Home 1 История 1 Флорищева пустынь. История.

Флорищева пустынь. История.

Флорищева пустынь. История.

Предыдущая глава «Абабковский монастырь». Всю серию репортажей о поездке по Выксунской епархии Нижегородской области можно отслеживать по метке «Нижегородская область». Фотографии при клике увеличиваются и открываются в отдельном окне.

Флорищева пустынь – Свято-Успенский мужской монастырь Выксунской епархии в Нижегородской области – издали выглядит сказочным островом, возвышающимся на высокой песчаной горе посреди бескрайнего зеленого океана – соснового бора, простирающегося на десятки километров вокруг. Нам, жителям Москвы, здесь было непривычно всё – бескрайние сосновые леса на песчаных холмах, топкие болота в низинах, лесная река Лух (называемая из-за цвета воды Янтарной рекой), танки на местной железной дороге, и, конечно, сам Свято-Успенский монастырь. А еще Флорищева пустынь, расположенная на плоской, почти квадратной вершине песчаной горы, с белоснежными храмами за красной кирпичной стеной, ассоциативно похожа на сверкающие куски крупного колотого сахара, который окаймлен полоской брусничного варенья на большом квадратном блюде. Вкусный монастырь! Интересное место!

А вот та самая стена, издали похожая на валик брусничного варенья на большом квадратном блюде (монастырь Флорищева пустынь в плане почти квадратный, это хорошо видно на снимках со спутника).

Сохранились значительные фрагменты древней кладки. Монастырь реставрируют очень бережно, поврежденные фрагменты восстанавливают, а не сносят и не строят заново. Всё это прибавляет хлопот строителям, но зато мы видим аутентичный исконный русский монастырь, а не новодел из железобетона.

Сохранился даже древний краеугольный камень. Размер и вес камня особенно впечатляют, когда понимаешь, что древние монахи строили вручную, и камень нужно было затащить на вершину высокой песчаной горы, подняв его из леса, окруженного болотами. Невольно вспоминается «Горячий камень» Аркадия Гайдара, вытащив который из болота и затащив на высокую гору, можно было попробовать начать жить сначала. Еще три с половиной века назад для монахов Флорищевой пустыни здесь тоже начиналась новая жизнь.

Издревле окрестности реки Лух в этих краях славились непроходимыми лесами. Темный сосновый и еловый бор местами перемежались густыми лиственными лесами. Земля эта была трудна для жизни. Судите сами: песчаные холмы малопригодны для земледелия, болота между холмами неудобны и для жизни и для земледелия, дикие животные в лесах и змеи на болотах прибавляют опасностей, а плохие дороги и отсутствие жилья на десятки километров препятствуют торговле и уменьшают шансы на выживание в случае беды. В общем, если кто поселялся в этих краях, то был он, как правило, человеком незаурядным, из тех, кто трудностей не боялся.

Около 30 км лесной дороги от Нижегородской трассы до монастыря Флорищева пустынь и в наше время производят сильное впечатление: разбитая в хлам автомобильная дорога, воинские части, танки на железной дороге посреди леса, памятники погибшим, густой лес по обочинам (то стоящий в болоте, то карабкающийся на песчаные горы), глубокая река Лух (цветом похожая больше на паленый коньяк, чем на янтарь), — малолюдные глухие места, производящие сильное, но сказочно-зловещее впечатление. Интересно, что это впечатление у разных людей разное, но у многих оно неординарное. Вот еще одно описание дороги к монастырю Флорищева пустынь, найденное нами на просторах Интернета:

«Следует отметить, сам подъезд к Фролищам сквозь горелые леса, с жидкими смешанными некрасивыми деревьями наводит на самые угрюмые предчувствия. То ли виной тому слухи о некоем химическом полигоне, на котором Дзержинские предприятия якобы что-то испытывали или хоронили отходы, то ли многочисленные рельсы, то ли еще что. Природа выглядит на редкость уныло. Схимники и первые отшельники выбрали правильную местность по своему нраву. Подъезжаем к селенью. Кругом черная пыль, бедные хибары, пара панельных общаг для офицеров, полуруины какого-то завода, ветхий асфальт идет только к воинской части встык с самой Флорищевой пустынью. На самом поселке местам проброшены бетонные плиты, которые все предпочитают объезжать по песку с черной пылью, из них торчат арматурины. Вот глухомань, так глухомань». Источник.

Издревле селились здесь, в лучшем случае, лесорубы и бортники (собирающие мед диких лесных пчел), а в худшем случае, лихие люди, для которых русло реки Лух и тайная тропа через болото служили единственной дорогой к уединенному жилищу. Именно здесь на левом высоком берегу реки Лух жил в стародавние времена бортник и лесоруб Флор. Видимо, Флор был не только простой бортник, но и яркий запоминающийся человек, т.к. песчаные холмы в окрестностях с тех пор стали называть Флорищевыми горами. Впрочем, с названиями всё не так просто. Главную Флорищеву гору (на которой находится нынешний Свято-Успенский монастырь) называют еще и Красной горой (то ли по причине удивительной красоты, то ли по причине едва уловимого красноватого оттенка песка), реку Лух называют Янтарной рекой (хотя правильнее было бы называть Коньячной), а сам монастырь Флорищева пустынь находится в неуловимо странноватом населенном пункте, который называется не Флорищи (как можно было бы ожидать), а Фролищи.

Возможно, непростая и временами драматичная здешняя жизнь порождает запутанные сюжеты и непростые названия. А то, что жизнь была и продолжает оставаться непростой в этих местах, сомневаться не приходится.

«Вчера, во вторник 11 сентября в 19.30 в поселке Фролищи Володарского района Нижегородской области группа мальчиков из 5 человек, решив построить себе шалаш у наружной стены Галицинского корпуса мужского монастыря Флорищева пустынь, начали разбирать нижнюю часть старой кладки колонны. Это привело к обрушению части стены, в результате чего погиб девятилетний отрок Макаров Александр». Из текста соболезнования епископа Выксунского и Павловского Варнавы 12.09.2012. Источник: Выксунская епархия.

В летописи Флорищевой пустыни упоминается, что бортник Флор многократно слышал странный звон, доносящийся с вершины горы. Поднимаясь на гору, он не обнаруживал источника звука, но на горе пахло как-то по-особому приятно, а сердце переполнялось радостью. Флор рассказывал другим лесорубам и бортникам, что он обнаружил необычное место, и вроде бы они тоже слышали и ощущали что-то особенное на вершине главной Флорищевой горы. Слух пошел по округе, на слух притянулись люди. В результате в XVII веке старец схимник Мефодий поселился в этом благодатном месте для поста и молитвы. Мефодию удалось собрать вокруг себя небольшую монашескую братию. Так были заложены основы будущего монастыря Флорищева пустынь – одного из красивейших монастырей Выксунской епархии Нижегородской области.

В марте 1651 года, когда на первом весеннем солнце стал подтаивать снег на солнечной стороне Флорищевой горы, по благословению патриарха Иосифа и по дозволению государя Алексея Михайловича было освящено строительство первой деревянной церкви будущего монастыря Флорищева пустынь. Сам старец Мефодий недолго прожил после этого, он умер через три года во время эпидемии «морового поветрия», как пишут в летописи. Предположительно, это была чума. Тогда умерли многие монахи.

Продолжил строительство будущего красивейшего монастыря Флорищева пустынь сподвижник Мефодия иеромонах Иларион.

Витиеваты сюжеты российской истории. Отец будущего строителя монастыря Флорищева пустынь Илариона, монах Антоний чуть не стал Патриархом всея Руси при втором Романове — царе Алексее Михайловиче. Стань тогда Антоний (отец Илариона) Патриархом всея Руси, еще неизвестно, как бы повернулась история и Флорищевой пустыни и всей России.

Однако Антоний, по причине старости и недомогания, уступил свой престол Никону… и история пошла тем путем, который нам известен из учебников истории: церковные реформы патриарха Никона, раскол Русской Православной Церкви, пролитая кровь людей, государственная и церковная смута. Вспомним яркую жизнь и трагическую смерть протопопа Аввакума, гигантскую картину Сурикова «Боярыня Морозова» и то, что грозные волны церковного раскола накрывали Россию не годы и даже не десятилетия, а столетия спустя. Лишь в 1971 году (через 300 с лишним лет после раскола РПС и всего около 40 лет назад!) Поместный собор Русской Православной Церкви принял официальное решение «о признании старых русских обрядов спасительными, как и новые обряды, и равночестными им».

Но вернемся к строителю монастыря Флорищева пустынь Илариону. К тому времени царь Алексей Михайлович (по прозвищу Тишайший) уже умер (по версии некоторых историков от хронического обжорства – именно это слово употребляют историки), а на престоле был новый молодой царь, третий в династии Романовых, царь Федор Алексеевич. Вступив на престол в 14 лет и скончавшись в возрасте 20 лет, царь Федор Алексеевич не отличался крепким здоровьем.

Именно при Федоре Алексеевиче был сожжен в срубе в Пустозёрске мятежный лидер старообрядчества протопоп Аввакум, по преданию предсказавший близкую смерть юному царю (в чем Аввакум нисколько не ошибся). Именно при Федоре Алексеевиче (задолго до знаменитых реформ, а вовсе не при Петре I, как ошибочно считают многие) молодые бояре при царском дворе начали принудительно брить бороды (видимо, чтобы бояре не выглядели сильно старше и опытнее юного царя Федора). Именно при Федоре Алексеевиче начался расцвет монастыря Флорищева пустынь.

Царь даже сам ездил в монастырь Флорищева пустынь в поисках людей истинной веры и святых чудотворцев, способных, в том числе, помочь ему решить проблемы со слабым здоровьем. Специально для этого случая из Москвы через Вязники и далее напрямую через непроходимый лес была проложена дорога к монастырю Флорищева пустынь, которую стали называть Царской дорогой.

Как мы знаем из истории, царь Федор Алексеевич, всё равно, остался нездоровым человеком и умер в возрасте 20 лет (согласно предсказанию уже сожженного к тому времени протопопа Аввакума). Царь пережил Аввакума всего на две недели. А вот монастырь Флорищева пустынь вступил в эпоху своего расцвета.

Вот как это было:
«И пошла по белу свету слава об иноческом подвиге Илариона, его лесной обители. Часто посещал его гороховецкий воевода Петр Абрамович Лопухин и из Вязников — воевода Иван Павлович Языков. Именно Иван Павлович сблизил Илариона со своим знатным родственником Иваном Максимовичем Языковым, фаворитом царя Федора Алексеевича. Юный царь не мог не заметить как далеко уклонилась жизнь современных ему иноков в богатых монастырях от той, которая была в древности. Он видел недостатки в жизни настоятелей, их корыстолюбие, тщеславие, расчетливость при свидании с царем, отсутствие искренности. И вот со слов своего родственника, вязниковского воеводы Языкова, любимец царя Иван Максимович Языков докладывает государю, что в глухих лесных дебрях Флорищенских есть такая пустынь, где иноки осуществляют идеалы подвижнические и где настоятель — строгий подвижник Иларион.

Царский любимец, вероятно, не пожалел красок в своем рассказе о том, как строго ведут схимнический образ жизни пустынники в постоянных трудах, воздержании, кротости и послушании.

Федор Алексеевич заинтересовался ярким рассказом и пожелал увидеть Илариона. Желание это, вероятно, усиливалось и тем, что царствующий юноша в душе надеялся получить чудесное исцеление от своей изнурительной болезни (он с детства был физически немощным), благодаря молитвам благочестивого Илариона. Умный придворный Языков легко устроил свидание царю с подвижником из глухой обители. Он был в это время в Москве и находился у иконописца С. Ушакова, у которого всегда останавливался по приезду в столицу. Первое свидание царя с Иларионом произошло в январе 1677 года, вскоре появилась первая жалованная грамота Флорищевой пустыни. Долго продолжалась беседа пустынника с царем, которая послужила началом продолжительной дружбы между этими двумя людьми.

Вскоре Самодержец Всероссийский и сам пожелал посетить монастырь на Флорищевых горах. Государю чрезвычайно понравилась убогая обитель, она не была похожа на посещенные им ранее богатые монастыри и показалась ему, по словам летописца жития Илариона “яко рай едемский на вастоце насажденный”. И государь дает денег на постройку каменного храма. Прощаясь с Самодержцем, Иларион подарил ему искусно сплетенные монахами личные башмачки. Федор Алексеевич с благоговением принял реликвию и в свою очередь, по-царски, целым рядом жалованных грамот в 1678, 1679 и 1680 годах наградил обитель. Во время Турецкой войны (1672-1681 гг.) Федор Алексеевич прислал инокам во Флорищеву пустынь богомольную грамоту, в которой просил молиться их во славу русского оружия. Это еще более подняло престиж монастыря». Источник.

Сохранились старые изображения монастыря Флорищева пустынь. Конечно, они датированы намного-намного позже, чем описываемые нами события. Но эти изображения, всё-таки, хотя бы чуть-чуть погружают нас в атмосферу старины.

Интересно, является это исторической случайностью или промыслом Божьим? Первый строитель монастыря Флорищева пустынь Иларион, хотя и не стал кандидатом на престол Патриарха всея Руси, как его отец Антоний, но тоже сделал блестящую церковную карьеру – в конце жизни Иларион стал митрополитом Суздальским, причем достиг этого без помощи своего отца, который к тому времени давно умер. Что в общем-то, неудивительно. О духовных подвигах Илариона в народе ходили многочисленные легенды, а многие рассказы нашли свое отражение в летописи монастыря Флорищева пустынь.

«Пищу же и питие принимал через день, через два, а то и через три, иногда же и всю неделю трудился без пищи: занимался заготовкой дров, носил воду и возделывал землю. Никогда при этом не оставляя церковной службы, настолько изнурил свою плоть, что лицо его стало походить на сухой лист дерева, а тело было только кожа да кости, к тому же и по пустыни скитался, утомляя себя до изнеможения. Несмотря на все это, преподобный, не находя себе покоя, со слезами молился перед иконой Святой Богородицы о скоропостижной смерти, дабы обрести благодать и мир душе». Источник.

Вернемся к истории монастыря Флорищева пустынь:
«Бежали дни, на трон взошел Петр Алексеевич, а позже император Петр I. Его реформы сильно пошатнули благочестивые устои, традиции обители. Наполнилась она отставными, увеченными солдатами, число которых в России после войны с Польшей и Швецией было небывалым. На их содержание тратились монастырские доходы. Легко представить, что за дух принесли в монашеские кельи инвалиды, отставные солдаты и нищие.

Судьба распорядилась так, что в числе братии Флорищевой пустыни оказался сподвижник Петра — видный государственный деятель, князь Борис Алексеевич Голицын. Документы пока молчат, как все произошло. Что это — добровольное пострижение или принудительное заключение? Почему выбрана Флорищева обитель? Догадок можно строить много. Факт говорит только о том, что в начале 1713 г. воспитатель и любимец Петра I князь Голицын был пострижен в монахи Флорищевой пустыни под именем Боголепа, а затем монах Боголеп делает в пустынь богатые вклады. Он построил для себя на свои средства целый двухэтажный каменный корпус, который потом назвали Голицынский.

В этом же году Голицын скончался и был похоронен около соборного храма. На его могиле воздвигнута плита с надписью о дне смерти инока Боголепы и каменная палатка над этой плитой. В здании, где он жил, разместили монастырскую иконописную школу». Источник.

В следующей части нашего повествования мы расскажем о современной жизни замечательного монастыря Флорищева пустынь Выксунской епархии Нижегородской области. Следите за обновлениями!

Авторы Игорь и Лариса Ширяевы.

Дорогие друзья и читатели! Проект «Интересный мир» нуждается в вашей помощи. Помочь можно ЗДЕСЬ.

Электронное СМИ «Интересный мир». 17.11.2013