…из которой читатель узнает о жизни и личности выдающегося авиатора, исследователя Венесуэлы и первооткрывателя самого высокого на Земле водопада.
Имя Джимми Энджела упоминается в десятках книг и тысячах газетных статей. По прошествии нескольких десятков лет оно обросло неимоверным количеством выдумок, легенд и мифов, которые весьма далеки от жизни этого выдающегося человека. Еще бы! Он навсегда вписал свое имя в историю исследований Южной Америки, открыв для внешнего мира самый высокий из ныне известных на Земле водопадов — Анхель.
Одни пишут, что Энджел был авантюристом и охотником за золотом. Другие, что он был пилотом-самоучкой, научившимся управлять самолетом в возрасте четырнадцати лет. Третьи утверждают, что в Первую мировую войну Джимми прослыл асом Британского Королевского Воздушного Корпуса. Рассказывают, что он якобы стоял у истоков создания китайских военно-воздушных сил в пустыне Гоби… Да мало ли, что говорят! Все это весьма далеко от реальной жизни Энджела. Итак: “Who’s mister Angel?”
В поисках ответа на этот вопрос пришлось изрядно потрудиться. Я засел за воспоминания родственников и друзей этого яркого, выдающегося человека. Посудите сами: три раза побывать в роли гида у подножия открытого им водопада, шесть раз пролететь на маленькой “Цессне” по воздушному маршруту, проложенному Джимми вдоль реки Карони… И не заинтересоваться более захватывающей, чем любой приключенческий роман историей 75-летней давности? Да я попросту не мог себе позволить такого!
Энджел родился 1 августа 1899 года в США, штат Миссури. Его полное имя Джеймс Кроуфорд Энджел. Он был невысок — пять футов восемь дюймов. Плотной комплекции, черноволосый и кареглазый. Когда Джимми было двадцать он сильно обжог себе лицо во время полета: загорелась приборная панель самолета. Из 57 лет отпущенных ему Судьбой, большую часть он провел далеко за пределами Соединенных Штатов. О самом себе Энджел полушутя говорил, что он скорее индеец, чем белый. Отчасти это было правдой. В жилах его матери, Маргарет Белл Маршалл Энджел, уроженки Арканзаса, текла кровь индейцев чероки.
В Первую мировую войну и затем вплоть до своей смерти в 1956 году Джимми летал как независимый пилот, работавший по контрактам. Однажды его младший сын Ролан спросил отца, почему тот никогда не работал на регулярных коммерческих линиях? Энджел ответил:
— Для меня это то же самое, что работать водителем автобуса.
Энджел же терпеть не мог ограничений и всячески бежал от серых будней и рутины.
О Джимми часто говорят, что он был типичным “солдатом удачи”. Ерунда! Он был намного больше, нежели просто авантюрист. Хотя это естественное чувство для любого мужчины со здоровой психикой и было неотъемлемой чертой его характера. В 1930-х годах благодаря его исследованиям и открытиям, сделанным им в Венесуэльской Гуйяне, к этому региону на юго-востоке страны было привлечено повешенное внимание. Энджел выполнял работу для Министерства развития Венесуэлы и Американского музея естественной истории. Входил в Пограничную комиссию по демаркации границы между Венесуэлой и Бразилией. Благодаря ему были составлены первые подробные карты этого района. Также нельзя недооценивать ту роль, которую сыграли исследования Энджела той обширной территории, которая позже была объявлена национальным парком Канайма, что поспособствовало сохранению этого уникального заповедника живой природы возрастом много десятков миллионов лет.
Одна из популярных легенда гласит, что впервые Джимми оказался в Венесуэле в 1921 году вместе с геологом по фамилии МакКрэкен. Якобы они познакомились в одном из панамских баров и МакКрэкен заплатил пять тысяч долларов с условием, что Джимми доставит его на вершину одной из столовых гор-тепуй на юго-востоке Венесуэлы. Легенда также гласит, будто они провели на неизвестном горном плато несколько дней и вернулись оттуда с несколькими фунтами золотого песка.
Так это или нет, утверждать на сто процентов не возьмется никто. Сам Энджел любил неоднократно рассказывать эту захватывающую байку. Однако она больше похожа на красивую и достоверную легенду, целю которой было привлечь новых инвесторов для дальнейших исследований Гвианского плоскогорья. А что может стимулировать людей вкладывать свои деньги, как ни высокие потенциальные и весьма вероятные прибыли с новых золотых месторождений, которыми так богат это район?
В поисках золота Джимми был очарован одной из величественных, тогда еще абсолютно неисследованной столовой горой Ауянтепуй. Для индейцев пемон она была “домом дьявола”, священным местом, населенным могущественными духами-мавари.
Водопад, который теперь носит имя Энджела, расположен в Каньоне Дьявола. Он также известен как Каньон Чурун по названию реки, которая рождается на вершине Ауянтепуй. В ее верховьях находится другой водопад — Чурун-Меру, а Анхель расположен ниже по течению.
В 1933 году Энджел работал пилотом и гидом для американской разведывательной и горнодобывающей компании Santa Ana Mining Company of Tulsa, Оклахома. В те дни его обычными спутниками по экспедициям были американский геолог Карри и мексиканец Хосе Кардона, выполнявший роль второго пилота и механика. Но в тот знаменательный день 18 ноября 1933 года Джимми полетел один. Он залетел в Каньон Чурун и впервые увидел то величественное зрелище, которое мы сегодня знаем как водопад Анхель. Когда Джимми вернулся на аэродром и рассказал Карри и Кардоне о водопаде высотой в милю, те, разумеется, не поверили ему. Они списали рассказы Энджела на пасмурную погоду и проливной дождь. Оба сошлись во мнении, что Джимми все привидилось.
В следующем 1934 году, будучи в Лос-Анджелесе, Джимми познакомился со своей второй женой, Мери Сандерс. Как и его первая жена — Вирджиния Мартин, Сандерс была образованной и независимой женщиной. И у обеих были огненно-рыжие волосы. Видимо, интерес Джимми к Мери не в последнюю очередь был вызван именно этим фактом: он искренне верил, что рыжие женщины приносят ему удачу в экспедициях и помогают выходить сухим из передряг. Неудивительно, что очень скоро Мери стала постоянным спутником Энджела и временами выполняла функции второго пилота и штурмана вплоть до 1943 года, когда в Никарагуа у них родился младший сын.
В том же 1934 году, но уже в Нью-Йорке, Энджел познакомился с Дюраном А. Холлом и Л. Р. Деннисоном, которые предложили ему работу пилота и гида в исследовательской экспедиции на юго-востоке Венесуэлы, которую спонсировала группа горнодобывающих компаний Case, Pomeroy & Company. В итоге вышло так, что Холл и Деннисон стали первыми, кто помимо Энджела и индейцев собственными глазами увидели высочайший водопад в Каньоне Чурун. Случилось это во время очередного полета 24 марта 1935 года. До того момента Джимми несколько месяцев рассказывал каждому встречному и поперечному об огромном водопаде. Ему никто не верил, так как на картах того времени не было обозначено ни то чтобы водопада, но и самого массива Ауянтепуй. Позднее Деннисон описал свои приключения с Энджелом в книге “Гора Дьявола”, которая вышла в Нью-Йорке в 1942 году. А несколько позднее друг Джимми по имени Мартин “Коротышка” — геолог, занимавшийся поисками нефти, сделал фотографии водопада, что окончательно доказало его существование.
Между 1935 и 1937 годами Джимми и Мери несколько раз побывали в Соединенных Штатах. Тогда же они купили одномоторный самолет “Flamingo”. После плавания по реке Карони, текущей с юга на север через Венесуэльскую Гуйяну и впадающей в Ориноко, Джимми окрестил свой моноплан “El Rio Caroni”.
В Венесуэле у Джимми и Мери был близкий друг, Густаво Эни по прозвищу “Габуйю”. Он принадлежал к семейству выходцев из Германии, был гражданским инженером, экспертом в организации всевозможных экспедиций и профессиональным альпинистом.
Племянница Эни, рассказывая как-то о нем, сказала:
— Дядя запомнился мне специфичным человеком, обладавшим потрясающим стремлением к свободе. Он походил на ту волшебную птицу, которая летает лишь туда, куда ей вздумается. Ему ничего не стоило вот так запросто собраться и уйти на несколько месяцев в джунгли, имея при себе лишь карабин и сумку с солью.
Энджел открыл для внешнего мира потрясающий водопад. Конечно, индейцы пемон всегда знали о его существовании, но местонахождение близ “Дома Дьявола” удерживало их от посещения тех мест. Быть может, что один или два исследователя неиндейского происхождения и говорили о существовании исполинского водопада, но составленные ими описания и карты не дают повода утверждать, что именно они первыми из белых увидели Анхель. Ведь на Гвианском плоскогорье немало тепуй, и с вершин многих из них низвергаются впечатляющие потоки воды.
Как же случилось, что высочайший на планете водопад получил свое нынешнее название?
Энрике Лукка, один из друзей Густаво Эни, писал, что имя водопаду придумали в Каракасе в 1937 году. Тогда Джимми, Мартин “Коротышка” и Эни собрались втроем и говорили о водопаде. Зашла речь о том, что надо бы присвоить ему какое-нибудь имя. Ни Энджеллу, ни “Коротышке” в голову ничего путного не приходило. И тогда Эни просто предложил назвать водопад фамилией Джимми, который первым поведал миру о его существовании.
Возможно, так оно и было. Однако официально название Анхель появилось на картах после того, как в 1939 году состоялась публикация в декабрьском номере правительственного венесуэльского журнала “Revista de Fomento” статьи “Исследование региона Гран-Сабана”. С тех пор Анхель стал Анхелем.
Я вот задаюсь вопросом, выдержало бы испытание временем название Анхель, если бы фамилия Джимми была не Энджел, а к примеру Смит или Джонс? Ведь люди склонны к романтике, а Анхель — “ангел” как никакое другое слово подходит для этого величественного чуда природы. К тому же игра слов в испанском — “сальто Анхель”. Сальто, прыжок ангела. Романтично, как ни посмотри.
Однако выше я рассказал, как открыли водопад. Но сама история на этом не заканчивается, а только начинается. Вполне естественно, что тогда еще никто не знал реальной высоты ни водопада, ни горы Ауянтепуй. Также по большому счету никто, кроме географов и другой ученой публики, не слышал ни о Джимми, ни об обнаруженном им водопаде. До того момента, когда 9 октября 1937 года Энджел посадил свой “El Rio Caroni” на вершине столовой горы. Поэтому запаситесь терпением, уважаемый читатель. Ибо самое захватывающее еще впереди.
То была яркая экспедиция. В ней, помимо самого Джимми, принимали участие его жена Мери, уже упомянуты мною близкий друг Густаво Эни, Мигель Анхель Дельгадо — садовник и по-совместительству спутник Эни по экспедициям, и ботаник Феликс Кардона Пуиг. Джимми незадолго до того присмотрел на вершине Ауянтепуй площадку, куда намеревался посадить самолет. Эни и Кардона отправились из Гуаярака, где к югу от горы находился лагерь Джимми, к ее подножию по земле. Они надеялись отыскать путь на вершину по крутым склонам и добраться до посадочной площадки, расположенной в северной части вершинного плато. Через несколько дней Кардона повернул обратно. Эни же продолжил поиски в расчете все же отыскать выход к северной оконечности. Он смог бы достигнуть расчетного места посадки, если бы не уперся в казавшуюся непреодолимой стену, делящую вершину горы на две части. На пятнадцатый день бесплодных поисков Эни прохода на север, Энджел провел над ним “El Rio Choroni” и на парашюте сбросил провиант. Тот парашют, кстати сказать, спроектировала и сшила сестра Эни, Кармен.
Итак, утром 9 октября Феликс Кардона остался в базовом лагере, чтобы поддерживать радиосвязь с командой высадки, которая состояла из Джимми, Мери, Эни и Дельгадо. Последний обладал ценным качеством находиться в джунглях, имея при себе лишь запас веревки и мачете.
В своем дневнике Мери тогда записала, что они были прекрасно подготовлены к посадке на гору и возможным трудностям. У них были палатки, одеяла, одежда, мачете, вспышки, фотокамеры и запас пищи по крайней мере на месяц.
Посадка, как показалось вначале участникам экспедиции, прошла удачно. Но затем в какой-то момент одно из колес провалилось в вязкую почву, скрывавшуюся под слоем дерна и гальки и стойка шасси подломилась. В результате “El Rio Caroni” уткнулся носом в землю и резко остановился. И как скоро выяснили участники экспедиции, пострадала не только стойка шасси и колесо, но и топливный бак. Через два дня, когда всем стало очевидно, что золота на вершине Ауянтепуй нет, а поврежденный самолет безнадежно завяз, Джимми написал записку приблизительно следующего содержания:
“От Джимми Энджела
Этот самолет “Flamingo” совершил здесь посадку в субботу, 9 октября 1937 года в 11.45 а.m.
Посадка была преднамеренной. Мы прокатились по земле 750 футов, прежде чем попали на вязкую поверхность и завязли. Самолет получил повреждения, внешние незначительны.
Пассажиры миссис Энджел, Густаво Эни и Мигель Дельгадо сегодня, одиннадцатого октября, все мы в добром здравии отправляемся пешком в лагерь в Камарата.
Рация полностью разрядилась”.
Но перед тем, как группа выступила в долгий обратный путь к селению в долине Камарата, раскинувшейся далеко внизу у подножия Ауянтепуй, участники с помощью веревок вытащили нос “El Rio Caroni” из топи. Джимми ни в какую не хотел оставлять свой самолет уткнувшимся винтом в землю. Часть имевшейся одежды разорвали на лоскуты и на крыле выложили слова “ВСЕ ОК” , а также стрелку, которая указывала направление, в котором ушла экспедиционная команда.
Джимми предполагал, что их будут искать с воздуха. Однако поисковая операция откладывалась из-за того, что была потеряна связь с Феликсом Кардона в базовом лагере в Гуаярака. В конце-концов один из близких друзей Густаво Эни — Вильям Фелпс-Старший — послал несколько самолетов на поиски Энджела и его спутников. К несчастью, воздушная спасательная группа не сумела разглядеть экспедиционную команду Джимми: вершина Ауянтепуй постоянно куталась в плотные свинцовые тучи. Поэтому несколько дней спустя партию Энджела признали погибшей или пропавшей без вести.
Согласно предварительным планам Джимми, если экспедиционная группа потерпит неудачу при посадке и поиске золота, то Эни должен будет провести его, Мери и Дельгадо обратно в базовый лагерь тем маршрутом, по которому тот уже однажды прошел. Для Энджела подобное решение было равнозначно пуду соли, высыпанному на рану. Как потом шутила сестра Эни, Кармен, “Джимми был великим пилотом, но на земле чувствовал себя не очень уверенно. Ему не нравилось ходить”.
Спуск с вершины Ауянтепуй оказался очень утомительным и занял целых одиннадцать дней… 17 декабря 1938 года президент Венесуэлы Хосе Элеасар Лопес-Контрерас подписал указ, в котором назначил Джимми пилотом и гидом в правительственную исследовательскую экспедицию, проходившую под патронажем Министерства Развития Венесуэлы. В ее составе были преимущественно геологи и горные инженеры. Экспедиции вменялось исследовать юго-восточной части Венесуэлы — так называемого региона Гран-Сабана и примыкающих к горе Ауянтепуй территорий. Среди участников был и палеонтолог доктор Джордж Гейлорд Симпсон, командированный в Венесуэлу Американским музеем естественной истории.
Эрнест Томас Гиллард — орнитолог Американского музея естественной истории — писал, что приземление Джимми Энджела на вершинное плато Ауянтепуй и результаты последующего путешествие по нему в поисках пути вниз окончательно развеяли скепсис, который наблюдался в части научных кругов относительно существования удивительной флоры и фауны в “затерянных мирах” на вершинах тепуй. И было совсем не важно, есть ли исполинский водопад или нет. Многие зоологи, кто уже успел познакомиться со странными растениями и животными, обитающими на вершинах двух исследованных ранее столовых гор — Рорайма-тепуй и Серро-Дуида — всячески поддерживали Энджела.
В декабре 1940 года Гиллард опубликовал результаты о работе экспедиции, организованной правительством Венесуэлы и группой горно-добывающих американских компаний Phelps. По словам орнитолога, ученые-геологи, настроенные более чем консервативно, не могли поверить своим глазам, когда увидели исполинский водопад, низвергавшийся с высоты более одного километра. Полагали, что высота водопада составляет 3300 футов.
Джимми и Мери покинули Венесуэлу в мае 1940 года. Остаток того года и большую часть последующего они провели в США и Центральной Америке, готовясь к новой экспедиции в Венесуэлу, куда вернулись в декабре 1941. А уже в 1942 они вновь покинули страну.
Почему Энджел с женой уехали из Венесуэлы в тот самый момент, когда, казалось, они стали одними из самых популярных людей не только в стране, но и в доброй половине мира? Ответ на этот вопрос раскрывает одно неприятное происшествие, в результате которого у Джимми отобрали лицензию на полеты над территорией Венесуэлы. А случилось следующее.
Уже упомянутый мною капитан Феликс Кардона вместе со своим многочисленным семейством жил на асьенде на берегу реки Каура. Его жена была на сносях и вот-вот должна была родить. Кардона послал радиограмму в город Сьюдад-Боливар с просьбой прислать за ней самолет и отвезти в госпиталь. На свою голову, Энджел перехватил сообщение и вызвался помочь. Он посадил свой самолет на асьенде Кардоны, забрал его жену и отправился в Сьюдад-Боливар. И тут обнаружил, что топлива явно недостаточно, чтобы без риска долететь до города. Особо не раздумывая, Джимми посадил машину на один из пляжей реки Каура, остановил проплывавшее мимо лодку и послал индейцев за топливом. Дождавшись их возвращения, Энджел заправил самолет и благополучно доставил жену Кордоны в госпиталь, где она почти сразу родила.
А между тем события развивались по нарастающей и оказалось, что Энджел попал в серьезную передрягу. Когда в условленное время самолет Джимми не прилетел в Сьюдад-Боливар, Кардона поднял тревогу. Военно-воздушные силы начали искать пропавших. В ходе этой поисковой операции один самолет потерпел крушение, а пилот погиб. После недолгого разбирательства летную лицензию Энджела аннулировали и впредь запретили летать в Венесуэле. А как вы помните, передвигаться пешком Джимми не любил. Так что до самого конца 1940-х годов он был вынужден летать по найму в Центральной Америке.
В 1947 году Джимми познакомился с Рут Робертсон — американской фотожурналисткой, жившей в Каракасе. Именно она в 1949 году возглавила успешную экспедицию к водопаду Анхель. Несколько предыдущих экспедиций, пытавшихся добраться до водопада по земле и возглавлявшиеся мужчинами, закончились неудачей. Так что когда Рут озвучила журналу National Geographic свои смелые планы, она не нашла ни поддержки со стороны этого издания, ни спонсорских денег. Ей, впрочем, сказали, что если она сумеет осуществить задуманное, то редакция с готовностью опубликует ее статьи на страницах журнала. И что же? В декабрьском номере National Geographic за 1949 год появились фотографии Рут и отчет о возглавляемой ею экспедиции.
Вскоре после возвращения Рут из экспедиции, до Джимми дошли слухи, будто высота открытого им водопада отнюдь не миля. Энджел в бешенстве приехал к ней домой.
Джимми сказал:
— Я на протяжении стольких лет повторял людям, что мой водопад высотой в милю. Ты побывала там и теперь решила испортить все! Говорю тебе, он высотой в милю!
На следующий день, как только стали доступны и проверены точные данные проведенных экспедицией измерений, Робертсон поспешила сообщить Джимми, что высота его водопада составляет 3212 футов, но высота падения самой мощной струи — 2648 футов. Не миля, конечно, но все равно Анхель оказался самым высоким водопадом на Земле!
По словам сыновей Энджела и Мери — Джимми и Ролана, в период с 1942 по 1949 год они с родителями успели пожить в Никарагуа, Гондурасе, Сальвадоре, Белизе, Коста-Рике, Панаме, Британской Гвиане и США. А в 1949 даже провели некоторое время в Венесуэле.
В 1951 году Джимми и Мери из-за слабого здоровья сыновей приняли решение вернуться в США. Они купили дом в Окснарде, Калифорния. Следующие пять лет Энджел работал пилотом в странах Центральной Америки, периодически навещая семью в США.
В 1956 году он сообщил Мери, что летит работать в Британскую Гвиану вместе с Биллом Бьорклундом… Их брак уже тогда трещал по швам.
А потом случилось то, что случилось. Следующие девять месяцев после авиакатастрофы Джимми чувствовал себя очень слабым и большую часть времени провел в больнице.
Энджел скончался 8 декабря 1956 года в американском военном госпитале в Бальбоа, Панама. В свидетельстве о смерти за подписью Эверетт Роадс в графе “род деятельности” написали: “Исследователь”.
Урну с прахом Джимми Энджела передали Мери. В 1957 году ее захоронили в мемориале авиаторов в Калифорнии.
Отец Джимми, Гленн Энджел, в одном из писем своей племяннице написал, что сын провел с ним большую часть времени во время своего недавнего визита в США, и что уже на протяжении долгого времени у Джимми проблемы со здоровьем.
Вот как Гленн Энджел описывал свою последнюю встречу с Джимми:
“Он улетел отсюда 4 апреля. Задержался в Браунсвилле, в Техасе, а 17 апреля сообщили, что Джимми разбился… На первый взгляд он не сильно пострадал. Его отвезли в госпиталь. Там у него случился легкий инсульт, потом дело пошло на поправку. Но потом его хватил второй удар. Он потерял сознание, да так и не оправился до самой смерти…
…Когда Джимми был у меня в последний раз, за день или два до вылета, он решил поговорить со мной. Он сказал мне: “Отец, я больше не вернусь”. Сейчас я начинаю думать, что он ушел туда, куда хотел уйти…”
В июле 1960 года Мери, Джимми Энджел-младший и Ролан отвезли прах Энджела в Венесуэлу, чтобы развеять над водопадом, который так обожал Джимми. В последнем полете его сопровождали лишь самые близкие друзья — Густаво Эни и Патрисия Грант.
После возвращения Эни признался своей сестре Кармен:
— Знаешь, когда самолет вошел в каньон, то ничего не было видно. Такая плотная облачность… А затем что-то произошло. Стало настолько солнечно, настолько красиво, что мы могли разглядеть все до мелочей. Это как если бы горы приветствовали кого-то из другого мира.
Этим “кем-то” был Джимми.
Post scriptum
Долгих 33 года легендарный самолет Джимми “El Rio Caroni” простоял на вершине горы Ауянтепуй. Лишь в 1970 году, через шесть лет после того, как правительство Венесуэлы объявило его национальным достоянием, он был разобран на части и переправлен вертолетами на “большую землю”.
Сам Джимми, когда его спрашивали, хотелось бы ему, чтобы “El Rio Caroni” был снят с вершины, однозначно отвечал: “Нет. До тех, пока он остается там, это будет служить людям напоминанием обо мне”.
Автор Андрей Шляхтинский.
Интернет-СМИ «Интересный мир». 02.03.2012
На свои личные деньги мы покупаем фото и видео аппаратуру, всю оргтехнику, оплачиваем хостинг и доступ в Интернет, организуем поездки, ночами мы пишем, обрабатываем фото и видео, верстаем статьи и т.п. Наших личные денег закономерно не хватает.
Если наш труд вам нужен, если вы хотите, чтобы проект «Интересный мир» продолжал существовать, пожалуйста, перечислите необременительную для вас сумму по номеру телефона +79162996163 по СБП на карту Сбербанка: Ширяева Лариса Артёмовна или по другому номеру телефона +79162997405 по СБП на карту Сбербанка: Ширяев Игорь Евгеньевич.
Также вы можете перечислить деньги в кошелек ЮMoney: 410015266707776.
Это отнимет у вас немного времени и денег, а журнал «Интересный мир» выживет и будет радовать вас новыми статьями, фотографиями, роликами.