• Latest
  • Trending

Воздушный «всадник без головы»

04.06.2020

Домовой, или вторая волшебная жизнь

01.04.2023

Беседы с Нарине: стресс

27.03.2023

Беседы с Нарине: практика психолога

27.03.2023

Таманский полуостров. Часть 9. Карабетова сопка (Карабетка)

09.03.2023

Таманский полуостров. Часть 8. Посёлок Веселовка и Бугазская коса

09.03.2023

Таманский полуостров. Часть 7. Посёлок Веселовка и Солёное озеро

03.03.2023

Беседы с Нарине: Путь в психологию

25.03.2023

Беседы с Нарине: Воспитание и школа жизни

22.02.2023

Отзыв главного героя о съёмке в нескольких фото и видео проектах

15.02.2023

Отзыв о съёмке от компании «TravelLine»

15.02.2023

Отзыв о съёмке в развлекательно-приключенческом проекте «Зов чести»

15.02.2023

Беседы с Нарине: Магия и психология

15.02.2023

Беседы с Нарине: о 90-х годах…

12.02.2023

Отзыв о фотосъёмке для груминг-салона «КуФи»

05.02.2023

Фотосъёмка котов

05.02.2023

Таманский полуостров. Часть 6. Рыбалка в лиманах вблизи станицы Курчанская

28.02.2023
  • НОВОСТИ
  • ЕЖЖЫ-продакшн
  • КОНТАКТЫ
Суббота, 1 апреля, 2023
Информационно аналитическое интеллектуальное электронное СМИ: туризм, психология, авторская журналистика, статьи и фото-видео
  • Главная
  • Человек
  • Общество
  • Туризм
  • История
  • Культура
  • Наука
  • Техника
  • Юмор
  • ЕЖЖЫ-продакшн
  • КОНТАКТЫ
No Result
View All Result
Информационно аналитическое интеллектуальное электронное СМИ: туризм, психология, авторская журналистика, статьи и фото-видео

Воздушный «всадник без головы»

2020/06/04
in История, Техника
23.1k 1.3k
18.7k
SHARES
33.5k
VIEWS
ПоделитьсяПоделиться

Забытые даты. Воздушный «всадник без головы»

50214_original

Утром 4 июля 1989 года в бельгийской деревушке Кооихем на крыльце дома сидел 19–летний сын фермера Вим де Лар. Вдруг с неба раздался гул, и это было последнее, что услышал в своей жизни несчастный парень. Ведь в следующее мгновение ему на голову упал… советский истребитель МиГ-23М.

Прибывшие полицейские, а вслед за ними и представители спецслужб и властей были в недоумении. Западная Европа, до бельгийско-французской границы всего 15 км. И тысяча километров до СССР. Откуда здесь советский истребитель? Может это ошибка? Но красные звезды на обломках машины не оставляли сомнений. Спецслужбы немедленно оцепили место аварии и специалисты начали поиск пилота. Все понимали, что застать его живым нереально, но ведь есть документы, карты… Разобрав останки машины, смешанные с обломками дома, вытащили раздавленное тело Вим де Лара. Растерянно бродили в еще дымящихся обломках эксперты, полицейские и спасатели. Искали малейшие обрывки летной одежды, фрагменты тела. Пилота не было нигде. Просто не было.

ИНТЕРЕСНЫЕ СТАТЬИ

Самолёты Ан на значках СССР

20.12.2021
340.9k

Кладбище «Быково». Часть 3

14.10.2021
52k

Создатели авиации России

14.10.2021
48.9k

Самолет «Миг-21». Город Жуковский

14.10.2021
56.7k

Домашний космический музей

24.05.2020
12.3k

Юрьева ночь

06.06.2020
41.3k

За два часа до падения

Ранним утром 4 июля 1989 года с аэродрома одной из авиачастей Северной советских группы войск в районе польского города Колобжега летчик 1–го класса полковник Николай Скуридин поднял в воздух истребитель МиГ–23М. Николай имел неплохой налет − более 1700 часов, из них 527 часов на МиГе. Полет он выполнял исключительно для поддержания летной квалификации − Скуридин не был строевым лётчиком, а служил начальником политотдела 239–й истребительной авиадивизии. Замполиты тоже должны были летать, ведь случись война − мало ли что?

В тот день Скуридин второй раз поднялся в воздух, все шло обыденно и скучно, колеса оторвались от ВПП, Николай уже обдумывал планы на остаток дня. Но набрав высоту, Николай вдруг услышал сильный хлопок в левом воздухозаборнике. Затем резко упала скорость самолета и пропал шум реактивного двигателя. Нельзя сказать, что Скуридин не испугался − с ним никогда не случалось такого, да и так неожиданно все произошло. Но летчик, пусть и не строевой, имел хорошую подготовку. Он не запаниковал, а четко выполнил инструкцию на такой случай − отвернул самолет в сторону моря, благо оно было под крылом, и дернул красную ручку катапульты. Со щелчком отлетел фонарь, ветер ударил в лицо, и в следующее мгновение покачиваясь на натянувшихся стропах Николай увидел удаляющийся МиГ, из турбины которого тянулся черный дым. Если бы он присмотрелся к самолету… Но Скуридина в тот момент, видимо, больше заботил собственный полет − желательно сесть на сушу, а не в море. Подтягивая стропы, он слегка скорректировал снижение в сторону берега и вскоре благополучно приземлился близ города Колобжег.

Призрак

В момент катапультирования локационные станции слежения продолжали вести самолет. Но над морем они потеряли его. На всякий случай по тревоге подняли пару перехватчиков, но горизонт был пуст, как и чиста водная гладь Балтики. Лишь морские птицы да одинокие суда придавали пейзажу хоть какое-то движение. Логично предположив, что неисправный самолет упал в море, все успокоились и нехотя приступили к внеплановому в этот день, но необходимому занятию − сели писать рапорта.

Но самолет и не думал погибать. После катапультирования пилота, носовая часть МиГа облегчилась на значительную величину − кресло-катапульта и сам пилот весят немало. Центровка машины изменилась, и она прекратила снижение. А двигатель… начал набирать обороты! Автопилот оставался включенным, и МИГ продолжил полет точно по заданному курсу.

Также оставалась включенной и система распознавания «свой-чужой». ПВО Польши беспрепятственно пропустили самолет, то же самое сделали и ПВО ГДР (Германской Демократической Республики). Пройдя территорию ГДР, «всадник без головы» пересек границу ФРГ в районе города Данненберга. Начиналось самое интересное − советский МИГ-23М вторгся в воздушное пространство страны вероятного противника. Впереди по курсу, до самых берегов неспокойной Атлантики простирались сплошь воздушные пространства стран НАТО…

«Я вижу его, сэр!»

Западногерманская ПВО засекла истребитель русских в 9-44 по среднеевропейскому времени у самой границы. Немедленно по тревоге подняли два перехватчика. Но злую шутку сыграли размеры европейских стран − пока истребители набрали высоту и легли на догонный курс, призрак уже преодолел 300 километров западногерманской территории, на что у него ушло всего 15 минут, и в 9-59 ушел в Голландию. Входить в чужое воздушное пространство у немцев приказа не было…

Голландцы оказались проворнее − ведь их ПВО уже была предупреждена с немецкой стороны. С базы Сустерберг с ревом поднялись два американских F-15 и уже через 6 минут, в 10-05 нагнали МиГ. Видя, что советский истребитель не вступает в бой и не пытается уйти от преследования, американцы вплотную подошли к машине вероятного противника. «Вы видите его?!!» − разрывался эфир. «Что вы видите?» − «Да, мы видим его, сэр! МИГ-23, бортовой номер 29, он идет ровным курсом, сэр. Но фонаря нет и кабина пуста!» − «Повторите, не понял!» — «Фонарь сброшен, кабина пилота пуста, сэр!» Депеши с авиабазы полетели в штаб. Сбивать? Но ведь это же наверняка война. В это время МиГ прошел Голландию и подходил к бельгийской границе. Под крылом проплывали густонаселенные районы Голландии и Бельгии. Границ между городами, разросшимися в последние десятилетия, почти не было. Сбитый самолет неизбежно привел бы к многочисленным жертвам. Специалисты пытались рассчитать дальность полета − где кончится горючее у русского призрака? Благодаря разведке, им были известны все характеристики этой далеко не новой уже машины. Но они не знали места вылета, поскольку натовские ПВО вели МиГ только от границ ФРГ. Прошло еще 29 минут, а под крылом «всадника без головы» уже подходила к концу территория Бельгии…

В конце концов, натовцы решили… не делать ничего! Впереди по курсу лежала Франция, а за ней Ла-Манш. Самолет либо упадет в воды пролива, либо его можно будет безболезненно сбить над морской гладью.

50506_original

Забыть

МиГ-23М не дотянул до Ла-Манша. В 10-37 он упал на голову бедного Вим де Лара – к несчастью для него и к великому счастью для Москвы. Дело в том, что по какой-то роковой случайности именно в этот день, 4 июля 1989 года, состоялся визит Михаила Горбачева во Францию. Если бы МиГ разбился на французской территории, до которой оставалось всего 15 км, международный скандал, и очень крупный, был бы неотвратим.

50735_original

Но случилось то, что случилось − ситуацию быстро замяли, советское правительство выразило соболезнования семье погибшего (не верится, но при падении погиб всего 1 человек, от чего его родным, конечно, было не легче). Семья получила от СССР 800 тысяч долларов компенсации. «Мы едва избежали непостижимой катастрофы. Трудно представить, что могло случиться, упади самолет на промышленные кварталы Лилля», — облегченно вздохнул министр внутренних дел Бельгии Льюис Тоббэк и выразил молчаливое желание забыть эту историю. Все без исключения чиновники натовских стран это желание молчаливо поддержали.

За два года до этих событий на Красной площади приземлился Матиас Руст, на легкой Сессне преодолевший все заслоны советской ПВО. В отставку был отправлен министр обороны, и царившая уже в то время гласность позволила долго ругать советскую ПВО и всю систему обороны, вспоминая чуть ли не каждый год об этом событии. Про Руста и его полет снято множество документальных фильмов, написаны статьи.

А эту историю почему-то никто не вспоминает. Хотя неуправляемый МиГ-23 был не был легкой маленькой Сессной, летящей на сверхмедленной, по сравнению с перехватчиком, скорости, и не прятался, как Руст от локаторов в приземных помехах. Он шел на приличной высоте, был открыт для всех средств ПВО. Советский МиГ беспрепятственно пролетел над западногерманскими, американскими и британскими группировками войск, их системами ПВО и аэродромами с истребителями. Натовская ПВО оказалась явно не на высоте, и так и не смогла, или не пожелала прервать этот фантастический полет призрака 4 июля 1989 года. Некоторое время, пока эту историю еще помнили, ходила шутливая фраза − «Чтобы преодолеть ПВО СССР потребовался спортивный самолет и летчик, а чтобы преодолеть ПВО НАТО не понадобилось даже летчика».

Автор Александр Афанасьев. Источник.

Интернет-СМИ «Интересный мир».  29.11.2015

Дорогие друзья и читатели! Проект «Интересный мир» нуждается в вашей помощи!

На свои личные деньги мы покупаем фото и видео аппаратуру, всю оргтехнику, оплачиваем хостинг и доступ в Интернет, организуем поездки, ночами мы пишем, обрабатываем фото и видео, верстаем статьи и т.п. Наших личные денег закономерно не хватает.

Если наш труд вам нужен, если вы хотите, чтобы проект «Интересный мир» продолжал существовать, пожалуйста, перечислите необременительную для вас сумму на карту Сбербанка: Visa 4276400051181130 Ширяева Лариса Артёмовна или MasterCard 5469400010332547 Ширяев Игорь Евгеньевич.

Также вы можете перечислить деньги в кошелек ЮMoney: 410015266707776.

Это отнимет у вас немного времени и денег, а журнал «Интересный мир» выживет и будет радовать вас новыми статьями, фотографиями, роликами.

Tags: авиа и космос
Share486Share

Related Posts

История

Самолёты Ан на значках СССР

20.12.2021
340.9k
История

Кладбище «Быково». Часть 3

14.10.2021
52k
История

Создатели авиации России

14.10.2021
48.9k
История

Самолет «Миг-21». Город Жуковский

14.10.2021
56.7k
История

Домашний космический музей

24.05.2020
12.3k
История

Юрьева ночь

06.06.2020
41.3k
Техника

Мне стыдно за отечественную электронику! Опозорились на весь мир…

04.06.2020
49.9k
Техника

Мемориал «Быково»: катастрофа Sukhoi Superjet 100

14.10.2021
55.2k

ПУТЕШЕСТВИЯ / ИСТОРИЯ / НАУКА

Туризм

Таманский полуостров. Часть 9. Карабетова сопка (Карабетка)

09.03.2023
859.1k
Туризм

Таманский полуостров. Часть 8. Посёлок Веселовка и Бугазская коса

09.03.2023
1.5M
Туризм

Таманский полуостров. Часть 7. Посёлок Веселовка и Солёное озеро

03.03.2023
1.4M
Культура

Отзыв главного героя о съёмке в нескольких фото и видео проектах

15.02.2023
1.7M
Культура

Отзыв о съёмке от компании «TravelLine»

15.02.2023
502.8k

АРХИВЫ И КОЛЛЕКЦИИ

Культура

Домовой, или вторая волшебная жизнь

01.04.2023
271.8k
История

Отзыв о репортажной съёмке в проекте «Деревня»

11.12.2022
683.4k
История

Природный парк «Щербаковский», часть 6: Нижняя Добринка

15.10.2022
1.6M
История

Самолёты Ан на значках СССР

20.12.2021
340.9k
История

Воспоминания С.З. Ширяевой. Часть 4

19.10.2021
302.9k
История

Воспоминания С.З. Ширяевой. Часть 3

19.10.2021
329.5k

ЗАГАДОЧНОЕ

Домовой, или вторая волшебная жизнь

01.04.2023
271.8k

Отзыв главного героя о съёмке в нескольких фото и видео проектах

15.02.2023
1.7M

Мужской сбой по психологическим причинам

15.01.2023
1.3M

Табу против инстинктов. Часть 7. Табу на мертвецов

12.02.2023
998.1k

Табу против инстинктов. Часть 6. Табу на вышестоящих

13.01.2023
395.9k

Табу против инстинктов. Часть 5. Табу, связанные с врагами, и табу на каннибализм

01.01.2023
618.4k

РУБРИКИ

  • История
  • Культура
  • Наука
  • Общество
  • Техника
  • Туризм
  • Человек
  • Юмор

Электронное СМИ (электронный журнал, электронное издание) «Интересный мир». Зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС77-46403 от 01.09.2011 г.

Учредитель: Ширяева Лариса Артёмовна
Главный редактор: Ширяев Игорь Евгеньевич
Адрес редакции: 127276, Россия, Москва, ул. Б. Марфинская, д. 1.
Электронная почта:  redaktor@interesmir.ru
Телефон редакции: +7 916 299 74 05

Распространяется бесплатно.

Редакция не несет ответственности за достоверность информации, содержащейся в рекламных объявлениях и за содержание сайтов, на которые даны ссылки.

Любые виды копирования или цитирования разрешены только при условии обязательного указания источника. Интернет ссылка на электронное СМИ «Интересный мир» обязательна!

 Внимание! Электронное СМИ «Интересный мир» предназначено для людей старше 18 лет. Если вам меньше 18 лет, немедленно покиньте этот сайт!

Мнение редакции не всегда совпадает с мнением авторов публикаций.

Рейтинг@Mail.ru
No Result
View All Result
  • Главная
  • Человек
  • Общество
  • Туризм
  • История
  • Культура
  • Наука
  • Техника
  • Юмор
  • ЕЖЖЫ-продакшн
  • КОНТАКТЫ

Welcome Back!

Login to your account below

Forgotten Password?

Retrieve your password

Please enter your username or email address to reset your password.

Log In
67180408