Home 1 Человек 1 Психолог и клиент. Инструкция по применению. Часть 3.

Психолог и клиент. Инструкция по применению. Часть 3.

Мы, как психологи с почти 25-летним стажем работы в психологии, продолжаем писать о неформальных правилах взаимодействия психолога и клиента на психологической консультации, во время процедуры психологической помощи или помогающего психологического тренинга. Прежде, чем читать эту страницу, рекомендуем вам прочитать ЧАСТЬ 1 и ЧАСТЬ 2. Тогда вам станет понятно, почему возникла тема каких-то «инструкций» для психолога и клиента. А сейчас мы поговорим о примерных правилах для психологов. Все написанное ниже является нашим частным мнением и не претендует на абсолютную истину. Это просто личный профессиональный опыт двух людей, которые много лет почти ежедневно ведут психологические консультации, оказывают практическую психологическую помощь, проводят тренинги. Возможно, что-то из этого опыта окажется вам полезным.

Итак, примерные правила для психолога. С юмором, конечно. В работе практического психолога без юмора нельзя. Иначе окажешься в Кащенко намного раньше клиента. Ведь у клиента только свои проблемы, а у психолога и свои, и всех своих клиентов в сумме.

1. Правило минимизации эффекта проекции. Когда вы проводите психологическую консультацию, забудьте на время опыт своей личной жизни, наставления мамы и сказки бабушки на ночь. Представьте себя сиротой, при этом дебилом или дебилкой, но с ВУЗовским образованием, причем работаете вы шпионом на кровожадного короля, который за плохую службу может отрубить вам голову. Шутка. Вульгарная шутка. Но в этой шутке есть очень большая доля истины для практического психолога, который проводит психологическую консультацию. Вот именно так на консультации психолога мы и стараемся мыслить. Почему?

У людей, в том числе у психологов, в жизни есть события и переживания, которые произвели на нас очень сильное впечатление. На нас как на людей, а не как на психологов. Как правило, это:

а) детские впечатления (например, воспитанные родителями ценностные ориентации и установки, уклад семьи, традиции и т.п.),

б) сильные стрессы (например, боевые действия, болезнь или смерть близких, предательство друзей и любимых, потеря работы и здоровья, развод в семье, сексуальные унижения и т.п.),

в) длительная жизнь в однотипных условиях (например, жизнь при социализме у пожилых людей, длительное сидение с детьми у женщины-мамы, многолетняя служба в армии и т.п.).

Всё это и есть та совокупность жизненного опыта, которая формирует личность с ее устойчивыми, ригидными (негибкими) взглядами на жизнь и выводами о том, что хорошо, а что плохо, что перспективно, а что не перспективно, что опасно, а что безопасно, что правильно, а что неправильно и т.п. Вот этот сформировавшийся личный субъективный жизненный опыт и есть та призма, через которую зрелая личность оценивает всё вокруг: себя, других людей, мир вокруг. Если опыта мало – рассматривать не через что. Если опыта много – призма кривая и искажает картинку действительности. В общем, это очень неудобное явление в самом себе для любого практического психолога.

Причем, как правило, детские впечатления (особенно пришедшиеся на сензитивный к данному виду воздействия возрастной период) сильнее влияют, чем взрослые впечатления. Негативные впечатления, как правило, лучше запоминаются и сильнее влияют, чем позитивные. Возраст усиливает паранойяльность (подозрительность) и тоталитаризм. Много всяких интересных процессов происходит в человеке по мере накопления жизненного опыта на протяжении периода от детства до старости.

Собственно говоря, это и есть процесс адаптации к условиям жизни, и ничего ужасного в этом нет. До тех пор, пока весь этот багаж впечатлений, жизненного опыта и выводов о жизни человек применяет исключительно к себе. Но как только этот человек начинает проводить психологическую консультацию другим людям, весь накопленный опыт — аффективно окрашенный и потому часто бескомпромиссный по выводам – весь этот очень субъективный опыт может начать мешать и привести психолога к неверным выводам и рекомендациям на психологической консультации. На профессиональном языке это называется феномен проекции – опасность спроецировать свой жизненный опыт (сформированный в одних условиях применительно к определенному (своему) психотипу) на жизнь совсем другого человека (совершенно иного психотипа, который живет совсем в других условиях).

Процитируем самих себя из статьи «Как выбрать психолога?»: «Следите за тем, чтобы психолог не проецировал на вас себя и свой личный опыт. Т.е., чтобы в речи специалиста не проскакивали фразы типа: «А вот у меня самого в жизни было!», «Я по себе точно знаю!», «А вот моя жена (муж, дети)…» ну и т.п. Анализируя свой личный и семейный опыт жизни, специалист ничего точно про вас сказать не может. Все люди разные! Это называется помогать другим от своих собственных проблем или, выражаясь профессиональным языком, феномен проекции. Бегите от такого специалиста. Пусть он сначала с собой и своими проблемами разберется, а уж потом пытается помогать другим!».

Понятно, что абсолютно полностью избавиться от феномена проекции ни один психолог не может. Но в работе на психологической консультации психологу нужно стремиться опираться в своих выводах и рекомендациях не на свой личный опыт, свои переживания, свои человеческие ценности, мораль, установки и стереотипы, а на строгое научное знание и практические наблюдения за людьми. Не от себя нужно исходить, а от клиента. Что хорошо русскому, то немцу смерть. Что неприемлемо для психолога, то для клиента решение психологической проблемы и большое человеческое счастье. Так бывает очень часто. В большинстве случаев, именно так и бывает.

2. Правило искреннего интереса и любознательности. Как обычно, с юмором. Психолог, помни: клиент – это инопланетянин. Он прилетел сюда из иных миров, где всё по-другому. Там даже деревья растут вверх ногами, а уж мозги точно крутятся в обратную сторону.

Консультация психолога, психотерапия, психологический тренинг – всё это уникальный шанс, прежде всего для самого психолога, познать иные дальние миры и заглянуть в сокровенные глубины глубин.

Психолог, если ты на психологической консультации или психотерапии, во время психодиагностики или тренинга – если ты во всем этом не разобрался, то это очень плохо.

Во-первых, потому что это потрясающе интересно, а твоя профессия существует на интересе, а не на деньгах. Если хочешь только и исключительно денег – шел бы ты лучше в банкиры, а не в психологи.

Во-вторых, потому что второго шанса у тебя может не быть. Ведь каждая «Человеческая Вселенная», как правило, прилетает к тебе только один раз, особенно если «Вселенная» недовольна. И свою ошибку ты уже вряд ли исправишь, просто не представится случая. И клиент останется без твоей помощи. НАВСЕГДА!

В-третьих, почти любой клиент психолога, если ты не проявляешь искренней любознательности к его жизни: либо сразу на психологической консультации, либо потом в процедуре психологической помощи – клиент психолога это обязательно заметит и почувствует. В лучшем случае, клиент будет считать тебя недоумком, а в худшем случае, равнодушным недоумком. А потом клиент перенесет это свое мнение о тебе на всех других психологов. И вот тогда мы, двое психологов из подмосковных Люберец (слышал про люберецких бандитов?), мы оба придем к тебе темной ночью и задушим полным собранием сочинений Фрейда, чтобы ты не позорил всех психологов! Страшно? Вот теперь просыпайся, психолог, и научись включать голову и любить людей! Или уж хотя бы научись быть любознательным.

Процитируем самих себя из статьи «Структура психологической помощи. Глава 1.»: «Второй вопрос, который задает самому себе психолог: «Какие причины привели клиента к актуальному психологическому состоянию?» Здесь нужно уметь слушать клиента и задавать вопросы. Сколько лет? Откуда родом? Каковы особенности воспитания? Какие клиент перенес заболевания, физические и психологические травмы? Перечень этих вопросов нет смысла продолжать, т.к. это займет несколько страниц текста. Но есть суть: Клиент должен быть интересен психологу как человек, как личность. Если психологу систематически скучно работать, пора уходить из профессии. Рекомендации психологу: отнеситесь к клиенту, как к своему близкому родственнику или даже любимому, который много лет назад исчез из вашей жизни, и вот сейчас откуда-то появился, и вы пытаетесь понять, как этот человек прожил годы без вас. Рекомендации клиенту: постарайтесь быть интересным содержательным рассказчиком, это необходимо для вашей же пользы. Будьте наблюдательны к психологу. Если вы чувствуете, что ваши проблемы неинтересны психологу, меняйте психолога!».

3. Правило эмоционального сопереживания и личностной отстраненности. Если психолог искренне, глубинно не сопереживает клиенту, он не может уловить всех тонкостей психологических проблем и переживаний клиента. Здесь не моральная сторона вопроса, а чисто техническая.

Через клиентскую речь психолог получает минимум информации, а поведение и невербальные сигналы куда более информативны. (Кстати, психологи, изучайте язык мимики, поз, движений. Это очень полезно.) Но полное слияние с внутренним миром клиента и понимание всей полноты его психологических проблем и переживаний наступает, только если вы определенным образом подстраиваетесь под клиента (как музыкальный инструмент настраивают по камертону). Эта глубинная настройка психолога на внутренний мир клиента помогает психологу точно знать то, что клиент не только не сказал на психологической консультации, не только никак не проявил в поведении, но даже не всегда осознает сам внутри себя. Вы просто начинаете чувствовать, как пришедший к вам на психологическую консультацию человек.

Обратная сторона медали – эмоциональный износ психолога, потому что клиентов много, у каждого своя беда и боль, а психолог один, и душа психолога постепенно начинает превращаться в помойку. На профессиональном языке – выгорание психолога. Если психолог не научится во время психологической консультации, а особенно во время психотерапии, быть личностно отстраненным, как хирург во время операции, то психолог «сгорит» раньше, чем научится быть хорошим психологом. Кроме того, излишняя личностная заинтересованность и вовлеченность приводит психолога к внутренним аффектам (пусть даже они не заметны клиенту по поведению и речи психолога). От сильных эмоций у большинства людей снижается эффективность интеллекта (вульгарно говоря, от эмоций люди глупеют), и психолог не исключение. Оглупление психолога во время психологической консультации, психологической помощи или тренинга – это крайне нежелательное явление. Поэтому умение психолога быть личностно отстраненным важно.

И вот здесь практическому психологу, если он хочет эффективно помогать людям, но остаться живым и не сумасшедшим, желательно нащупать крайне тонкий и деликатный баланс между искренним сопереживанием клиенту (вплоть до полного душевного слияния с болью клиента) и личностной отстраненности (вплоть до полного душевного отчуждения от возможной психической патологии клиента). Этот баланс находится и формируется годами практики. Если смог – ты помогаешь людям, ты счастливый человек и хороший психолог. Если не смог – ты неэффективен, ты несчастный человек и плохой психолог.

Авторы психологи Игорь и Лариса Ширяевы. Источник: Частная психологическая мастерская  «Успешные мозги».

Продолжение ЧАСТЬ 4.

Электронное СМИ «Интересный мир» от 13.04.2013