Home 1 Туризм 1 Храм в Берново

Храм в Берново

Предыдущая часть цикла о Тверской области: «Встреча с экс-губернатором Тверской области Дмитрием Зелениным». Весь цикл можно отслеживать по метке «Тверская область».

Фотографии при клике увеличиваются.

Зачем нужна дорога, если она не ведет к храму? Дорога в Тверской области привела нас к светлому Успенскому храму в Берново на берегу извилистой речки Тьмы…

Заповедник.

Нынешнее здание Успенской церкви в Берново было построено в XVII веке. Строительство продолжалось 12 лет. До этого в Берново был деревянный храм, первое упоминание о котором датировано 1546 годом. Но он не сохранился. Дорога привела нас к нынешнему каменному Успенскому храму, которому пошла уже четвертая сотня лет.

Вы никогда не замечали, что дорога к храму и сам храм часто связаны друг с другом очевидным подобием? Если это обычная широкая столбовая дорога, затертая тысячами ног и колес, то и храм, как правило, такой же – типовой и стандартный, словно казенный дом, со стертой индивидуальностью, словно стертые черты лиц у умственно отсталых психиатрических больных. Молиться в таком храме можно, но душа не взлетает. На экскурсию приехать тоже можно, но потом вспомнить и рассказать будет нечего. Ну, был, видел… пафосное здание у шоссе… храм… иконы на стенах… Там еще вроде бы здание бывшего советского дома культуры рядом. На одном здании, бывало, раньше писали «Слава Богу!», а на другом – «Слава КПСС!». Отклик в душе от обоих строений примерно одинаковый. И от широкой торной дороги тоже подобные ощущения: видел… проезжал… там еще дохлый кот у дороги валялся… больше ничего не помню.

Иное дело, если дорога превращается в Путь. Никакого современного скоростного шоссе рядом с Берново нет. Расстояние от Москвы до села Берново в Тверской области около 300 км. Это расстояние невозможно быстро «пролететь» на современном автомобиле. Состояние дороги не позволит. Душа воспротивится. Потому что проезжать вы будете по классической российской раздолбанной дороге мимо таких исторических и природных мест, что не остановиться будет невозможно. Один Свято-Успенский монастырь в Старице чего стоит! Он зацепит вашу душу накрепко, как цепляет абордажными крючьями пиратская шхуна в тропических морях зазевавшуюся торговую каравеллу. Встанете вы на высоком кургане над Волгой – и никуда дальше ехать не сможете и не захотите. Так что готовьтесь ночевать в Старице. А это уже Путь…

Наконец извилистая разбитая дорога в Старицком районе Тверской области привела нас к Успенской церкви в Берново. Непростая, в историческом смысле, Тверская область. Замысловатые сюжеты российской истории затягивались в тугие узлы здесь на Тверской земле. Извилистая и разбитая, как путь из бандитов в монахи, дорога к храму в Берново. Мутные внутри, как душа политика, и светлые снаружи, как детские мечты, стены храма Успенья Пресвятой Богородицы в Берново.

Непростая Тверская земля. Непростая дорога. Непростой храм. В этом и ценность этого места. Иначе было бы неинтересно и незачем сюда стремиться.

Отец Владимир (в миру Владимир Анатольевич Большаков) непрост, как и вся Тверская земля. Батюшка-путешественник собрал в Успенской церкви в Берново такое количество святых мощей, которое мы до этого никогда ни в одном храме не видели.

И вот здесь души наши грешные стали настоящей ареной борьбы между Светом и Тьмой.

Демон-искуситель (тот, который на левом плече), истекал духовным ядом и коварно нашептывал в левое ухо, что если труп любого даже самого крупного и толстого святого порезать на мелкие кусочки, то, всё равно, такого количества мощей быть не может, и на столько церквей и верующих людей мощей не хватит. Хоть лучшего японского шеф-повара из суши-бара позови для измельчения святого тела, хоть средневекового алхимика со ступкой, хоть современного ученого физика с молекулярным распылителем-дезинтегратором. А значит, есть вероятность, что не мощи это, а подделка, вроде паленой водки. Только хуже, потому что паленая водка – это обман для тела, а поддельные мощи – это обман духовный.

Светлый ангел-Хранитель (тот, который на правом плече) заплакал горько о пропадающих душах наших грешных и телефон спасения показал.

А еще посмотрели мы на лепоту неземную, и общаться с демоном-искусителем расхотелось. Незачем это. Не имеет значения. Потому что арифметические расчеты, на сколько кусочков можно разделить труп святого – это всё лишняя суета и пустое томленье духа, когда такая красота перед глазами. И пусть хотя бы даже не весь мир, а наши две души этой красотой спасены будут.

Старинное кладбище при храме в Берново памятно своими надгробиями. Это сколько ж судеб и сколько людей…

Судьба семьи Вульф неразрывно связана с Берново. Здесь на кладбище Успенской церкви их фамильное захоронение. Похоронены здесь и другие значительные люди.

Надгробные памятники ушли глубоко в землю, словно история всей земли Российской проросла корнями здесь в глубины Тверской земли. Вот попробуй выкопай такой камень… ни руками его из земли не вырвешь, ни ломом не выкорчуешь.

Неизменно здесь всё на кладбище у храма в Берново, как неизменна уже случившаяся древняя история земли Российской. Что было, то было… Что в древней летописи написано пером, того не вырубишь топором…

Глядя на камни у храма в Берново, вспоминается:
— Что же ты, дедушка, не принес ни молотка, ни топора, ни лома? —
вскричал удивленный Ивашка. — Или ты надеешься разбить камень рукою?
— Нет, Ивашка, — отвечал старик, — я не надеюсь разбить его рукой. Я
совсем не буду разбивать камень, потому что я не хочу начинать жить сначала.
Аркадий Гайдар. «Горячий камень».

За оградой Успенского храма в Берново находится основание разрушенной стелы Александра II. Царь, которого называли реформатором и освободителем народа, погиб в результате террористического акта, организованного партией «Народная воля». Гримасы госпожи Истории.

Стела царя Александра II в Берново не сохранилась, но по всей России было установлено множество подобных стел в честь Александра II. Так что вряд ли эта конкретная стела в Берново представляла какую-то исключительную историческую или художественную ценность.

А с другой стороны за оградой Успенского храма в Берново течет, подмывая берега, извилистая речка Тьма. Собственно, на высоком берегу Тьмы и стоит светлый храм Успенья Пресвятой Богородицы в Берново.

Где-то здесь, совсем рядом с церковью, около 120 лет назад находился глубокий омут. Гиблое место… Исаак Левитан, художник, удивительно тонко чувствовавший и мастерски передавший в живописи саму душу русской природы, но художник с еврейским именем и происхождением, изобразил этот омут в своем огромном двухметровом живописном полотне «У омута».

«…Глубокий, черный омут. Над омутом лес, глухой, темный, и куда-то вглубь леса уходит чуть заметная тропинка. Старая запруда, бревна, мостки… Надвигается ночь. На воде искорки заходящего солнца; у берега плотины отражение опрокинутого леса; в небе серые, рваные тучи». Источник.

Картина взята из Википедии.

«История этой картины не совсем обычная. Недалеко от Затишья было имение баронессы Вульф, с развалившейся мельницей, со старой плотиной через речку, с глубоким темным омутом. «Гиблое место» — так говорили крестьяне и побаивались ходить к мельнице. Как-то всем обществом решили устроить пикник на этой мельнице. Левитана заинтересовал пейзаж у омута, и он тут же сделал карандашный набросок. Увидав его за работой, хозяйка имения подошла к нему и спросила:

— А знаете, какое интересное место вы пишете? Это оно вдохновило Пушкина к его «Русалке».

И она рассказала предание, связанное с этой мельницей: у ее прадеда, человека очень крутого нрава, был молодой слуга. Он полюбил дочь мельника. Когда об этом узнал прадед, он в гневе велел забрить своего крепостного в солдаты, а любимая им девушка утопилась.

Левитана взволновал рассказ. Он еще долго ходил один у плотины — все не мог отрешиться от тревожного чувства. На следующий день он снова вернулся к старой мельнице…» Источник.

Рассказ о храме Успенья Пресвятой Богородицы в Берново был бы неполным, если бы мы не заглянули внутрь.

Этим церковным стенам пошла четвертая сотня лет. Они видели Анну Керн (которую Александр Сергеевич Пушкин называл, то «гений чистой красоты», то «вавилонская блудница» — неординарная женщина!), эти стены видели самого Пушкина, Левитана и, конечно, Вульфов…

Церковная служащая, милейшая женщина, неуловимо похожая на святую и грешную Анну Керн, любезно позволила нам фотографировать в храме и приглашала заходить еще… Неординарная женщина!

Прощаясь с нами, церковная служащая, неуловимо похожая на Анну Керн, в дверях храма произнесла:
— До встречи! Скоро увидимся…
— Почему?
— Сюда все возвращаются, — и она кивнула, то ли в сторону алтаря со старинными иконами, то ли в сторону древнего кладбища прямо за алтарной стеной, то ли в сторону гиблого омута у реки Тьмы…

Авторы Игорь и Лариса Ширяевы.

Продолжение цикла о Тверской области: «Центрально-Лесной заповедник».

Электронное СМИ «Интересный мир». 21.08.2013