Интересные места в Московской области еще остались. Одно из таких мест – окрестности поселка Фосфоритный в Воскресенском районе. Здесь находятся Лопатинский рудник, многочисленные карьеры и абзетцеры – гигантские экскаваторы.
Вернемся к окрестностям Фосфоритного. Сам поселок – окраина обширной территории, которую условно можно назвать заброшенными карьерами Лопатинского рудника. Форма этой территории примерно напоминает ромб с вершинами в поселках Фосфоритный, Лопатинский и в деревнях Берняково, Максимовская. Лопатинский рудник и его окраина — поселок Фосфоритный — место интересное. Рельеф экзотичен: белые песчаные пустыни, местами красноватые, желтые и темно-серые барханы.
(Фотографии при клике открываются в отдельном окне)
Говорят, что именно здесь снималась часть фильма «Кин-дза-дза». Мы не удержались и сделали фотографии «по мотивам» фильма.
Вокруг лабиринт карьеров, песчаных гор, маленьких озер и речушек. В подробностях это не обозначено ни на одной карте. Вдумайтесь, всего в ста с лишним км от Москвы вы можете почувствовать себя путешественником-географом! Причем рельеф постоянно меняется, т.к. он рукотворен, и эта игра в приключения в неизведанном месте бесконечна!
У любителей приключений территория Лопатинского рудника прославилась абзетцерами – гигантскими многоковшовыми экскаваторами.
Абзетцер (немецкое Absetzer) — цепной многоковшовый экскаватор для переукладки мягких и рыхлых пород в отвалах.
«Многоковшовый экскаватор — удивительное инженерное сооружение, поражающее воображение дикой и первобытной мощью и красотой. Вещь эта более всего напоминает космический корабль внеземного происхождения, и, одновременно с этим, половозрелую матку какого-то гадостного насекомого в масштабе, порядка, 5000:1.
На карьерах работали все основные виды многоковшовых экскаваторов — двигающиеся по рельсам, перемещающиеся на гусеницах, и, наконец, экскаваторы, предпочитающие шагать «приставным» шагом. Рельсовые монстры укомплектовывались специальной машинкой — путепередвигателем, умеющей передвигать железнодорожное полотно. Именно эти экскаваторы были распространены на Лопатинском руднике наиболее широко и представителя именно этого семейства пока еще можно увидеть в его естественной среде обитания.
Каждый карьер рудника представлял собой длинный (до 5 км) ступенчатый желоб, по одной из ступенек которого, из одного конца карьера в другой, были проложены параллельные друг другу железнодорожные пути. По двум из них перемещался упомянутый выше экскаватор, или сразу несколько. По третьему — грузовой состав, наполнявшийся рудой. Технология ландшафтостроения такова — медленно двигающийся экскаватор срезает своей многоковшовой лентой так называемые вскрышные породы и по длинной (30-70 метров) стреле сбрасывает их в отвал. По выработке рудоносного горизонта рельсы вместе с экскаватором параллельно переносят в обратную от отвалов сторону, и все начинается сначала. В результате образуется множество длинных (до 5 км) параллельных песчаных гряд, высота которых может достигать 50 метров. Самые удаленные от карьера гряды заравнивали специальными агрегатами, получавшиеся при этом песчаные поля засевали стройными рядами сосен.
Комплекс этих мероприятий привел к созданию невероятного ландшафта. Длинные и глубокие желоба карьеров перемежаются длинными и высокими песчаными грядами, переходящими постепенно в плоские как стол песчаные поля, геометрично засеянные соснами. Невдалеке от карьеров поля эти напоминают обыкновенные огороды — высота саженцев не превышает нескольких десятков сантиметров, но если продолжать двигаться перпендикулярно линии карьера возраст посадок начинает постепенно увеличиваться, покуда не достигает 60-70 лет. Увеличивается не только возраст, но и высота, и вот, мечта друида — огород становится настоящим лесом! Для полноты картины необходимо учесть, что рудник, по большей части, заброшен, а многие старые карьеры и другие техногенные впадины затоплены. В результате этих процессов на местности образовались десятки глубоких озер с песчаными берегами и чистейшей водой, большая часть которых, вдобавок, не обозначена ни на одной карте». Источник: .
Интересно, что на месте, где работали гигантские абзетцеры, 150 млн. лет назад находилось древнее море. В нем жили другие монстры, например, хищные ихтиозавры.
«В 80-е и 90-е годы здесь находили очень красивые раковины аммонитов, часто с сохранившимся перламутром. В коренных отложениях можно было обнаружить скелеты морских рептилий — ихтиозавров, плиозавров и плезиозавров. Отдельный фрагменты их скелетов — позвонки, фаланги пальцев конечностей, фрагменты ребер — попадались и в отвалах. Отвалы проходили через огромные роторные экскаваторы и хрупкие окаменелости разрушались, но все-таки большое число аммонитов, белемнитов и даже костей ящеров каким-то образом сохранялось.
Фосфоритовые слои относились к волжскому ярусу верхней юры. Карьеры Лопатинского рудника славились, прежде всего, своими аммонитами. Чаще всего там попадались ребристые раковины аммонитов рода Virgatites. Встречались и другие аммониты — Kachpurites, Craspedites, Dorsoplanites Местами юрские глины были перекрыты меловыми отложениями и иногда в отвалах попадались очень редкие в Подмосковье раковины меловых аммонитов.
Но в конце 90-х разработка фосфоритовых слоев была закончена. Карьеры закрылись, началась их рекультивация. Большая часть карьеров была засыпана песком и засажена елочками и соснами. Часть отвалов остались под открытым небом и в течение полутора десятков лет постепенно зарастали. Заброшенные отвалы юрских глин, фосфоритов и песков — горы черного и желтого песка, представляли собой удивительное зрелище. Это была единственная в наших краях антропогенная пустыня. Но постепенно природа взяла свое.
Сейчас юрские глины покрыты плотным ковром мхов и трав, а окаменелости, оказавшиеся на поверхности отвалов и в приповерхностных слоях, или собраны палеонтологами и проходящими практику студентами, или разрушены атмосферными осадками, бактериями и мхами.
На разных карьерах ситуация немного отличается — где-то искать совершенно нечего, где-то изредка еще попадаются небольшие аммониты, ростры белемнитов, фрагменты зубов юрских акул. Но эти находки редкие, единичные и с каждым годом вероятность найти что-либо все ближе к нулю. Единственный шанс найти что-то интересное — копать отвалы, но здесь слишком велика вероятность ошибки — трудно определить стоящий отвал, внутри которого находится достаточное количество целых раковин аммонитов». Источник.
Как добраться до этих экзотичных мест? Доверимся бывалым людям.
«В целом.
Лопатинский рудник расположен примерно на равном расстоянии от Москвы и Рязани чуть к востоку от города Воскресенска, что в Московской области. К разным частям рудника удобнее добираться с разных сторон и разными способами. В данном случае мы рекомендуем исключительно пеший вариант перемещения, поскольку именно так, с нашей точки зрения, удастся в полной мере прочувствоваться духом местности.
На своих двоих.
От Москвы до пл. Москворецкая — электропоездами Рязанского направления (с Казанского вокзала, от платформ Электрозаводская, Новая или от станции Выхино) на Голутвин и Рязань. От платформы идти в генеральном направлении на восток, вверх по течению речки Семиславки. Всего ходу до начала карьеров около 5 км по нормальной лесной дороге с колеей. Дорога, уже в лесу, пересекает Семиславку дважды, потом вливается в бетонку, служащую в данном месте условной границей рудника. Последний уцелевший экскаватор — по бетонке направо (на юг) где-то в полукилометре. Существует также отличная тропа (гораздо более приятная, чем дорога от пл. Москворецкой) от поселка Строителей (близ пл. Цемгигант, конечная остановка автобуса №4), однако найти ее сложнее. Кроме того, есть тропа из окрестностей станции Шиферная (больше электропоездов), но она проходит севернее и по ней попадать к последнему экскаватору менее удобно.
Общественным транспортом.
От Москвы до пл. 88-й км — электропоездами Рязанского направления (с Казанского вокзала, от платформ Электрозаводская, Новая или от станции Выхино) на Вoскpесенск, Шиферную, Голутвин и Рязань. Оттуда пешкoм дo автoвoкзала (пo хoду пoезда напpавo через мост и впеpед). Далее автобусом №24 «Воскресенск — Фосфоритный», в ходу буквально круглые сутки (с 4 утра до 10 вечера), около 30 рейсов в день. Также можно воспользоваться автобусами №22 «Воскресенск — Ёлкино» и №37 «Воскресенск — Ёлкино — Медведка», каждый из которых очень удобен, но имеет лишь по 4 рейса в день. Также на станции Воскресенск можно пересесть на электропоезда кольцевого направления, следующие в Егорьевск и Куровскую (в сумме около 8 отправлений в день), до остановок Лопатино, Берендино, Хорлово, Рудниковская — по выбору. Далее пешком. Повторимся, приятнее и полезнее идти пешком с самого начала (см. выше).
Личным транспортом.
Автомобильные дороги подходят как со стороны Воскресенска, так и со стороны Егорьевска. К последнему уцелевшему экскаватору следует двигаться от деревни Ёлкино через Новочеркасское, далее в генеральном направлении на запад — юго-запад, по бетонке приемлемого качества. Объект расположен чуть к югу от уреза 112,8 на речке Семиславке, пока виден издалека». Источник.
Вернемся к поселку Фосфоритный. Въехав в него, и вспоминая карту Google, начинаешь искать глазами песчаный карьер и озеро в низине. И не находишь. Почему? Потому что обычный карьер – это яма в земле, а карьер в Фосфоритном – это, по меркам Подмосковья, исполинская гора, заросшая деревьями, преимущественно соснами. Обычное озеро находится… где?.. правильно, в низине. А озеро в Фосфоритном находится на вершине исполинской песчаной горы, в искусственной плоской воронке, напоминающей осыпавшийся вулканический кратер. Экзотика!
Забраться на эту гору на внедорожнике реально. Она же большая, и контролировать весь периметр круглосуточно затруднительно.
Есть официальный заезд. Там нам не рады. Наши небольшие деньги не нужны. Обещают стрелять. На предложение водки не реагируют.
Есть неофициальные заезды. Там стоят самопальные шлагбаумы. Иногда их вскрывают и так бросают. Можно заехать. Можно на обратном пути столкнуться с тем, что охрана заперла этот вскрытый шлагбаум. Или охрана у него дежурит.
Есть дикий заезд. Вершину видно? Видно! Значит, есть направление. Остальное решает высокий клиренс, малые свесы кузова и силовой бампер. Именно так мы и забирались на эту гору (террикон) рядом с поселком Фосфоритный. Специфика заезда в том, что засесть насмерть шансов мало. Скорей всего, даже крепко севший джип при таком уклоне обратно сам выберется. Просто свалится вниз под своим весом. Если только не упал на бок или не провалился в подземную полость, которых здесь навалом.
Примерные GPS координаты карьера в Фосфоритном: 55°19’30″N 38°55’2″E
Ученые утверждают, что фосфориты не представляют опасность для здоровья человека только, если они передозированы в качестве удобрений для растений, и человек питается этими растениями систематически. Однако, в Интернете не утихают жаркие споры касательно того является ли песок в Фосфоритном опасным для здоровья человека или нет, коррозирует ли от этой химии кузов автомобиля, можно ли купаться в этом рукотворном озере и т.п. Ведь озеро посередине карьера – технологическое. В него идет жидкая пульпа (отходы, пустая порода) от фосфоритов. Обилие труб делает пейзаж техногенно-природным.
Валяющиеся по краям карьера ржавые трубы – не металлолом, а часть технологического процесса! По мере поступления породы с водой по трубам, наращивается и техническое озеро и масса песка по берегам. Соответственно повышается общая высота этого сооружения. Трубы засыпаются. Для того, чтобы процесс не останавливался, придумали два дублирующих друг друга трубопровода. Трубы поочередно перекладывают по обеим сторонам берега. Поэтому, кажется, что они валяются никому не нужные, на самом деле их разбирают. Просто сначала действует один трубопровод, наращивает массу своего берега, а потом включают другой. При этом тот, что уже отключен, разбирают и перекладывают повыше, чтобы он в песке совсем уж не утонул. Так что валяющиеся по краям пустыни трубы совсем не металлолом, а настоящий инопланетный индустриальный пейзаж из мельчайшего бело-серого песка и ржавых труб, по которым когда-то шли грунтовые отходы после изъятия полезных ископаемых.
Является ли это удивительное место экологически опасным? Не знаем. Пока живы. Красота неописуемая. Но возможно, эта красота требует жертв.
Кстати, фосфор не только светится, он еще и необходимый элемент питания, без него растения гибнут. Фосфор ускоряет и улучшает цветение, способствует его обилию и продолжительности, ускоряет развитие корневой системы. При недостатке фосфора листья многих растений приобретают серо-зеленую или красноватую окраску, нижние листья желтеют и буреют, а затем отмирают. Развитие растений замедляется, их созревание затягивается, они имеют угнетенный вид. Крайне необходим фосфор молодым растениям. Возможно по этим причинам, озеро на вершине песчаной горы в Фосфоритном активно зарастает зеленью. Как и соседний пруд внизу горы.
Мы не удержались и устроили пикник. Светиться от фосфора не стали. Зеленью, как озеро, не заросли. Машины потом тщательно отмыли, принеся жертву страхам коррозии под воздействием таинственных химических веществ. Сами? Ну сами тоже дома помылись. Мы ж цивилизованные люди!
Белый песок Фосфоритного вспоминается промозглой московской зимой.
Всего в нескольких километрах от белой пустыни Подмосковья в Фосфоритном находится желтая пустыня — Хорлово.
Ехать туда специально нет смысла, а вот заехать по пути из Фосфоритного можно.
К сожалению, значительное количество мусора в окрестностях Хорлово сильно портит эстетическую ценность этого места.
Авторы Игорь и Лариса Ширяевы. Фото абзетцеров взяты из источников: 1, 2, 3.
Интернет-СМИ «Интересный мир». 07.07.2013
На свои личные деньги мы покупаем фото и видео аппаратуру, всю оргтехнику, оплачиваем хостинг и доступ в Интернет, организуем поездки, ночами мы пишем, обрабатываем фото и видео, верстаем статьи и т.п. Наших личные денег закономерно не хватает.
Если наш труд вам нужен, если вы хотите, чтобы проект «Интересный мир» продолжал существовать, пожалуйста, перечислите необременительную для вас сумму по номеру телефона +79162996163 по СБП на карту Сбербанка: Ширяева Лариса Артёмовна или по другому номеру телефона +79162997405 по СБП на карту Сбербанка: Ширяев Игорь Евгеньевич.
Также вы можете перечислить деньги в кошелек ЮMoney: 410015266707776.
Это отнимет у вас немного времени и денег, а журнал «Интересный мир» выживет и будет радовать вас новыми статьями, фотографиями, роликами.