Исторические страсти и культурный слой.
Армения. Монастырь Нораванк в ущелье среди скал кораллового цвета. Два храма, маленькие часовни и руины древней церкви, от которой остались только каменные стены, и то не полностью. Скромно, аскетично… но потрясает своей красотой. Этот ансамбль создавали очень талантливые люди. В древние времена они сумели в бедности, скромными средствами, создать шедевр, который потрясает нас — прагматичных потомков в XXI веке.
Церковь Сурб Карапет (Церковь Святого Иоанна Крестителя или Иоанна Предтечи).
То, что вы видите на фото, это не вполне древняя церковь, а как бы сказали у нас – скорее «новодел». Тем не менее, это хорошо, когда храмы восстанавливаются, реставрируются, и вместо горы бесформенных каменных останков люди возводят утраченные или разрушенные когда-то постройки. Древняя церковь Сурб Карапет, к сожалению, не сохранилась. От нее остался фрагмент, который можно увидеть на переднем плане фотографии – крупная брутальная каменная кладка на переднем плане. Именно этих камней касались руки мастера Момика. Он тоже, в свое время, создал почти «новодел», перестроил притвор церкви, которая разрушается уже не в первый раз землетрясением и временем. Момик перестроил притвор и украсил его фасад интересными рельефами. Надо заметить, что творение Момика до сих пор органично сочетается с нависающими вокруг скалами. Есть в его творении дух истории. Если будете в Нораванке, обязательно посетите притвор, обычно его проходят мимо, почти не обращая внимания, а зря.
А теперь пойдемте дальше. Зачем вы старательно обходите каменные надгробия? Наступайте! Да-да, вот так, ногой, ботинком. Кощунственно? Грех? Стало не по себе? А знаете, что если вы не наступили на надгробие, то это и есть плохо? На каменные плиты в траве, на земле и на полу церквей не только можно, но и нужно наступать. Как же так? Это же могильные плиты! Именно поэтому и нужно наступать, наступил – проявил уважение, помянул, прикоснулся… Таковы армянские традиции, хотя православному русскому человеку это может показаться непривычным.
«Ногами попирайте тело мое!» Этот призыв характерен для многих поколений монахов. Рефреном он звучит в чине монашеского отпевания. В традиции Русского Православия нечасто встречаешь могилы на паперти. В Армении же считается особо почетным лежать перед церковными дверьми, на самом входе в храм. Надгробные каменные плиты порой устилают собой все пространство притвора, огромных монастырских трапезных, собственно церкви. Дорога к храму часто — мостовая из могильного камня. Смысл таков: пусть по моему праху будет лежать Вам путь к Богу, потомки! Помяните меня!» Источник.
А если на могильную плиту не наступаешь, то, вроде как плохо, очень плохо делаешь. Что, в голове сидит стереотип, что по могилам не ходят, мягко говоря — не принято это? Грех? И прыгают многие туристы, как зайцы, на краешек наступают, вроде как случайно, чтобы и совесть не заела и традиции не нарушить. Вообще религии, обычаи и стереотипы восприятия, воспитанные в рамках разных укладов иногда чудным образом сталкиваются в душе путешественника, и ловишь себя на мысли, что мир очень разнообразен. И что бы ты ни сделал, всегда найдется подтверждение, что ты что-то сделал правильно, и всегда найдется подтверждение, что ты сделал что-то неправильно. Разница лишь в том, на какой ты земле, и что за люди вокруг тебя.
А вот в Непале, Таиланде и других буддистских странах, наоборот.
«В буддийский храм невозможно заходить в обуви. Она непременно оставляется за порогом. Считается, что ноги это – самая грязная часть нашего тела, потому что они соприкасаются с землей. Поэтому выглядеть они будут гораздо чище без обуви, которая, к слову сказать, может быть сделана их кожи умерших насильственной смертью животных. Да и с точки зрения простой гигиены это оправданно. Так как народы ЮВА — много времени проводили и проводят, сидя на полу, а потому следят за его чистотой, тем более в храме. Ни в коем случае нельзя размещаться в храме так, чтобы при сидении на полу ноги указывали в направлении алтаря с изображением Будды и скульптур монахов, а также живых представителей духовенства».
Но не будем углубляться в сравнение разницы дресс-кода и поведения в разных конфессиях, а вернемся к Нораванку, а точнее к храму Сурб Карапет. Пойдемте внутрь, наступая на надгробия и не снимая обуви.
Вторая церковь позади притвора, построенного Момиком, изначально была построена в 1216–1227 годах по указу князя Липарита Орбеляна. Построена севернее развалин древнего храма, носящего то же название и разрушенного землетрясением. Сейчас именно она выглядит, как новенькая, но у нее тоже своя история.
«Купол церкви был разрушен во время землетрясения 1240 года, а затем восстановлен архитектором Сиранесом в 1261 году. Сравнительно недавно, в 1931 году купол был поврежден еще одним землетрясением. В 1949 году крыша и стены были отремонтированы, а в 1998 году полностью отреставрированы на средства благотворителей – семьи канадских армян. К западной стороне церкви в 1261 году был пристроен эффектный притвор, украшенный великолепными хачкарами и несколькими исписанными надгробными плитами в полу. Иначе этот притвор называется «гавит». Источник.
Вообще, снова отвлекаясь от Нораванка, теперь уже в историю, нужно сказать, что в те далекие времена все было проще: кто круче – того и земли. Пришел, увидел, победил, забрал себе, если успел – попользовался. Ну, а не успел, прости, братан, подвинься, другим тоже охота покняжествовать. Постоянный драйв, крупные и мелкие войны, движуха и социальные потрясения для обычного человека по причине личных интересов локальных лидеров.
Когда читаешь историю тех мест и времен, создается ощущение, что «простым людям» покой не только не снился, но даже отсутствовал, как явление, хотя исторические источники пишут не только о переделах и распилах, но и о «культурном прогрессе». Создается ощущение, что феодализм, конечно, лучше племенных войн, но, тем не менее, если обобщать и упрощать, «те же яйца, только в профиль» и чуть более расписные. Хотя культурное развитие региона, несомненно, было, почему же ему и не быть? Поскольку живых свидетелей нет, а Дункан Макклауд не авторитет в серьезной науке истории, то остается читать более весомые источники и верить написанному. Вот что пишет Википедия про область Сюник того времени, а для тех кто не в курсе Нораванк расположен как раз в этой области. Позволим себе некоторые комментарии во время большой цитаты.
«Отныне здесь обосновываются два княжеских дома — Орбеляны и Хахбакяны (Прошяны). Основателем сюникской династии Орбелянов становится Липарит сын Эликума, а Хахбакянов — Васак, происходящий из соседней армянской области Хачен. Воцарившись в регионе, Орбеляны становятся одним из влиятельных княжеских домов Армении, а само освобождение от сельджукской гегемонии способствует культурному развитию края. Власть Прошянов распространилась главным образом в гаварах Гегаркуник (юго-запад озера Севан) и Вайоц-Дзор с резиденцией в местечке Сркгунк (ныне Вернашен). В 1230 годах обе династии вынужденно признают над собой власть монголов. Смбат Орбелян получает от монгольского двора права инджу.» Источник.
Инджу – это монгольское понятие, а монголы люди особо не разговорчивые, поэтому краткие. Таким словом в Монголии называлось сначала приданое жены (вещи и люди, ибо все в хозяйстве сгодится), а позже и земельные владения локальных лидеров. Кроме этого инджу — это лаконичное понятие изречения «вассал моего вассала – мой вассал», т.е. инджу принадлежность людей разного звания (иногда вместе с их землями) главному хану и его семейству. Т.е. можно присваивать все с долгими восточными разговорами, а можно по-монгольски.
«Эти права позже были сохранены при хане Хулагу и после него. Благодаря полученным привилегиям, а вместе с ними неприкосновенностью, в этой части Армении складываются сравнительно терпимые условия, что в свою очередь способствует улучшению экономической и культурной жизни области, в результате чего регион становится главным бастионом национально-государственного устройства на территории всей исторической Великой Армении. Земли, которыми владел Смбат Орбелян, простирались до пределов Нахичевани. Владения младшей ветви княжеского дома охватывали побережье Севана.» Источник.
Говоря проще, все договорились об «откатах», и остались друг другом довольны. «Восток – дело тонкое, Петруха!»
Поговаривают, что в угоду великому монгольскому народу, хитрый Орбелян в Нораванке приказал лики святых делать узкоглазыми, с целью понравиться монголам и сохранить свои земли, статус и имущество. Может это и так, но особого монголоидного лица мы не обнаружили, хотя если напрячь фантазию, как следует напиться, то и миндалевидные глаза можно принять за монгольские глаза, но тема эпикантуса в орнаментах все-таки не раскрыта! Смотрим внимательно! Не монголы ни разу! Если с первого раза не видно, выпейте водки и посмотрите снова.
А что же, все-таки, здесь изображено на этом красивом барельефе? Неужели главный монгол? Нет, чуть было не написали «увы», но напишем — «к счастью».
«Стрельчатый тимпан однотипного окна над дверью украшен уникальным барельефом с изображением Бога Отца с большими миндалевидными глазами. Правой рукой Он благословляет Распятие, а левой держит голову Адама с парящим над ней голубем, символизирующим Святого Духа. В правом углу тимпана – голубь-серафим, а пространство между ним и фигурой Отца заполнено письменами». Источник.
Сразу под ним другой барельеф. Здесь монголы? И здесь их нет, «к счастью». Изображены на барельефе Богородица с Младенцем и по обе руки ее архангелы – Гавриил и Михаил в листьях и побегах растений. Богородица, правда, восседает на ковре, видимо, восточном и с кистями, что не совсем обычно.
Вся прекрасная конструкция при входе выглядит так.
Внутри, несмотря на аскетизм, уютно и загадочно…
В нишах стоят хачкары.
Окно.
Надгробия на полу храма.
К сожалению, мы не знатоки истории этого края и уж тем более не знатоки истории Нораванка. Поэтому не сможем рассказать вам много чего интересного и про монастырь, и про храмы и про надгробия… Поезжайте и спрашивайте. Но не забывайте ходить по надгробиям. Это хорошо.
И еще немного истории…
«В 1250 году в Сюнике начинается крестьянское движение. Владения Тарсаича Орбеляна (1273—1290), преемника Смбата, охватывали весь Сюник, включая Вайоц-Дзор и Гегаркуник. При Эликуме III (1290—1300), в отличие от остальных частей Армении, в Сюнике был относительный мир. Его наследник князь Буртел (ок. 1300—1344) правил более четырёх десятилетий, способствуя также культурному развитию области.
В 1380-х годах хан Тохтамыш уводит в плен из Сюника, Арцаха и Парскаайка десятки тысяч армян, а спустя всего семь лет, в 1387 году, Сюник подвергается нашествиям Тамерлана. Тем не менее к концу XIV-го — началу XV века Сюник ещё принадлежал к числу сохранившихся армянских полуавтономных княжеств, где всё ещё сохранялась местная армянская феодальная знать. Признание в XIII—XIV веках феодальных прав Орбелянов и их вассалов из рода Прошян способствует культурному развитию Сюника. Тимуриды также сохраняют власть сюникских князей Орбелянов и Прошянов. В 1403 году сюникские князья Смбат и Буртел Орбеляны были арестованы и высланы в Самарканд, однако вскоре были освобождены и утверждены в своих владениях. В 1410 году предводитель пришлых туркоманских племен Кара-Коюнлу Кара Юсуф конфисковал владения Смбата Орбеляна. Последний с сыновьями Иванэ, Бешкен и Шах был вынужден уйти в Грузию. В 1417 году Иванэ и Бешкен вновь были утверждены в своих владениях. Сын Бешкена Рустам, служащий при дворе кара-коюнлу Искандера, сумел восстановить права Орбелянов над Сюником. Однако во время третьего похода Шахруха в 1435 году Сюник был разрушен, а Бешкен с 6 тысячами подданных вынужденно эмигрировал в Грузию, получив от своего тестя царя Александра армянский округ Лори. В середине XV века правитель государства Кара-Коюнлу Джаханшах признаёт княжеские права ишханов Сюника и Вайоц-Дзора.» Источник.
На стене храма сохранилась надпись, датированная 1339 годом: «Волею Божьей, я, господин Буртел, князь князей, супруга моя Вахах и сыновья мои Бешкен и Иванэ построили сию церковь на наши праведные средства».
А слева от входа в этот храм расположена усыпальница Орбелянов, часовня Сурб Григор. Это еще более удивительное место.
Автор и составитель Лариса Ширяева. Фото Игоря и Ларисы Ширяевых.
Интернет-СМИ «Интересный мир». 24.02.2015
На свои личные деньги мы покупаем фото и видео аппаратуру, всю оргтехнику, оплачиваем хостинг и доступ в Интернет, организуем поездки, ночами мы пишем, обрабатываем фото и видео, верстаем статьи и т.п. Наших личные денег закономерно не хватает.
Если наш труд вам нужен, если вы хотите, чтобы проект «Интересный мир» продолжал существовать, пожалуйста, перечислите необременительную для вас сумму по номеру телефона +79162996163 по СБП на карту Сбербанка: Ширяева Лариса Артёмовна или по другому номеру телефона +79162997405 по СБП на карту Сбербанка: Ширяев Игорь Евгеньевич.
Также вы можете перечислить деньги в кошелек ЮMoney: 410015266707776.
Это отнимет у вас немного времени и денег, а журнал «Интересный мир» выживет и будет радовать вас новыми статьями, фотографиями, роликами.