Home 1 История 1 Притяжение Эльбруса

Притяжение Эльбруса

Незабываемое место, оставившее у нас впечатление на всю оставшуюся жизнь. Читать и смотреть фотографии можно по метке Карачаево-Черкесия.

Эльбрус притягателен. Он все время меняется, и он всегда разный. Неустойчивая погода превращает созерцание Эльбруса в занятие сродни разглядыванию картинки в калейдоскопе. Только это калейдоскоп для взрослых: большой, настоящий, реальный и опасный. Затягивает… 

(18+ Внимание! Данная статья предназначена для людей старше 18 лет. Если вам меньше 18 лет, немедленно покиньте страницу!)

Эльбрус создает иллюзию доступности. Вот он, совсем рядом, рукой подать. Не требуется высочайшей альпинистской квалификации. Очень много людей восходило на Эльбрус. Не все они были великими альпинистами. И к Эльбрусу не надо ехать далеко и дорого, как например, на тоже доступную в альпинистском смысле вершину Килиманджаро. Эльбрус реален по силам и деньгам, и это заводит, как доступная женщина горячего юношу.

Эльбрус льстит самолюбию восходителя. Западная вершина имеет высоту 5642 м – высочайший пик Европы! Восточная вершина – 5621 м. Записать эту высоту в свой послужной список приятно. Вершины разделены седловиной – 5200 м и отстоят друг от друга всего на 3 км. По альпинистской классификации Эльбрус оценивается как 2А снежно-ледовая, прохождение обеих вершин – 2Б. Кажется, что это по силам любому крепкому человеку. Азартно!

На Эльбрусе регулярно пропадают и гибнут, как отдельные люди, так и целые группы. Эльбрус опасен в плохую погоду даже для опытных альпинистов. Погода меняется мгновенно и непредсказуемо.

К Эльбрусу мы отправились на конях. Коням тоже тяжело. Хотя карачаевские кони хорошо адаптированы к местным горным условиям, конь в горах выглядит также хреново, как и человек.

Один из коней упал на тропе, задыхаясь и исходя пеной изо рта. Горная болезнь. Местный житель, ехавший на коне, казалось, знал, что делать. Коня удалось поднять побоями, и он смог самостоятельно спуститься вниз. Спуститься равно жить.

Высота развития горной болезни для разных людей и разных условий очень различна. Трудно заранее угадать, когда, у кого и на какой высоте это случится. Некоторые начинают страдать от кислородной недостаточности уже на высоте 2000 м, другие же не чувствуют её эффекта даже на 4000 м. В высотном альпинизме существует термин «летальная зона», или «зона смерти». Основные причины смерти – отек мозга и отек легких. Причина смерти при отёке мозга – сдавливание набухшей коры головного мозга сводом черепа, вклинивание мозжечка в ствол спинного мозга. Причина смерти при отёке лёгких – массивное пенообразование, вызывающее асфиксию дыхательных путей. Прежде, чем организм погибает, он испытывает массу различных ощущений. Из приятных только одно – эйфория, и то не у всех. Все остальное мучительно: сильнейшая головная боль, рвота, сухой кашель с кровью, кровотечения, нарушения сна и пищеварения, нарушение координации, апатия – смерть. Подробно о горной болезни можно прочитать ЗДЕСЬ.

В 1998 году состоялась экспедиция по восхождению на Эльбрус на лошадях карачаевской породы. Использовали подковы с закручивающимися шипами и солнцезащитные очки для лошадей.


Фото было взято с несуществующего сейчас сайта grandelbrus.ru.


Фото было взято с несуществующего сейчас сайта grandelbrus.ru.

Ну, а мы продолжим наше более гламурное путешествие.

Эльбрус встретил нас холодом, грозой, ливнем и градом, величиной с крупный горох. Помогали плащи и широкополые шляпы, защищавшие лицо от возможных синяков. Лошадь – большая и теплая. Это тоже как-то помогало.

Всего несколько часов назад светило солнце, мы ели мясо яка и травили байки о лошадях и о женщинах. А сейчас наступил ад. Кони с трудом слушаются всадников и несутся по горам по направлению к убежищу. Главное – не вылететь из седла.

«Эльбрус по природе образования представляет собой потухший вулкан, и даже сейчас, находясь у его вершин, можно почувствовать характерный запах, исходящий из фумарол – каналов, расположенных на стенках кратера вулкана. Концентрация испарений бывает настолько высока, что может представлять угрозу для здоровья человека». Взято отсюда.


Схема взята отсюда.

«Главная опасность на Эльбрусе, как и на других горах – плохая погода. Облака, иногда вместе с сильным ветром, «накрывают» гору, и некогда прозрачный до самого Черного моря воздух превращается в бушующий поток, несущийся со скоростью нескольких десятков метров в секунду. Видимость резко ограничивается, ориентиры исчезают, и человек остается во власти стихии, с которой ему предстоит бороться за жизнь. На высоте организм сильно ослаблен из-за нарушения снабжения кислородом. Как следствие, человеку с трудом даются любые движения, и он сильнее мерзнет. Недостаток кислорода также деструктивно влияет на мозговую деятельность, из-за чего критический подход к ситуации становится непосильной задачей.

Уставший и замерзающий человек засыпает очень легко. Граница между сном и реальностью, еще раньше размытая недостатком кислорода, окончательно теряется, и человек быстро погружается в забвение. Ни один сигнал организма не побеспокоит сознание до того момента, как настанут страшные последствия – все тело принимает сон как естественную, единственно правильную, фазу, и сознание мягко отдается во власть глубокого расслабления. Чаще всего — навсегда.

В мае 2006 года группа альпинистов из Москвы и Киева предприняла попытку восхождения на заветную гору. В результате непогоды, во время которой температура воздуха опустилась до -50 градусов Цельсия, на верхней части горы Эльбрус замерзли 11 из 12 человек. Ледяной ветер и отсутствие видимости не оставили никаких шансов на выживание группы. Единственный оставшийся в живых восходитель начал спуск раньше, чем остальная группа, из-за недомогания, которое почувствовал на пути к вершине. Эта случайность спасла его жизнь». Взято отсюда.

«Два энтузиаста, участника одного из наиболее популярных Интернет-форумов – альпинист из Норильска и сотрудница одного из московских банков, решили приложить максимум усилий, чтобы изменить ситуацию. Ими было предложено построить приют в районе седловины Эльбруса, чтобы у восходителей в подобной ситуации оставалась возможность выжить. Приют, по их мнению, должен быть минимально комфортным сооружением, но при этом обеспечивать защиту от ветра. Это дало бы шанс восходителям переждать непогоду в укрытии». Взято отсюда.

Этот проект был поддержан Федерацией Альпинизма России. Официальный сайт проекта ЗДЕСЬ.

«Статистика ПСО Приэльбрусья показывает, что ежегодно на Эльбрусе остается 5-15 человек. В основном, это люди, которые знали, куда шли».

«31.08.2010. Почти закончили. В 15.30 Мартьянов сообщил, что хижина почти готова. Завтра наверх отправится съемочная группа НТВ, а также несколько ребят, чтобы отснять хижину и спустить бивак. Наверху сейчас шестеро, остальные внизу.

01.09.2010. День рождения. Мы — те, кто внизу — считаем, что сегодня — день рождения нашей хижины. Потому что верим тем, кто наверху. И сегодня рано утром наверх ушли все участники и съемочная группа НТВ. Наверху — не идеальная погода, но у нас — сильная команда. Они должны сделать съемки и снять основную часть бивака. Известно, что они точно дошли до седловины.
13:38 — ребята вышли на связь. Группа в полном составе спускается с седловины, все чувствуют себя нормально. 17:30: Все спустились с Горы. Все хорошо. Хижина родилась. 🙂

28.10.2010. Станция RedFox 5300 разрушена. Вчера горный гид Евгений Крутень сообщил печальную новость — он обнаружил разрушенный приют: купол отделен от основания и лежит рядом. Он же сделал представленные фотографии. К сожалению, последние два дня на Эльбрусе непогода, поэтому получить дополнительные подтверждения и новую информацию пока не удалось. В ближайшие дни по погоде запланирован выход местных гидов на седловину для дополнительного обследования, фотографирования и возможного закрепления купола.

На данный момент рассматриваются различные версии причин произошедшего. Пока рассматривается версия сноса купола сильным ветром в связи с ошибками проектирования или реализации. Команда 5300 опечалена, но, как обычно, конструктивна в планах. Хижину будем спасать». Взято отсюда.

Спасательный приют «Станция 5300» не простоял и до весны. Зимой его восстановить не реально. Что будет дальше – сомнений нет: энтузиасты похода в горы снова, как муравьи, будут тащить доски на себе, чтобы восстановить купол заново. А пока на Эльбрусе снова будут рисковать и гибнуть люди. Наверное, особенно много их будет, как всегда, в майские праздники.

Первое в истории официально зафиксированное восхождение на Эльбрус состоялось в июле 1829-го года.

«В этот период командующим на Кавказской линии был генерал Эммануэль. Придавая большое значение стратегически важному расположению Карачая, в труднодоступных землях которых «находили убежище все закубанские хищники», Эммануэль решил умиротворить этот оплот закубанских народов. Он принял сознательное решение покорить Карачай и Эльбрус, как центральный узел всего Северо-Западного Кавказа. Эльбрус мог в руках русских служить»буфером между покорными кабардинцами и непокорными закубанскими народами».

В восемь часов 22 июля сам генерал Эммануэль вышел из лагеря с небольшим конвоем и достиг высокого холма, откуда открывался величественный обзор Эльбруса. Он еще раз убедился в возможности достичь его вершины. В 11 часов, вернувшись в свой лагерь, генерал начал формировать караван, который должен был сопровождать ученых-натуралистов. «Вызваны были охотники. Вышло двадцать казаков и один кабардинец, по имени Киляр» (Потто, стр. 382). Когда отряд достиг черных гор, среди которых уже не было ни малейших признаков тропинки, не только академики, но даже казаки и проводник Киляр не решились доверить свою жизнь животным, и потому все спешились и вели лошадей в поводу (там же). Экспедиция заночевала на одной из площадок на черных горах. «Только на другой день — 23 июля — в самый полдень венгерский путешественник де Бесс заметил в телескоп на сверкающих покровах Эльбруса четырех человек, которые пытались достигнуть вершины горы. Трое из них скоро исчезли из виду, четвертый поднимался все выше и выше — и вдруг фигура его рельефно обрисовалась над самой короной Эльбруса. Тот был, как оказалось впоследствии, кабардинец Киляр, уроженец Нальчика» (там же, с. 383). Этот момент войска отметили тремя ружейными выстрелами. Киляр никого и ничего не видел (речь идет о Прометее у греков, о старике, прикованном к вершине горы за ослушание Аллаха, о скопище джинов у черкесов). На память о своем восхождении он принес черный с зеленоватыми прожилками камень, оказавшийся базальтом. Генерал Эммануэль приказал разбить его на две равные части, одну отослал в Петербург, другую вручил венгерскому ученому де Бесс для хранения в национальном музее города Пешта (часть современного Будапешта). Ученая экспедиция спустилась в лагерь в тот же день, 23 июля. В честь этого события генерал Эммануэль дал парадный обед, на котором присутствовали представители Кабарды, Карачая, Уруспия и других закубанских народов. Тост за императора Николая Павловича, покровителя наук сопровождался оружейным залпом. Поднимали тост за генерала Эммануэля, за ученых, за кабардинца Киляра, за фактическое присоединение Эльбруса к владениям Российской империи (Потто, с.385). Киляру вручили торжественно заслуженный приз. По приказанию генерала в память об этом выдающемся событии на скале вырезали такой текст (приводим полностью): «В царствование Всероссийского Императора Николая 1 стоял здесь лагерем с 20 по 23 июля 1829 года командующий войсками на Кавказской линии генерал от кавалерии Георгий Эммануэль. При нем находились: сын его Георгий, четырнадцати лет; посланные Российским Правительством академики: Купфер, Ленц, Менетрие, Мейер; чиновник горного корпуса Вансович, архитектор Минеральных Вод Иосиф Бернадацци и венгерский путешественник Иван де Бесс. Академики и Бернадацци, оставив лагерь, расположенный в восьми тысячах футов (1143 сажени) выше морской поверхности, всходили двадцать второго числа на Эльбрус до пятнадцати с половиной тысяч футов (2223 сажени). Вершины же оного достиг только кабардинец Киляр. Пусть сей скромный камень передаст потомству имена тех, кои первые проложили путь к достижению доныне считавшегося неприступным Эльбруса». Это же текст отлит на чугунной плите в г. Луганске в двух экземплярах, один из них хранится в Тбилиси, другой — в Пятигорском музее. Текст отлит и на арабском языке». Взято отсюда.

«По поводу вопроса о первенстве в восхождении на высочайшую вершину Европы – Эльбрус, должен разочаровать определенную категорию читателей. Экспедиция генерала Эммануэля являлась первым восхождением на Эльбрус в истории альпинизма Российской империи. А карачаевцы и балкарцы прекрасно помнят имя Джачи Джаппуева, поднимавшегося на Эльбрус задолго до экспедиции Эммануэля. Отметим, что это не попытка балкарцев оспаривать «первенство» покорения Эльбруса. Мы твердо уверены, что за многотысячную историю нашего проживания возле этой горы не один десяток, а может, и сотня мужчин – карачаевцев и балкарцев, восходили на ее вершину из чувства спортивного азарта или любопытства. Напомним, что русские этнографы XIX века писали, что балкарцы убеждены в том, что корабль библейского пророка Ноя (Нуха) остановился именно на горе Эльбрус, а не на Арарате. Его вершина торчала из воды и, останавливаясь на ней, киль корабля Ноя рассек ее пополам; так гласят легенды. Как видно из сказанного, балкарцы и карачаевцы давно отдали «пальму первенства» в восхождении на Эльбрус пророку и праотцу современного человечества — Ною, о национальной принадлежности которого судить не приходится».

Летопись восхождений на Эльбрус по 1967 год ЗДЕСЬ.

«Так высоко война ещё не поднималась. 21 августа 1942 года гитлеровские войска установили на Эльбрус свои флаги».


Источник фото


Источник фото


Источник фото

О боях на Эльбрусе во время Великой Отечественной читать и смотреть ЗДЕСЬ.

В 1997 году 8 человек поднялись на вершину Эльбруса на высоту 5621 м на автомобиле Land Rover Defender 90.

«13 сентября в 20.00 на восточную вершину Эльбруса (5621 м) вместе с автомобилем Defender поднялись 8 человек, среди которых 5 альпинистов: Константин Брусков, Александр Коваль, Александр Копылов, Андрей Леонтьев, который заменил получившего травму Василия Елагина; два водителя профессионала: Олег Богданов и Николай Никульшин и представитель фирмы «Автодом» Сергей Бабенков. Измерять это восхождения метрами было бы некорректным, более правильным будет ее считать 562 тысячи 100 сантиметров, за каждый из которых им пришлось бороться.

Спустя некоторое время эту акцию зарегистрировали как мировой рекорд и внесли в книгу рекордов Гиннесса.

Глядя на весь путь с вершины, хочется мысленно прокрутить события прошедших дней на пути к успеху. Изо дня в день: — ночь, холод, пронизывающий насквозь ветер, мерзкая жижа, летящая из-под колес, которой наш железный друг то и дело окатывал членов команды, страховочные веревки, натянутые как нервы. Все выше и выше машина устремлялась за облака на пути к победе. Все больше к усталости людей добавлялась нехватка кислорода, когда после физических усилий сердце бешено бьется внутри, пытаясь чуть ли не выскочить через глотку. И это долго еще будет сниться по ночам когда, закрывая глаза, слышишь, как скрежет стиснутых зубов сливается с ревом мотора и бешеным воем буксующих колес, запахом гари сожженной проводки и треском переломанной трансмиссии. Вообще что это – сон или явь? Мимо в полутьме в свете прожекторов как призраки проплывали скалы, бездонные ледниковые трещины, а выше нас только океан звезд на небе, а под нами простирался Большой Кавказский хребет. Мы сделали это и покорили Эльбрус…

Теперь спуск. Изначально планировалось, что автомобиль с вершины снимет вертолет. Но из-за переноса сроков восхождения единственный в тех местах летчик-ас, способный снять груз в 2,5 тонны с вершины Эльбруса, не смог принять участие в операции. Поиски замены успехом не увенчались, и тогда решено было спускаться своим ходом. Далее события развивались стремительно в своей трагичности. 10 октября часть команды снова поднялась на вершину. Чтобы запустить перемерзший двигатель, затащили на вершину автомобильный аккумулятор — это было потяжелее, чем пудовая гиря! Итак — все на пределе — нервы и страховочные тросы — мы начинаем спуск своим ходом, что по сути гораздо сложнее, чем приехать сюда, тем более сейчас середина октября. Приспустившись 11 октября с вершины на склоне крутизной 40 градусов, мы всей толпой последний раз переночевали в машине.

На следующий день шофер «профи» Николай Никульшин со словами: «Передай матери, что я ее люблю!» — попросил своего 16 летнего сына, активно участвующего все это время в проекте, выйти из машины. Он сел в машину, завел двигатель и… Видимо, уже надорванный во время подъема трос не выдержал, и машина, набирая скорость, устремилась вниз по склону, медленно переворачиваясь, увлекая за собой надежду на благополучное возвращение. В момент обрыва троса колеса находились на скользкой вулканической породе, а дальше начинался лед. Николай Никульшин до последней минуты, пытался разными способами остановить все быстрее сползающий автомобиль, но Defender — уходил в вечность, и ничто ему не могло помочь – наверное, такая у него была судьба! В последний момент Никульшин успел, как капитан покинуть «корабль».

Сегодня нам понадобилось всего лишь 6 часов, чтобы добраться сюда пешком, на машине мы ехали полтора месяца до вершины.

Что изменилось здесь с тех пор? Люди? Немного. Сама Гора? Вряд ли. Здесь все осталось по-прежнему, если не считать автомобиля Land Rover Defender, нашего напарника по связке, с которым мы делили все наши радости и невзгоды в заоблачных высотах, он нас привез на ЭЛЬБРУС, и над его останками мы как раз и склонились.

Уникальный проект компании «Автодом»: восхождение на серийном автомобиле Land Rover Defender-90 на «крышу» Европы — Эльбрус (5621 м) — это даже не «Camel Trophy», это гораздо круче в прямом и переносном смысле! Сам Land Rover или то, что от него осталось, лежит вокруг нас, мало напоминая прекрасную машину. Жаль оставлять его здесь — мы все вложили в него столько своей души! Мы будем обласканы лаврами и успехом первых «автоальпинистов», а Defender — главный «виновник» успеха, чья надежность, работоспособность и ремонтопригодность теперь просто вызывает восхищение — он всего этого не увидит.

Солнце идет к закату. Пора возвращаться вниз. Перехватывает дыхание в горле, и текущие на сильном ветру слезы остаются соленой горечью на губах. Все кончено! Мы спустились живые, но не все, так как последнее слово всегда принадлежит Горе!» Взято отсюда.

Воспоминания капитана команды и разработчик автомобильной части проекта Олега Богданова ЗДЕСЬ.

«Многие попытки покорения Эльбруса заканчивались трагедией или просто провалом, как например, массовое восхождение альпинистов Кабардинской АССР в 1947 году, посвященное 30-летию Октябрьской революции. Руководство республики организовало это восхождение, с целью установить на вершине бюст Сталина и с вершины Эльбруса отправить в базовый лагерь в п. Терскол радиограмму, которую радист базы должен был переправить как поздравительную в Москву. Ориентировочно подъем на вершину планировалось завершить в 15.00 часов. Но группа горовосходителей, попав в буран, сбилась с пути, была вынуждена повернуть назад, утеряла рацию, а тяжелый бюст, весом около 60 кг, была вынуждены припрятать в скалах. Радист базы в п. Терскол, не дождавшись радиограммы от группы в назначенное время, все-таки отправил поздравительную радиограмму в Москву. Спустившихся вниз руководителей группы горовосходителей на следующий день пригласили в органы НКВД и объяснили им их личные перспективы: «или бюст Сталина в ближайшие дни будет стоять на вершине Эльбруса, или….» Пригласив более профессиональных альпинистов и отказавшись от массовости мероприятия в составе небольшой группы, в которую был включен и сотрудник НКВД, они устранили свою спортивную ошибку, приобретавшую «политический» окрас. Найдя и установив бюст на вершине Эльбруса, они спасли тем самым свои жизни. Об этом юбилейном, но неудачном восхождении на страницах одной из республиканских газет в 90-х годах поведал один из участников повторного восхождения».

Вот еще одни воспоминания: об одиночном восхождении на Эльбрус.

«Дело было в 1994м, на майские. Что меня подвигло на такой «подвиг», в общем-то не сторонника одиночных путешествий-восхождений, вспоминать не хочется.

Какие-то личные проблемы, семейные и т.д. По прошествии времени все кажется достаточно мелким, подтверждая тем самым довольно банальные истины, типа «время лечит», или «дело-то житейское». Точно помню, что никаких мыслей о каких-то спортивных достижениях, о том, чтобы «что-то кому-то доказать» не было. Пусть будет так – захотелось побыть одному и наедине с горами, подумать о том, о сем, о жизни. Заодно посмотреть Эльбрус с другой стороны, и в тишине, и без никого.

Как-то абсолютно случайно к этому времени у меня была уже палатка полутора местная. Где-то я услыхал про однодужные конструкции, решил такую сделать. Тогда мы еще мало покупали, больше сами делали, шили, ковали, точили…» Об одиночном восхождении на Эльбрус читать ЗДЕСЬ.

«2 сентября 2008 года 20-летний слепой липчанин Николай Орлов самостоятельно взошёл на Западную вершину Эльбруса (5642 м) — высшую точку России и Европы. Впервые в истории России Гору почтил своим присутствием полностью незрячий человек (с 3 лет, травматическое повреждение).

В группу из 6 человек (взошли пятеро), входили два полностью незрячих человека — помимо Коли в экспедиции участвовал 54-летний, на тот момент, председатель Липецкого отделения Всероссийского общества слепых Николай Александрович Сарычев, участник войны в Афганистане, подорвавшийся на мине. Лишившись зрения, он потерял ещё и часть лёгкого. Сарычев не дошёл до вершины всего 80 метров по вертикали, не дотянув всего 20 метров до более пологого выхода на вершину. На мой взгляд, как человека находившегося в этот момент вместе с ним, он не смог переступить психологический барьер, не поверив в то, что невозможное — возможно…» Взято отсюда.

И все-таки, Эльбрус не отпускает…

«Клянусь Аллахом, если б я родился
Не в нынешнем, а в прошлом веке,
Паломником, пошел бы и молился
Я лишь тебе, не думая о Мекке».
1963 г. Кайсын Кулиев

Авторы Игорь и Лариса Ширяевы. Фотографии Игорь Ширяев, Лариса Ширяева, Екатерина Морозова.

Незабываемое место, оставившее у нас впечатление на всю оставшуюся жизнь. Читать и смотреть фотографии можно по метке Карачаево-Черкесия.
Дорогие друзья и читатели! Проект «Интересный мир» нуждается в вашей помощи. Помочь можно ЗДЕСЬ.

Электронное СМИ «Интересный мир». 23.09.2012

Дорогие друзья и читатели! Проект «Интересный мир» нуждается в вашей помощи!

На свои личные деньги мы покупаем фото и видео аппаратуру, всю оргтехнику, оплачиваем хостинг и доступ в Интернет, организуем поездки, ночами мы пишем, обрабатываем фото и видео, верстаем статьи и т.п. Наших личные денег закономерно не хватает.

Если наш труд вам нужен, если вы хотите, чтобы проект «Интересный мир» продолжал существовать, пожалуйста, перечислите необременительную для вас сумму на карту Сбербанка: Мастеркард 5469400010332547 Ширяев Игорь Евгеньевич.

Также вы можете перечислить Яндекс Деньги в кошелек: 410015266707776 . Это отнимет у вас немного времени и денег, а журнал «Интересный мир» выживет и будет радовать вас новыми статьями, фотографиями, роликами.