конкретный цветок или даже заяц… Тотем считается кровным родственником данного племени или данной семьи.
Люди верили в своих предков по тотему. По представлениям людей в племенах, их древние предки воплощали в себе полулюдей-полутотем, например: полулюди-полудеревья или полулюди-полуволки и т. д.
Браки и деторождение в пределах одной тотемной семьи были табуированы. Это считалось инцестом. А древние люди к тому времени заметили, что инцест с большой степенью вероятности приводит к уродливому больному потомству. Ввели табу на инцест. Это породило экзогамию, т. е. поиск партнера за пределами своей семьи. Что и делают люди до сих пор.
Но есть важный нюанс. Кровное родство у древних племён считалось по принадлежности к одному тотему, и это не всегда буквально совпадало с современными представлениями о кровном родстве.
Для примера представим себе девушку тотема кенгуру и юношу тотема страуса. Они могут спокойно создать семью и родить детей.
Тотем наследуется, в основном, по линии матери. Поэтому их дети станут тотемом кенгуру. И получается, что отец, если у него родилась дочь, может иметь с ней сексуальные отношения, жениться на ней и иметь детей. Ведь она принадлежит к тотему кенгуру, а он к тотему страуса… По мнению древних людей, это не инцест.
А вот мать и сын не имеют право, на какие-либо сексуальные отношения, т. к. они одного тотема! В нашем примере они оба будут принадлежать к тотему кенгуру. И сексуальные отношения между матерью и сыном будут считаться инцестом, а отношения между отцом и дочерью инцестом считаться не будут. Всё дело в тотемной принадлежности!
В некоторых племенах принадлежность к тотему наследовалась не по линии матери, а по линии отца. И там всё было наоборот. Отец не мог иметь сексуальных отношений с дочерью, т. к. они принадлежали к одному тотему. А мать могла иметь сексуальные отношения со своим сыном, и даже могла выйти за него замуж и родить от него детей… Ведь, если по представлениям древних людей этого племени тотем наследовался по мужской линии, то тогда мать и сын принадлежали к разным тотемам. Это уже не считалось инцестом. Всё дело в тотемной принадлежности!
Продолжение ЧАСТЬ 5 Табу, связанные с врагами, и табу на каннибализм.
Авторы-составители: Игорь и Лариса Ширяевы. В написании статьи использованы труды З.Фрейда, В.Вундта, Ю.И.Семенова, А.В.Смоляк. Фотограф Андрей Шляхтинский. Художник-дизайнер Лариса Ширяева.
Интернет-СМИ «Интересный мир». 22.12.2022
На свои личные деньги мы покупаем фото и видео аппаратуру, всю оргтехнику, оплачиваем хостинг и доступ в Интернет, организуем поездки, ночами мы пишем, обрабатываем фото и видео, верстаем статьи и т.п. Наших личные денег закономерно не хватает.
Если наш труд вам нужен, если вы хотите, чтобы проект «Интересный мир» продолжал существовать, пожалуйста, перечислите необременительную для вас сумму по номеру телефона +79162996163 по СБП на карту Сбербанка: Ширяева Лариса Артёмовна или по другому номеру телефона +79162997405 по СБП на карту Сбербанка: Ширяев Игорь Евгеньевич.
Также вы можете перечислить деньги в кошелек ЮMoney: 410015266707776.
Это отнимет у вас немного времени и денег, а журнал «Интересный мир» выживет и будет радовать вас новыми статьями, фотографиями, роликами.