Home 1 История 1 Армения. Нораванк. Часть 1.

Армения. Нораванк. Часть 1.

Армения Средних веков. Чартарапет – конструктор красот. Художник, архитектор и скульптор Момик. Монастырь Нораванк.

Жил в средневековой Армении художник, и звали его Момик. Для русскоязычного человека это имя может звучать забавно, но для средневековой Армении — хорошее мужское имя. Момик означает свечка. Имя художника, архитектора и скульптора Момика неразрывно связано с культурой средневековой Армении, а также с историей монастыря Нораванк.

(Фотографии при клике увеличиваются и открываются в отдельном окне)

Армения. Нораванк.

Армения. Нораванк.

Жизнь у Момика была яркая, творческая, но тяжелая. Родился он в деревне, средневековое название которой никто не знает. В более поздние времена это место называлось Улгюр. Известно, что у Момика были мама и папа, а затем сын и даже внук, но про жену никто не упомянул. А еще была у Момика любовь, из-за которой он погиб. У творческих людей так часто бывает: появляется молодая красотка, и герой погибает. Но будем рассказывать по порядку.

Итак, молодой Момик, от мамы и папы попадает в Гладзор. Гладзор — это крупный культурный центр средневековой Армении, по тем временам крупный университет. Вся культура зарождалась тогда в стенах монастырей, а Гладзор отличался от обычного монастыря большей содержательностью деятельности и разнообразием целей. В таких заведениях воспитанники не только погружались в религиозную тему (богословие, философия, ораторское искусство и т.д.), но и в светскую науку (арифметика, астрономия), искусство (архитектура, рисование и т.д.). Гладзор был университет обществоведческого направления.

Особо талантливых юношей по тем временам активно замечали и развивали. Конечно же, речь идет только о мужчинах, а не о женщинах. Но может быть, кто-то из знатоков добавит к этой статье совсем иную информацию о Средних веках, дескать, и женщины в средневековой Армении могли в университетах учиться…

Армения. Нораванк.

В одной из церковных книг уцелела запись и о том, что наставники Гладзора, воспитывавшие и обучавшие будущих служителей веры, архитекторов и художников, сами ютились в очень тесных и холодных каморках, а закуток воспитанника Момика и «вовсе ни на что не годился». А еще известно, что уроки творчества и богословия брал Момик у монаха Овасапа, давшего обет безбрачия. Больше всего Момик любил писать и рисовать миниатюры, но при этом хорошо владел греческим языком и религиозными знаниями. Соответственно, умение рисовать преломилось через религиозную тему.

(Фото взято из источника.)

Впервые имя Момика упоминается в сборнике молитв 1283 года, куда вошли даже несколько нарисованных Момиком миниатюр. Манускрипт тот был писан для ректора Гладзорского университета.

«Будущий митрополит Сюника Степанос Орбелян одаренного юношу приметил сразу, распознав в нем прирожденного писца и миниатюриста. После разглядел он в Момике еще и скульптура, и зодчего, окрепшего под началом варпета Сиранеса, доверенного строителя княжеского дома. В университете Гладзора, в стенах вайоцдзорского монастыря Ахберц-ванк, оба наши чартарапета, Сиранес и Момик, вели курс зодчества и ваяния. Чартарапет – понятие философское, вмещает оно больше, чем архитектор и просто зодчий. Чартарапет – конструктор красот.

Хотелось бы отметить, что Сиранес едва ли не единственный из архитекторов армянского Средневековья, о гонорарах которого дошли до нас более или менее точные сведения. По заказу Орбелянов им был сложен фамильный склеп в монастыре Нораванк. За выполненную работу князья одарили Сиранеса наделом земли с правом его наследования и выплатили 500 монет серебром.

В 1285 году Степаноса Орбеляна выбирают духовным пастырем Сюника. Для рукоположения в сан он едет в Армянское царство Киликия, включив в свою свиту и Момика. Там они предстали пред царем Левоном III. Через год новоизбранный Католикос всех армян Костандин II Катукеци посвящает Степаноса в епископы и вручает посох митрополита. По возвращении в родные места Момик получает место придворного миниатюриста, зодчего и скульптора при дворе Орбелянов». Источник.

Армения. Нораванк.

В 1292 году Момик творчески трудится над рукописью Евангелия в резиденции армянских князей Орбелянов — монастыре Нораванк. Название «Нораванк» можно перевести, как «Новый монастырь». Нораванк возведен на горном уступе глубокого ущелья кораллового цвета, и смотрится монастырь Нораванк незабываемо.

«Нораванк был основан в 1205 году епископом Ованнесом, бывшим настоятелем монастыря в Ваганаванке. Монастырский комплекс включает в себя церковь Сурб Карапет (Святого Иоанна Крестителя), часовню Сурб Григор (Святого Григория) со сводчатым залом и церковь Сурб Аствацацин (Святой Богоматери). Нораванк был также резиденцией армянских князей Орбелянов. В конце XIII – начале XIV веков здесь трудились архитектор Сиранес и выдающийся скульптор и миниатюрист Момик. Крепостные монастырские стены были построены в XVII–XVIII веках». Источник.

Армения. Нораванк.

Армения. Нораванк.

Братья-монахи по именам Ованес и Тадеос, заказчики дошедшего до нас Евангелия, сказали художнику Момику, чтобы он внес в написанный им манускрипт их монашескую высочайшую оценку его кропотливого труда. Т.е. чтобы Момик внес в Евангелие пометочку, что он, Момик, который сотворил этот манускрипт «очень многосведущ и одарен как мастер кисти и пера». Умели в Средние века сделать художнику приятно.

«Еще один труд Момика – Евангелие 1307 года – находится в мемориальной библиотеке Хартфорда, столицы штата Коннектикут, что на северо-востоке США. В 1331 году, когда Момик взялся за очередную рукопись, в памятной записи к ней он описал предысторию появления манускрипта. Заказал ему эту работу Ованес Орбел, внучатый племянник Степаноса Орбеляна, занявший после его смерти престол митрополита. И заказал он эту рукопись для родича своего – князя Буртела Орбеляна». Источник.

(Фото из источника.)

Беда миниатюриста — болезнь глаз. Момик расхворался, и его некоторые миниатюры дописал другой мастер. А потом Момик много и страстно молился и выздоровел, дописал миниатюры, но впоследствии уже так много миниатюрой не занимался, а занялся архитектурой и ваянием (к тому же он был хорошим скульптором).

Армения. Нораванк.

Момик и Нораванк неразрывно связаны друг с другом. Момик много чего сделал для «Нового монастыря». Здесь он закончил свою жизнь трагически, успев создать последнее и самое совершенное творение.

Армения. Нораванк.

Армения. Нораванк.

Не стало варпета Момика. Но встал в Нораванке хачкар в память о нем. Говорят, что такой чести ни один чартарапет-зодчий в средневековой Армении не удостаивался.

Армения. Нораванк.

Момик говорил о себе: «Ваш покорный слуга, нижайший дьякон, никудышный писец, никчемный Момик».

Сейчас уже никто точно не знает, как у Момика складывались отношения с женщинами, но легенда требует определенных стандартов повествования. Согласно легенде, влюбился Момик в красавицу-дочь князя-ишхана, ровесницу его внука Шатоника, т.е. старый мужчина (хотя и не такой старый) влюбился в девчонку. Влюбилась и она в Момика (а как же иначе), хоть и был он «в летах». А как прознал про то ее отец, так и распереживался он не на шутку. Кому же из отцов охота свою красавицу дочку, молодую девушку, отдавать чужому зрелому мужчине, да еще своему ровеснику?! И решил князь обмануть творческого человека. Призвал он к себе Момика и гневно бросил в лицо: «Дочь мою в жены получишь, когда один, своими руками за три года храм для меня построишь», особо, видимо, не рассчитывая на храм, но рассчитывая на то, что увлечение Момика дочкой затухнет. Но Момик принял вызов князя.

И воздвиг Момик на исходе того срока церковь красоты неописуемой. Мерой длины для Момика стал не мужской локоть, как принято было у зодчих, а локоть возлюбленной. Оставалось лишь заложить в купол последний камень. И тут до князя наконец-то дошло, что пора действовать. Тут кровь ударила князю в голову. Подослал он к зодчему подлого слугу своего. Столкнул тот Момика с божественной высоты. И летел Момик вниз, обняв камень свой вместо юной красотки. И камень стал ему надгробием. Трагичная история, нелепая смерть, но так гласит легенда.

(Фото из источника.)

Армения. Нораванк.

И распростерла любящая душа Момика ангельские крылья. Люди бросились к Момику, откинули камень и увидели чудо. Творческая душа Момика впечаталась в камень, и камень этот превратился в невиданной красоты хачкар. Его и поставили на символической могиле Момика, ибо плоть его храмом стала. Так что, если знать легенды, то и камни будут с вами разговаривать. Много чего могут рассказать.

«Легенда легендой, а на хачкаре в память о Момике, умелых рук резчик оставил дату его ухода из жизни – 1333 год. Стало быть, завершали работы над церковью Буртелашен ученики Момика.
В вайоцдзорском селе Неркин (Нижний) Улгюр паломники очистили от мха скромную могильную плиту: «Здесь покоятся Гргор и Авта, отец и мать Момика. Вспомяните их во Христе. 1298». Надпись подтверждает факт, что к тому времени Момик снискал себе известность. А неподалеку, в Верин (Верхнем) Улгюре, стоит хачкар памяти сына Момика – Искандара и внука – Шатоника.

Отыскался в Неркин Улгюре и след Гохарташа, родного брата Момика. На одном из надгробных камней высечено: «Гохарташ и дочь его Хлат. 1333». Обнаружился рядом и другой камень, на котором можно разобрать: «Хази, сын Гохарташа. Ушел с отцом и сестрой в один день одного и того же года». Вспомним, на хачкаре Момика значится та же злополучная дата – 1333. Кто знает, не тот ли коварный князь, заслав убийц покончить с Момиком, заодно убрал и случайных свидетелей, коими оказались родные зодчего.
Нас едва ли удивит, что легенда та еще обрастет новыми деталями и красками». Источник.

Автор и составитель Лариса Ширяева. Фото Игоря и Ларисы Ширяевых.

Электронное СМИ «Интересный мир». 19.02.2015