Достигнув высот социального положения, Владимир Семенович Храповицкий проявил себя человеком с хорошим административным мышлением. Он задумал создать (и реально создал!) уникальный единый комплекс, состоящий из дворцово-паркового ансамбля по европейскому типу (приносящего нужные связи), лесопромышленного производства (приносящего значительную прибыль) и культурно-образовательных учреждений (приносящих необходимые кадры во всех смыслах). Хваткий был мужик Владимир Храповицкий!
«Строительство замка было поручено одному из лучших архитекторов того времени — Петру Самойловичу Бойцову. Специализировался Бойцов на крупных коттеджных формах и был в начале 1880-х годов на заслуженно хорошем счету у богатых московских заказчиков. Особенно привлекала Бойцова тема средневековой замковой архитектуры. И хотя специалисты склонны называть стиль его работ немного презрительным словом «эклектика», некий кинорежиссер конца 20-го века посчитал одну из построек архитектора достаточно репрезентативной для Франции образца века 16-го.
В 1884-1889 годах Бойцов строит в Муромцеве главный дом, а также: охотничий домик, дом управляющего, летний театр, конный двор, скотный двор, каретный сарай, деревянные музыкальный и лодочный павильоны, пристань на пруду и водонапорную башню.
Одновременно со строительными начались и ландшафтные работы. К ним также были привлечены крупнейшие специалисты того времени — К.Энке, А.Регель, Г.Куфельт, К.Тюрмер. Более сорока гектаров местности и практически неограниченный бюджет дали мастерам возможность выступить по полной программе. Регулярный «французский сад», водные каскады «итальянского сада», пейзажная, «английская» часть парка, пруды и фонтаны, оранжереи и дендрарий, парковая мебель и скульптуры, дорожки освещенные электричеством… Стоит ли говорить, что электричество было подведено и к главному усадебному дому. Наряду с водопроводом, канализацией и телефонной линией.
В 1895 году Храповицкий учреждает акционерное общество «Лесные склады Храповицкого». Для вывозки леса, к имению подводится собственная железнодорожная ветка, обрастающая необходимой инфраструктурой. Деревянное здание станции Храповицкая, дом станционного смотрителя, станционный лабаз, здание почты с телеграфом, школа, казармы для рабочих, баня — все строится по проектам Бойцова.
К 1899 году относится последняя его постройка в Муромцеве — усадебная церковь в псевдорусском стиле. Затем между заказчиком и архитектором следует разрыв и последний штрих к портрету усадьбы (исполненный по желанию ее хозяина) наносится в 1906 году неизвестным автором. В этом году к главному дому пристраивается еще одно крыло с могучей башней, также готического свойства, но уже в ином — более мрачном и холодном стиле. Обе части здания заметно контрастируют друг с другом, что, впрочем, нисколько не мешает их гармоничному сосуществованию. Более того, именно этот контраст подчеркивает достоинства каждой из частей и делает более живым и объемным состоящее из них целое».
Ниже мы попытались сопоставить архивные фотографии дворцово-паркового ансамбля Муромцево и наши современные съемки. К сожалению, повторить те же ракурсы не удалось, т.к. территория заросла лесом и завалена мусором.
Было при Храповицком (вверху) и стало сейчас (внизу).
Было при Храповицком (вверху) и стало сейчас 2 фото (внизу).
Было при Храповицком (вверху) и стало сейчас (внизу).
Было при Храповицком (вверху) и стало сейчас 2 фото (внизу).
«Важным компонентом любой усадьбы является храм, был он и в Муромцеве. В 1899 году Храповицкий обратился с просьбой к епископу Владимирскому и Муромскому о разрешении на строительство храма в честь святой Царицы Александры. Он мотивировал свою просьбу тем, что в имении работает много народу, а ближайшая церковь далеко, и надо увеличить строительство православных храмов в связи с появлением сект. Но, видимо, были другие, более важные причины. Строительство личного храма завершило процесс изоляции имения от внешнего мира. Это укрепляло и отношения Храповицкого с императорским домом, так как царь не мог остаться равнодушным к такому подарку. Просьба была одобрена, и вскоре храм был освящен. Архитектором был тот же Бойцов, и поэтому для стиля характерна все та же эклектика, но с чертами московского барокко. Внутреннее убранство было столь же роскошно, как во дворце: серебро от Фаберже, канделябры, крест и утварь от дома Соколова. Мастерская Медведева изготовила иконостас с иконами работы школы Васнецова. Настенная роспись художника Томашки. К сожалению, к какому типу относится храм, точно сказать нельзя: сведения противоречивые. Одни говорят, что это был лишь барский храм, другие – что он имел свой приход из жителей окрестных деревень».
«Фоном, связующим части архитектурной композиции, является парк. Храповицкий подошел к закладке парка не менее серьезно. Лучшими строителями парков считались Куфельт и Энке. Они были приглашены в имение. Кроме того, к Храповицкому приезжал А.Регель – один из основателей садового искусства того периода. Парк состоял из трех частей:
– итальянская – из водных каскадов на террасах и водных партеров,
– французская – из фонтанов, оранжерей и площадок для игр,
– английская – из аллей, полян и прудов, она была пристроена к остальным в 1910 году».
Итальянская часть, каскады.
Английская часть, пруды.
«Содержание имения требовало огромных людских ресурсов. В усадьбе трудились крестьяне близлежащих деревень, принадлежащих Храповицкому. Основные силы шли на земледелие, однако в имении также развивалось ремесло. Крестьяне жили отнюдь не бедно, а некоторые даже зажиточно. Граф заботился о своих людях, строил для них дома. Несомненно, своим уютом поместье во многом обязано вниманию хозяйки. Елизавета Ивановна внесла в становление усадьбы свой чисто женский вклад. Она занималась разведением птицы, цветов. В имении по ее распоряжению поставлялись доркинги, лафлеты, гуданы, золотистые фазаны, царские утки, тулузские и китайские гуси, белые и черные лебеди, голуби. Хозяйка сама вела дела, проверяла отчеты и рапорты. В.С.Храповицкий состоял в обществе охраны животных. Изящное украшение сада –цветочные клумбы – тоже ее заслуга. Занимаясь разведением цветов, она стремилась привить на своей земле новые культуры. На ее имя постоянно приходили семена самых разных растений: тюльпаны, крокусы, нарциссы, гиацинты, розы, лилии, цикламены, гладиолусы – они составляли яркие, причудливые клумбы, облагораживая пейзаж».
«Чтобы содержать имение, Храповицкому необходимы были огромные средства. Хозяйство должно было себя окупать. Как известно, основное богатство нашей полосы – леса. На них Храповицкий решил строить хозяйство. По оценке Тюрмера, в 90-е годы прошлого века граф владел лесом на сумму примерно 3 000 000 рублей. До 1887 года на местном стекольном заводе Храповицкий сбывал лишь валежный и сухостойный лес, который уходил буквально за бесценок; и он решил использовать все возможные ресурсы, чтобы увеличить сбыт и доходы. С 1888 года Храповицкий начинает торговать сырым лесом, стройматериалами и дровами. Снова появилась необходимость в сведущем человеке, и в имение приглашен известный лесовод графа Уварова Тюрмер, но тот принял приглашение не сразу. Пока Тюрмер колебался, граф пригласил своего зятя Герле. Вскоре Тюрмер и Герле работали вместе.
Еще в 1886 году в Ликино быша построена лесопильня, где и перерабатывался поставляемый лес. Через девять лет Храповицкий на свои деньги учреждает акционерное общество «Лесные склады Храповицкого» с капиталом в 300 000 рублей. В акционерное общество входили лесопильня, смолокурня и скипидарные заводы. В губернии была усовершенствована переработка леса, что облегчало его дальнейший сбыт и открывало далекие перспективы. Хороший предприниматель просчитывает на несколько шагов вперед. Огромное внимание граф уделял восстановлению вырубленного леса. Он понимал, что за этим лесом – будущее. Задумываясь о расширении рынка сбыта, Храповицкий все чаще бросал взгляды на Москву. Необходима была связь со столицей, для этого и была построена собственная железнодорожная ветка от деревни Ликино до станции Горки Муромской железной дороги. Кстати, здание вокзала проектировал все тот же Бойцов, который предложил проект с присущим ему размахом. Но здесь Храповицкий сам выдвинул более простой и приемлемый вариант, который и был принят. На железной дороге работали паровозы системы «Крауз», их граф купил в 1896 году на мюнхенском заводе О.Шпеннермана. Умело руководимое лесное хозяйство давало огромный доход, позволяя содержать имение, вести жизнь на широкую ногу в столице и за границей. Успешная предпринимательская деятельность не осталась без внимания властей. 24 июля 1903 года В.С.Храповицкий за особые заслуги в области разведения леса был награжден свидетельством и серебряной вазой чеканной работы, а также золотой медалью Министерства земледелия и государственных имуществ. Кроме лесных заводов, Храповицкий владел кирпичным, обеспечивая свое имение кирпичом. Также он владел тремя мельницами».
«Из садов и оранжерей граф тоже извлекал доход. Обеспечивая экзотическими фруктами имение, он продавал часть урожая в Москву примерно по 15 рублей за сотню (персики, абрикосы, французские сливы). На территории имения находились две теплицы, две оранжереи, ряд парников на общую сумму 10 000 рублей, два фруктовых сада, где произрастали груши, яблоки, смородина, малина, вишня. Огород составлял две десятины, там выращивали картофель, горох, огурцы, зелень, капусту. Все эти фрукты и овощи шли на продажу, принося Храповицкому доход. Единственное, что не сбывало имение, – это хлеб: он весь шел на внутреннее потребление.
Как было уже сказано выше, в оранжереях Храповицкого росло множество экзотических фруктов. На каждый праздник жена Храповицкого собирала крестьянским детям подарки, состоящие из корзиночки, полной фруктов. По большим праздникам подарки делались и взрослым. Храповицкий очень ценил своих людей и пытался им всячески помогать. Одному из своих истопников Храповицкий на собственные средства построил каменный дом, до сих пор выделяющийся среди остальных в деревне. В настоящее время этим домом владеет внучка истопника. Кроме того, специальный музыкальный дом был построен для музыкантов оркестра, а также ряд домов для мастеров, рабочих и лесников.
На имя Храповицкого нередко приходили письма с просьбой о материальной помощи. Особенно часто в фондах архива встречались письма от семьи Литвиновых, с которой Храповицкий находился в дружеских отношениях. Чаще всего деньги просили на лечение и на поступление в учебные заведения.
Для обучения крестьянских детей Храповицким были построены две школы: начальная (четырехклассная) и музыкальная (по-другому, художественная). Обучение в обеих школах было бесплатным. Для школы было построено двухэтажное белокаменное здание. К сожалению, нам не удалось выяснить, каков был учительский состав. Около двух лет назад это здание было продано, и в настоящее время там проживают несколько армянских семей».
«В 1890 году Храповицкий открыл музыкальную школу на Бору, в которой велось обучение деревенских мальчиков игре на народных смычковых и духовых инструментах, а также хоровому пению. На средства Храповицкого были наняты учителя-специалисты, куплены музыкальные инструменты и, редкие по тем временам, ноты. Инструменты Храповицкий покупал только у лучших мастеров. Школа выпускала оркестрантов-профессионалов. Знаменитый оркестр Храповицкого, состоящий из выпускников музыкальной школы, играл не только в имении. Впоследствии музыкантов из имения с удовольствием принимали во Владимире, Москве, Петербурге. Музыкальная школа располагалась в деревянном здании, которое, как и многие другие, рушится теперь на глазах.
Храповицкие очень много времени и средств уделяли благотворительной деятельности, заботясь об улучшениях не только в своем имении, но и в целом по губернии. В 1895 году В.С.Храповицкий был избран почетным членом Общества Святого Равноапостольного Великого князя Владимира. Все, кто работал на Храповицкого, вспоминают его как доброго, отзывчивого, но очень строгого и требовательного человека. За свое хорошее отношение он требовал исполнительности и преданности, но был щедр и отзывчив, чем и прославился в народе».
Было при Храповицком (вверху) и стало сейчас (внизу).
Являлся ли Владимир Храповицкий беспринципным коррупционером, бандитом, продажным чиновником? Угнетал ли он простой народ и насиловал деревенских девок на конюшне? Был ли он сутенером, поставляющим деревенских актрисок «нужным» людям? Или Владимир Храповицкий гениальный менеджер, опередивший свое время и поднявший себя и свою семью? Или он меценат и покровитель культуры? Или просто честолюбивый авантюрист, попавший в струю и сумевший этим воспользоваться. Правды мы уже никогда не узнаем. Но остались руины замка Муромцево…
Авторы Игорь и Лариса Ширяевы.
Интернет СМИ «Интересный мир». 29.05.2012
На свои личные деньги мы покупаем фото и видео аппаратуру, всю оргтехнику, оплачиваем хостинг и доступ в Интернет, организуем поездки, ночами мы пишем, обрабатываем фото и видео, верстаем статьи и т.п. Наших личные денег закономерно не хватает.
Если наш труд вам нужен, если вы хотите, чтобы проект «Интересный мир» продолжал существовать, пожалуйста, перечислите необременительную для вас сумму по номеру телефона +79162996163 по СБП на карту Сбербанка: Ширяева Лариса Артёмовна или по другому номеру телефона +79162997405 по СБП на карту Сбербанка: Ширяев Игорь Евгеньевич.
Также вы можете перечислить деньги в кошелек ЮMoney: 410015266707776.
Это отнимет у вас немного времени и денег, а журнал «Интересный мир» выживет и будет радовать вас новыми статьями, фотографиями, роликами.