Веледниковский камень, как и следует из названия, расположен недалеко от деревни Веледниково в Истринском районе Московской области (GPS-координаты, измеренные нами лично с помощью навигационной системы Навител: N55° 47.974′ E37° 08.460).
Предполагают, что Веледниковский камень был священным местом для древних финно-угорских племен, это языческое капище, дошедшее до наших дней.
Сегодня Веледниковский камень привлекает к себе не только увлеченных краеведов, но и людей, называющих себя неоязычниками. Они приходят к Веледниковскому камню, повязывают ленточки на деревья вокруг, приносят камню подарки-жертвоприношения, просят камень об исполнении желаний, обмениваются со священным камнем энергией, прикасаясь к нему. Всё, как у древних язычников, хотя это больше напоминает историческую реконструкцию и ролевые игры, чем серьезную веру современных людей в языческих духов.
Википедия гласит: «Примерно в 1918 году советским военным деятелем и военачальником РККА М. Н. Тухачевским и Н. С. Жиляевым был составлен проект уничтожения христианства и восстановления древнего язычества, как натуральной религии. Докладная записка о том, чтобы в РСФСР объявить язычество государственной религией, была подана Тухачевским в Совнарком. Вероятнее всего это была шутка, но в Малом Совнаркоме его проект был поставлен на повестку дня и серьезно обсуждался».
Формально Тухачевского можно причислить к основателям неоязычества в Советском государстве. А уж если сам легендарный маршал Тухачевский, приказавший очистить леса от врагов советской власти с помощью атаки ядовитыми газами и, следовательно, не отличавшийся сентиментальными фантазиями… Если уж такой человек положил начало неоязычеству в нашей стране, то почему бы и нам не отнестись внимательно к Веледниковскому камню и ко всем тем поверьям, которые с ним связаны. Вот мы и поехали к Камню, чтобы посмотреть и попытаться почувствовать языческих духов.
Веледниковский камень, Велесов камень, Синий камень, Синь-камень, — все эти названия присутствуют в описаниях камня, который вы видите на фото. Огромный, нетипичный для этих мест валун, принесенный по всей видимости древним ледником, издревле стал предметом поклонения. Если уж современные люди значимо относятся к Веледниковскому камню, то что уж говорить о древних, чье сознание было намного более религиозно и мифологично?! Вот и не зарастает народная тропа через лес к камню. И никогда не зарастала.
Почему именно Веледниковский камень стал объектом поклонения у древних? Этому есть исторические и культурные причины.
Ме́ря (меря́не) — древнее финно-угорское племя, предположительно жившее в этих местах и ассимилировавшееся с пришедшими сюда позже славянскими племенами, создали особый феномен, который называют мерянской культурой. В числе прочего, мерянская культура включала в себя поклонение верховному богу У́кко – богу громовержцу, покровителю скота и урожая. Верховный Бог У́кко представлялся меря́нам седым стариком с растрепанной бородой, который разъезжает по небу в колеснице, мечет молнии, производит гром и (что важно для нашего исследования!) носит синюю одежду в цвет неба. Меря́не даже называли бога У́кко иносказательно – Синяя Накидка.
Так вот, Веледниковский камень – один из множества Синих камней, разбросанных по территории финно-угорских племен, и которым меря́не поклонялись, как проявлению верховного бога У́кко (бога Синяя Накидка). А почему камень называется Синий?
Предположительно все Синь-камни, в том числе Веледниковский камень, принес древний ледник, и состоят они из одного и того же материала — кварцевого биотитового сланца. Будучи мокрым, этот материал по особому преломляет и отражает лучи, падающие на камень, отчего (при определенных условиях!) сам камень кажется синеватым, а окружающая его вода становится небесно-бирюзовой.
Так вот для чего энтузиасты окопали Веледниковский камень своеобразным карьером – не только для того, чтобы раскопать ушедший в землю камень, но и для того, чтобы окружить его водой! Осталось за малым – дождаться того момента, который неизвестно когда произойдет, когда лучи солнца упадут на мокрый Синь-камень строго под определенным углом…
И мы дождались! Вот он Веледниковский камень во всем своем великолепии преломленного и отраженного света от кварцевого биотитового сланца!
Вы, конечно, заметили своеобразные чаши на верхней поверхности Веледниковского камня. Предположительно, они естественного происхождения, но были потом углублены и расширены последователями древнего культа бога У́кко.
Некоторые исследователи языческих культов считают, что эти чаши, встречающиеся на абсолютном большинстве всех Синь-камней, символизируют вход в пещеру Матери-горы, из которой, по древним сказаниям, появились на этой земле меря́не. Каменная чаша у мерян — символ материнского лона. По сути, в мерянских верованиях имеется в виду следующее: из лона Матери-горы мы меря́не вышли, туда же и возвращается дух человека после смерти.
Почитание Синь-камней обретает дополнительный смысл, кроме почитания самого бога У́кко: выдолбленная чаша или несколько чаш на поверхности священного камня – это место, где обретают новую жизнь духи умерших, их нужно задабривать дарами, им нужно поклоняться, их нужно просить о помощи.
Такие представления вполне типичны для финно-угорских народов. Например, подобные представления существовали у народа манси, у которых в эпосе были сказания о Стране Мертвых, путь в которую лежит через отверстие в скале с водой. Вероятно, поэтому чаша в Синь-камнях, почитаемых меря́нами, расширялась и углублялась искусственно – чтобы она всегда была заполнена водой, и, значит, духи умерших всегда могли через эту воду уйти в камень в Страну Мертвых или вернуться на время в мир живых, чтобы помочь живущим людям в их земных делах. Сама вода в чашах Синь-камней считалась целебной, ею умывались люди, ею обрызгивали скот.
Вообще же, при всей своей экзотичности для этих мест, Синь-камни довольно часто встречаются на территориях, где когда-то прошел древний ледник. Например, вблизи одного только Переславля-Залесского, помимо самого популярного Синь-камня у Плещеева озера, найдено еще множество менее известных Синь-камней, например:
— Синий камень в низине у деревни Скоморохово,
— Синий камень в лесном болоте близ поселка Релинский,
— Синий камень в 3-х километрах от деревни Деревково,
— Синий камень возле деревни Городище (рядом с селом Глебовское),
— Синий камень у дороги близ села Романово,
— Синий камень на небольшом бугорке на опушке леса Строга за рекой Кубрь.
Так что, энтузиастам-краеведам и увлеченным неоязычникам есть, чем заняться, разыскивая и описывая эти древние священные Синь-камни, которые являлись частью мерянской культуры и донесли осколки этой культуры до наших дней. Ну, а мы представляем вам небольшой видеоролик, снятый нами у Веледниковского Синь-камня в Истринском районе Московской области.
Игорь и Лариса Ширяевы
Редакция выражает благодарность Руслану Сафонову за помощь в исследовании Веледниковского камня.
Интернет-СМИ «Интересный мир». 14.09.2016
На свои личные деньги мы покупаем фото и видео аппаратуру, всю оргтехнику, оплачиваем хостинг и доступ в Интернет, организуем поездки, ночами мы пишем, обрабатываем фото и видео, верстаем статьи и т.п. Наших личные денег закономерно не хватает.
Если наш труд вам нужен, если вы хотите, чтобы проект «Интересный мир» продолжал существовать, пожалуйста, перечислите необременительную для вас сумму по номеру телефона +79162996163 по СБП на карту Сбербанка: Ширяева Лариса Артёмовна или по другому номеру телефона +79162997405 по СБП на карту Сбербанка: Ширяев Игорь Евгеньевич.
Также вы можете перечислить деньги в кошелек ЮMoney: 410015266707776.
Это отнимет у вас немного времени и денег, а журнал «Интересный мир» выживет и будет радовать вас новыми статьями, фотографиями, роликами.