• Latest
  • Trending

За восточным занавесом

13.05.2020

Таманский полуостров. Часть 6. Рыбалка в лиманах вблизи станицы Курчанская

30.01.2023

Секс, как инструмент воздействия в семьях

15.01.2023

Мужской сбой по психологическим причинам

15.01.2023

Табу против инстинктов. Часть 7. Табу на мертвецов

13.01.2023

Создание иллюстраций из фотографий, часть 2

12.01.2023

Создание иллюстраций из фотографий, часть 1

12.01.2023

Отзыв о съёмке проектов «Индийский танец» и «Путь танцовщицы»

12.01.2023

Отзыв о фотосессии модели в «Чёрной фотостудии»

12.01.2023

Снегопад на Кратовском озере

05.01.2023

Фотосъёмка в домашней фотостудии: девушки и женщины

04.01.2023

Отзыв от свадебного агентства «Wedding Moskva»

04.01.2023

Табу против инстинктов. Часть 6. Табу на вышестоящих

13.01.2023

Новогоднее пожелание психолога

30.12.2022

Табу против инстинктов. Часть 5. Табу, связанные с врагами, и табу на каннибализм

01.01.2023

Все несчастны сами по себе

25.12.2022

Табу против инстинктов. Часть 4. Табу на инцест

26.12.2022
  • НОВОСТИ
  • ЕЖЖЫ-продакшн
  • КОНТАКТЫ
Вторник, 31 января, 2023
Информационно аналитическое интеллектуальное электронное СМИ: туризм, психология, авторская журналистика, статьи и фото-видео
  • Главная
  • Человек
  • Общество
  • Туризм
  • История
  • Культура
  • Наука
  • Техника
  • Юмор
  • ЕЖЖЫ-продакшн
  • КОНТАКТЫ
No Result
View All Result
Информационно аналитическое интеллектуальное электронное СМИ: туризм, психология, авторская журналистика, статьи и фото-видео

За восточным занавесом

2020/05/13
in История, Культура, Человек
2.5k 778
876
SHARES
9k
VIEWS
ПоделитьсяПоделиться

Мы сидим в антикварной Галерее Кирилла Данелия за чашечкой ароматного восточного кофе. Вокруг нас потрясающие воображение древности из частных коллекций. Мы разговариваем с президентом Ассоциации по изучению Древнего Египта «МААТ» Виктором Солкиным. Наша беседа, как традиционный восточный узор на ткани, она вьется причудливо, непредсказуемо и, кажется, что бесконечно. Так общаются друзья и близкие люди за восточным занавесом. Мы разговариваем о Египте и египтологии, об арабах и арабистике, о древности и современности, о женщинах и мужчинах. К концу беседы память напоминает сосуд, наполненный тягучим ароматным маслом, частью которого мы решили поделиться с читателями.

«Интересный мир»:
— Египтология — необычное увлечение и уж тем более профессиональная специальность для современного человека. Как возникло притяжение Древнего Египта в твоей судьбе? Это из семьи?

Виктор Солкин:
— Мое увлечение совершенно не династическое. В семье никто не увлекался Древним Египтом. Мне было семь лет, когда мама привела меня в Пушкинский музей на выставку серебра из коллекции барона Тиссен-Борнемиса. Легкая, светлая и абсолютно чуждая мне европейская коллекция. Из мальчишеского любопытства и от скуки я заглянул за тяжелый занавес в боковой проход, ведущий в Египетский зал. Из полумрака на меня глядело огромное каменное лицо с египетскими, уходящими к вискам глазами. Это была маска саркофага египетского жреца. Вот с этого и началось притяжение…

ИНТЕРЕСНЫЕ СТАТЬИ

Все несчастны сами по себе

25.12.2022
928.3k

Отзыв о съёмке документального фильма «1%-ый человек»

22.12.2022
508.2k

Беседы с Нарине: путешествия

24.11.2022
732.9k

Беседы с Нарине: внешность и возраст

24.11.2022
472k

Социализация

22.06.2021
113.8k

Низкая социальная ответственность

17.06.2021
953k

«И.М.»:
— На маму это лицо жреца тоже так же подействовало?

В.С.:
— На маму тоже подействовало, но совсем не так же. Она отказалась меня вести в Египетский зал. Для нее это был некий темный, почти мрачный мир, вызывающий боязливое уважение, но не вызывающий желания прикоснуться. А для меня очень важно потрогать руками. Мама осталась ждать в Ассиро-вавилонском зале, а я, ребенок семи лет, ходил и трогал те памятники, которые стояли без витрин, смотрительницы, к счастью, не обратили на меня внимания…

«И.М.»:
— А сейчас привычка познавать мир руками осталась?

В.С.:
— Да. Без этого мне трудно представить археологию. Ту археологию, которую я знаю и люблю. Для меня лично очень важно прикосновение к подлиннику. По-моему, без этого вообще нет египтологии. Есть специалисты-филологи. У них по-другому, они порой совершенно не разбираются в памятниках. А я люблю все трогать, изучать форму, материал.

«И.М.»:
— Археологические находки наощупь разные?

В.С.:
— Вы когда-нибудь трогали мумию? По глазам вижу, что нет! (смеется) К тому времени, как вам позволяют потрогать мумию руками – редкий случай, если без перчаток — вы уже столько знаете, что вам уже очень ХОЧЕТСЯ прикоснуться к ее бинтам руками. Никакого отвращения не возникает. Мумия наощупь похожа на тонкий пыльный картон. И вообще, когда вглядываешься в лица мумий, особенно тех, которые принадлежат известным историческим личностям, возникает ощущение, что перебираешь старые фотографии своих родственников, ведь тебе порой известны не только их судьбы, но и судьбы их близких, моменты счастья и беды, переписка. Только все это было порой несколько тысяч лет тому назад. Главные чувства в этот момент — это интерес, грусть и уважение. И да, все находки разные наощупь.

«И.М.»:
— Трудно, однако, в египтологии…

В.С.:
— В египтологии многим раньше было трудно, но совсем по другой причине, не только из-за сложности древнеегипетского языка или из-за объема необходимых специалисту знаний. Это была искусственно закрытая область знания, куда неохотно допускали новичков и молодых специалистов. Долгое время в нашей отечественной египтологии существовала почти «цеховая» система, в которой молодым специалистам вместо реализации своих идей и проведения самостоятельных исследований доставалась работа по подготовке документов для своих руководителей. К счастью, теперь она со страшным грохотом разрушается. Но давайте лучше о чем-нибудь более интересном!

Любая древняя вещь несет информацию. В ней незримо аккумулирован человеческий опыт с древнейших времен, и его до сих пор можно почувствовать. Если много знаешь, то когда берешь в руки такой предмет, то возникает твой личный уникальный внутренний диалог с ним. Ты читаешь надпись, например, на статуэтке, чувствуешь кончиками пальцев трещинки фаянса или теплую древесину, сравниваешь, анализируешь… Это очень личное и многомерное ощущение. И это всегда неожиданность. Ведь никогда заранее не знаешь, какая вещь попадет тебе в руки — на раскопе, в музее или в частной коллекции. Вот именно это почти мистическое ощущение необходимости диалога с древностью, которая очень близка мне духовно, этот азарт неожиданного впечатления, — вот это и держит в египтологии, в которую трудно попасть, трудно вписаться и очень трудно остаться. Ну, и безмерная любовь к Египту, конечно.

«И.М.»:
— Расскажи какой-нибудь конкретный случай.

В.С.:
— У меня, например, совершенно фантастическое впечатление от одной мумии, которую я много лет знал по фото, однако своими глазами увидел в апреле этого года. Это была царица Тейе, жена Аменхотепа III и бабушка Тутанхамона, жившая в 14 веке до новой эры. Мы многое знаем о ее сильном характере, уме, властности из текстов и свидетельств современников. Однако сама мумия, прекрасно сохранившаяся, с пышными волосами, все эти тексты дополняет тем, что нельзя передать словами: у царицы, даже забальзамированной, удивительная царственная осанка, чуть сведенные ключицы и тонкие, с опущенными углами губы. Невероятное величие и, безусловно, для меня — личное знакомство, то, что нельзя прочитать в книгах…

«И.М.»:
— Очень хорошо себе представляем, как сейчас набегут всякие мистики, контактёры, экстрасенсы, ясновидящие, колдуны… И все они будут говорить, что они «чувствуют» древнюю энергию и «видят» прошлое. В египтологии много таких людей? Ведь они должны сюда лететь, как мотыльки на свет. Тема такая. Вот даже ты говоришь о некоем «мистическом диалоге». Чем серьезный египтолог отличается от желающих спекулировать на «мистической» теме и привлечь к себе внимание?

В.С.:
— Я всегда говорю, что есть люди, склонные к эзотерике, а есть «эзотернутые»! Несомненно, есть реально тонко чувствующие люди. Они действительно чувствуют больше других. Но такие люди обязательно будут очень внимательны к любому предмету, к человеку, к находке. Они заняты не собой, не собственной искусственной и нарочитой самопрезентацией, а тем объектом, который они ощущают или исследуют, пытаясь понять самих себя. И есть люди «эзотернутые», которые смотрят, но не видят, увлеченные какой-то своей бредовой идеей. Они слушают, но не слышат. Забавно то, что из сотен женщин, говорящих всем, что они-то, совершенно точно, и есть перерождение Клеопатры или Нефертити, мне не встретилась ни одна, которая была бы реинкарнацией носительницы сандалий Клеопатры. Была такая должность. Кстати, очень почетная. Но она далека от современных представлений о желаемом статусе. И вот почему-то носительницы сандалий в современных женщин не перерождаются (смеется). Хотя, если серьезно, в Древнем Египте вообще не было понятия о реинкарнации, как таковой; египтяне верили только в целевое перерождение, т.е. в ситуацию, когда с какой-то конкретной целью, очень значимой, божества проявляют на земле древнюю душу в новом теле, которая, выполнив свою задачу, уходит обратно в иной мир.

Вообще, вокруг египтологии всегда собирались специфичные и странные люди. На самом деле толком ничего не зная о Древнем Египте, не прочитав ни одного древнего текста в подлиннике, они рассуждают о якобы известных им секретах египетской магии, о фараонах, об инопланетянах и о таинственных случаях… Совсем одиозные шарлатаны – о пирамидах из бетона, Атлантиде и «працивилизации». Все это части одного явления, которое я называю «египетской матрешкой» — снаружи вызывающе ярко, а внутри пусто и, в целом, никак вообще не связано с реальным Древним Египтом.

Отчасти отечественная египтология сама виновата в том, что вокруг этой темы много пустых фантазий. Полноценной специальности «египтология» в ВУЗах России до сих пор просто нет. Сложился закрытый круг специалистов по Древнему Египту, которые трудно пускают чужих в свой круг, неохотно делятся своими знаниями с неспециалистами, т.е. с широким кругом обычных людей. Попросту не делают того, чем обязательно занимаются все ведущие зарубежные египтологи. Эта закрытость и изоляция тоже способствуют фантазиям обывателя на тему Древнего Египта. Отсутствие реальных знаний всегда порождает «народное творчество», если тема народу интересна и цепляет на эмоциональном уровне.

«И.М.»:
— А бывает так, что пришла в эту тему «египетская матрешка», а через некоторое время человек увлекся, изменился, и «на выходе» получился человек, глубоко знающий материал и искренне увлекающийся уже не бредовыми идеями, а самим Древним Египтом?

В.С.:
— Конечно! Я знаю такие случаи. В египтологии попросту незачем что-то придумывать и фантазировать: материал сам по себе бывает настолько богатый, неожиданный и удивительный, что это ярче любых фантазий. Если человек это понимает, он перестает быть «египетской матрешкой» и начинает свой путь к египтологии, от дешевого сувенира – к пониманию подлинного произведения древнего искусства. Не важно, насколько этот статус у него подтвержден или не подтвержден пафосными регалиями. Я всегда очень внимательно наблюдаю, как человек работает с находками и публикациями, как взаимодействует с подлинным материалом. Если человек отталкивается от, собственно, египетского наследия, у него есть шансы построить свой уникальный диалог с древностью, а если человек занят рассуждениями на тему, какое он перерождение Тутанхамона или Клеопатры в списке «посвященных» – то никаких!

«И.М.»:
— А если человек говорит на древнеегипетском языке? Есть у нас такой знакомый… Тексты на саркофагах читает, на древнем языке говорит… Ну, очень сильное впечатление производит. Это к какому случаю относится? Матрешка или не матрешка?

В.С.:
— Читать тексты – это одно, а пытаться, обманывая доверчивых, говорить на мертвым языке – другое. Ни один человек в мире не может говорить на древнеегипетском языке. Причина очень простая: мы знаем только согласные и полусогласные звуки этого языка, вставляя гласные, по академической системе, для удобства условного произношения. Мы можем понимать многое из написанного, однако, например, сложные религиозные гимны читаются с большим трудом. Перевод многих понятий древнего языка еще уточнять и уточнять. В нашем языке и в нашей культуре эти понятия, которые являются частью того, древнего мира, попросту отсутствуют. Нет близких аналогий. Поэтому мы даже понимаем написанное, если это сложный ритуальный текст, а не литературное произведение, не совсем полноценно. А уж говорить при неизвестных гласных звуках совсем нереально. В этой области мы, увы, трагически немы и имеем дело с утерянной культурой, ведь последний иероглифический текст датируется 4 веком новой эры. Египет удивительно, бесконечно глубок для серьезного исследователя! Он не перестает удивлять даже тогда, когда кажется, что ты много знаешь, и тебя почти ничем уже не удивишь. Это еще одна причина притяжения Древнего Египта.

«И.М.»:
— Расскажи о каком-нибудь удивительном случае.

В.С.:
— Я расскажу, пожалуй, не о научном удивлении. Это далеко от обычного человека, это трудно почувствовать и сопережить. Я расскажу о простом человеческом переживании.

В 1996 году я просидел ночь в Луксорском храме. Просидел среди древностей, среди колонн-папирусов под темным низким звездным небом, наедине со своими мыслями и чувствами. На весь храм тогда было всего двое охранников, бакшиш был мелок (смеется), террористов тогда не ловили, и мне никто не мешал. Я чувствовал полное эмоциональное слияние с этим удивительным пространством прошлого внутри настоящего. Когда утром с первыми лучами египетского солнца я вышел наружу, мне было УДИВИТЕЛЬНО хорошо! Это тот самый личный, внутренний опыт, без которого глубина в научном знании также невозможна.

«И.М.»:
— Ты так интересно говоришь о мире Древнего Египта «этот»… а наш окружающий современный мир тогда для тебя «тот»? Мир Древнего Египта ближе?

В.С.:
— Египет пришел в мою жизнь, когда мне было семь лет. Сейчас мне тридцать четыре. Я этим живу почти всю свою сознательную жизнь! Всё моё мироощущение, по сути, сформировано на основе диалога с Древним Египтом. Это мой образ жизни, моя профессия и моя любовь, о которых я говорю «этот» мир. Я этим миром живу. Я его чувствую и в нем растворяюсь. Поэтому «этот» мир.

«И.М.»:
— Но в Египте есть и другой мир. Мы называем его «хургадный» мир…

В.С.:
— Я никогда ни ногой не вступал в Красное море. Неинтересно. А на то, что мне неинтересно, у меня попросту нет времени. А насчет «хургадного» мира… хм, надо запомнить это выражение… да, и это есть, но оно существует для меня в «том» внешнем мире. А в «этом» моем мире все по-другому.

Жизнь в туристической резервации и жизнь в долине Нила – это разные миры! Я знаю случаи, когда матери плакали, если их взрослый ребенок устраивался на работу в туристическую зону. Да, это неплохой заработок. Но для приличной египетской семьи с традициями ребенок, по сути, потерян. Идет разрушение духовных, человеческих, семейных ценностей. Это своего рода продажа. Это может быть выгодно, но это не одобряется в кругу приличных людей.

Иное дело в долине… это другой мир, другие ценности, другие традиции. В долине до сих пор арабская женщина протягивает навстречу гостю руки, смоченные водой, в знак высшего приветствия и гостеприимства. Так было еще при фараонах. Это аутентично и истинно.

«И.М.»:
— Кстати, об истинности. Современные арабы утверждают, что они потомки древних египтян. Насколько мы знаем, арабы были завоевателями Египта, а теперь потомки пришлых племен-завоевателей, не имеющие никакого отношения к коренным жителям и их культуре, зарабатывают деньги на наследии древней культуры. Это так?

В.С.:
— Нет. Антропологический тип древнего египтянина прекрасно сохранился среди современных обитателей долины Нила. Бывает очень забавно, когда изучаешь древние фрески, статуи и потом, случайно, на базаре в Каире встречаешь человека, лицо которого невероятно похоже на тот или иной памятник. Египет ассимилировал многих завоевателей, кровь которых смешалась с кровью исконных жителей страны и арабы здесь не стали исключением. Кроме того, в обычаях, поверьях и обрядах многих современных деревень Верхнего Египта я часто нахожу отголоски древнеегипетской культуры. Современные египтяне – не важно, арабы или копты – подобно древним египтянам очень склонны к магии, вере в духов и предсказания. У них есть традиции и ритуалы, которых нет ни в одной другой арабской стране. Они часто сами не знают, откуда это, но на самом деле репродуцируют это из древности, из той самой древнеегипетской культуры, отдаленными наследниками которой они и являются. Многие обряды, которые совершают современные египетские мусульмане, уходят корнями в верования Древнего Египта, и это очень чувствуется, если общаться с египтянами близко, годами.

«И.М.»:
— Расскажи что-нибудь из современности.

В.С.:
— Я много лет дружу с одной арабской семьей, живущей в археологической зоне, закрытой для туристов. Они с самого начала были очень дружелюбны и гостеприимны, как почти все египтяне. Но с каждым годом изменяется степень доверия, то, насколько много Вам начинают показывать, поверять. Это Восток. Есть фасад, но все самое важное скрыто за восточным занавесом. И только многолетние проверенные отношения позволяют чужеземцу слегка заглянуть за этот занавес. Через пять лет нашего знакомства мне показали старшую любимую жену. Еще через несколько лет мне было позволено поиграть с их любимым сыном. Семья наблюдала, как мальчик примет меня. Это было доверие, и это был своеобразный экзамен на право еще большего доступа в их внутренний мир. Это, кстати, тоже, опосредованно, наследие древнеегипетской культуры. Если древние жрецы в храмах сомневались в правильности решения, они шли на детскую площадку и слушали, что говорят играющие там дети 5-6 лет. По детским словам жрецы делали выводы о том, какое решение, все-таки, будет наилучшим. Так что реакция любимого сына на чужеземца – это был тест, приготовленный для меня. Если бы я его не прошел, дальнейшего сближения бы с этой семьей не произошло. И кстати, в современном Египте до сих пор нет детских домов и домов для престарелых. Нет необходимости. О детях и стариках обязательно кто-то позаботится.

«И.М.»:
— А как же грязные египетские ребятишки, просящие милостыню у туристов? А как же нищие старики у гостиниц?

В.С.:
— А знаете, что говорят на эту тему сами малолетние египтские ребятишки из деревни близ храмов или гробниц на корявом, но вполне понятном английском? «I’m just working with a tourist!» («Я просто работаю с туристом!» — перевод редактора) Гигиена в традиционных арабских семьях традиционно стоит на одном из важных мест. Это суровая необходимость в африканском климате. Но если ребенок работает около туристической достопримечательности попрошайкой, то грязь – это рабочая «униформа». Это просто работа.

«И.М.»:
— Именно это попрошайничество так раздражает многих российских туристов. Ведь некоторые едут на пределе своих финансовых возможностей, а тут на каждом шагу – бакшиш!

В.С.:
— Надо просто понимать, что культурная реальность в долине и в туристической резервации – это две очень разные реальности. В турзоне – это часто попрошайничество, граничащее с вымогательством. А в долине – это неотъемлемая часть мировоззрения. По мнению египтян, если Бог послал тебе денег, то поделиться крохотной долей с просящим – это доброе дело. Когда-нибудь кто-нибудь также поможет тебе, или Бог наградит тебя за добрые дела. И если так смотреть на вещи, то что в этом плохого?! Бакшиш – неотъемлемая часть египетской культуры мелких услуг, к которой попросту нужно раз и навсегда привыкнуть. Другое дело, что работа в туристической резервации (не важно, менеджером или попрошайкой) портит людей. Но это относится не только к Египту. Это относится к туристическим зонам всех стран мира. А подать или отказать – личное дело каждого.

«И.М.»:
— Вернемся к грязи. А что, в долине (не в турзоне) по улице бегают исключительно чистые ребятишки и ходят чистые благообразные старики?

В.С.:
— Дети – нет, а взрослые – да. Взрослые в арабских семьях очень чистоплотны. Это и традиции, и суровая необходимость. А вот дети, действительно, часто бегают грязные. Но причина не в отсутствии культуры или гигиены, а совсем в другом. Я уже говорил, что жители египетских деревнь многое позаимствовали из древнеегипетской культуры. У них очень развиты верования в то, что ребенка могут сглазить или испортить, например, завистью. Родители даже могут специально измазать маленьких детей грязью, чтобы не навлечь зависть и сглаз. Отношение к порче, сглазу и зависти в традиционных египетских семьях в сто раз более серьезное, чем русских семьях. Так же серьезно арабы относятся, например, к объятиям. Ведь это для них – обмен жизненной силой.

«И.М.»:
— Да, трудно понять чужой менталитет. Нам трудно понять их, а им трудно понять нас. В далеком в 1997-м году в Египте мы попытались объяснить торговцу, что мы оба по профессии психологи. Мешал языковой барьер, но когда араб-торговец нас понял, он закатил глаза и популярно объяснил двум увлеченным психологам, что в правоверной мусульманской стране, конечно, существует такое неприличное явление, как проституция, но психологической помощи нет и не может быть, потому что это вопиюще неприлично. Это куда более неприличная деятельность, чем проституция! Почему так?

В.С.:
— Душа – это абсолютно закрытая территория для постороннего человека. Душа – храм для избранных. Так принято в арабском мире. Образно говоря, тело находится за восточным занавесом, а душа за каменными стенами. Две египетские женщины запросто могут обсуждать при маленьких детях на своем арабском матерном подробности секса с любовником. Но душа – это сакрально! Поэтому проституция более прилична, чем психология. И уровни доступа к душе и к телу совершенно различны.

«И.М.»:
— Ты знаешь арабский матерный?

В.С.:
— В некотором объеме (смеется).

«И.М.»:
— Расскажи еще что-нибудь об особенностях культуры.

В.С.:
— Гостеприимство предписывает египетской женщине принять гостя, даже если этот гость – мужчина. А традиции предписывают принимать постороннего мужчину только в присутствии мужчины своего рода. Но гость в той же деревне может прийти, когда мужа, например, нет дома. Проблема эта решается очень легко. Женщина сдержанно принимает гостя в присутствии своего ребенка мужского пола, иногда — младенца. Он ведь тоже мужчина!

Представления об открытости и закрытости у арабов и европейцев очень разные. Невербальные сигналы очень разные. Нормальный открытый взгляд европейской женщины однозначно считывается арабским мужчиной как сигнал: «Я тебя хочу!» А потом у этих же женщин возникают многочисленные мифы о невоспитанных навязчивых арабах.

«И.М.»:
— Раз уж мы заговорили о современности, тебе нравится современный Египет?

В.С.:
— В 1996 году в каирском Макдоналдсе висел на стене портрет Мэрилин Монро, только вот ее довольно откровенный для арабского мира наряд был закрыт полупрозрачной тканью. А в 1998 году я увидел на улицах Каира первых женщин за рулем автомобилей. Водители-мужчины высовывались из окон своих машин, крича на них последними словами. В Египте 2011-го молодые мужчины активно женятся на европейках бальзаковского возраста, а в Каире есть магазины с алкогольной продукцией, немыслимые еще десять лет тому назад. И хотя это осуждается в приличных традиционных семьях, это осуждаемое, увы, уже тоже постепенно становится распространенным явлением. Египет меняется. Это закономерно и естественно. К чему приведут эти изменения, я не знаю. Но, однозначно, Египет 1996-го года мне симпатичнее Египта 2011-го. А всего-то пятнадцать лет прошло. В масштабах медленно текущего египетского времени, пятнадцать лет подобны крохотной песчинке в пустыне.

«И.М.»:
— Мы как-то так незаметно пришли к неоднозначной теме, мимо которой пройти трудно. Секс-туризм в Египет. Что это такое, и как к этому относиться, если посмотреть на реальность глазами египтолога? Что происходит на самом деле?

В.С.:
— На самом деле происходит нормальный и, как это часто бывает, драматический диалог культур. Когда египтяне в древности завоевали Нубию, у них появились нубийские наложницы. Это был куда более драматический процесс, чем добровольный секс-туризм россиянок в Египет. Но и в том и в другом случае возникает одно явление – культурный диалог. Хорошо, что он есть. Плохо, что наши дамы часто не понимают, что это игра в любовь обязательно происходит только по арабским правилам и, как говорится, «в чужой монастырь со своим уставом не ходят». По-другому не бывает. Это менталитет.

«И.М.»:
— А что это за правила?

В.С.:
— В арабском мире существует несколько видов брака. Наши дамы этого не знают, потому что не дали себе труда заранее изучить культуру страны, в которую едут. Еще в древнейшие времена, когда каирские купцы уезжали торговать в другой город, они заводили там себе временную жену. В арабском мире это одна из разновидностей брака, т.н. «орфи», но без серьезных юридических обязательств, традиционных в случаях брака для европейской культуры. Наши дамы хотят брака с египтянином? Они его получают. Только это не тот брак, на который они рассчитывали.

«И.М.»:
— А есть случаи «тех» браков? Т.е. браков, максимально приближенных к ожиданиям женщины. Ведь женщина ждет, помимо всего прочего, социальной защищенности.

В.С.:
— Есть. Но таким бракам предшествует долгий диалог семей с обеих сторон. Тут действуют совершенно другие правила и традиции. Но женщине нужно быть готовой принять ислам. Взамен женщина получает очень большую социальную защищенность. Наши женщины, даже принимая ислам, часто не дают себе труда ознакомиться с законами и правилами, действующими в новом для них мире. А зря! Эти законы и правила созданы, в том числе, для защиты женщины. И женщина в традиционной арабской семье далеко не забитая и не бесправная. Часто наоборот, именно мужчина связан многими ограничениями.

«И.М.»:
— А египтянин, вообще, может выбрать европейскую белую женщину не в роли хабиби, а для серьезного, в нашем понимании, брака? Или чудес не бывает?

В.С.:
— Чудеса бывают, но это не чудо, а просто знание культурных особенностей и взаимное уважение в паре. Арабу выгодно жениться на европейке. Нет калыма. И в конце концов, это престижно. Эффектная иностранка – это предмет гордости. Но египтянин обычно постарается сделать все, чтобы жена жила на его территории в Египте, а не он жил на территории жены в Европе. Это и культурные представления о том, как правильно, и рычаги для мужского доминирования. Кроме того, египтяне искренне любят свою страну. Они намного большие патриоты, чем мы. Египтянин и несколько иностранных языков с легкостью выучит (египтяне очень способны к языкам), и работу в Европе найдет, но без привычной дружеской беседы с близкими друзьями с традиционной «шишей» — кальяном в руках — ему будет очень тоскливо. Это форма любви к Родине.

Да и для женщины выгодней жить с мужем-египтянином у него в Египте. Здесь она получит полноценный и очень подробный (на все случаи жизни) брачный контракт. Настолько подробный, что такие редко заключаются в западных странах. Правда есть… не минусы… особенности: чрезвычайное разделение мира мужчин и мира женщин, ребенок при разводе всегда остается с мужчиной, ну и ислам – обязательно! Нужно понимать, что равного, в европейском смысле, партнерства с мужчиной-арабом не будет. Всегда будет неравенство. Но это очень сбалансированное неравенство. Потому что есть сферы, где царит женщина. И еще будут многочисленные ограничения свободы. Но эти же ограничения дают женщине фантастическую, по европейским меркам, социальную и финансовую защищенность.

«И.М.»:
— Если российская женщина решилась на этот шаг, с чего ей нужно начинать?

В.С.:
— С книг. Любое познание начинается с книг! Потом ей нужно завести арабскую подругу и просто поговорить о том, каково это быть женой в Египте? А потом нужно ехать, но не в туристическую резервацию, а в долину Нила. Очень желательно ехать с сопровождающим мужчиной-родственником и вести себя достойно. Тогда к женщине будет совсем другое отношение.

«И.М.»:
— Легко сказать, ехать! А как же многочисленные «легенды» об арабах-террористах, об арабах мошенниках и ворах?

В.С.:
— Никогда не слышал о массовом египетском терроризме. Египтяне никогда не любили войн, это исключительно миролюбивый и гостеприимный народ. Многочисленные арабы-террористы? Это что-то из области фантастики, по-моему, по крайней мере, когда мы говорим о Египте. Мошенники и воры есть в любом государстве и среди любого народа. Но египтяне больше боги торговли (вот здесь они в своей тарелке), чем боги воровства. Зачем воровать, если можно выторговать?! (смеется) И вообще, по ночному Каиру можно гулять намного спокойнее, чем по ночной Москве!

«И.М.»:
— Ага, только бакшиш будут на каждом углу просить.

В.С.:
— Если не говорить о туристических кварталах, то чрезмерно просить не будут. Ведь традиционный бакшиш – это и плата за оказанную услугу, и спасибо, и богоугодная жертва. Всегда можно найти взаимовыгодный и взаимоприятный баланс между дающим и принимающим.

«И.М.»:
— Что тебе нравится в Египте помимо людей и древностей?

В.С.:
— Климат! (смеется) В Москве я элементарно мерзну. Отношение к религии. По их представлениям нерелигиозный человек – это пустой человек. Лучше верить в самого странного экзотичного и непонятного бога, чем вообще не иметь веры в душе. И мне трудно с этим не согласиться. Еще нравится общность людей, представления о дружбе и взаимовыручке. Патриотизм нравится, любовь к Родине нравится. Последняя революция очень наглядно показала эту общность людей, когда в момент угрозы огромное количество людей мгновенно объединилось и встало живой цепью вокруг Египетского музея в Каире, Александрийской библиотеки, храма в Карнаке. А как в Каире празднуют свадьбы! Бывает, что на свадьбе гуляет несколько кварталов огромного мегаполиса. А ведь Каир намного больше Москвы. А еще говорят, что разобщенность – это свойство любого мегаполиса. Каир наглядно опровергает это утверждение!

Еще египтяне поразительно умеют находить радость в любых тяжелых условиях. Этой радостью они перекрывают и голод, и безденежье, и болезни, и смерть. Этим они побеждают традиционный египетский фатализм, и это вызывает уважение.

Многим стоит вспомнить, что Египет, между прочим, это не только потрясающая древняя культура. Это и современные достижения. Египетское кино смотрит весь арабский мир. Египетские литераторы любимы во всем мире, чего стоят только великий нобелевский лауреат Нагиб Махфуз или интереснейший современный писатель Аля аль-Асуани. Египетская фармацевтика — превосходна. Египетский институт семьи и брака один из самых стабильных, если подходить к нему правильно, зная законы и обычаи. Какие еще нужны аргументы?

«И.М.»:
— Да уж… похоже, что уже никаких. Особенно, когда задумаешься о нашей российской действительности…

С египтологом Виктором Солкиным беседовали Игорь и Лариса Ширяевы.
Фото из личного архива Виктора Солкина.

Интернет-СМИ «Интересный мир». 03.10.2011

Дорогие друзья и читатели! Проект «Интересный мир» нуждается в вашей помощи!

На свои личные деньги мы покупаем фото и видео аппаратуру, всю оргтехнику, оплачиваем хостинг и доступ в Интернет, организуем поездки, ночами мы пишем, обрабатываем фото и видео, верстаем статьи и т.п. Наших личные денег закономерно не хватает.

Если наш труд вам нужен, если вы хотите, чтобы проект «Интересный мир» продолжал существовать, пожалуйста, перечислите необременительную для вас сумму на карту Сбербанка: Visa 4276400051181130 Ширяева Лариса Артёмовна или MasterCard 5469400010332547 Ширяев Игорь Евгеньевич.

Также вы можете перечислить деньги в кошелек ЮMoney: 410015266707776.

Это отнимет у вас немного времени и денег, а журнал «Интересный мир» выживет и будет радовать вас новыми статьями, фотографиями, роликами.

Tags: АфрикаЕгипетинтервью
Share130Share

Related Posts

Общество

Все несчастны сами по себе

25.12.2022
928.3k
Человек

Отзыв о съёмке документального фильма «1%-ый человек»

22.12.2022
508.2k
Общество

Беседы с Нарине: путешествия

24.11.2022
732.9k
Общество

Беседы с Нарине: внешность и возраст

24.11.2022
472k
Общество

Социализация

22.06.2021
113.8k
Общество

Низкая социальная ответственность

17.06.2021
953k
История

Фотограф Артём Задикян рассказывает… Ведомственный дом отдыха «Опалиха» Минсредмаш СССР

06.06.2021
211.9k
История

Дом отдыха «Опалиха»

06.06.2021
201.2k

ПУТЕШЕСТВИЯ / ИСТОРИЯ / НАУКА

Туризм

Таманский полуостров. Часть 6. Рыбалка в лиманах вблизи станицы Курчанская

30.01.2023
871k
История

Табу против инстинктов. Часть 7. Табу на мертвецов

13.01.2023
998.1k
Культура

Создание иллюстраций из фотографий, часть 2

12.01.2023
679.4k
Культура

Создание иллюстраций из фотографий, часть 1

12.01.2023
690.2k
Туризм

Снегопад на Кратовском озере

05.01.2023
769.1k

АРХИВЫ И КОЛЛЕКЦИИ

История

Отзыв о репортажной съёмке в проекте «Деревня»

11.12.2022
683.4k
История

Природный парк «Щербаковский», часть 6: Нижняя Добринка

15.10.2022
1.6M
История

Самолёты Ан на значках СССР

20.12.2021
340.9k
История

Воспоминания С.З. Ширяевой. Часть 4

19.10.2021
302.9k
История

Воспоминания С.З. Ширяевой. Часть 3

19.10.2021
329.5k
История

Воспоминания С.З. Ширяевой. Часть 2

19.10.2021
290.9k

ЗАГАДОЧНОЕ

Мужской сбой по психологическим причинам

15.01.2023
1.3M

Табу против инстинктов. Часть 7. Табу на мертвецов

13.01.2023
998.1k

Табу против инстинктов. Часть 6. Табу на вышестоящих

13.01.2023
395.9k

Табу против инстинктов. Часть 5. Табу, связанные с врагами, и табу на каннибализм

01.01.2023
618.4k

Табу против инстинктов. Часть 4. Табу на инцест

26.12.2022
709.1k

Табу против инстинктов. Часть 3. Что в жизни человека табуируется?

22.12.2022
681.9k

РУБРИКИ

  • История
  • Культура
  • Наука
  • Общество
  • Техника
  • Туризм
  • Человек
  • Юмор

Электронное СМИ (электронный журнал, электронное издание) «Интересный мир». Зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС77-46403 от 01.09.2011 г.

Учредитель: Ширяева Лариса Артёмовна
Главный редактор: Ширяев Игорь Евгеньевич
Адрес редакции: 127276, Россия, Москва, ул. Б. Марфинская, д. 1.
Электронная почта:  redaktor@interesmir.ru
Телефон редакции: +7 916 299 74 05

Распространяется бесплатно.

Редакция не несет ответственности за достоверность информации, содержащейся в рекламных объявлениях и за содержание сайтов, на которые даны ссылки.

Любые виды копирования или цитирования разрешены только при условии обязательного указания источника. Интернет ссылка на электронное СМИ «Интересный мир» обязательна!

 Внимание! Электронное СМИ «Интересный мир» предназначено для людей старше 18 лет. Если вам меньше 18 лет, немедленно покиньте этот сайт!

Мнение редакции не всегда совпадает с мнением авторов публикаций.

Рейтинг@Mail.ru
No Result
View All Result
  • Главная
  • Человек
  • Общество
  • Туризм
  • История
  • Культура
  • Наука
  • Техника
  • Юмор
  • ЕЖЖЫ-продакшн
  • КОНТАКТЫ

Welcome Back!

Login to your account below

Forgotten Password?

Retrieve your password

Please enter your username or email address to reset your password.

Log In
67180408