• Latest
  • Trending

Яков Внуков: «Моя мечта — построить за городом центр экспериментальной археологии».

01.06.2020

Зачем нужны психология и психологи? Что могут практические психологи?

04.12.2023

Галиёвская пещера

16.11.2023

Конкретно о психологии

07.11.2023

Фильм «Сторожевской плацдарм», 2023 год

31.10.2023

Отдых и стоянка на реке Хопёр

17.10.2023

Байка 72. Кремлёвский офис будущего психолога

08.10.2023

Селявное Второе, или Селявное-2

05.10.2023

Мобилизация в России

27.09.2023

Акела промахнулся!

27.09.2023

Титчиха

18.09.2023

Сторожевской плацдарм

18.09.2023

Хроника журналистского пресс-тура в Таиланд в 2016 году

07.09.2023

Особенности личности и характера в близких отношениях: глава 3

21.08.2023

Байка 71. Немец

08.10.2023

Сторожевые скалы

18.09.2023

Чуфарово

07.08.2023
  • НОВОСТИ
  • ЕЖЖЫ-продакшн
  • КОНТАКТЫ
Вторник, 5 декабря, 2023
Информационно аналитическое интеллектуальное электронное СМИ: туризм, психология, авторская журналистика, статьи и фото-видео
  • Главная
  • Человек
  • Общество
  • Туризм
  • История
  • Культура
  • Наука
  • Техника
  • Юмор
  • ЕЖЖЫ-продакшн
  • КОНТАКТЫ
No Result
View All Result
Информационно аналитическое интеллектуальное электронное СМИ: туризм, психология, авторская журналистика, статьи и фото-видео

Яков Внуков: «Моя мечта — построить за городом центр экспериментальной археологии».

2020/06/01
in История
3k 95
480
SHARES
13.7k
VIEWS
ПоделитьсяПоделиться

Яков Внуков, менеджер культурно-исторических проектов, археолог и реконструктор, рассказал «Теориям и практикам» о методе экспериментальной археологии, проблемах исторической науки, личном опыте переживания истории, а также о том, почему людям скучно в музеях, какими свойствами обладает правильный лук, если речь идет не о фотографии в полный рост, и что такое пряслице.

— Что такое историческая реконструкция и что такое экспериментальная археология?

— Экспериментальная археология — это прикладная вспомогательная дисциплина истории, позволяющая отвечать на вопросы о материальной культуре прошлого. Понятие исторической реконструкции, на мой взгляд, равно понятию экспериментальной археологии. Для чего это нужно? Например, мы нашли в раскопе сосуд необычной формы со следами горения. Что это? Светильник? Музыкальный инструмент, попавший в пожар? Грелка или жаровня? А может быть приспособление для курения благовоний? Чтобы ответить на этот вопрос нужно сделать реплику — точную копию найденного сосуда, и путем эксперимента выяснить, для какой цели он лучше всего подходит.

ИНТЕРЕСНЫЕ СТАТЬИ

Фильм «Сторожевской плацдарм», 2023 год

31.10.2023
410.9k

Байка 72. Кремлёвский офис будущего психолога

08.10.2023
619.2k

Селявное Второе, или Селявное-2

05.10.2023
1.8M

Мобилизация в России

27.09.2023
1M

Акела промахнулся!

27.09.2023
272.9k

Особенности личности и характера в близких отношениях: глава 3

21.08.2023
941.8k

— Какие еще есть примеры экспериментов?

— Есть производственные эксперименты: например, реконструкция ремесленных процессов. Это эксперименты по кузнечному делу — выковывание изделий, начиная ножами и заканчивая ледоходными шипами, треногами и котлами; эксперименты по производству стеклянных бус горновым способом; эксперименты по обработке кожи. К примеру, какие вещества и способы обработки должны были быть у мастеров в селе XIV века, чтобы сделать из «сырой шкуры» дубленую кожу, пригодную для изготовления обуви, найденной в этом же поселении.

Есть количественные эксперименты, нужные для сбора статистических сведений, помогающих понять жизнь отдаленных эпох. К примеру, недалеко от поселения начала Железного века по следам распашки найдено небольшое поле, и удалось определить его площадь. Могло ли это поле прокормить все село, или где-то по близости нужно искать еще поля? Чтобы ответить на этот вопрос, нужно засеять подобное поле, собрать урожай и посчитать, сколько людей он мог прокормить. Подобные эксперименты могут дать много интересной информации о демографии, рационе питания и т.п.


Путешествия знаменитого Тура Хейердала — это тоже эксперимент. На копиях судов различных времен и народов — «Тигрис», «Кон-Тики», «Ра» — он исследовал древние торговые маршруты и их возможности.

Или еще пример: в мужской могиле Бронзового века найден круглый бронзовый предмет с небольшой ручкой. Это щит или крышка от котла? Тут нам тоже поможет эксперимент — делаем реконструкцию находки, а также воссоздаем предметы вооружения той эпохи, затем тестируем «щит» — эффективно ли он отражает удары, или его место на кухне.

Эти эксперименты необходимы, потому что, когда археологи находят что-то в земле, не всегда однозначно понятно, чем были найденные вещи, для чего служили человеку. В Великом Новгороде, в музее, стоит замечательный глиняный сосуд, почти как в моем первом примере, который, если верить надписи на музейной этикетке, является светильником. Но при подробном рассмотрении понятно, что для светильника этот сосуд слишком сложен и имеет ненужные светильнику отверстия и поддоны. Мы довольно много часов провели в обсуждениях со специалистами, нашими коллегами, что это такое может быть, и пришли к выводу, что, возможно, это небольшая печка-горн для плавки малых порций металлов или другой ювелирной работы.

— Почему случаются такие ошибки?

— К сожалению, мало кто из археологов хорошо разбирается в технологиях прошлого. Историческая наука устроена так, что в ней есть специалисты разного профиля, и археологам, по большому счету, разбираться в технологиях и не нужно. Археолог должен откопать и точно описать, что он откопал; еще сфотографировать и по возможности провести аналогии с находками из соседних памятников и дать датировку. А все остальное должен делать историк, который будет интерпретировать, давать объяснение — что это за предмет, какова история его возникновения: попал он в место раскопок торговыми путями или был сделан на месте. К сожалению, из-за того, что на гуманитарные науки в нашей стране выделяется мало денег, не всегда есть все специалисты. И «библиотечных» историков довольно мало, а их задачи — интерпретации — зачастую ложатся на плечи археологов. И иногда это вредит конечному результату.


Шлем из кургана «Черная могила», который был раскопан в 1872—1873 годах. Под насыпью были обнаружены остатки большого костра, на котором были сожжены трупы двух воинов, а также, вероятно, рабов и рабынь. В кургане были найдены орудия труда, женские украшения, мечи, кольчуги, наконечники копий и стрел, металлические сосуды, керамика и многое другое. Взято отсюда.

Я могу привести хороший пример. В 2002 году была опубликована научная статья «Простые луки из раскопок в Великом Новгороде», автор которой ввел в научный оборот некие деревянные предметы, трактуемые как обломки боевых или охотничьих луков. Это отдельное важное понятие — археолог вводит материалы или предметы в «научный оборот». И дальше остальные ученые, которые ведут исследование по смежной теме, будут пользоваться его официально опубликованными данными, так как, к сожалению, сами они не всегда могут покрутить в руках, например, шлем из «Черной могилы». Так вот, реконструкторы Алексей Овчаренко и Михаил Петров, давно интересовавшиеся историей лука, посмотрели публикацию, очень удивились и сказали, что луком это быть не может — деревянные детали слишком тонкие, древесина (осина и ольха) не дадут пружинящего эффекта. И Алексей с Михаилом доказали свои доводы экспериментально — изготовили из такого же дерева реконструкции описанных в статье луков.

Эксперимент показал, что лук не мог послать стрелу дальше 10 метров, потому что он слишком тонкий и не имеет пружинящей силы, которая посылала бы стрелу на дальние дистанции. Более того, они привели аналогии, и, судя по всему, эти пластины относились к частям ткацкого станка или были пружинами охотничьих ловушек на мелкого пушного зверя.

— Какие разработки в экспериментальной археологии ты провел за последнее время?

— В последнее время меня очень интересуют технологии производства бусин из стекла. Я понимаю, как сделать византийские бусины, найденные в Новгороде или в Херсонесе, методом лэмпворка, на современной горелке или на настоящем историческом горне. Понимая, что было под рукой у средневекового человека, опираясь на этнографические данные и на сохранившиеся археологические находки, в своей мастерской «Настоящее–Прошлое» я создаю инструменты и аутентичные средства производства и стараюсь повторить историчные бусины. Еще проводятся эксперименты, связанные с лодками: строительство самих лодок, расчет того, сколько они могут пройти за день, какое количество человек и часов требуется, чтобы идти против течения, по течению, на парусах, на веслах и так далее. Любопытно сравнивать полученные данные с тем, как летописи описывают скорость передвижения, и экспериментально проверять скорость передвижения боевого отряда, например, на лодках, верхом и в пешем строю.

А последняя работа, которая меня увлекла, — это реконструкция половецких нагрудников. Есть половецкие изваяния, найденные в большом количестве в степи, там у мужчин довольно странные бляхи — две на груди и одна между лопатками. Все археологи пишут о том, что «отличительной чертой половецких изваяний являются нагрудные бляхи». Всё. Что это за нагрудные бляхи, есть ли их находки, как они были устроены, зачем, почему они есть только у половцев — никаких ответов до нас не дошло. И официальных работ по этому вопросу нет. Соответственно, я в музеях нашел несколько предметов, которые, судя по всему, являются этими нагрудными бляхами. Опираясь на их устройство, я сделал реконструкцию подвижной системы ремней и латунных пластин, которая прижимает верхнее платье к груди, что, как мне кажется, облегчает верховую езду, особенно в кольчуге. Кольчуга обладает большой инерцией (она трясется на всаднике), и если ее плотно притягивать к груди, то становится легче, особенно если идти галопом или быстрой рысью.

Японский Храм Исэ — это святилище, которое состоит из сотни отдельных кумирен. Каждые двадцать лет старые здания разбираются и на их месте строятся новые, в точности повторяя изначальный проект. Это сопровождается огромными затратами. Последняя такая перестройка была в 1993 году, святилище тогда перестраивалось в 61-й раз. Следующее обновление произойдёт в 2013-м.

— Благодаря исторической реконструкции сейчас накопилось довольно много самых разных данных. Через какое-то время это станет официальным и обязательным методом?

— В учебных заведениях метод экспериментальной археологии точно должен применяться. Познавать на своем опыте эффективнее, чем читать о чужом в книжках. А еще иногда бывают такие истории: человек на кафедре археологии пишет работу по систематизации и классификации пряслиц. Его научный руководитель, когда диплом уже почти написан, спрашивает: «А что такое эти пряслица?» А тот ему отвечает: «Я не знаю. Мне все равно, что это, потому что я делаю систематизацию». На самом деле чудовищно! Задача такого исследования — сделать таблицу, как предметы менялись со временем, где они больше, где меньше; но для чего эти предметы служили, молодой ученый не знает. Но, по сути, откуда он должен это знать: в курсе истории не рассказывается о том, как использовалось пряслице, практической дисциплины «материальная культура» у студентов-историков нет, так что невозможно попробовать использовать это пряслице. И историк не будет знать, как пряслице насаживать на веретено, для чего оно нужно, как тянется нить и как формируется потом ткань.

Так что моя мечта построить центр экспериментальной археологии за городом, с копиями строений, с кораблями, с конюшнями. Он был бы интересным и научным, и туристическим объектом. У реконструкции как у вспомогательной исторической дисциплины большой образовательный потенциал. Кроме помощи археологам и студентам в понимании бытовых нюансов прошлых эпох, это еще и способ привлечь туристов, так как памятников ранней истории почти нет. И мы можем заполнить этот пробел реконструкцией памятников — крепостей, дворцов, поселений. Европейский и американский опыт очень широко иллюстрирует эту возможность: зачастую людям понятнее и интереснее реконструкция-новодел, чем подлинные ржавые железки и битые черепки в музее. Человек, не искушенный историческим образованием, приходя в музей, видит за стеклом битую посуду и какие-то сломанные ржавые вещи и часто вообще не понимает, что это такое.

Совершенно другое дело, когда этому человеку предлагается выстрелить из лука стрелой, которая сделана по всем правилам, сковать застежку для плаща, примерить костюм и доспехи. И после того как он приобрел личный опыт переживания истории, в музее он начнет узнавать экспонаты — вот лежит наконечник стрелы, это кусок кольчуги, а вон горлышко от кувшина, потому что видел все это на историческом фестивале или в центре реконструкции. Постепенно ситуация меняется — в ГИМе, например, ведется семинар «Научные реконструкции исторического наследия», а по праздникам — анимированные представления, на грани театра и уроков истории для детей и взрослых. Но это все находится в таком зачаточном виде и настолько медленно продвигается, что просто слезы.

—Я правильно понимаю, что такие проекты в Европе существуют очень давно?

— Большинство функционирует как государственные музеи, и на их базе проводятся и фестивали, и обучение студентов. Это есть в Польше, в Швеции, Дании, Норвегии, Англии. А викингами занимаются даже в Австралии. Есть такие австралийские негры-викинги, отличные парни.

— А зачем людям вообще знать историю?

— А черт его знает, если честно. Я могу дать несколько ответов, но не знаю, есть ли истина в самом вопросе. И, безусловно, каждый решает для себя: для кого-то знать историю так же естественно, как знать своих родителей. Мне кажется возможным сравнить историю народа или страны с историей конкретного человека. Сирота, конечно, может добиться высот в жизни и быть счастливым. Но человек, воспитанный в семье с хорошими традициями, имеет больше шансов на успех, так как он имеет колоссальный ресурс — опыт минувших поколений.

Чтобы успешно развиваться в XXI веке, абсолютно все равно, кто кого победил в Куликовской битве, и была ли она вообще; тем более, абсолютно все равно, насколько далеко летали скифские стрелы. Но я думаю, что знание истории является неким психологическим базисом для человека, опорой для его уверенности в себе, для его понимания своего места в современном мире и того, каким образом он в это место попал.

Учитывая, что наша страна вообще попала в очень интересное место, в прошлом наверняка таятся многие ответы на современные вопросы. Вот если мы умозрительно поставим точку на плоскости и назовем ее настоящее, поставим вторую точку и назовем ее прошлое, то линия между этими двумя точками будет задавать некий вектор, на котором будет находиться наше будущее. И если мы будем точку прошлого менять, то и вектор будет менять свое направление: изменяя прошлое, мы будем менять будущее. (Увы, этим принципом зачастую пользуются политические партии, которые пытаются переписать историю в своих интересах.) В той или иной форме человечеству, и социальным группам, и отдельной личности нужна опора на прошлое. То, как влияет на нас исторический опыт, нами не всегда до конца осознается, и зачастую мы не придаем этому значения. Но контролировать мы можем только те процессы, которые осознаем, значит, чтобы до конца понять себя, нужно разобраться с тем, что мы унаследовали из прошлого. Это дает нам возможность более осознанного бытия. Осознанное бытие позволяет нам, пересмотрев ценности, пришедшие из прошлого, более эффективно действовать в настоящем и строить более эффективное будущее. И, в общем, нужно знать прошлое, чтобы лучше понимать себя.

— Куда и как приходить, чтобы заняться экспериментальной археологией?

— Посмотреть, что это такое, можно на исторических фестивалях. Фестивали, к которым я приложил свою руку и за историческую адекватность которых отвечаю, это «Городецкое гульбище» и «Времена и эпохи». Еще можно приехать в Крым на фестиваль «Евпаторион», посвященный античности. Для занятий исторической реконструкцией можно поискать разные клубы — в зависимости от интересующих эпох и стран: Рим, германцы, Древняя Русь, Европейское средневековье, московские стрельцы, Наполеоновские войны, Великая Отечественная война, — и спросить, берут ли они «новичков».

Автор Ксения Романенко. Верхняя фотография: автор Максим Меньшиков. Взято: THEORY&PRACTICE.

Интернет-СМИ «Интересный мир». 02.02.2012

Дорогие друзья и читатели! Проект «Интересный мир» нуждается в вашей помощи!

На свои личные деньги мы покупаем фото и видео аппаратуру, всю оргтехнику, оплачиваем хостинг и доступ в Интернет, организуем поездки, ночами мы пишем, обрабатываем фото и видео, верстаем статьи и т.п. Наших личные денег закономерно не хватает.

Если наш труд вам нужен, если вы хотите, чтобы проект «Интересный мир» продолжал существовать, пожалуйста, перечислите необременительную для вас сумму на карту Сбербанка: Visa 4276400051181130 Ширяева Лариса Артёмовна или MasterCard 5469400010332547 Ширяев Игорь Евгеньевич.

Также вы можете перечислить деньги в кошелек ЮMoney: 410015266707776.

Это отнимет у вас немного времени и денег, а журнал «Интересный мир» выживет и будет радовать вас новыми статьями, фотографиями, роликами.

Tags: интервьюсудьба
Share198Share

Related Posts

История

Фильм «Сторожевской плацдарм», 2023 год

31.10.2023
410.9k
История

Байка 72. Кремлёвский офис будущего психолога

08.10.2023
619.2k
История

Селявное Второе, или Селявное-2

05.10.2023
1.8M
История

Мобилизация в России

27.09.2023
1M
Юмор

Акела промахнулся!

27.09.2023
272.9k
Общество

Особенности личности и характера в близких отношениях: глава 3

21.08.2023
941.8k
Общество

О «принцах» и «принцессах» в практике консультации психолога

10.07.2023
651k
Общество

Байка 70. Девушка, похожая на княжну

13.08.2023
959.4k

ПУТЕШЕСТВИЯ / ИСТОРИЯ / НАУКА

Туризм

Галиёвская пещера

16.11.2023
674.1k
История

Фильм «Сторожевской плацдарм», 2023 год

31.10.2023
410.9k
Туризм

Отдых и стоянка на реке Хопёр

17.10.2023
1.3M
История

Байка 72. Кремлёвский офис будущего психолога

08.10.2023
619.2k
История

Селявное Второе, или Селявное-2

05.10.2023
1.8M

АРХИВЫ И КОЛЛЕКЦИИ

Культура

Домовой, или вторая волшебная жизнь

01.04.2023
271.8k
История

Отзыв о репортажной съёмке в проекте «Деревня»

11.12.2022
683.4k
История

Природный парк «Щербаковский», часть 6: Нижняя Добринка

15.10.2022
1.6M
История

Самолёты Ан на значках СССР

20.12.2021
340.9k
История

Воспоминания С.З. Ширяевой. Часть 4

19.10.2021
302.9k
История

Воспоминания С.З. Ширяевой. Часть 3

19.10.2021
329.5k

ЗАГАДОЧНОЕ

По местам съёмок фильма

15.07.2023
1.6M

Старое кладбище исчезнувшего села Новорождествено, часть 3

14.05.2023
1M

Старое кладбище исчезнувшего села Новорождествено, часть 2

14.05.2023
627k

Особенности личности и характера в близких отношениях: глава 1

25.05.2023
901.5k

Старое кладбище исчезнувшего села Новорождествено, часть 1

12.05.2023
830.2k

Как и где погиб Гагарин

05.04.2023
1.9M

РУБРИКИ

  • История
  • Культура
  • Наука
  • Общество
  • Техника
  • Туризм
  • Человек
  • Юмор

Электронное СМИ (электронный журнал, электронное издание) «Интересный мир». Зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС77-46403 от 01.09.2011 г.

Учредитель: Ширяева Лариса Артёмовна
Главный редактор: Ширяев Игорь Евгеньевич
Адрес редакции: 127276, Россия, Москва, ул. Б. Марфинская, д. 1.
Электронная почта:  redaktor@interesmir.ru
Телефон редакции: +7 916 299 74 05

Распространяется бесплатно.

Редакция не несет ответственности за достоверность информации, содержащейся в рекламных объявлениях и за содержание сайтов, на которые даны ссылки.

Любые виды копирования или цитирования разрешены только при условии обязательного указания источника. Интернет ссылка на электронное СМИ «Интересный мир» обязательна!

 Внимание! Электронное СМИ «Интересный мир» предназначено для людей старше 18 лет. Если вам меньше 18 лет, немедленно покиньте этот сайт!

Мнение редакции не всегда совпадает с мнением авторов публикаций.

Рейтинг@Mail.ru
No Result
View All Result
  • Главная
  • Человек
  • Общество
  • Туризм
  • История
  • Культура
  • Наука
  • Техника
  • Юмор
  • ЕЖЖЫ-продакшн
  • КОНТАКТЫ

Welcome Back!

Login to your account below

Forgotten Password?

Retrieve your password

Please enter your username or email address to reset your password.

Log In
67180408