Фотографирование домашних питомцев доставляет удовольствие независимо от фотографического результата. И если единственной целью фотографирования является получение положительных эмоций, то всё равно, кого из домашних питомцев вы фотографируете: обычных кошечек на диване, или экзотического крокодила, которого вы нелегально держите в собственной ванной. И почти не имеет значения, на что вы снимаете: на мобильный телефон, на компакт («мыльницу») или на профессиональную зеркальную фотокамеру. И даже ваша квалификация фотографа не имеет принципиального значения потому, что ваши фотографии будут гарантированно вызывать положительные эмоции у вас, а заодно еще у некоторого количества других людей. Просто глядя на ваши фотографии, зрители будут видеть не ваше скучноватое фото с банальным изображением кота в нерезкости и с блеклыми цветами (неискушенный зритель, как и вы, этого даже не заметит), а зрители будут наслаждаться своими собственными эмоциями и фантазиями, ассоциативно связанными с фотографией вашего домашнего питомца. Но раз уж вы дочитали этот длинный абзац до конца, значит вам в искусстве фотографии стало интересно нечто большее… И тогда вам есть смысл читать дальше.
Ни один человек на свете не знает, что такое настоящая хорошая фотография, и как ее сделать с помощью своих немного «кривых рук», подвернувшейся ситуации и фотокамеры. Оценка фотографии всегда субъективна: нравится – не нравится. Дальше можно бесконечно оправдывать свой субъективный вкус, рассуждая о композиции, техническом совершенстве, пойманном редком моменте и т.п. Да, есть фотографии, которые нравятся большинству, но кто доказал, что у большинства людей хороший вкус? Да, есть фотографии, которые нравятся профессиональным фотографам и искусствоведам. Но кто доказал, что эти люди от искусства не являются выжившими из ума чудаками, которые бесконечно далеки от реальной жизни и потребностей обычных людей? Поэтому прежде, чем читать дальше, вам есть смысл посмотреть мои фотографии. Если вам нравится, и вы считаете, что у меня есть, чему поучиться – читайте дальше. Если нет – немедленно бросайте это чтение, берите фотокамеру и идите фотографируйте. Гарантированно получите больше удовольствия, чем от моего субъективного взгляда на фотографирование домашних питомцев.
Я попробую рассказать, как я фотографирую домашних питомцев. Это не означает, что вы должны делать так же. Но раз вы решили, что у меня есть чему поучиться, я рассказываю.
Прежде всего я задумываюсь, кто из доступных для фотографирования животных мне нравится. Фотографирование домашних питомцев, конечно, легче, чем фотографирование диких животных в естественной среде обитания, но терпения всё равно требуется много. Если вы не в восторге от этого животного, если вам не хочется наблюдать за ним часами, вряд ли есть смысл тратить на него свои силы и время. Процесс не доставит вам удовольствия, а результат всегда непредсказуем, т.к. любой домашний питомец не является профессиональной фотомоделью и вообще ничем вам не обязан. Поэтому главный принцип выбора – удовольствие. Ну, а из тех, кто нравится, выбираем доступных. Например, мне очень нравятся сурикаты, и некоторые люди держат сурикатов в качестве домашних питомцев, но у меня нет таких знакомых. Но зато у меня есть знакомые, которые держат африканского карликового ежа, и он мне тоже очень нравится. И я начинаю фотографировать ежей.
А потом я понимаю, что реально редкие снимки я могу получить, только если живу с этими ежами бок о бок и фотографирую их каждый день. И тогда я завожу у себя африканских карликовых ежей потому, что я в восторге от ежей, мне нравится процесс фотографирования ежей, и я с удовольствием делаю это почти каждый день. И вуаля – вот вам редкие фотографии карликовых африканских ежей.
Почему фотографии новорожденных карликовых африканских ежей редкие? Если взять у кормящей самки новорожденных ежат на фотографирование, то после этого она их почти точно бросит, обрекая на голодную смерть, либо загрызет насмерть (что еще более вероятно). А человеку выкормить таких новорожденных ежей настолько трудно, что большинство заводчиков ежей считает, что это в принципе невозможно – ежиное молоко уникально по своему составу, и процесс кормления имеет объективные технические сложности. Поэтому взять новорожденного ежонка на фотосессию – это означает подвергнуть его смертельному риску. Почти точно он погибнет. И фотограф имеет возможность получить новорожденного карликового африканского ежа на фотографирование только в одном случае: если ежиха бросила новорожденного кормить или пыталась загрызть, а вы успели выхватить его живым, и ежонок еще не успел умереть от ран или голода. И это всё очень трудно организовать, если вы не любите этих домашних питомцев, не имеете нужных контактов или не содержите у себя дома. И дальше, если у вас есть хоть капля сострадания, вам предстоит борьба за жизнь маленького существа, которое вы только что фотографировали.
А потом у меня остаются жить ежи, которые мне очень нравятся и без всякого фотографирования. Получается, что я, во-первых, в двойной прибыли по критерию удовольствия, а во-вторых, полученные фотографии меня устраивают по моему субъективному критерию фотографического результата.
Если есть выбор из тех домашних питомцев, которые мне и нравятся и доступны, то я предпочитаю фотографировать экзотичных животных. Экзотика вызывает у меня больший интерес и удовольствие от процесса фотографирования, и значит я неосознанно буду больше вкладывать душу и закономерно получу лучший результат.
Фотография – это рисунок, получаемый не карандашом и кистью на холсте или бумаге, а светом на фотографической матрице. Если свет неинтересный, то у фотографии есть большие шансы тоже стать неинтересной. Оправданием неинтересного света на фотографии может быть уникальность объекта или момента съемки, но часто ли вам везет сфотографировать поистине уникальные вещи? Вот почему постановка света или умелое использование естественного света – это очень важно в фотографии вообще, и в фотографировании домашних питомцев в частности.
Поскольку домашний питомец – это не человек-модель, застывающий перед фотографом в выигрышных позах, фотографирование домашних питомцев в условиях стандартной студии с поставленным светом и натянутым фоном вызывает определенные трудности. Большинство домашних питомцев не приучены к условиям фотостудий и не дрессированы на принятие фотографически выигрышных поз, не выходя за пределы крохотного пятачка фотографирования. Вот почему я избегаю фотографировать домашних питомцев в условиях стандартных фотостудий. Каждый раз приходится придумывать что-то новое. Как я это делаю, расскажу на примере фотографии вот этого краба.
Фотографировать краба через стекло аквариума не очень правильно. Любой дополнительный переход воздух-стекло негативно влияет на качество изображения. К тому же аквариумное стекло очень низкого качества по сравнению с оптическим стеклом вашего объектива. Влияние аквариумного стекла на качество полученного изображения краба будет очень сильным и очень плохим. По крайней мере, мой глаз это видит. Что делать, если ваш глаз этого не видит? Вы можете либо не обращать внимание на мои слова, либо тренировать свой глаз, чтобы начать видеть лучше.
Итак, для фотографирования этого домашнего питомца я вынимаю краба из аквариума, убирая влияние аквариумного стекла. И еще я скручиваю ультрафиолетовый фильтр с объектива моей фотокамеры, т.к. избытка ультрафиолета в комнате не наблюдается, а переднюю линзу объектива при соблюдении аккуратности временно можно оставить незащищенной. Ура, еще минус один переход воздух-стекло! Следовательно, будет меньше паразитных отражений, преломлений света, и цвета будут меньше терять в естественной насыщенности. Т.е. я стараюсь получить максимально качественную исходную фотографию без обработки. Даже если вы потом применяете серьезную обработку, никакой графический редактор не заменит качественный исходник. Качественный исходник – это сила! Испортить его обработкой вы всегда успеете…
Далее я сажаю краба на черный кожаный диван и ограничиваю его передвижение, поставив вертикально плоские кожаные диванные подушки. Получается что-то вроде кожаного ящика без верхней крышки и передней стенки.
Кожа – удивительный материал. С помощью специальных натирок и света ее можно заставить блестеть или наоборот сделать матовой и фактурной. Но мы пойдем простейшим путём, выведя кожаный фон в зону нерезкости. Наш яркий радужный краб из тропиков на этом черном нерезком фоне будет выглядеть, как бриллиант на черном бархате.
Однако в этом черном кожаном ящике довольно темно. В качестве заполняющего света я использую фотовспышку с отражателем, направленную в потолок, а рисующий свет формирую экспериментальным путем из разных вспышек, светильников и фонариков.
Я не считаю, что здесь нужно следовать каким-то канонам постановки света. Краб не человеческое лицо, кроме того он очень подвижен, поэтому классический рисующий свет, выставленный по канонам съёмки человеческого лица или застывшей фигуры здесь не дает своего эффекта. Я просто стараюсь видеть, как идет свет, и много экспериментировать.
Теперь нужно уговорить краба принять фотографически выигрышную позу. Вначале наш радужный краб пытается юркнуть в какую-нибудь щель, но я затыкаю все щели между диванными подушками имеющимися у меня обрезками черной кожи, и крабу деться некуда, как гладиатору на арене римского Колизея. Тогда краб начинает носиться по ограниченной территории, принимая угрожающие позы. Я люблю крабов и знаю их повадки. Поэтому я не фотографирую краба сразу. Я начинаю рукой делать много угрожающих движений, не позволяя крабу ни на секунду расслабиться, чтобы отдохнуть. В результате я довожу краба до крайней степени усталости, обессиленный он застывает в последней угрожающей позе, на которую у него хватило сил. Я делаю еще несколько угрожающих движений, краб не реагирует, у него просто не осталось сил. Тут я делаю еще одно стремительное движение рукой и буквально, как из пластилина, быстро и очень бережно вылепливаю из краба нужную мне позу. Хватаю фотокамеру – есть снимок! Краб отправляется обратно в аквариум и получает вознаграждение в виде кусочка рыбы или фруктов.
Меня часто спрашивают, какой техникой я фотографирую, и имеет ли это значение? Если вы любите животных и получаете от процесса фотографирования удовольствие, то абсолютно всё равно, чем вы фотографируете. Мне иногда кажется, что увлеченному энтузиасту можно подсунуть молочный пакет с кнопкой вместо фотокамеры, и он всё равно будет получать удовольствие. Также техника не имеет никакого значения при выборе, какого домашнего питомца вы будете снимать, какие выстроите декорации, как поставите свет, какую выстроите композицию фотографии, и как наладите отношения с животным, чтобы фотография состоялась. Собственно говоря, это основные и главные составляющие художественного замысла.
Но фотография – техническое искусство, и чтобы воплотить свой замысел вам понадобятся технические возможности камеры и иного фотографического оборудования. А технических возможностей, как здоровья и денег, никогда не бывает слишком много. Поэтому старайтесь брать всё самое лучшее из того, что можете себе позволить. Ведь ваши творческие идеи достойны того, чтобы воплотить их на самом лучшем уровне!
Касательно того, на что снимаю лично я… Фотокамера Canon EOS-1D X дает мне возможность снимать на высоких ISO и обеспечивает хороший следящий автофокус. Домашних питомцев я предпочитаю снимать на макро объектив с фиксированным фокусным расстоянием Canon EF 100mm f/2.8L Macro IS USM. Он обладает несколько медленным автофокусом, зато дает великолепное качество картинки и отлично прорабатывает мелкие детали изображения. Всё остальное, в общем-то, не имеет никакого значения. И хотя результат фотографического творчества зависит от технических средств, техника не должна довлеть над художественным замыслом и удовольствием от процесса фотографирования.
Автор Игорь Ширяев. (Фотосъёмка и видеосъёмка на заказ. Уроки фотографии. Контакты ЗДЕСЬ.)
Интернет-СМИ «Интересный мир». 25.04.2015
На свои личные деньги мы покупаем фото и видео аппаратуру, всю оргтехнику, оплачиваем хостинг и доступ в Интернет, организуем поездки, ночами мы пишем, обрабатываем фото и видео, верстаем статьи и т.п. Наших личные денег закономерно не хватает.
Если наш труд вам нужен, если вы хотите, чтобы проект «Интересный мир» продолжал существовать, пожалуйста, перечислите необременительную для вас сумму по номеру телефона +79162996163 по СБП на карту Сбербанка: Ширяева Лариса Артёмовна или по другому номеру телефона +79162997405 по СБП на карту Сбербанка: Ширяев Игорь Евгеньевич.
Также вы можете перечислить деньги в кошелек ЮMoney: 410015266707776.
Это отнимет у вас немного времени и денег, а журнал «Интересный мир» выживет и будет радовать вас новыми статьями, фотографиями, роликами.