Тверская область, Бежецкий муниципальный округ (ранее Бежецкий район), село Еськи, Церковь Богоявления Господня, GPS-координаты: 57.935502, 36.377617.
Предисловие
В село Еськи мы приехали для того, чтобы посмотреть места, где режиссёр Алексей Балабанов снимал свой последний фильм «Я тоже хочу». Фильм нас потряс. Мы съездили в Тверскую область в Еськи, Алабузино, Хабоцкое и сделали публикацию «По местам съёмок фильма». Эту публикацию мы настоятельно рекомендуем вам почитать и посмотреть, т. к. иначе многое будет непонятно.
Еськи нас зацепили. Там стало понятно, почему Балабанов снимал своё кино, в том числе, в Еськах. Место такое… цеплючее…
Жанр фильма Алексея Балабанова «Я тоже хочу» определить непросто. Версии многочисленны:
— «фантастический реализм», по словам самого Балабанова;
— иная версия «Сталкера» Андрея Тарковского, по словам кинокритиков;
— «грех, блуд и ересь», по словам одного из зрителей;
— фильм-притча;
— роуд-муви на американский манер, но с русским надрывом и питерской тоской;
— болезненная трагичная фантазия режиссёра Алексея Балабанова;
— сказка в мрачных декорациях для очень взрослых людей, дающая надежду, но не гарантию…
Увлёкшись селом Еськи, мы сделали ещё одну публикацию «Владимирская церковь в селе Еськи». Внутри Владимирская церковь в Еськах потрясает. Неподготовленному впечатлительному человеку храм может показаться мрачным и зловещим. На самом деле, это обычная кладбищенская церковь, но, к сожалению, разрушенная и находящаяся в полном упадке. По центру зала находится типовая подставка под гроб с умершим. Когда кладбищенский храм действовал, на эту подставку ставили гроб, священник отпевал умершего, и тело усопшего обретало своё место в земле церковного кладбища.
Некоторые впечатлительные люди, исследующие заброшенные храмы, но незнакомые с православной культурой, такую подставку под гроб иногда принимают за сам гроб с покойником. Потом они рассказывают в своих блогах о том, что в заброшенной церкви они нашли заколоченный гроб, пытались его открыть, но у них не получилось. Некоторые вспоминают фильм «Вий», а наиболее просвещённые – мистическую повесть Н. В. Гоголя «Вий», по которой в разные годы было снято несколько фильмов. Всё это фантазии и попытки привлечь внимание к своему блогу, конечно. Перед нами обычная подставка под гроб, сколоченная из толстых досок, чтобы выдерживать большой вес. Было бы странно и невероятно, если бы подставка открывалась, и в ней лежало сохранившееся мёртвое тело без запаха и разложения. Но блогеры – такие блогеры… В общем, нашу публикацию «Владимирская церковь в селе Еськи» мы тоже рекомендуем вам посмотреть и почитать.
И вот пришло время показать нашим читателям большую церковь Богоявления Господня в селе Еськи.
Богоявленский храм в Еськах
Официально церковь Богоявления Господня в Еськах относится к недействующим храмам. Но неформально в этой церкви проходят службы. Энтузиасты восстанавливают храм, хотя перспективы этого благородного дела нам неочевидны. Может восстановят, а может и нет…
Очень хочется, чтобы реставрация и восстановление Богоявленского храма в Еськах были сделаны, как можно быстрее и полноценнее. Почему? Наш ответ состоит их нескольких важных пунктов.
1. Церковь Богоявления Господня в селе Еськи выделяется размерами и красотой на фоне других многочисленных полуразрушенных и заброшенных храмов России. В храме пять престолов:
— Богоявления Господня,
— Казанской иконы Божией Матери,
— Петра и Павла,
— Николая Чудотворца,
— Зачатия Иоанна Предтечи.
Казалось бы, обычный сельский храм в Тверской области, но по своим размерам он вполне мог бы претендовать на статус собора. И по былой, хотя и частично утерянной красоте, тоже!
Искусствовед, историк архитектуры Сергей Кавтарадзе писал:
«Строительство каменного храма на месте прежней, деревянной церкви началось в 1783 году. В 1801 году был освящен первый придел церкви — во имя Николая Чудотворца. Позже в течение почти 30 лет добавились еще четыре придела и колокольня. Если бы не были известны точные даты строительства, эту постройку почти наверняка приписали бы Растрелли».
В 2000-х гг. в село Еськи приезжали эксперты из ЮНЕСКО и Лондонского общества охраны памятников. В том числе приезжал журналист Робин Штуммер (Robin Stummer) – у нас его фамилию иногда произносят, как Штаммер – это британо-австрийский журналист, который пишет для национальных газет и журналов в Великобритании, уделяя особое внимание культуре, истории, охране природы, истории фотографии и нередко шпионажу. Но в данном случае Робин Штуммер писал о заброшенных и забытых храмах в сельской глубинке России.
Робин Штуммер написал о Богоявленском храме в Еськах:
«В сотне метров слева я увидел большую церковь — или маленький собор? — с огромным, нависающим куполом, высокой барочной колокольней и портиком с колоннами в античном стиле. Вокруг — лишь леса, поля, кустарник. И всё та же тишина. Словно некий русский Рэндольф Хёрст купил в Риме большую древнюю церковь и по непонятному капризу привез её сюда, в пустынную глушь. Если бы в Западной Европе хоть одна церковь такого размера и красоты оказалась в столь ужасном состоянии, разразилась бы буря возмущения; в России же эти гибнущие сокровища исчисляются сотнями, если не тысячами. Протеста в обществе это не вызывает…»
Первая и старейшая в мире британская газета, выходящая по воскресеньям, «The Observer» опубликовала статью Робина Штуммера под названием «Край затерянных храмов». Потом российский информационный веб-портал, подразделение информационной группы «Интерфакс» под названием «Интерфакс-Религия» опубликовал перевод статьи Робина Штуммера на русский язык. В декабре 2022 года сайт «Интерфакс-Религия» прекратил свою работу, но перевод статьи Робина Штуммера «Край затерянных храмов» на русский язык при некоторой настойчивости можно найти в Интернете.
Но вернёмся к церкви Богоявления Господня в селе Еськи и к причинам, почему нам хочется, чтобы этот храм полноценно восстановили.
Интерьер храма масштабен и величественен. Обращают на себя внимание восьмигранные столбы с перекинутыми между ними подпружными арками. Очень эффектно!
Огромный массивный Богоявленский храм в селе Еськи не кажется приземистым и тяжеловесным. Когда внутри храма взгляд скользит вверх вдоль восьмигранных столбов, то фрески на стенах и купол над головой устремляют душу к Богу. А когда выходишь наружу и смотришь на купола, то кажется, что храм взлетает в небо!
2. Помимо размеров и красоты, Богоявленский храм имеет историческую ценность. Село Еськи вообще имеет историческую ценность. Рассказывать можно бесконечно. Для примера расскажем одну дискуссионную, но очень яркую историю.
Искусствовед, историк архитектуры Сергей Кавтарадзе писал:
«Ещё одно имя, связанное с историей Есек, — протоиерей Матфей Константиновский. Он прослужил в церкви Богоявления всего три года, потом по распоряжению тверского архиепископа был переведен во Ржев, но, по воспоминаниям современников, провожали его всем селом, некоторые — до самого Ржева.
Матфей Константиновский играл важную роль в духовной жизни не только провинциальных приходов, но и русской интеллектуальной элиты середины XIX века. Ректор Санкт-Петербургского университета Петр Плетнёв отправил Константиновскому два экземпляра только что вышедших «Выбранных мест из переписки с друзьями» Николая Гоголя. После этого Гоголь сам написал Константиновскому: «Я прошу вас убедительно прочитать мою книгу и сказать мне хотя два словечка о ней, первые, какие придутся вам, какие скажет вам душа ваша. Не затрудняйтесь тем, что меня не знаете; говорите мне так, как бы меня век знали». В результате Матфей Константиновский стал постоянным корреспондентом и важной фигурой в духовной жизни Гоголя в его последние годы».
Местные краеведы и энтузиасты истории Тверской области рассказывают эту историю ярче и с более драматичными подробностями. За абсолютную достоверность местной краеведческой истории не ручаемся, но выглядит она интересно:
«Церковь Богоявления Господня в селе была возведена в 1801 году, а в 1833 году сюда был послан на служение отец Матвей Константиновский, уроженец этих мест.
Отец Матвей был страстным проповедником и обладал огромной силой убеждения. После вечерних служб он приглашал всех желающих к себе в дом на беседы о Священном писании. И к этим беседам церковное начальство относилось с большим подозрением. В какой-то момент он был обвинен в ереси и укрывательстве беглых преступников, но расследование не смогло подтвердить эти обвинения. Благодаря силе своей проповеди отец Матвей стал известен во всей империи и начал оказывать влияние на многих известных современников. Одним из них был великий русский писатель Николай Гоголь. Историк Н. П. Барсуков недвусмысленно характеризует отношения писателя и священника как подчинение Гоголя Константиновскому. Именно отцу Матвею Гоголь отправил на рецензию почти законченную рукопись второго тома «Мёртвых душ».
Из письма Гоголя отцу Матвею Константиновскому: «Я прошу вас убедительно прочитать мою книгу и сказать мне хотя два словечка о ней, первые, какие придутся вам, какие скажет вам душа ваша. Не скройте от меня ничего и не думайте, чтобы ваше замечание или упрёк был для меня огорчителен. Упрёки мне сладки, а от вас ещё будет слаще. Не затрудняйтесь тем, что меня не знаете; говорите мне так, как бы меня век знали»
Из отзыва отца Матвея Константиновского: «В одной или двух тетрадях был описан священник. Это был живой человек, которого всякий узнал бы, и прибавлены такие черты, которых… во мне нет, да к тому же ещё с католическими оттенками, и выходил не вполне православный священник. Я воспротивился опубликованию этих тетрадей, даже просил уничтожить. В другой из тетрадей были наброски… только наброски какого-то губернатора, каких не бывает. Я советовал не публиковать и эту тетрадь, сказавши, что осмеют за неё даже больше, чем за Переписку с друзьями…»
Гоголь исполнил пожелание своего духовного отца и сжег бесценные записи, в том числе и почти законченный второй том «Мертвых душ» … Рукописи сгорели, и отец Матвей оказался их единственным читателем». Источник.
Процитированная нами история, вероятно, имеет отношение к реальности. Многие исследователи творчества Гоголя рассказывают эту историю, хотя и немного по-разному. Но суть остаётся одна – отец Матвей из села Еськи повлиял на Гоголя, вероятно под этим влиянием Гоголь сжёг второй том «Мёртвых душ», и не исключено, что отец Матвей повлиял и на дальнейшую трагичную судьбу великого писателя.
Местные краеведы пишут:
«Гоголь сломленный недавней потерей своего друга Екатерины Хомяковой и уничтожением своих трудов сказал своему знакомому: «Надобно меня оставить, я знаю, что должен умереть». Он начинает поститься в Масленицу, за несколько дней до начала Великого поста, почти полностью отказывается от еды и умирает в 1852 году, несмотря на отсутствие каких-либо заболеваний».
Так что, Богоявленский храм в Еськах, возможно, хранит много исторических тайн.
3. Фрески в церкви Богоявления Господня в селе Еськи потрясают!
Искусствовед А. Л. Павлова писала:
«Живопись северо-восточного региона Тверской области, куда входят Еськи – уникальное и самобытное явление, здесь драгоценен буквально каждый сантиметр росписи. Они могли бы стать украшением любого музея, а сам храм – кроме своего основного значения – безусловно, настоящий музей. За свою жизнь я ни разу так близко не сталкивалась с подлинным сокровищем искусства, находившимся в такой степени небрежения. Это все равно, что увидеть растоптанного и брошенного в грязь Рафаэля…»
Первоначально исследователи предполагали, что Богоявленский храм в Еськах расписывал Самсон Фёдорович Пешехонов или кто-то из знаменитой династии русских иконописцев Пешехоновых.
Искусствовед, историк архитектуры Сергей Кавтарадзе писал:
«Одна из самых известных фамилий, прославивших Еськи, — династия иконописцев Пешехоновых, родоначальник которой, Самсон Федорович, родился и вырос в Еськах.
Работы его потомков ценились очень высоко. Причем заказчиками выступали и царский двор, и старообрядцы, и монастыри, подчиненные Святейшему синоду (так, именно Пешехоновым заказал иконостас для Воскресенского кафедрального собора в Токио святой равноапостольный Николай Японский).
В 1856 году Василию, внуку Самсона Пешехонова, было пожаловано звание царского иконописца, он получил право именоваться «Привилегированный мастер Двора Его Императорского Величества» и иметь на вывеске государственный герб — двуглавого орла. Пешехоновы считались знатоками византийского письма — недаром им была заказана реставрация фресок Софийского собора в Киеве».
Однако, последующие исследования энтузиастов выявили, что, скорей всего, Богоявленский храм в Еськах расписывал не Пешехонов. Наиболее вероятно, что удивительные по красоте и масштабу фрески создал местный губернский секретарь, художник-иконописец Михаил Васильевич Тыранов. Его брат художник Алексей Тыранов известен больше, он яркий представитель венециановской художественной школы, и он занял достойное место в истории русского искусства. А вот Михаил Тыранов известен меньше. Но по мнению современных историков именно Михаил Тыранов создал потрясающие, величественные фрески Богоявленского храма в Еськах. Огромный вклад в разработку этой исторической версии внёс исследователь Иван Крылов. Его оригинальный текст о Михаиле Тыранове можно найти в Интернете.
Наиболее впечатляющей фреской Богоявленского храма в Еськах несомненно является огромное изображение классического церковного сюжета «Изгнание торгующих из храма», выполненное во всю стену. Есть общепринятое мнение в среде искусствоведов, что эта роспись в Еськах сделана по гравюрам неаполитанских росписей художников Луки Джордано и Джованни Ланфранко.
«Огромный сюжет «Изгнание торгующих из храма», занимающий всю западную стену, — является шедевром и сравним с лучшими произведениями столичных храмов. Фреска «Изгнание торгующих из храма» написана, вероятно, по неаполитанскому образцу художником, знавшим итальянские живописные техники. Весь иконописный ансамбль храма, датированный специалистами 1840 годами, является незаурядным ценнейшим памятником русского искусства».
4. И ещё одна причина, почему нам хочется, чтобы Богоявленский храм в Еськах был сохранён, восстановлен и полностью отреставрирован. Здесь в этом храме переплетаются не только религиозные, но и светские сюжеты. Здесь снимал свой последний фильм «Я тоже хочу» режиссёр Алексей Балабанов.
Фильм этот был неоднозначно воспринят воцерковлёнными людьми. «Грех, блуд и ересь!» — охарактеризовал некоторые сцены фильма верующий зритель. Но мы не уверены, что историческая и культурная ценности Богоявленского храма в Еськах находятся исключительно в области религии. На наш взгляд, светские история и культура тоже важны. А творчество Балабанова несомненно имеет культурную ценность. И место, где он снимал свой последний фильм, имеет историческую ценность.
В финале фильма «Я тоже хочу» один из героев стоит именно перед фреской «Христос, изгоняющий торговцев их храма» в Богоявленской церкви в селе Еськи. Выбор сюжета фрески неслучаен, конечно. Героя в счастье не взяли…
Двери храма, в которые входят герои фильма Бандит и Кинорежиссёр, тоже снимали здесь в Богоявленской церкви.
И столы с негаснущими свечами тоже снимали здесь.
Вот так религиозные и светские аспекты истории и культуры пересекаются на одной территории – в церкви Богоявления Господня в селе Еськи.
Заключение
Благодаря неравнодушным людям, в Еськах побывали историки, искусствоведы, журналисты, блогеры. К Еськам привлекают внимание общественности. Богоявленский храм пытаются спасти энтузиасты возрождения этого места. Поклонники творчества режиссёра Алексея Балабанова пытаются привлечь внимание к сохранившимся декорациям последнего фильма Балабанова «Я тоже хочу», чтобы сохранить память о выдающемся русском режиссёре. Заинтересованные люди есть, но пока в 2023 году ситуация в Еськах грустная…
Благодаря проекту «Музыка в затерянных храмах», в 2019 году в церкви Богоявления Господня в селе Еськи сняли музыкальный клип под названием «И я уйду». Музыка Александр Маноцков, слова Хуан Рамон Хименес. Исполнение: Александр Маноцков (вокал), Сергей Малов (скрипка), Глеб Хохлов (скрипка), Ася Соршнева (альт), Борис Андрианов (виолончель). Этот музыкальный клип реально найти в Интернете. Мы посмотрели и послушали. Вам тоже предлагаем найти, посмотреть и послушать. Нам понравилось.
Мы тоже снимали видео в церкви Богоявления Господня в селе Еськи, но уже в 2023 году. Не музыкальный клип, а репортаж. Наше видео даёт представление о том, как в последнее время выглядит Богоявленский храм снаружи и внутри. Предлагаем посмотреть!
ВИДЕО в RuTube: Богоявленский храм в селе Еськи
ВИДЕО в YouTube: Богоявленский храм в селе Еськи
Приезжайте в Еськи! Посмотрите вокруг, прислушайтесь к своей душе… Возможно, вам тоже захочется внести свой посильный вклад в сохранение истории, культуры и в возрождение Богоявленского храма в Еськах!
Игорь и Лариса Ширяевы
Интернет-СМИ «Интересный мир». 21.07.2024
На свои личные деньги мы покупаем фото и видео аппаратуру, всю оргтехнику, оплачиваем хостинг и доступ в Интернет, организуем поездки, ночами мы пишем, обрабатываем фото и видео, верстаем статьи и т.п. Наших личные денег закономерно не хватает.
Если наш труд вам нужен, если вы хотите, чтобы проект «Интересный мир» продолжал существовать, пожалуйста, перечислите необременительную для вас сумму по номеру телефона +79162996163 по СБП на карту Сбербанка: Ширяева Лариса Артёмовна или по другому номеру телефона +79162997405 по СБП на карту Сбербанка: Ширяев Игорь Евгеньевич.
Также вы можете перечислить деньги в кошелек ЮMoney: 410015266707776.
Это отнимет у вас немного времени и денег, а журнал «Интересный мир» выживет и будет радовать вас новыми статьями, фотографиями, роликами.