Полинезийские слова «капу», «тапу», или «табу», впервые услышал капитан Джеймс Кук у аборигенов островов Тонга в Полинезии в 1771 году. В разных полинезийских племенах слова, обозначающие понятие табу, произносятся немного по-разному. Ко времени посещения Полинезии экспедицией Джеймса Кука, система табу на этих островах достигла очень высокого уровня развития. Главным создающим и управляющим элементом системы табу был вождь и вся система его власти.
Часть 1. Что такое табу?
Табу – это полинезийское слово, которое не всегда правильно понимается современным цивилизованным человеком.
Всякое табу – это запрет.
Но не всякий запрет — табу.
Табу – это запрет особого рода.
Давайте попробуем разобраться.
Для аналогии рассмотрим смысл этого понятия, например, на опьянении от алкогольного напитка.
Например, понятием табу обозначим особого рода состояния, в которых могут находиться люди и вещи. Например, состояние опьянения — это табу.
И тогда по логике и традициям табу этим же понятием обозначаются люди и вещи, находящиеся в состоянии табу. В нашем нестрогом примере выпивший человек – это табу. И бутылка или рюмка – это тоже табуированные предметы.
Что у нас получается? Получается двойной или даже тройной запрет. Предметы, связанные с алкоголем, человек пьющий алкоголь, сам алкоголь и опьянение от напитка – всё табуировано, всё запрещено. Каждый пункт из этого списка табуирован отдельно. В сумме складывается строгое табу. Очень строгий запрет! В этом суть и традиции табу.
В реальной жизни племён на этом ритуал табуирования не заканчивается, и процесс запретов не останавливается.
Дополнительно табуируются совершение определенных действия по отношению к людям и вещам, находящимся в состоянии табу.
Более того, и этим людям и вещам, которые находятся в состоянии табу, тоже запрещено совершать действия в отношении остальных людей и имущества племени или племён.
Происходит полная или частичная изоляция табуированных людей от всех остальных людей!
Сложно? И тут на помощь придет наш гипотетический любитель алкогольных напитков. Например, табу по отношению к нему – нельзя его касаться. И бутылки касаться тоже нельзя. Более того, одновременно и пьяному человеку нельзя касаться остальных людей. И руками, и бутылкой.
Но это еще не всё. Табуируется даже упоминание, даже словесное выражение происходящего!
Запутанно? Нисколько, с точки зрения племенного человека. И, главное, действенно!
Во всех этих непонятных сложных категоричных запретах была логика. У полинезийских племён табуированным было всё, что так или иначе относилось к духам и богам. А также всё имущество и вся сфера влияния, принадлежавшая вождю (вождям) и жрецам.
Как утверждают антропологи, возникновение понятия и ритуала табу связано с желанием подчинить поведение отдельного человека интересам коллектива, а коллектив интересам вождя. Так, по мнению учёных, формировалось человеческое общество.
Как правило, табу ничем не мотивируются и ничем не объясняются. Известно лишь одно: нарушение табу грозит смертельной опасностью, природа которой темна и непонятна. Акт нарушения табу автоматически освобождает какую-то неведомую опасность, находившуюся до этого в скрытом, потенциальном состоянии. Нарушитель карается сверхъестественной силой.
Это как выпустить злого джина из бутылки. Пока он в бутылке – всё хорошо. Но стоит вытащить пробку (нарушить табу) и джин вас уничтожит. По большому счету это изначальная вера в демонические силы зла.
Если человек нарушает обычный запрет (моральный или юридический), то наказание он получает от некоей разумной силы. Например, от коллектива – человека штрафуют или сажают в тюрьму. Или от сверхъестественной силы – тогда наказывает бог или духи
За нарушение табу никто не наказывает. По логике табу опасность просто находилась в скрытом состоянии, а после нарушения запрета она появилась в реальности.
Пострадает не столько виновный в нарушении табу, сколько его семья или даже всё племя!
Единственный способ не погубить всех сородичей – это воздержаться от действий, нарушающих табу. Поэтому вся группа людей прилагает усилия, чтобы добиться от каждого члена племени строгого соблюдения запрета.
Зачем нужны такие страшные и категоричные запреты? Об этом вы узнаете в следующей части!
Продолжение ЧАСТЬ 2 Управление животными инстинктами.
Авторы-составители: Игорь и Лариса Ширяевы. В написании статьи использованы труды З.Фрейда, В.Вундта, Ю.И.Семенова, А.В.Смоляк. Фотограф Игорь Ширяев, художник-дизайнер Лариса Ширяева.
Интернет-СМИ «Интересный мир». 05.12.2022
На свои личные деньги мы покупаем фото и видео аппаратуру, всю оргтехнику, оплачиваем хостинг и доступ в Интернет, организуем поездки, ночами мы пишем, обрабатываем фото и видео, верстаем статьи и т.п. Наших личные денег закономерно не хватает.
Если наш труд вам нужен, если вы хотите, чтобы проект «Интересный мир» продолжал существовать, пожалуйста, перечислите необременительную для вас сумму по номеру телефона +79162996163 по СБП на карту Сбербанка: Ширяева Лариса Артёмовна или по другому номеру телефона +79162997405 по СБП на карту Сбербанка: Ширяев Игорь Евгеньевич.
Также вы можете перечислить деньги в кошелек ЮMoney: 410015266707776.
Это отнимет у вас немного времени и денег, а журнал «Интересный мир» выживет и будет радовать вас новыми статьями, фотографиями, роликами.