Тульская область, Новомосковский район, Араповские пещеры.
Араповские пещеры, Араповский пещерный монастырь, Гремячевские катакомбы, — всё это разные названия одного и того же места в Тульской области. Примерные GPS-координаты, согласно Интернет-ресурсу Викимапия: 54.0769078N 38.646234E или в другом формате 54°04′36.9″N 38°38′46.4″E . Ниже вы увидите описание, фотографии и видео из Араповских пещер по состоянию на июнь 2018 г.
Араповские пещеры можно условно поделить на две достопримечательности. Первая достопримечательность – это больший по размеру комплекс пещер, который иногда называют «Пещерный монастырь». Вторая достопримечательность – это небольшая пещера, которую иногда называют «Келья».
Обе достопримечательности находятся на холмистых склонах, образующих левый берег реки Тетяковка (раньше была известна, как река Араповка). Между этими двумя местами расстояние около полукилометра. «Пещерный монастырь» находится ниже по течению реки, а «Келья», соответственно выше. Между ними по берегу идет тропа.
Сама река Тетяковка (бывшая Араповка) больше похожа на небольшой ручей, чем на реку. Если добираться до пещер из села Тетяковка (бывшее Араповка), то идти ближе, но к пещерам придется перебираться через реку по перекинутым бревнам, которые вряд ли можно назвать удобной переправой. Если добираться до пещер из села Гремячее, то путь длиннее, но через луга и по склонам холмов к «Араповскому пещерному монастырю» можно практически вплотную подъехать на автомобиле. В мокрое время года и зимой рекомендуем использовать исключительно внедорожный автомобиль.
Трудности достижения Араповских пещер вознаграждаются красивыми фотографиями и видеосюжетами, которые можно там сделать.
Существует несколько краеведческих версий происхождения Араповских пещер:
1. Версия карстового происхождения пещер. Нам эта версия кажется маловероятной. Стены «Араповского пещерного монастыря» больше похожи на спрессованный кварцевый песок, чем на карст. Кроме того, проходы в «Араповском пещерном монастыре» правильной формы, и они расположены слишком прямолинейно и логично для того, чтобы эти проходы были естественного карстового происхождения.
При исследовании Араповских пещер нужно быть очень осторожным. Во-первых, неосторожное продвижение по узким проходам «Араповского пещерного монастыря» приводит к осыпанию и разрушению стен. Разрушать эту яркую достопримечательность Тульской области было бы неправильно. Во-вторых, песок склонен к серьезным обрушениям, и попасть под завал – не лучшая перспектива.
На входе в «Араповский пещерный монастырь» видны два параллельных песчаных вала. По всей видимости, это следы обрушения. Вероятно, раньше «Араповский пещерный монастырь» был больше, песчаный потолок на входе обрушился и остались валы – остатки боковых стен.
Существует версия, что обрушилась большая часть «Араповского пещерного монастыря» и то, что мы сейчас видим – это всего лишь жалкие остатки. По этой версии, обрушился большой коридор и зал при входе, где находилась печь для обогрева и приготовления еды, а также обрушилась дальняя часть «Араповского пещерного монастыря». Согласно этой версии, сохранилась лишь центральная часть пещерной системы. Якобы, существуют старые схемы этих пещер и по ним понятно, что когда-то пещерная система была намного больше.
Аргументы кажутся разумными. Валы при входе действительно напоминают разрушенные стены. Кроме того, если Араповские пещеры действительно были пещерным монастырем, то вряд ли вход в монастырь был таким скромным. На сегодняшний день вход в «Араповский пещерный монастырь» представляет собой узкий лаз, наподобие норы. Однако далее потолок становится выше и по узким проходам можно передвигаться в полный рост.
2. Версия каменоломен. Согласно этой версии, Араповские пещеры представляют собой заброшенные каменоломни, наподобие тех, о которых мы уже рассказывали нашим читателям. Читать и смотреть можно по меткам «Сьяновские каменоломни» и «Старицкие пещеры и каменоломни».
Версия каменоломен кажется нам совсем маловероятной, т.к. спрессованный кварцевый песок, из которого преимущественно состоят стены Араповских пещер, не пригоден для строительства сам по себе, если только не использовать его в качестве составных частей смесей. Но тогда непонятно, зачем было создавать систему узких пещерных проходов с рисками обрушения вместо того, чтобы добывать песок из песчаного карьера открытым способом.
3. Версия Гремячевских катакомб. Согласно этой версии, Араповские пещеры представляют собой часть обширной системы катакомб, известных, как Гремячевские.
Действительно, современное село Гремячее находится на расстоянии примерно 6-7 км от Араповских пещер. Так вот, существует историческая версия, что Араповские пещеры – это дальняя часть Гремячевских катакомб, которые были созданы в защитных целях при крепости Гремячей (по-другому называют острог Гремячий). По этой версии, в конце XVI –начале XVII веков острог Гремячий и расположенный недалеко острог Епифанский служили для защиты русских земель от набегов татар с юга. Согласно этой версии, назначение Араповских пещер – военное.
Существование на Тульской земле острогов Гремячий и Епифанский не вызывает у нас сомнения. Тому есть подтверждения в виде документов и находок при раскопках. Необходимость защиты южных рубежей тоже не вызывает сомнения. А вот что именно Араповские пещеры имели военное предназначение – в этом мы сомневаемся. Слишком легко разрушить пещеры из слежавшегося кварцевого песка и слишком маленький размер у этой пещерной системы, чтобы Араповские пещеры могли иметь принципиальное военное значение. Максимум что могло быть, это то, что в трудные времена здесь мог прятаться небольшой отряд лихих людей. Об этом гласит следующая версия.
4. Версия временного убежища. Согласно этой версии, Араповские пещеры – стоянка древних людей или разбойничье логово.
Разбойничьим логовом в те времена могло стать любое укромное место. А вот то, что Араповские пещеры – это стоянка древнего человека, мы никаких подтверждений не нашли. Да и вряд ли эти пещеры, явно искусственного происхождения, выкопанные в слежавшемся песке и постоянно обрушающиеся, могли просуществовать многие тысячелетия, чтобы быть стоянкой древнего человека. По всей видимости, Араповским пещерам может быть максимум несколько сотен, но никак не несколько тысяч лет.
5. Версия пещерного монастыря. Наиболее распространенная и наиболее вероятная, на наш взгляд, версия гласит, что Араповские пещеры представляют собой искусственное сооружение, а именно пещерный монастырь, выкопанный местными жителями примерно 150-200 лет назад.
Существует историческая версия, что желание уединенной молитвенной жизни привело местных жителей к созданию «Араповского пещерного монастыря», как альтернативы местной сельской церкви. Мы не знаем, было ли это результатом какого-то противоречия (конфликта) с местными церковными властями или естественным желанием уединиться для сокровенного общения с Богом или тенденциями к созданию религиозной секты.
Согласно этой версии, в 1849 году местный крестьянин из села Гремячее Староказачьей слободы Яков Павлов начал копать в холмистых склонах реки Араповка пещерный монастырь, чтобы создать достойное подобие пещер Киево-Печерской лавры. Позже к Якову Павлову присоединились его товарищи Василий Никитин и Иван Кобзев, а потом и другие крестьяне из окрестных деревень. Понятно, что для того, чтобы вынуть такой объем грунта, понадобилось значительное количество людей и времени. Почему местные жители поддержали Якова Павлова и втянулись в этот проект, нам неизвестно.
Со временем «Араповский пещерный монастырь» был превращен в разветвленную пещерную систему и, по всей вероятности, стал конкурировать с местным официальным храмом. Документально зафиксирована жалоба священника села Гремячее, связанная с оттоком прихожан и падением церковных доходов. Посетителей и завсегдатаев «Араповского пещерного монастыря» подозревали в сектантстве, а именно в принадлежности к секте «хлыстов» и в организации непотребных сексуальных оргий под землей. Скорей всего, это вымысел и наговор с целью конкурентной борьбы официальной церкви с альтернативным «Араповским пещерным монастырем». Тем не менее, несомненно что-то людей в этих пещерах привлекало. Иначе бы эти пещеры не были выкопаны и не оттянули часть прихожан из официальной местной церкви.
Известен приказ от 12 марта 1856 года о запрещении доступа к Араповским пещерам и их уничтожении, но выполнить его, очевидно, не удалось. До сегодняшнего дня сохранилось примерно 200 метров узких подземных проходов шириной примерно от 60 см до 1 метра. По большинству из них можно передвигаться в полный рост. Также сохранилось несколько небольших комнат, которые называют кельями и церковью. В них ниши и полки, которые могли служить местами для икон и свечей. Следов постоянной церковной жизни в Араповских пещерах мы не нашли, но это не означает, что ее не было. Весь реквизит для съёмки был привезён нами с собой.
Наш постоянный спутник и актер Руслан Сафонов вызвался сыграть роль монаха «Араповского пещерного монастыря». Так мы проиллюстрировали историческую версию, а заодно немного развлеклись после утомительной дороги и поисков пещеры.
В результате поездки в Араповские пещеры мы сняли и смонтировали видеоролик, иллюстрирующий историческую версию о том, что раньше здесь находился подземный монастырь.
Авторы Игорь и Лариса Ширяевы. Спасибо Руслану Сафонову за помощь в исследовании интересных мест!
Интернет-СМИ «Интересный мир». 25.06.2018
На свои личные деньги мы покупаем фото и видео аппаратуру, всю оргтехнику, оплачиваем хостинг и доступ в Интернет, организуем поездки, ночами мы пишем, обрабатываем фото и видео, верстаем статьи и т.п. Наших личные денег закономерно не хватает.
Если наш труд вам нужен, если вы хотите, чтобы проект «Интересный мир» продолжал существовать, пожалуйста, перечислите необременительную для вас сумму по номеру телефона +79162996163 по СБП на карту Сбербанка: Ширяева Лариса Артёмовна или по другому номеру телефона +79162997405 по СБП на карту Сбербанка: Ширяев Игорь Евгеньевич.
Также вы можете перечислить деньги в кошелек ЮMoney: 410015266707776.
Это отнимет у вас немного времени и денег, а журнал «Интересный мир» выживет и будет радовать вас новыми статьями, фотографиями, роликами.