И только когда по всей России расцветут малые города – только тогда состоится жизнеспособная страна.
Александр Солженицын.
ПУТЕШЕСТВИЕ ПО РАССКАЗОВСКОМУ КРАЮ
У каждого из нас есть дорогой сердцу уголок, точка на географической карте, где родились, научились говорить, сделали первые шаги в жизни – наша малая родина. И ей не всегда оказываются крупные культурные центры, промышленные мегаполисы, а простые русские сёла, деревеньки, маленькие города – старинные домики–теремки, соседствующие с современными архитектурными формами, необозримые хлебные поля, раздольные луга, мощные лесные массивы… Такие одинаковые и в то же время неповторимые. Неповторим и мой Рассказовский край. Он пока не стал туристическим центром, хотя его уникальные уголки славятся на всю страну.
Друзей я часто приглашаю на прогулку по моей малой родине. Утопающий в зелени, уютный Рассказовский край с зеркальными прудами, живописными болотцами, красавицами–берёзками, плодородной чернозёмной почвой еще никого не оставил равнодушным. Каждый, кто побывал у нас, уносит в своём сердце частицу доброты и душевного тепла.
Итак, отправляемся в путь…
Рассказово – административный центр
НА КАРТЕ ГЕНЕРАЛЬНОЙ…
Город Рассказово и Рассказовский район Тамбовской области появились на географической карте в 20-х годах прошлого века, но села и деревни, входящие в состав (а таковых 47), основаны еще в ХVII – ХVIII веках. Сегодня на территории площадью более 1800 кв. км проживают 68 тысяч человек. Это люди разных народов и конфессий, идейные, энергичные, влюблённые в свой край и делающие всё для его благополучия, прославляющие его самоотверженным трудом, культурными, научными и промышленными достижениями.
Рассказовский район находится в самом сердце Тамбовщины, на пересечении леса и степи. Благоприятный климат, разнообразие природных ландшафтов, богатство флоры и фауны ежегодно привлекают в край все больше гостей и туристов.
Карта Тамбовской области
На границе Рассказовского района
ПРИРОДА ЗДЕСЬ НЕОБЫЧАЙНО ХОРОША!
Рассказовский край располагается в лесостепной зоне, для которой характерны широколиственные леса и луговые разнотравно-злаковые степи. Здесь произрастают 1200 видов дикорастущих и 250 видов культурных растений. Основными типами леса являются сосняки, дубравы, березняки, осинники и ольшаники. Множество людей приезжают в рассказовские леса за волнушками, сыроежками, груздями, подосиновиками, лисичками, маслятами и другими видами грибов (а всего их более 200!). Хороши также походы за ягодами: особенно велики запасы малины, земляники, черники.
Разнообразен и животный мир. На территории обитает более 60 видов млекопитающих, 250 видов птиц, 10 видов амфибий, 8 видов рептилий, 33 вида рыб, десятки тысяч видов беспозвоночных – насекомых, ракообразных, моллюсков, червей…
В Красную книгу занесён ковыль перистый, адонис весенний (горицвет), купальница европейская, гвоздика пышная, выхухоль русский, лось, барсук-домосед, сокол-сапсан и др. Самый уникальный зверь, обитающий здесь – это выхухоль. Его еще называют животным реликтовым, то есть сохранившимся с далёких прошлых эпох. За последние 15 млн. лет он не изменил своего строения. Изо всех наземных млекопитающих у выхухоля самое большое количество зубов – 44. Ценнейший пушной зверёк обитает только в России. С 1957 года установлен запрет охоты на выхухоля, однако, снижение численности зверя не прекратилось.
Чернозёмные почвы Тамбовщины – самые плодородные в России и составляют основное богатство области. Здесь выращивают пшеницу, свеклу, подсолнечник…
Природа Рассказовского района необычайно хороша! Она, полная прелести и очарования, вдохновляла и продолжает вдохновлять многих писателей, поэтов, художников, музыкантов. Творческие люди находят в ней созвучия своим переживаниям. Родному краю посвятил немало стихотворений поэт Юрий Бардин. В его восприятии рассказовская природа – это хор упорядоченных гармонических звуков, на которые отзывается человеческое сердце, полное чувства любви и красоты:
Родимый край, любви к тебе не скрою.
Край песен, мёда, запахов смолы.
Люблю твой сок берёзовый весною
И аромат нескошенной травы.
Люблю в лугах я запах повители,
Цветущую черёмуху в лесу,
Когда под несмолкаемые трели
Ромашки пьют холодную росу.
«Край мой родной, край мой Рассказовский… Край необозримых хлебных полей и лесных массивов, безграничных степных просторов, зелёных балок и речных долин с цепочками селений, прямых, как стрела, шоссейных магистралей, торопливо бегущих вдаль высоковольтных линий…» – писал историк Александр Черников, любивший путешествовать по родным местам.
Определить, когда же рассказовская природа особо хороша непросто – в нашем календаре в красе торжествуют все времена года. Все четыре сезона отличает великолепие погоды, каждый выражен в достаточной степени и прекрасен в своём совершенстве.
Помимо рыбалки, охоты, изучения флоры и фауны рассказовская природа, безусловно, подходит для фототуризма. Путешествуя по Рассказовскому краю с фотоаппаратом в руках, можно запечатлеть необыкновенно красивые объекты, события и явления природы.
Спортивный интерес для туристов-водников представляют рассказовские реки. Сплав по ним возможен весной, во время половодья, когда появляются многочисленные препятствия, не характерные для равнинных рек – водовороты, прижимы и даже пороги в местах размыва плотин. Малые реки проходят за день-два, однако по некоторым из них организовывают многодневные походы на байдарках.
Природа Рассказовского края: лес, поле (Рассказовские просторы).
Флора и фауна Рассказовского края.
ПАМЯТНИКИ
На рассказовской земле находятся уникальные геологические, природные, археологические и исторические памятники. Самый известный – Лядинский (мордовский) могильник – интересный археологический памятник, который раскрывает особенности жизни первых поселенцев Тамбовщины – мордовских племён. В 1869 г. при проведении Тамбово-Саратовской железной дороги строители обнаружили в земле кости и различные предметы древности: большое число железных топоров, кирок, мотыг, наконечников копий и стрел, удил, стремян, глиняных горшков, встречались также медные браслеты, серьги, кольца, цепочки, пряжки, несколько серебряных монет и др. О находке было доложено в Археологическую Комиссию. Часть вещей передали в Тамбовский музей, другие переслали в Московский исторический музей и Императорский Эрмитаж.
В 1888 году археолог и этнограф В.Н. Ястребов, по поручению Императорской Археологической Комиссии, произвёл раскопки оставшейся части могильника и нашёл в нём 143 могилы и 2000 разных археологических вещей, изучив которые он пришёл к выводу, что Лядинский могильник относится к IX – XI столетиям.
Рассказовский район славится своим геологическим богатством – титаноциркониевыми россыпями. Месторождение титаноциркониевых руд «Центральное» около села Никольского занимает по запасам циркония и содержанию рутила 3 и 5 место в мире (!), соответственно. Здесь в песках сеноманского возраста найдены позвоночники ихтиозавров и останки древних ящеров, в частности обнаружен позвонок длиной 62 мм, принадлежащий молодой особи мозозавра – морскому пресмыкающемуся, который из-за 14–метровой длинный и огромной пасти считался властелином моря. А еще были обнаружены бивни мамонтов, которые обитали на этой земле в ледниковый период.
БЕЗДУШНЫЙ КУСТ: РАЗБОЙНИКИ, ПУГАЧЕВЦЫ И… ИНОПЛАНЕТЯНЕ
Еще одно интересное место в Рассказовскойм районе – Бездушный куст. Недалеко от него — Репный куст. Оба урочища в 1988 году решением Тамбовского облисполкома были признаны памятниками природы регионального значения. Урочища представляют из себя уникальное естественное дубравное насаждение… По характеру ландшафта — это типичные представители водораздельных дубрав северного типа лесостепной зоны, к сожалению, практически полностью исчезнувших в Тамбовской области. Памятники наравне с эстетической и оздоровительной играют и почвополезащитную роль. А многие краеведы всё чаще говорят об исторической значимости этих участков леса.
Вплоть до XX века в тамбовском крае необычайно широко развивалось разбойничество. Одной из его причин было жестокое обращение дворян и помещиков с крепостными крестьянами. Не выдерживая гнёта, те убегали в окрестные леса и занимались разбоем, верша суд над обидчиками.
Некоторые историки и краеведы считают, что название урочища Бездушный куст напрямую связано с разбойничеством. Легенды говорят о том, что на этом месте верховодила группа разбойника Кудеяра. Атаман Кудеяр — персонаж полумифический. До сих пор неизвестно, кто этот человек, где он родился, чем занимался до того, как ушёл в леса. Сказания о разбойнике Кудеяре, о зарытых им несметных сокровищах существуют во многих регионах России. Рассказовская легенда приписывает ему такие черты характера, как благородство, честность, справедливость. Эдакий наш Робин Гуд! В лес он ушёл после того, как жестокий барин погубил его невесту. За это и мстил Кудеяр богатеям: грабил помещиков, а добро раздавал крестьянам. Свою невесту атаман похоронил в Бездушном кусту, под могучим дубом, рядом зарыл сокровища, которые и сегодня мечтают найти кладоискатели.
Это легенда. А вот исторический факт. В августе 1774 г. в этом месте останавливался отряд Емельяна Пугачёва. Крестьяне-рассказовцы поначалу восторженно встретили народное восстание 1773 года. Однако наслушавшись историй о разорительных походах «освободителей» и о казнях жителей соседних деревень, не слишком-то жаловали незваных гостей (пугачёвцы через сёла Инжавино, Курдюки направлялись к Тамбову). Самым крупным — 300 человек — и хорошо вооружённым отрядом (огнестрельное оружие и пушки), прибывшим из армии Пугачёва на Тамбовщину, являлся отряд атамана Кирпичникова. Шайка остановилась в пяти верстах от Рассказова, ожидая подкрепления для похода на Тамбов. «То место и теперь называют «Бездушным кустом», — писал в 1883 году в своих очерках краевед И. Дубасов. — Там партия стала лагерем и в свободное от попоек и военного учения время занималась вешанием помещиков, духовных и сельских властей». Проезжать мимо Бездушного куста считалось рискованным делом, можно было остаться без души. Отсюда пошло название — Бездушный куст.
Однако подкрепление не шло, и пугачёвцы решили войти в согласие с рабочими местных суконных фабрик Тулинова и Олесова. Рассказовцы прекрасно понимали, что после вторжения пугачёвцев все фабрики, лавки, цеха могут быть разграблены, промышленники, купцы остались бы без денег, а крестьянам пришлось бы искать работу. Такой расклад не устраивал никого. Помещики и крестьяне быстро нашли общий язык, создали ополчение и, вооружившись чем можно, пошли на хитрость…
«Хозяева с почётом встретили толпу и принялись её угощать. Но это была хитрая ловушка, — пишет И. Дубасов. — Лишь только пугачёвцы напились, как фабричные мастеровые, заранее подговоренные, принялись их бить «смертным боем…». Затем отправились в Бездушный куст. Оставшуюся часть отряда, тоже сильно опьяневшую (сюда привезли несколько бочек с вином и закуску), взяли в кольцо. Пленных пугачёвцев доставили в Тамбовскую канцелярию.
По другой версии, название урочища имеет иной смысл. Слово «душа» в давние времена обозначало самого человека (недаром крепостных крестьян именовали и считали душами), таким образом, получается «Безлюдный куст».
Археологические раскопки, проведённые на Тамбовщине, показали, что её издревле населяли различные племена, которые не имели своего централизованного государства и селились кланами. Позднее они стали уходить с обжитых территорий. Скорее всего, до прихода основателей Рассказова и окрестных деревень на этой земле тоже обитали люди. Вероятно, новые поселенцы нашли в урочище остатки старинных жилищ, непонятные христианам идолы, культовые сооружения и — ни единой «души». Эта версия также объясняет истории с зарытыми кладами. В древности язычники хоронили знать вместе с их жёнами, слугами, имуществом (посудой, украшениями, оружием). Русские поселенцы могли обнаружить в лесу подобные погребения.
Третью версию происхождения названия урочища предлагает краевед Б. Юдин: «Старожилы рассказывают, что место это заколдованное: «зверь сюда не заходит, и птица не залетает», и никакие живые существа в этой роще не водятся. По поверьям, место это лучше обходить стороной даже днём. И называется оно так потому, что нет в нём приюта ни единой живой душе… Иногда такие зоны в прессе или в легендах именуются «чёртовыми», «дьявольскими», «ведьмиными», «заколдованными», «заговоренными»…». Рассказовский Бездушный куст называют аномальной зоной, в которой регулярно наблюдаются явления, официальной наукой необъяснимые или не признаваемые. Существует множество свидетельств о зависании над урочищем НЛО, о странных звуках, тенях… Еще один любопытный факт: этой весной сборщики березового сока обнаружили, что березы в Бездушном кусту мертвые, а всего в нескольких метрах сок ручейками стекал из стволов и ветвей деревьев.
Тайну урочищ могут раскрыть только ученые. Для разного рода исследований рассказовская земля очень интересна, поскольку скрывает еще множество загадок. Кроме Бездушного и Репного кустов до сих пор не изучены курган «древнего царя» в селе Хитрове, курганы в сёлах Дмитриевщина и Кёрша, Турсайский бугор в селе Татарщине. О последнем существует такая легенда. Жестокий и злой татарский хан Турсай привёл на окраины русского государства полчища жадных до наживы своих соплеменников… Русские дружины поспешили навстречу, чтобы встретить их в чистом поле и не пропустить к сёлам и посадам земли русской. В степи разгорелась жестокая сеча. С утра до тёмной ночи бились русские воины. Кровь лилась рекой. Враг был разбит и развеян по степи, а сам хан Турсай был убит в схватке. Оставшиеся в живых татары схоронили своего вождя и над его могилой насыпали высокий холм. Захваченным в плен татарам русские даровали жизнь и отпустили их на свободу. Но те не захотели возвращения в безводные степи юга, а поселились на свободных землях Дикого поля. Так появилось село Татарщино.
Бездушный куст
ЛЕГЕНДЫ СЕЛА САЮКИНО
Еще одна легенда связана с другим рассказовскиим селом – Саюкино. В далекие времена жил в тихом местечке на берегу реки охотник и рыбак, усердный богомолец по имени Саюк. Была у него дочь – Кёршанка. Отправился как-то Саюк на охоту. В это время из степи налетел отряд злых печенегов и полонил его дочь. Гордая красавица Кёршанка не захотела стать наложницей дикого атамана. Будучи правоверной христианкой, она стала молиться Господу, Божьей матери и всем святым угодникам о своем спасении. Господь услышал молитву честной девицы. Грянул гром, засверкала молния. И с неба на землю спустился защитник христиан святой Дмитрий Солунский. Простер он алый плащ и, закрыв деву, возвел на небеса нетленные, метнув свое огненное копье и поразив нечестивых печенегов.
Вернувшись домой, охотник обнаружил на месте своего жилища пепелище. Долго он искал любимую дочь. Но все что осталось от его Кёршанки – это серебряное колечко, лежавшее на берегу реки. И всякий раз, приходя к этой речушке, в плеске воды и в шелесте трав он слышал шепот: «Кёрша, Кёрша, Кёрша…». С тех пор эта речка называется Кёршей.
С горя охотник побрел в дремучий лес, на душе у него было пусто и скорбно. Он шел и шел… Все дальше, в самую чащу… Вдруг вдалеке показался холм. Взобравшись на него, Саюк заметил в земле золотое копье. Присмотрелся и остолбенел: копье превратилось в православный крест, медленно поднимающийся в небо. Понял охотник, что это знак Божий. Перестал горевать о дочери ненаглядной. Помолился, перекрестился, поклонился на все четыре стороны и принялся возводить на этом месте храм. Рядом построил небольшую келью и стал жить отшельником, молясь за весь христианский мир. Слух о Саюке прошел по дальним и ближним городам и весям. И потянулись к нему на поклонение верующие. Всех он на путь истины наставлял. Был у него и святитель земли тамбовской – Питирим, – благословил здешние земли.
Окрестности Рассказовских сел
ХРАМЫ
Верующие рассказовцы часто вспоминают легенду, связанную с Покровской церковью в селе Нижнеспасском Рассказовского района – архитектурно-историческом памятнике. Двухпрестольная церковь, каменная и тёплая, построена в 1887 г. В годы советской власти церковь закрыли – в ней хранился колхозный хлеб. Рассказывают, что один из большевиков решил свергнуть с храма крест, залез на купол, но поднявшийся вихрь подбросил святотатца и опустил на землю. Вновь храм открыли одним из первых в Тамбовской области в 1944 году.
Еще одна по-настоящему волшебная история произошла с построенной в 1816 году Ахтырской церковью в селе Ахтырка Рассказовского района. Это первый каменный храм, считавшийся жемчужиной церковной архитектуры. Ничего подобного в Тамбовской губернии в то время не было. В годы советской власти церковь пытались разрушить. Храм взрывали несколько раз, но так и не смогли снести – постройка оказалась нерушимой. Верующие считают, что прочность материала здесь не причем. В ночное время над остатками храма и сегодня наблюдают некое свечение, словно куполом накрывающее постройку. Недалеко от храма местные жители установили крест и мраморную плиту со словами: «Покайтесь и возродите святыню… ».
Нельзя не рассказать о Трегуляевском Иоанно-Предтеченском мужском монастыре. Он основан в 1688 году святителем тамбовщины Питиримом – Божьим угодником, много сделавшим для обращения язычников в православие и для укрепления веры в Господа в сердцах людей. Здесь он постами и молитвами нёс свой монашеский подвиг. После революции 1917 года на территории монастыря располагался пересыльный концлагерь, затем год существовала сельскохозяйственная артель, далее – детская колония для несовершеннолетних. Потом монастырская территория перешла в ведомство Министерства обороны…
Одним из плодов послушаний Питирима стали вырытые им колодца (их не раз пытались уничтожить в советские времена). Уже более трёх сотен лет люди приходят сюда к святому источнику, чтобы набрать и испить водицы, которая по древнему поверью несёт исцеление и покой. Воссоздание Трегуляевского источника началось в 2002 году. Тогда над ним устроили часовню, которую освятил Патриарх Московский и всея Руси Алексий II. Были обустроены и две купальни с раздевалками. С той поры тамбовчане и паломники из других регионов Центральной России, и даже из-за рубежа, устремились к источнику святителя Питирима. Есть источники бурлящие, шумные, как, например, источник Задонского монастыря. Наши же, питиримовские, очень тихие и неспешные. Но все, кто испил святую воду в Трегуляе, кто окунулся в купель, говорят, что выходят из неё обновленными, приобретя мир и радость в душе. Любопытна и уникальна ещё одна деталь источника св. Питирима. Температура его воды – плюс восемь градусов. Это довольно «тёплый» источник по сравнению с его аналогами в других российских монастырях, где температура водных святынь не поднимается выше плюс четырех градусов…
Религиозная картина разнообразна. Первыми жителями Рассказовского края были и мусульмане – в селе Татарщине проживали и продолжают проживать татары.
Среди жителей со второй половины XIX века было немало сектантов – молокане–уклеинцы (духоборы), субботники (иудействующие), хлысты (постники), в канун Октябрьской революции 1917 г. появились баптисты. С сектами боролись долго. Например, рассказовские молокане подвергались репрессиям и были переселены в Закавказье, в Томскую и Оренбургскую губернии. Однако ни репрессии, ни суды, ни миссионерская деятельность действий не возымели, и число сектантов только росло: в начале ХХ века Рассказово даже называли «молоканской столицей», а позднее и «землей субботников».
Ахтырская церковь, с. Ахтырка Рассказовский район
Иоанно- Богословская церковь, г. Рассказово
Церковь Св. Екатерины, г. Рассказово
Покровская церковь, с. Верхнеспасское Рассказовского района.
Все они – памятники архитектуры.
ИЗВЕСТНЫЕ ИМЕНА
С Рассказовским краем связаны многие выдающиеся личности. Одни из них бывали здесь проездом (императрица Екатерина Великая, писатели М. Лермонтов, И. Бунин,) другие – подолгу жили (генералы Архаровы и Ваейковы), третьи – работали (физик А. Чижевский, океанолог Б. Тареев), немало уроженцев района оставили свой след в отечественных и мировых науке, культуре, искусстве, спорте: историк и проповедник Г. Хитров, писатель С. Сергеев-Ценский, балерина В. Вербева, архитектор Л. Ильин, конструктор П. Можаров, спортсменка К. Гусева, изобретатель В. Глазков, актер В. Леньков…
УСАДЬБЫ
В Рассказовском крае сохранились остатки старинных усадеб семьи Полторацких и фабриканта В.Т. Асеева.
Многочисленные представители рода Полторацких жили в разных уголках Европейской России, в том числе на Тамбовщине. «Рассказовские» Полторацкие, представляющие собой одну из ветвей этого рода, часто звучат в исторических исследованиях, связанных с А.С. Пушкиным.
Предприимчивый и хозяйственный помещик Александр Маркович Полторацкий – бывший начальник пушечного завода в Петрозаводске, управляющий монетным департаментом – приобрёл в Рассказове в 1811 г. имение. Он приехал с 8 детьми, сыновей – Александра, Константина и Михаила отдал на военную службу.
Александру Александровичу Полторацкому довелось участвовать в боях 1812 года, вступать с русскими войсками Польской армии в Гамбург, дослужиться до звания поручика лейб-гвардии и батальонного адъютанта Семёновского полка – одного из старейших полков русской гвардии, созданного ещё Петром I (о службе в нём грезили многие дворяне). А. Полторацкий был хорошо знаком с А. Пушкиным. В Петербурге он часто заходил к родственникам – Олениным, в доме которых бывал поэт. Там же произошла встреча (и Полторацкий был её свидетелем) Александра Пушкина и Анны Керн – поэт был увлечен ею и плодом этого увлечения явился поэтический шедевр «Я помню чудное мгновенье…».
Керн приходилась двоюродной сестрой А. Полторацкому (как, впрочем, и Анна Оленина). О кузене Керн часто упоминает в своих «Воспоминаниях». В 1812 г. Анна Петровна проездом из Москвы в Лубны, спасаясь от французов, вместе с отцом гостила у Полторацких в Рассказове.
Дружба с Пушкиным прервалась внезапно, после того, как завершилась военная карьера А. Полторацкого. В 1820 году после восстания в Семёновском полку Александр Александрович, который, кстати, в это время пребывал в трёхмесячном отпуске по болезни, понёс, как все офицеры, наказание: ему выпала служба в Ахтырском пехотном полку без права отпуска и отставки. В следующем году его уволили. Александр Александрович переехал в отцовскую усадьбу в Рассказово – фактически жил на положении политического изгнанника. С 1837 по 1840 годы он – предводитель тамбовского дворянства. В 1834 г. в жизни рассказовского изгнанника произошло счастливое событие: он во второй раз женился – избранницей стала фрейлина императорского двора Екатерина Бакунина (1795 – 1869 гг.) – сестра лицейского друга Пушкина, первая юношеская любовь поэта.
Знакомство Александра Сергеевича с Екатериной Павловной произошло в 1815 году. Встречались они и позже, в 1828 г. у Олениных в Петербурге. К «милой Бакуниной» обращены многие стихотворения и элегии 1815 – 1816 годов: «К живописцу», «Слеза», «Окно», «Осеннее утро», «Разлука». С нежностью вспоминал о ней поэт и долгие годы спустя, в черновых строфах восьмой главы «Евгения Онегина».
Брак Бакуниной и Полторацкого оказался счастливым: они прожили вместе более двадцати лет, у них родилось двое детей – Александр и Екатерина. Всё это время Бакунина жила в Рассказове, увлекалась живописью, которой училась у художника А. Брюллова, и поддерживала дружеские связи с петербургскими знакомыми, в том числе с И. Пущиным. Екатерина Павловна пережила своего мужа на 11 лет и похоронена рядом с ним в Петербурге.
С Пушкиным был дружен и Михаил Александрович Полторацкий – брат Александра. Детство и юность он провёл в Рассказове, посещал его и в последующие годы. Офицер генерального штаба, получил образование в знаменитом Московском училище для колонновожатых под руководством генерала Н.Н. Муравьёва. В период с сентября 1820 по июнь 1829 года вместе с Пушкиным и Боратынским проводил время в петербургских салонах и офицерских компаниях. Ему вместе с Кеком и Горчаковым Пушкин посвятил стихотворение «Друзьям». Несколько раз Михаил Полторацкий упоминается в переписке поэта: в 1828 году Александр Сергеевич хотел жениться на Анне Олениной, даже сделал ей предложение, но не получил согласие её родителей (Михаил горячо сочувствовал поэту).
Влюблённый Пушкин посвятил Олениной цикл стихотворений: «Увы, язык любви болтливой», «Ты и вы», «Не пой, красавица, при мне» и др. М. Полторацкий упоминается и в дневниках А. Олениной.
Остатки усадьба Полторацких находятся в микрорайоне «Мальщина» г. Рассказова. Старинные постройки и теперь служат горожанам: в одной расположился клуб и библиотека, в другой – жилой дом, в третьей – была лыжная база.
История семьи Асеевых полна мифов и легенд. У основателя рода Агафона Асеева и его жены Марфы было двое детей – Василий и Тихон. В 1869 г. они купили суконную фабрику. Собственность дала им право именоваться купцами первой гильдии. По легенде работа Асеевской суконной фабрики была высоко оценена самим императором: хозяевам производства вручили награду – чугунные лапти и шляпу.
Третье поколение Асеевых приходит к управлению фабрикой в 1880-х годах. Двоюродные братья Василий Тихонович и Михаил Васильевич образуют знаменитый «Торговый дом братьев М. и В. Асеевых». Михаил Асеев учился в Московском университете вместе с А.П. Чеховым и получил там степень лекаря, звание уездного врача. Василий получил домашнее образование и числился купцом первой гильдии.
В начале ХХ века братья Асеевы приобрели у модного по тем временам архитектора Льва Кекушева проект строительства дворца. Василий Тихонович строит дом на землях, принадлежащих его жене (ныне ППЗ «Арженка»). Работы были завершены к 1906 году.
Главный дом усадьбы В.Т. Асеева – одна из наиболее значительных построек Тамбовской губернии начала ХХ века. Здание кирпичное, прямоугольное в плане, двухэтажное с подвалом, оштукатуренное. Особняк выполнен в эклектичной манере с использованием широкого набора элементов различных стилей с преобладанием модерна. К сожалению, с 90-х годов ХХ века здание не используется, утрачены интерьеры, оконные и дверные заполнения, часть перекрытий, участки кровли обрушены. Дворец по-прежнему ждёт хозяев, которые смогут использовать его по новому назначению – например, как санаторий или гостиницу.
Асеевский дворец.
НОСОЧНАЯ СТОЛИЦА РОССИИ
Есть у Рассказовского края, как сейчас принято говорить, свои бренды. Это, прежде всего, вязанные шерстяные изделия. Как и несколько веков назад за носками, варежками, шарфами, удивляясь мастерству местных вязальщиц, к нам приезжают скупщики из разных областей России. Особо богаты «носочные базары» в выходные дни.
Вязанием в Рассказове занимались с самого основания. Сырьё для этого имелось в избытке: в каждом дворе крестьяне держали овец и коз. Из шерсти, которая оставалась после домашнего производства войлока и сукна, вязали чулки, платки, варежки, кофты. Что-то оставляли себе, остальное – продавали на базаре. Мужики носочного промысла не касались – занятие это считалось исключительно бабьим делом! Девочки начинали вязать с раннего возраста – как только могли правильно держать спицы, а переставали лишь в старости – когда отнимались руки.
Главной причиной расцвета рассказовского носочного производства и его славы на всю Империю стало начало Первой мировой войны: Армии в большом количестве потребовались тёплые шерстяные вещи, включая трёхпалые варежки. И в Рассказово устремились отряды скупщиков, продававшие товар, как военному ведомству, так и населению губерний. Жители села и сами партиями отсылали вязаные вещи для земляков на фронт. Вскоре на Тамбовщине появились первые беженцы, которым также понадобилась тёплая одежда. Так о рассказовских варежках-чулках узнали фактически во всех уголках страны, в некоторых губерниях наши изделия стали пользоваться небывалым спросом!
К 1916 году количество чулочных магазинов и скупок выросло в 10 раз. В селе с каждым днём появлялись новые лавки – большие и мелкие, наспех сколоченные ящики-будки, по улицам ходили мешочницы и скупали чулки, свитера, варежки у хозяев дворов, а то и просто у встречных вязальщиц. В условиях постоянно повышающихся цен, банкротства ряда предприятий именно вязание шерстяных изделий помогало рассказовцам выживать в нелегких условиях военного времени (как, впрочем, и в последние двадцать лет!)».
Уникальность рассказовских носков в особой валке. Как правильно валять носки знают только наши мастерицы. Технология у каждого своя и является маленьким секретом.
Интерес представляет и рассказовский трикотаж – самый удобный и практичный вид ткани. Трикотажные изделия обладают ценными потребительскими качествами – эластичностью, воздухопроницаемостью, высокой гигиеничностью, малой сминаемостью, хорошей драпируемостью, ткань не деформируется при стирке, сушке и длительном ношении. Ассортимент рассказовских трикотажных изделий весьма широк – это чулочно-носочные, спортивные изделия, сорочки, пижамы, халаты, джемпера, майки, топы, блузки и т.д.
А ещё на всю страну славятся мёд, картошка и окорок. Купить их можно на местных рынках в любой день. Пчелиный мёд обладает уникальными свойствами восстанавливать жизненные силы человеческого организма и является одной из важных составляющих русской кулинарии (входит в большое количество блюд, и не только сладких). Картофель благодаря своим пищевым и целебным свойствам широко применяется в кулинарии и народной медицине. Рассказовский окорок – сочный с приятным ветчинным запахом и вкусом, не имеет постороннего привкуса и запаха, разрез равномерно окрашен в розово-красный цвет без серых пятен, шпиг – белый (иногда с розоватым оттенком), без пожелтения.
Бренды.
Рассказовцы, как и все россияне, – жизнерадостные люди, любящие праздники и веселье. Помимо официальных государственных, у нас проводится много местных праздников и различных фестивалей. На них можно не только посмотреть, но и стать полноправным участником. Среди самых любимых – празднование Нового года и Дня города, Дня Победы и Дня молодежи, а еще гостям нравятся рассказовские ярмарки.
Сегодня в облике Рассказова и Рассказовского района соединяются богатство культур, проживающих здесь народов с современностью, бесценный опыт жизненного пути ветеранов с энергией и красотой устремлённой вперёд молодежи. Здесь по-прежнему жив дух творческой инициативы даже в кажущейся на первый взгляд рутинной работе. Жители по праву гордятся своей малой родиной, бережно передавая из поколения в поколение то лучшее, что создано более чем за трёхвековую историю, радуются современным достижениям и верят в большое будущее.
Пусть славный Рассказовский край растёт и процветает!
Счастья, мира и благополучия его жителям!
Приезжайте к нам в гости! Мы будем рады!
Городской сад, г. Рассказово
Туризм и отдых в Рассказовском крае.
Автор Марина Елютина. Фотографии: Марина Елютина, Марк Поликашин, Олег Шмаков, Алексей Литвинов.
Интернет-СМИ «Интересный мир». 15.01.2013
На свои личные деньги мы покупаем фото и видео аппаратуру, всю оргтехнику, оплачиваем хостинг и доступ в Интернет, организуем поездки, ночами мы пишем, обрабатываем фото и видео, верстаем статьи и т.п. Наших личные денег закономерно не хватает.
Если наш труд вам нужен, если вы хотите, чтобы проект «Интересный мир» продолжал существовать, пожалуйста, перечислите необременительную для вас сумму по номеру телефона +79162996163 по СБП на карту Сбербанка: Ширяева Лариса Артёмовна или по другому номеру телефона +79162997405 по СБП на карту Сбербанка: Ширяев Игорь Евгеньевич.
Также вы можете перечислить деньги в кошелек ЮMoney: 410015266707776.
Это отнимет у вас немного времени и денег, а журнал «Интересный мир» выживет и будет радовать вас новыми статьями, фотографиями, роликами.