Предисловие.
Часто клиент психолога совершенно не представляет, каким образом ему будут оказывать психологическую помощь. Он не имеет представления, куда движется процедура психотерапии, а также помогает ли психолог эффективно, или время и деньги клиента тратятся на «просто разговоры». Конечно, это не беда (если психолог честный и компетентный), хотя и довольно неудобно для самого клиента психолога. Участвовать в процедуре психологической помощи лучше осознанно, чем в роли объекта непонятных манипуляций психолога.
Хуже иное. Часто сам практикующий психолог не очень представляет, как выстроить структуру психологической помощи, какие методики выбрать и куда двигаться в стратегическом смысле. Психолога можно понять. Каждый клиент – новая головоломка. Возникает иллюзия, что практическому психологу (в отличие от ученого) не до планов и стратегий, а нужно просто помогать добрым словом. Так большинство обычных психологов и работают. (Не потому ли так много людей, не воспринимающих психологическую помощь всерьез?) Да, у любого психолога есть вполне понимаемые трудности в работе. Но понять – не означает одобрять. Если у самого психолога в голове нет четкости, то и процедура психологической помощи клиенту может стать очень нечеткой и неэффективной (читай долгой и дорогой).
Всем от этого плохо. Клиент теряет время, деньги, надежды. Психолог теряет клиентов и доброе имя. Данная статья ставит своей целью избавить, как клиентов психолога, так и самого психолога, от ненужных им обоим проблем.
1. Консультация психолога
Всё начинается с консультации, т.е. с доверительной беседы клиента и психолога. Существует распространенная клиентская иллюзия: «Вот сейчас психолог на меня взглянет, и всё поймет!» Это не так. Даже очень хороший психолог не ясновидящий, хотя, конечно, профессиональная интуиция и опыт работы очень помогают «угадывать» и «ясновидеть». Но есть пределы. Нужно, чтобы клиент рассказывал, а не молчал.
Создание доверительной атмосферы – задача психолога. Клиент не обязан доверяться первому встречному и выворачивать душу наизнанку по первому требованию. Рекомендации психологам: изучайте теорию и практику консультирования (там изложены базовые знания), а также суггестию и NLP (там есть замечательные конкретные методики и приемы, которые сделают вашу работу блестящей). Также очень полезно оборудовать кабинет психолога в соответствии с рекомендациями и требованиями, предъявляемыми к созданию комнат психологической разгрузки. Вышеперечисленный комплекс мер позволяет психологу экономить время и силы, которые часто бесплодно тратятся на борьбу с психологическими сопротивлениями клиента. Работа психолога становится и более эффективной и более приятной одновременно.
Рассказывать факты и быть искренним – задача клиента. Психолог не обязан применять психологическое давление и пытки, чтобы выудить информацию из клиента и ему же помочь. Бывает, что клиенты психолога играют в свои психологические игры: «Я умней психолога, я смог его обмануть», «Я несчастная жертва людей и обстоятельств, ко мне нужно подобрать ключик», «Я пришла не за разговорами, а за чудом, вот и делайте со мной чудо» и т.п. Рекомендации клиентам психолога: Психологу надо рассказывать много, и есть смысл говорить правду. Ведь психолог, как адвокат, отстаивает ваши интересы и работает над вашим душевным благополучием, что бы вы перед этим не натворили в жизни. Молчать у психолога и врать психологу – глупо! Если даже вам удалось навязать психологу свою игру и даже у него «выиграть», то вы просто в очередной раз поиграли в свои игры (потратив время и деньги) и не получили помощи. Ущерб, который в результате этих игр понесли вы, намного больше, чем ущерб, который понес психолог.
В результате психологической консультации должны проясниться запутанные для клиента вопросы, и должны быть выработаны адекватные рекомендации, как решать психологические проблемы клиента. В идеале часть проблем вообще снимается, если консультация эффективная.
В зависимости от принадлежности к той или иной психологической школе, каждый психолог сам определяет, как ему выстраивать консультацию. Кто-то предпочитает роль доминантного учителя или гуру и ведет клиента за своей мыслью, а кто-то предпочитает роль фасилитатора, создавая благоприятные условия, чтобы клиент самостоятельно нашел ответы на вопросы и пути решения своих психологических проблем. За почти 25 лет психологической практики мы сами перепробовали разные роли и подходы. Честно говоря, ни один из подходов нам не кажется универсально хорошим, тут всё зависит от личности клиента, а психологу желательно уметь делать очень разные вещи в психологии, чтобы не попасть впросак с неожиданным или сложным клиентом. Но независимо от роли и психологической школы, психологу будет полезно прояснить для себя и для клиента перечень принципиальных вопросов. Последовательность этих вопросов и образует структуру психологической консультации.
Первый вопрос, который задает самому себе психолог: «Насколько психически нормален человек, пришедший ко мне на психологическую консультацию?» Вопрос этот абсолютно непраздный. По данным ВОЗ в мире около 6% людей с психическими проблемами. Именно психическими, а не психологическими! Т.е. людей с психиатрической симптоматикой, а не просто проблемных или запутавшихся в жизни и своих отношениях с кем-то. А теперь скажите, кто из вас или ваших знакомых принимал участие в исследованиях ВОЗ? Совершенно очевидно, что эти исследования охватывали меньшинство населения, причем не в России. Подозреваем, что цифра 6% очень занижена. Если учесть, что помимо психических расстройств существует большое разнообразие пограничных состояний, акцентуаций и психопатий… Если учесть, что почти любого человека можно довести до патологического аффекта, а жизнь наша далеко не сахар… В общем, по нашим нестрогим опросам и наблюдениям, в случайной выборке испытуемых-москвичей около 25-30% людей с признаками психического неблагополучия и неадекватности. Психического, а не психологического. Шансы повстречаться с такими людьми весьма велики. Рекомендации психологу: изучайте клиническую психологию и психиатрию. Умейте распознавать психиатрическую симптоматику. Не стройте из себя всесильных богов и великих целителей души. Не пытайтесь заработать всех денег. Психиатрией должен заниматься психиатр. Иное опасно для психолога и безнравственно по отношению к клиенту, который уже не клиент, а пациент. По затронутой теме вы можете почитать наши статьи: «Психология не точна, но логична!» и «Антибезумие».
Второй вопрос, который задает самому себе психолог: «Какие причины привели клиента к актуальному психологическому состоянию?» Здесь нужно уметь слушать клиента и задавать вопросы. Сколько лет? Откуда родом? Каковы особенности воспитания? Какие клиент перенес заболевания, физические и психологические травмы? Перечень этих вопросов нет смысла продолжать, т.к. это займет несколько страниц текста. Но есть суть: Клиент должен быть интересен психологу как человек, как личность. Если психологу систематически скучно работать, пора уходить из профессии. Рекомендации психологу: отнеситесь к клиенту, как к своему близкому родственнику или даже любимому, который много лет назад исчез из вашей жизни, и вот сейчас откуда-то появился, и вы пытаетесь понять, как этот человек прожил годы без вас. Рекомендации клиенту: постарайтесь быть интересным содержательным рассказчиком, это необходимо для вашей же пользы. Будьте наблюдательны к психологу. Если вы чувствуете, что ваши проблемы неинтересны психологу, меняйте психолога!
Очень полезный прием в работе психолога – это постановка острых или провокационных вопросов. Ни клиент, ни психолог не должны бояться острых тем и острых вопросов. Консультация психолога не должна нести исключительно утешительную функцию. Для утешения есть другие способы: приятнее и дешевле. Задача консультации – прояснить запутанные вопросы и найти истину, чтобы помочь клиенту. Мы любим шутить, что консультация психолога – это мягкая форма допроса, осуществляемого в интересах допрашиваемого. Рекомендации психологам: изучайте психологию допроса, умейте адаптировать методы для блага клиента. Умейте быть жесткими, но очень добрыми. Умейте допрашивать, любя. Умейте быть вежливым и корректным в самых острых ситуациях. Научитесь обострять ситуацию, но так, чтобы клиент почувствовал облегчение и помощь. Длительное «замазывание» психологических проблем клиента приведет к обратному результату: к росту эмоционального напряжения, к недовольству и раздражению клиента, и возможно, к агрессии в ваш адрес. Рекомендации клиентам: не стоит обижаться на психолога. Хорошего психолога нужно ценить, плохого психолога нужно менять. Обижаться на психолога глупо.
Следующий этап – отделение правды от лжи. Все люди лгут. Это статистически типично и нормально. Не случайно в клинических тестах существует шкала лжи, которая диагностирует вранье испытуемого, и определенный процент лжи считается нормальным и допустимым. Кроме того, часть людей лжет неосознанно, а это уже не вполне ложь, а скорее, искренние заблуждения, не соответствующие фактам. Клиент имеет право лгать, но в его интересах стараться лгать поменьше. Психолог имеет право не распознать ложь, но в его интересах максимально отделить правду от лжи и заблуждений в речи клиента. Рекомендации клиентам: рассказывайте психологу реальные факты и события, а не свои оценки и трактовки происходящего. Не говорите: «Мой сын дебил и дурак!» Возможно, ваш сын просто плохо знает математику или запутался в отношениях с девочкой. Не говорите: «Мой муж изменщик!» Измена – неоднозначное понятие. Возможно, у вашего мужа был секс по пьяни с проституткой. Это не означает, что нужно радоваться, но факты – одно, а ваши оценки сгоряча – это совсем другое. Излагайте сухие факты. Иначе вы сами запутаетесь и неосознанно начнете искажать действительность. Рекомендации психологам: изучайте невербальные сигналы клиента – язык поз, телодвижений, мимики и пантомимики, отслеживайте паузы, дыхание, оговорки, интонации и фактические нестыковки в речи клиента. В консультации, как в любви: уста могут лгать, но тело и дыхание не солгут. К счастью, среди клиентов мало профессиональных актеров или суперагентов, и в большинстве случаев можно докопаться до правды. Помните, что если клиенту удалось обмануть психолога, это, конечно, не позор (психолог – не следователь), но, тем не менее, это большой минус вашему профессионализму психолога.
На основании сбора информации психолог ставит предварительный психологический диагноз. Существует клиентская иллюзия: «Сейчас психолог начнет мне диагнозы ставить, а лучше этого не знать!» Это заблуждение. Во-первых, психологический диагноз отличается от психиатрического. Психиатрический диагноз – это заключение о патологии. А психологический диагноз – это заключение о норме, т.е. попросту говоря, выявление причин ваших проблем, описание вашей личности и рекомендации, как стать счастливым. Бояться психологического диагноза глупо. А психиатрический диагноз еще надо заслужить. Также существует иллюзия у психологов: «Нельзя ставить человеку диагнозов!» Чтобы не повторяться и не писать много страниц текста отсылаем интересующихся к нашей статье: «Я не ставлю диагнозов! Нельзя вешать ярлык на человека!» Рекомендации психологам очевидно следуют из этой статьи. Рекомендации клиентам: не бойтесь психологических диагнозов, а наоборот спрашивайте своего психолога: «Ну, и какой у меня диагноз?» Вы узнаете много интересного и о себе, и о степени профессионализма своего психолога.
Часто у клиента, в результате обсуждения своего психологического диагноза с психологом, снимается большинство вопросов и решается очень значительная часть проблем. Ведь нормальные люди отличаются от больных в том числе и тем, что поняв и разобравшись, могут изменить свою жизнь. И вот здесь очень важно, чтобы психолог дал клиенту адекватные рекомендации. У психологов часто существует воспитанное заблуждение, что советы давать плохо. На эту тему у нас написано две статьи: «Я не даю советов!» и «Я не даю советов! Ответы на вопросы». Всех интересующихся мы отсылаем к этим статьям. Рекомендации психологам логично следуют из этих статей. Рекомендации клиентам: учитесь выбирать хорошего психолога! Увы, кроме вас, это никому не нужно. Для начала почитайте нашу статью: «Как выбрать психолога?» а также «FAQ». Возможно, это прояснит некоторые вопросы.
Есть очень значительное число клиентов психолога, которым вполне достаточно одной-двух консультаций. Если психолог честен и компетентен, а клиент психолога психически нормален, трудолюбив и выполняет рекомендации, то часто всё и заканчивается – большинство проблем решается, и жизнь клиента становится благополучнее. Для большинства клиентов это именно так. Однако существуют исключения. Иногда предположительный психологический диагноз, поставленный психологом, вызывает сомнения у самого психолога. Иногда объективно требуется психодиагностическое обследование. В этих случаях за консультацией психолога логично следует процедура психодиагностики. Вот об этом мы и поговорим в следующей главе.
Авторы статьи психологи Игорь и Лариса Ширяевы.
Владельцы и создатели сайта интернет-СМИ «Интересный мир» — психологи и журналисты Игорь и Лариса Ширяевы. Интернет-СМИ «Интересный мир» — это информационно-аналитическое интеллектуальное издание, которое рассказывает читателям обо всём интересном в мире. Здесь же на страницах нашего сайта «Интересный мир» мы рассказываем о нашей деятельности в психологии. Наш профессиональный сайт по психологии: «Успешные мозги».
Интернет СМИ «Интересный мир».06.10.2012
На свои личные деньги мы покупаем фото и видео аппаратуру, всю оргтехнику, оплачиваем хостинг и доступ в Интернет, организуем поездки, ночами мы пишем, обрабатываем фото и видео, верстаем статьи и т.п. Наших личные денег закономерно не хватает.
Если наш труд вам нужен, если вы хотите, чтобы проект «Интересный мир» продолжал существовать, пожалуйста, перечислите необременительную для вас сумму по номеру телефона +79162996163 по СБП на карту Сбербанка: Ширяева Лариса Артёмовна или по другому номеру телефона +79162997405 по СБП на карту Сбербанка: Ширяев Игорь Евгеньевич.
Также вы можете перечислить деньги в кошелек ЮMoney: 410015266707776.
Это отнимет у вас немного времени и денег, а журнал «Интересный мир» выживет и будет радовать вас новыми статьями, фотографиями, роликами.